2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Болезни декоративных_ экзотических_ зоопарковых и диких животных_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Болезни декоративных, экзотических, зоопарковых и диких животных
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. биол. наук, доцент, Адарина Ч.Т.
 
 
Болезни декоративных, экзотических, зоопарковых и диких животных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов умения самостоятельно работать с литературой и ориентироваться в современных научных направлениях по терапии и профилактике болезней декоративных, экзотических, зоопарковых и диких животных
1.2
Задачи: - ознакомление обучающихся с особенностями анатомии, биологии декоративных и экзотических животных и предрасположенность их к болезням;

- привитие обучающимся умения самостоятельно проведения лечбно-профилактических мероприятий животным и птице;

- формирование умения и навыка диагностики терапевтических, акушерско- гинекологических и инфекционных болезней

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Знания биологии и экологии предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знает основные характеристики болезней животных,  закономерности и механизм патологического процесса, основные принципы диагностики болезней Знает анатомию и физиологию животных, характеристику патофизиологических процессов, патологоанатомическую картину при инфекционных, инвазионных и незаразных болезнях. Умеет анализировать проблемную ситуацию в области инфекционных, инвазионных и незаразных болезней,  проведении лечебно-профилактических мероприятий при болезнях животных. Владеет: методами анализа проблемной ситуации как системы, выявляя ее составляющие и связи между ними
ИД-1.УК-1: Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
 
Знает основные принципы диагностики болезней, особенности терапии и лечебно-профилактических мероприятий. Умеет осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации; определять в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Владеет: методами решения поставленной проблемной ситуации.
ИД-2.УК-1: Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
 
Знает стратегию достижения поставленной цели. Умеет разрабатывать стратегию последовательного достижения поставленной цели, предвидеть результат каждого из них и оценивать их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности Владеет методами последовательного достижения поставленной цели.
ИД-3.УК-1: Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Особенности анатомии, биологии, кормления и содержания рептилий. Болезни рептилий
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.1
Особенности анатомии, биологии, кормления и содержания рептилий. Болезни рептилий /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Особенности анатомии, биологии, кормления и содержания рептилий. Болезни рептилий /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Особенности анатомии, биологии, кормления и содержания рептилий. Болезни рептилий /Ср/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Особенности биологии, кормления и содержания декоративных грызунов и кроликов. Болезни декоративных грызунов, кроликов, хорьков
 
2.1
Особенности биологии, кормления и содержания декоративных грызунов, кроликов, хорьков /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Особенности биологии, кормления и содержания декоративных грызунов и кроликов. Болезни декортивных грызунов, кроликов, хорьков /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Особенности биологии, кормления и содержания декоративных грызунов, кроликов, хорьков /Ср/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Биология, кормление и содержание певчих и декоративных птиц. Болезни певчих и декоративных птиц
 
3.1
Биология, кормление и содержание певчих и декоративных птиц. Болезни певчих и декоративных птиц /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Биология, кормление и содержание певчих и декоративных птиц. Болезни певчих и декоративных птиц /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Биология, кормление и содержание певчих и декоративных птиц. Болезни певчих и декоративных птиц /Ср/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Биологические особенности представителей семейств Псовые, Кошачьи и Медвежьи. Биология, кормление и содержание животных семейства Беличьи, Ежовые и отряда Приматы.
 
4.1
Биологические особенности представителей семейств Псовые, Кошачьи и Медвежьи. Биология, кормление и содержание животных семейства Беличьи, Ежовые и отряда Приматы /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
4.2
Биологические особенности представителей семейств Псовые, Кошачьи и Медвежьи. Биология, кормление и содержание животных семейства Беличьи, Ежовые и отряда Приматы /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
4.3
Биологические особенности представителей семейств Псовые, Кошачьи и Медвежьи. Биология, кормление и содержание животных семейства Беличьи, Ежовые и Приматы /Ср/
6,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Болезни диких и зоопарковых животных
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
5.1
Болезни диких и зоопарковых животных /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
5.2
Болезни диких и зоопарковых животных /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 6. Редкие и исчезающие виды животных
 
6.1
Редкие и исчезающие виды животных /Ср/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 7. Консультации
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
8.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
8.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Контрольная работа по теме. Болезни хорьков

1. Охарактеризуйте технику проведения анестезиологии хорьков: препараты, дозы, способы введения.

2. Опишите эпизоотический гастроэнтерит хорьков.

3. Внутренние незаразные болезни хорьков: симптомы, диагностика, терапия, профилактика.

4. Дайте характеристику алеутской болезни норок.

5. Инсулинома и ее отличия от других онкологических заболеваний.

6. Проведение реанимационных мероприятий у хорьков.

7. Опишите заболевания сердца у хорьков.

8. Гиперадренортицизм и его отличия от других онкологических болезней.

9. Техника проведения диагностических процедур: УЗИ-диагностика, рентгенография.

10. Дайте характеристику затяжной течке (гиперэстрогенизма) у хорьков.

11. Лимфома и ее диагностика.

12. Охарактеризуйте основные методы диагностики онкологических болезней хорьков.

