2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Охрана окружающей среды_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Охрана окружающей среды
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.с.х.н., доцент, Попеляева Н.Н.
 
 
Охрана окружающей среды
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование экологического мировоззрения,  знания принципов и правил охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов, а также формирование природоохранного сознания.
1.2
Задачи: -фундаментальные понятия, проблемы и аспекты изучения охраны окружающей среды, ее взаимосвязь с экологией и другими науками; -научные основы охраны окружающей среды; -основные источники загрязнения окружающей среды; -основные проблемы и пути их решения при охране атмосферного воздуха, воды, земель, недр, растительного и животного мира, аграрных и промышленных экосистем; -основы  защиты окружающей среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
-понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области охраны окружающей среды -выделять факторы воздействия предприятий промышленности на компоненты окружающей среды; -фундаментальные понятия, проблемы и аспекты изучения охраны окружающей среды, ее взаимосвязь с экологией и другими науками.
ИД-1.УК-1: Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
 
-методы оценки состояния окружающей природной среды; -основы охраны природных ресурсов, растительного и животного мира; -основные законодательные, правовые и нормативные документы в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
ИД-2.УК-1: Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
 
-экологическую ситуацию в регионе, РФ, мире; -научные основы охраны окружающей среды.
ИД-3.УК-1: Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
 
-основные проблемы и пути их решения при охране атмосферного воздуха, воды, земель, недр, растительного и животного мира, аграрных и промышленных экосистем -проводить оценку качества компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв) на основе существующих норм их содержания.
ИД-5.УК-1: Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретические основы охраны природы
 
1.1
Теоретические основы охраны природы /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.2
Теоретические основы охраны природы /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Теоретические основы охраны природы /Ср/
8,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Охрана и рациональное использование природных ресурсов
 
2.1
Охрана и рациональное использование природных ресурсов /Лек/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Охрана и рациональное использование природных ресурсов /Пр/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Охрана и рациональное использование природных ресурсов /Ср/
10
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Международная деятельность по охране природы
 
3.1
Международная деятельность по охране природы /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Международная деятельность по охране природы /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Международная деятельность по охране природы /Ср/
8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Организация охраны природы в России
 
