высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- методов селекции полевых культур
- организации и техники селекционного процесса
- теоретических основ семеноводства
- организации семеноводства и технологий производства высококачественных семян
ции
ракт.
Хромосомы, видовая типичность их числа
Типы размножения
/Лек/
Сущность и значение закономерностей, установленных Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления признаков. Генетические карты.
Цитоплазматическая и пластидная наследственность. Ядерно- цитоплазматическая мужская стерильность как пример совместного действия генов ядра и цитоплазмы на признак
/Лек/
Сорта, допущенные к использованию в определенных регионах. Охраняемые сорта. Стандартный сорт. Свойства и признаки сорта
/Лек/
Источники и доноры.
/Лек/
Подбор пар для скрещивания по принципу взаимного дополнения и генетической дивергенции. Эколого- географический принцип подбора пар
/Лек/
Применение ступенчатых и межгибридных скрещиваний в селекционной работе. Работы А.П. Шехурдина. Работы П.П. Лукьяненко.
Возвратные и насыщающие скрещивания
/Лек/
Получение триплоидных гибридов и их использование в сельскохозяйственном производстве. Получение аллополиплоидов. Тритикале.
/Лек/
Оценка урожайности и ее элементов /Лек/
Посев питомников и сортоиспытаний. Маркировка образцов. Оценки и браковки. Сортовая чистка в сортоиспытании
/Лек/
Основные задачи семеноводства.
Сортосмена
/Лек/
/Пр/
Планирование проведения сортосмены и сортообновления в системе АПК страны
/Лек/
Документация на сортовые посевы и семена
/Лек/
1.Цель селекции
2. Определение схемы селекционного процесса
3. Определение способов работы с селекционным материалом в каждом
звене
4. Определение системы оценок, учетов и наблюдений
5. Что такое селекционный процесс? (определение)
6.Что такое звено селекционного процесса?
7. Что такое схема селекционного процесса? (определение)
8. Из какого питомника попадает материал в СП-1?
9. С чего начинается планирование селекционного процесса?
10.Какие способы размещения делянок в повторении вы знаете?
11.Назовите методы создания популяций для отбора?
12. Назовите второй этап планирования селекционного процесса?
13. В какой питомник передается материал из питомника гибридизации?
14.Назовите третий этап селекционного процесса?
15. Назовите этапы селекционного процесса?
16. С чего начинается подготовка к посеву?
17. Для чего нужен полевой журнал?
18. Что такое посевная ведомость?
19. Разбивка поля – это…
21. Что понимают под особенностями поля?
22. Посевная площадь – это…
23. Учетная площадь – это…
24. Как нужно располагать пробные площадки на делянке: вдоль, по
диагонали, поперек?
25. С помощью каких полевых этикеток можно промаркировать
делянки?
26. Фенологические наблюдения – это….
27. Назовите основные фенологические фазы развития зерновых культур?
28. Назовите основные фенологические фазы развития зернобобовых
культур?
29. Зимостойкость – это…
30. Как оценивают зимостойкость растений? 9. Засухоустойчивость –
это…
31. Каким способом можно оценить засухоустойчивость растений?
11.Приведите оценку устойчивости растений к полеганию (шкала).
32. Оценка устойчивости растений к прорастанию растений на корню –
приведите шкалу оценок.
33. Оценка устойчивости растений к заболеваниям – приведите шкалу
оценок, например, для мучнистой росы.
34. Общая оценка растений перед уборкой – приведите пример
проведения.
35. Зачем нужен полевой журнал?
36. Что такое инфекционный фон?
37.Перечислите виды исходного материала для селекции.
38. Каково значение исходного материала для селекции?
39. В чем суть закона гомологических рядов наследственной
изменчивости Н. И. Вавилова?
40. Каково значение закона гомологических рядов наследствен0
ной изменчивости для селекции?
41. Что значит эколого-географический принцип в систематике
культурных растений?
42.Экотип (агроэкотип), введенный Н. И. Вавиловым, и его место в
систематике растений.
43. Учение о центрах происхождения культурных растений (по Н. И.
Вавилову) и его значение для селекции.
44. Каковы основные формы интродукции растений?
45. Дайте определение донора и источника хозяйственно полезных
признаков и свойств растений.
46. Что понимается под сортообразующей способностью конкретного
образца?
47. Как документируется исходный материал, поступающий в
селекционные учреждения?