Контрольная работа по разделу 5. Зоопарковые и дикие животные

1. Особенности содержания и кормления ежей в домашних условиях

2. Опишите папилломатоз ежей.

3. Охарактеризуйте ожирение поссумов.

4. Дайте характеристику полиомиелиту приматов.

5. Опишите бешенство животных.

6. Особенности содержания и кормления поссумов.

7. Охарактеризуйте кренозомоз ежей.

8. Вторичный гиперпаратиреозпоссумов.

9. Перечислите причины, симптомы, лечение и профилактику туберкулеза приматов.

10. Особенности биологии представителей семейства кошачьи.

11. Методы взятия крови у ежей и поссумов.

12. Дайте характеристику сальмонеллезу ежей.

13. Назовите причины и способы лечения выпадения шерсти у поссумов.

14. Охарактеризуйте стронгилоидоз приматов.

15. Особенности биологии представителей семейства Псовых.

16. Анестезия и анальгезия ежей и поссумов.

17. Опишите дерматомикозы ежей.

18. Дайте характеристику лямблиозупоссумов.

19. Проведение терапевтических манипуляций у приматов.

20. Особенности биологии представителей семейства Медвежьих.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Увядание мартышек или увядание игрунок: причины, симптомы, меры борьбы.

 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
2. «Тигровая» болезнь крупных кошачьих: возбудитель, симптомы, профилактика.

3. Роль человека в возникновении и распространении болезней зоопарковых животных.

4. Вирусные гепатиты у приматов.

5. ЛихорадкаЭбола: возбудитель, симптомы и лечение.

6. Полиомеолит у приматов: причины, клиническое проявление, меры борьбы.

7. Ротовирусная и короновирусная инфекции у приматов.

8. Приобретенный иммунодефицит обезьян: причины возникновения, симптомы и профилактика.

9. Человек как источник инфекции при возникновении заболеваний обезьян.

10. Организация лечебных и профилактических мероприятий при возникновении заболеваний у обезьян.

11. Болезни кожи у морских млекопитающих.

12. Морбилливирусная болезнь китообразных.

13. Калицивироз ластоногих.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств формируется отдельным документом в соответствии с Положением ГАГУ о Фонде 
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Устный опрос, реферат, тестовые задания
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Максимов В.И., Лысов В.Ф.
Основы физиологии и этологии животных: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2019
https://e.lanbook.com/book/116378
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Скопичев В.Г.
Поведение животных: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2009
https://e.lanbook.com/book/365
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
круглый стол
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
301 В1
Кабинет ветеринарно-санитарной экспертизы, паразитологии и инвазионных болезней. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, столы, стулья. Шкафы с демонстрационным материалом (макропрепараты, муляжи, микропрепараты), плакаты, стенды, химреактивы и лабпосуда, трихенеллоскоп «Стейк», образцы лекарственных средств, весы, стенды
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по курсу

По курсу предусмотрено проведение лекционных занятий, на которых дается основной систематизированный материал, лабораторных или практических занятий. Распределение занятий по часам представлено в РПД. Важнейшим этапом курса 

 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
является самостоятельная работа с использованием различных источников  литературы.

В объем самостоятельной работы по дисциплине включается следующие главные аспекты:

- изучение теоретических вопросов по всем темам дисциплины. В соответствии с графиком проведения контрольных точек в семестре проводится две контрольные точки. Результаты оценки успеваемости заносятся в ведомость.

- подготовка к текущему контролю успеваемости студентов в контрольной точке (текущая аттестация);

- подготовка к промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация  проводится по расписанию сессии. Результаты аттестации заносятся в экзаменационно-зачетную ведомость и зачетную книжку студента (при получении положительного результата). Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию по графику сессии, должны ликвидировать задолженность в установленном порядке.

Общее распределение часов аудиторных занятий и самостоятельной работы по темам дисциплины и видам занятий приведено в соответствующем разделе РПД

Подготовка к занятиям: для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.

В процессе работы с учебной и научной литературой студент может:

- делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);

- составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);

- готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);

- создавать конспекты (развернутые тезисы, которые).

Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам занятий.

Подготовка докладов, выступлений и рефератов, если они предусмотрены рабочей программой дисциплины: Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п.  

Доклад представляет публичное, развёрнутое сообщение (информирование) по определённому вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д.  Необходимо подготовить текст доклада и (или) иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к занятию.

Подготовка  к промежуточной аттестации.

При подготовке к промежуточной аттестации студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, просмотреть решения основных задач, решенных самостоятельно и на занятиях. Если у студента имеются вопросы, которые он не понял, то он может получить на них пояснения на консультации.

Самостоятельная работа (СР).

Задачи самостоятельной работы:

- обретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования;

- выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.

Технология СР должна обеспечивать овладение знаниями, закрепление и систематизацию знаний, формирование умений и навыков. Апробированная технология характеризуется алгоритмом, который включает следующие логически связанные действия студента:

- чтение текста (учебника, пособия, конспекта лекций); - конспектирование текста;

- решение задач и упражнений, заданий;

- подготовка к практическим (лабораторным) занятиям;

- ответы на контрольные вопросы;

- составление планов и тезисов устного ответа.