Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лидерство и командообразование
06.03.01_2022_112.plx
06.03.01 Биология
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 06.03.01_2022_112.plx
к.э.н., зав. кафедрой, Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Лидерство и командообразование
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 21.04.2022 протокол № 9
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 06.03.01_2022_112.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: Формирование у студентов теоретических знаний для понимания роли и ответственности лидера в современных организациях, а также формирование понимания основных принципов создания команды и необходимых условий успешной командной работы.
Задачи: - изучить понятие лидерства, его социально-психологическую природу, теории лидерства, типы лидеров;
- рассмотреть социально-психологический портрет лидера;
- раскрыть и изучить инструменты эффективного лидерства;
- изучить сущность командообразования, понятия команда и группа, их сходства и отличия;
- изучить и раскрыть инструменты управления командными взаимоотношениями и работу с конфликтами в команде;
- рассмотреть особенности командообразования как ключевую задачу лидеров.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Культура речи и деловое общение
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Знать: сущность и особенности стратегии сотрудничества и ее использования для достижения поставленной цели; особенности распределения ролей в команде.
Уметь: определять свою роль в команде.
Владеть: навыком сотрудничества для достижения поставленной цели.
ИД-1.УК-3: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
Знать: особенности поведения отдельных групп людей, с которыми взаимодействует в процессе своей деятельности.
Уметь: учитывать в своей деятельности особенности поведения отдельных групп людей.
Владеть: навыками взаимодействия с различными группами людей в процессе свое деятельности.
ИД-2.УК-3: Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п).
Знать: способы планирования личных действий по достижению заданного результата.
Уметь: планировать последовательность шагов для достижения заданного результата; предвидеть последствия личных действий.
Владеть: навыками планирования личных действий по достижению заданного результата.
ИД-3.УК-3: Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
Знать: способы эффективного взаимодействия с другими членами команды.
Уметь: участвовать в обмене информацией, знаниями, опытом и презентации результатов работы.
Владеть: навыками взаимного обмена информацией, знаниями, опытом и презентации результатов работы.
ИД-4.УК-3: Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Знать: о своих ресурсах и качествах, необходимых для лидера.
Уметь: применять свои ресурсы и лидерские качества в решении поставленных задач и для успешного выполнения порученной работы.
Владеть: навыками применения своих ресурсов и лидерских качеств в решении поставленных задач и для успешного выполнения порученной работы. .
ИД-1.УК-6: Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.) для успешного выполнения порученной работы.
ИД-2.УК-6: Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий,
Знать: важность развития лидерских качеств и эффективной работы в команде.
Уметь: планировать необходимые виды деятельности для развития лидерских качеств и эффективной работы в команде..
Владеть: приёмами планирования необходимых видов деятельности для развития лидерских качеств и эффективной работы в команде..
средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
Знать: способы и методы реализации целей деятельности, в том числе с использованием инструментов эффективного лидерства и командного взаимодействия.
Уметь: реализовывать намеченные цели деятельности, в том числе с использованием инструментов эффективного лидерства и командного взаимодействия.
Владеть: навыками реализации намеченных целей деятельности при решении поставленных задач, в том числе с использованием инструментов эффективного лидерства и командного взаимодействия.
ИД-3.УК-6: Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Понятие лидерства, его социально-психологическая природа. Теории лидерства, типы лидеров.
Тема 1. Понятие лидерства, его социально-психологическая природа. Теории лидерства, типы лидеров.
Интерактивная лекция (лекция-беседа)
Лидерство как социальное и психологическое явление. История изучения лидерства. Основные теории лидерства: теория черт, ситуативная теория, теория последователей, комбинированные теории. Типы и стили лидерства. Функции лидера и его ответственность. /Лек/
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Тема 1. Понятие лидерства, его социально-психологическая природа. Теории лидерства, типы лидеров.
Образовательные технологий: обсуждение вопросов, дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов:
1. Что такое лидерство?
2. В чем отличие социологического и психологического понимания лидерства?
3. В чем состоят трудности описания природы лидерства?
4. Каковы основные теории лидерства? В чем состоят их отличия?
5. Каковы основные типы лидерства?
6. Что такое стиль лидерства?
7. Каковы функции лидерства?
2. Проведение дискуссии на тему: «Можно ли стать лидером?» /Пр/
Тема 1. Понятие лидерства, его социально-психологическая природа. Теории лидерства, типы лидеров.
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Подготовка к практическому занятию, подготовка к дискуссии.