4.1
Организация охраны природы в России /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
4.2
Организация охраны природы в России /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
4.3
Организация охраны природы в России /Ср/
8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Содержание и задачи науки экологии. Экология - теоретическая основа охраны природы. 2. Цели и задачи охраны природы. 3. Международное сотрудничество в деле охраны природы. 4. Научно-технический прогресс и охрана природы. "Критическая (запретная) грань в воздействии производительных сил и техники на окружающую среду". Примеры. 5. Экологические катастрофы. Причины. Примеры. 6. Биосфера. Особенности строения, границы. 7. Схема биотического круговорота веществ.  Продуценты, консументы, редуценты. 8. Сельское хозяйство и охрана природы. 9. Природные ресурсы, их классификация и краткая характеристика. 10. Сельскохозяйственное загрязнение природы и борьба с ним. 11. Земельные ресурсы и проблема их охраны. 12. Охрана почв. Луга и пастбища. 13. Экологические основы лесопастбищного хозяйства. 14. Экологические основы рационального использования сенокосов и пастбищ. 15. Особенности фитоценозов природных лугов и агрофитоценозов. 16. Мероприятия по предупреждению пастбищной и технической дигрессии лугов и пастбищ. 17. Водные ресурсы. Проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов. 18. Особенности охраны водоемов в условиях  сельскохозяйственного производства. Использование сточных вод. 19. Основные требования к питьевой воде. Экологические требования к источникам питьевой воды. 20. Способы очистки животноводческих сточных вод. Сущность биологической очистки сточных вод. 21. Схема процессов выбросов веществ в атмосферу и их трансформация в кислотные дожди. 22. Кислотные дожди и окружающая среда. Предшественники кислотных дождей. 23. Значение растений в биосфере. Охрана растительности. 24. Леса и проблема их охраны. 25. Защитное лесоразведение и сельское хозяйство. 26. Охрана воздушной среды. Борьба с шумовыми загрязнениями. 27. Охрана недр - невозобновимых ресурсов земли. 28. Животные как компонент биосферы. Охрана животных. 29. Рациональное использование ресурсов животного мира. 30. Охрана и рациональное использование животного мира в сельскохозяйственном производстве. 31. Утилизация навоза животноводческих ферм - источника загрязнения природы. Особенности использования жидкого навоза. 32. Загрязнение зерна и его размола продуктами жизнедеятельности грибов, микроорганизмов и амбарных вредителей. 33. Охрана здоровья потребителей сельскохозяйственной продукции. 34. Заповедники и заказники, их значение в деле охраны природы.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов 1. Проблема сохранения биологического разнообразия в пределах Республики Алтай. 2. Особо охраняемые природные территории в пределах Республики Алтай. 3. Алтайский государственный биосферный заповедник. История создания. 4. Алтайский государственный биосферный заповедник. Современное состояние и деятельность. 5. Катунский государственный биосферный заповедник. История создания. 6. Сумультинский государственный заказник. История создания и современное состояние. 7. Шавлинский государственный заказник. История создания и современное состояние. 8. Природный парк «Уч-Энмек». История создания и современное состояние. 9. Природный парк  «Зона покоя Укок». История создания и современное состояние. 10. Природный парк «Белуха». История создания и современное состояние. 11. Сайлюгемский национальный парк. История создания и современное состояние. 12. Особо охраняемые природные территории соседей Республики Алтай. 13. Пограничные ООПТ. 14. Современное состояние памятников природы Республики Алтай и меры по его улучшению. Охрана водных ресурсов г. Горно-Алтайска от загрязнения и истощения. 10.Распределение и запасы минерального сырья в Республике Алтай. 11.Естественная и ускоренная эрозия почв. Виды ускоренной эрозии. 12.Защита почв от загрязнения, засоления, заболачивания и прямого уничтожения. 13.Леса Республики Алтай, их рациональное использование, воспроизводство и охрана. 14.Защита Лесов Республики Алтай от вредителей и болезней.
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
15.Рекреационное значение лесов Республики Алтай и их охрана. 16.Охрана хозяйственно ценных и редких видов Республики Алтай и сопредельных территорий. 17.Охрана и привлечение птиц на территории Республики Алтай и сопредельных территорий. 18.Рекреационные территории Республики Алтай и сопредельных территорий и их охрана. 19.Антропогенные ландшафты на территории Республики Алтай и сопредельных территорий и их охрана. 20.Организация охраны природы в Республике Алтай. Темы докладов, сообщений 1. Характеристика законов Коммонера. 2. Объекты охраны окружающей среды. 3. Виды негативного воздействия на окружающую среду. 4. Принципы охраны окружающей среды. 5. Классификация загрязнения окружающей среды. 6. Возможные формы загрязнителей окружающей среды. 7. Источники загрязнения водного бассейна. 8. Источники загрязнения воздушного бассейна. 9. Воздействие транспорта на окружающую среду. 10. Воздействие сельского хозяйства на окружающую среду. 11. Охрана озонового слоя атмосферы. 12. Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия. 13. Зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных экологических ситуаций. 14. Охрана редких и находящиеся под угрозой исчезновения растений, животных, занесенных в Красную книгу. 15. Понятие, функции, методы государственного управления в области охраны окружающей среды. 16. Система государственных органов управления в области охраны окружающей среды. 17. Государственный кадастр природных ресурсов. 18. Экономический механизм охраны окружающей среды. 19. Плата за негативное воздействие на окружающею среду. 20. Экологическое страхование. 21. Основы нормирования в области охраны окружающей среды. 22. Нормативы качества окружающей среды. 23. ОВОС – понятие, роль и содержание. 24. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов энергетики. 25. Требования в области охраны окружающей среды к военным и оборонным объектам. 26. Виды ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. 27. Нормативы качества окружающей среды. 28. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. 29. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России. 30. Роль заповедников и заказников в охране редких видов животных и растений в России. 31. Русский чернозем. Современное состояние. Меры по рациональному использованию и сохранению плодородия. 32. Освоение целинных земель в 1950-1960гг. Успехи и недостатки. Современное состояние освоения территорий. Перспективы рационального использования. 33. Рациональное использование и охрана пресных водоемов в России. 34. Запасы, использование и охрана минеральных вод в РФ. 35. Проблемы рекультивации и восстановления нарушенных человеком земель (при добыче полезных ископаемых).
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС формируется отдельным документом, в соответствии с фондом оценочных  средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Темы докладов, тестовые задания, эссе, вопросы к зачету
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кищенко И.Т.
Охрана растительного мира: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/70274.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Васильченко А.В., Галактионова Л.В., Воеводина [и др.] Т.С.
Деградация почв и их охрана. Причины, последствия и пути устранения: учебное пособие
Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016
http://www.iprbookshop.ru/69896.html
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Moodle
6.3.1.5
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
лекция-визуализация
 
презентация
 
круглый стол
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
217 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
 
509 В1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, экран, кафедра
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Работа над конспектом лекции Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные). Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим 
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель. Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Работа с рекомендованной литературой При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Подготовка докладов, выступлений и рефератов Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.