3. Подготовка конспекта-схемы /Ср/
Раздел 2. Социально-психологический портрет лидера.
Тема 2. Социально-психологический портрет лидера.
Интерактивная лекция (проблемная лекция)
Лидерство как внутренне состояние, поведенческая модель, социальный образ (имидж). Универсальные и вариативные психологические качества лидера. Личная эффективность. Поведение лидера. Особенности вербальных и невербальных и невербальных проявлений лидера. Имидж лидера, репутация и престиж. Индивидуальный стиль лидерства. Индивидуальность как ценность. /Лек/
Тема 2. Социально-психологический портрет лидера.
Образовательные технологий: тренинг, дискуссия
План занятия:
1. Выполнение упражнений на оценку лидерских качеств.
2. Тренинг на определение лидерских качеств и их развитие. /Пр/
Тема 2. Социально-психологический портрет лидера.
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Подготовка к практическому занятию.
3. Выполнение практического задания "Разработка социально-психологического портрета лидера" /Ср/
Раздел 3. Инструменты эффективного лидерства.
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Тема 3. Инструменты эффективного лидерства.
Интерактивная лекция (лекция-визуализация)
Ключевые навыки высокоэффективных людей. Тайм-менеджмент и целеполагание. Коммуникация: умение слушать и умение говорить. Презентация и самопрезентация. Искусство публичного выступления. Коучинг. Медиация. Feedback. Принятие решений. Ответственность. Делегирование. Мотивирование и стимулирование. Контроль и оценка, искусство обратной связи. /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
Тема 3. Инструменты эффективного лидерства.
Упражнение "Целеполагание"
Тренинг "Искусство публичного выступления"
Креативная сессия для освоения техники коммуникации: мозговой штурм, синектика, метод Дельфи и др.
Тренинг "Доверие и делегирование полномочий"
/Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
Тема 3. Инструменты эффективного лидерства.
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Подготовка к практическому занятию.
3. Анализ бизнес-кейса «Делегирование»
4. Выполнение практического задания по подготовке самопрезентации /Ср/
ИД-1.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
Раздел 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.
Тема 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.
Основные функции команды. Основные признаки команды и группы. Определение понятий команда и командообразование. Отличие команды от группы людей. Основные функции команды. Основные признаки команды. Критерии успешной команды. Причины неэффективной работы команды. Специфика команды как группы высокого уровня развития. /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3
Тема 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.
Тренинг "Командообразование"
Просмотр и анализ видеоматериалов по командообразованию /Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3
Тема 4. Сущность командообразования, команда и группа: сходства и отличия.
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Подготовка к практическому занятию.
3. Подготовка конспекта-схемы. /Ср/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Раздел 5. Инструменты управления командными взаимоотношениями. Работа с конфликтами в команде.
Тема 5. Инструменты управления командными взаимоотношениями. Работа с конфликтами в команде.
Интерактивная лекция (лекция-беседа)
Управление командными взаимоотношениями. Формальные инструменты управления (регламенты, правила, договоры, процедуры). Неформальные инструменты управления (ритуалы, традиции, общение вне работы). Блокирующие модели поведения. Работа с конфликтом в команде. Трудности работы в команде. Социальные конфликты в команде и управление ими. /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3
Тема 5. Инструменты управления командными взаимоотношениями. Работа с конфликтами в команде.
Деловая игра "Формирование команды и постановка задач для команды"
Тренинг "Работа с конфликтом в команде"
/Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
Тема 5. Инструменты управления командными взаимоотношениями. Работа с конфликтами в команде.
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Подготовка к практическому занятию, деловой игре. /Ср/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
Раздел 6. Командообразование как ключевая задача лидеров
Тема 6. Командообразование как ключевая задача лидеров.
Интерактивная лекция (лекция-беседа)
Команда как особый тип организации. Теории формирования команд. Диалектика отношений лидера и последователей в процессе развития команды. Классификаций ролей в команде. Мыслитель, исследователь ресурсов, оценивающий, коллективист, доводящий до конца, действующий, председатель. Эффективно действующая команда. /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
Тема 6. Командообразование как ключевая задача лидеров.
Дискуссия «Всегда ли команда эффективна?»
Анализ видеоматериала «Лидер и формирование ролей в команде» /Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
Тема 6. Командообразование как ключевая задача лидеров.
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Подготовка к практическому занятию.
3. Подготовка конспекта-схемы
/Ср/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт)
Подготовка к зачёту /Зачёт/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
Контактная работа /KСРАтт/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. Лидерство как социальное и психологическое явление.
2. Основные теории лидерства: теория черт, ситуативная теория, теория последователей, комбинированные теории.
3. Типы и стили лидерства.
4. Функции лидера и его ответственность.
5. Лидерство как внутренне состояние, поведенческая модель, социальный образ (имидж).
6. Универсальные и вариативные психологические качества лидера.
7. Поведение лидера. Особенности вербальных и невербальных и невербальных проявлений лидера.
8. Имидж лидера, репутация и престиж.
9. Индивидуальный стиль лидерства.
10. Ключевые навыки высокоэффективных людей.
11. Тайм-менеджмент и целеполагание.
12. Коммуникация: умение слушать и умение говорить.
13. Презентация и самопрезентация.
14. Искусство публичного выступления.
15. Коучинг. Медиация. Feedback.
16. Принятие решений. Ответственность. Делегирование.
17. Мотивирование и стимулирование.
18. Контроль и оценка, искусство обратной связи.
19. Теории формирования команд.
20. Классификаций ролей в команде.
21. Эффективно действующая команда.
22. Основные функции команды.
23. Основные признаки команды.
24. Основные функции команды.
25. Критерии успешной команды.
26. Причины неэффективной работы команды.
27. Управление командными взаимоотношениями.
28. Формальные инструменты управления (регламенты, правила, договоры, процедуры).
29. Неформальные инструменты управления (ритуалы, традиции, общение вне работы).
30. Блокирующие модели поведения.
31. Работа с конфликтом в команде.
32. Трудности работы в команде.
33. Социальные конфликты в команде и управление ими.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Вопросы для подготовки конспектов:
1. Лидерство как социальное и психологическое явление.
2. Основные теории лидерства: теория черт, ситуативная теория, теория последователей, комбинированные теории.
3. Типы и стили лидерства.
4. Функции лидера и его ответственность.
УП: 06.03.01_2022_112.plx
5. Теории формирования команд.
6. Классификаций ролей в команде.
7. Эффективно действующая команда.
8. Основные функции команды.
9. Основные признаки команды.
10. Основные функции команды.
11. Критерии успешной команды.
12. Причины неэффективной работы команды.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств представлен в отдельном документе
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тесты, деловая игра, задания для проведения тренинга, вопросы для конспектов, вопросы для обсуждения на практическом занятий, кейсы.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Лидерство и командообразование в организации: учебное пособие
Тверь: Тверской государственный университет, 2020
https://www.iprbookshop.ru/111565.html
Байдаков А. Н., Назаренко А. В., Звягинцева О. С.
Лидерство и командообразование: учебное пособие
Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2019
https://www.iprbookshop.ru/109364.html
6.1.2. Дополнительная литература
Лидерство и командообразование: учебное пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, Печатная галерея, 2017
https://www.iprbookshop.ru/73541.html
Ильина Е. В., Афанасьева А. Н., Романова А. И.
Лидерство: учебное пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022
https://www.iprbookshop.ru/116447.html
Мазур Е. Ю., Шилакина А. В., Шилакина Н. А., Шульгина Е. С.
Психология лидерства: теория и практика: учебное пособие
Москва: Институт мировых цивилизаций, 2020
https://www.iprbookshop.ru/99297.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Межвузовская электронная библиотека
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УП: 06.03.01_2022_112.plx
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютерный класс, класс деловых игр, центр (класс) деловых игр, класс имитации деятельности предприятия, лаборатория имитации деятельности предприятия, учебно-тренинговый центр (лаборатория), лаборатория информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа – это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением.
На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю. Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине. Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, так же учитываются при итоговой аттестации по курсу.
В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи:
- углублённое знакомство с предметом исследования;
- овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами;
-выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для подведения обоснованных выводов и принятия управленческих решений.
Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре программы курса.
Методические указания по подготовке конспектов
При подготовке конспектов необходимо использовать различные способы конспектирования, особенности которых
раскрываются ниже.
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала, которые лаконично выражают суть рассматриваемого текста, дают возможность раскрыть его содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие: сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали; выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов; использование различных цветов; подчеркивание; заключение в рамку главной информации.
Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном
УП: 06.03.01_2022_112.plx
тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.
Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.
Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать. Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим. В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими: 1. Подберите факты для составления схемы. 2. Выделите среди них основные, общие понятия.3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. 4. Сгруппируйте факты в логической последовательности. 5. Дайте название выделенным группам. 6. Заполните схему данными.
Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.
Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.
Опорный конспект. В опорном конспекте содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п