Критерии оценивания контрольных заданий для устного опроса
«Отлично»: ставится студенту за правильный, полный и глубокий ответ на вопросы семинарского занятия и активное участие в дискуссии;
ответ студента на вопросы должен быть полным и развернутым, продемонстрировать отличное знание студентом материала лекций, учебника и дополнительной литературы;
«хорошо»: ставится студенту за правильный ответ на вопрос семинарского занятия и участие в дискуссии; ответ студента на вопрос должен быть полным и продемонстрировать достаточное знание студентом материала лекций, учебника и дополнительной литературы; допускается неполный ответ по одному из дополнительных вопросов;
«удовлетворительно»: ставится студенту за не совсем правильный или не полный ответ на вопрос преподавателя, пассивное участие в работе на семинаре;
«неудовлетворительно»: ставится всем участникам семинарской группы или одному из них в случае ее (его, их) неготовности к ответу на семинаре
Тестовые задания:
1. К самоопыляющимся культурам относятся:
1) подсолнечник, кукуруза, гречиха;
2) пшеница, ячмень, перец;
3) подсолнечник, тыква, свекла.
2. К перекрестноопыляющимся культурам относятся:
1) пшеница, морковь, ячмень;
2) подсолнечник, кукуруза, свекла;
3) просо, горох, томат.
3. Ячмень пивоваренного назначения отличается от кормового:
1) высоким содержанием белка;
2) низким содержанием белка;
4. Пшеница мягкая –
1) Triticum aestivum;
2) Triticum durum;
3) Triticum dicoccum.
5. Сырая клейковина – это
1) сильно гидротированный студень, состоящий из нерастворимых в воде белков и других веществ, остающихся после удаления крахмала и других компонентов;
2) сильно гидротированный студень, состоящий из растворимых в воде белков и
других веществ, остающихся после удаления крахмала и других компонентов;
3) комплекс, который содержит витамины, ферменты, зольные элементы, жиры
и липиды.
6. Можно ли выращивать на одном участке семена разных сортов огурца:
1) да;
2)нет;
3) с использованием
искусственной изоляции
7. Оптимальное соотношение белковых фракций глиадина и глютенина в
клейковине:
1) 1:2
2) 1:1
3) 2:1
8. Зерно пшеницы необходимо хранить при влажности:
1) 14 %
2) 18 %
3) 25 %
9. На хранение закладывают очищенные семена подсолнечника с
влажностью:
1) не более 10 %
2) не более 14 %
3) не более 20 %
10. Десикация – это
1) подкормка растений аммиачной селитрой;
2) агротехнический прием, позволяющий уменьшить влажность растений на
корню;
3) агротехнический прием, позволяющий удалить лишние листья на растении,
снижающие качество уборки.
11. Генетика – это наука
1) о наследственности и изменчивости организмов;
2) о происхождении живых организмов;
3) изучающая биологию опыления и оплодотворения растений.
12. Митоз – это
1) непрямое деление клетки, в результате которого происходит сначала
удвоение, а затем точное равномерное распределение наследственного
материала, содержащегося в хромосомах, между двумя возникающими
клетками;
2) процесс в результате, которого происходит объединение материнского и
отцовского набора хромосом, происходит уменьшение их числа вдвое и
образуются половые клетки, или гаметы;
3) прямое деление соматических клеток, при котором ядро клетки делится
пополам простой перетяжкой.
13. Цитология – это наука
1) о ядре клетки
2) изучающая структуру (строение) и функции (жизнедеятельность) клетки;
3) изучающая строение и функции цитоплазмы.
14. Мейоз – это
1) процесс в результате, которого происходит объединение материнского и
отцовского набора хромосом, происходит уменьшение их числа вдвое и
образуются половые клетки, или гаметы;
2) прямое деление соматических клеток, при котором ядро клетки делится
пополам простой перетяжкой;
3) непрямое деление клетки, в результате которого происходит сначала
удвоение, а затем точное равномерное распределение наследственного
материала, содержащегося в хромосомах, между двумя возникающими
клетками.
15. Амитоз – это
1) прямое деление соматических клеток, при котором ядро клетки делится
пополам простой перетяжкой;
удвоение, а затем точное равномерное распределение наследственного
материала, содержащегося в хромосомах, между двумя возникающими
клетками;
3) процесс в результате, которого происходит объединение материнского и
отцовского набора хромосом, происходит уменьшение их числа вдвое и
образуют-ся половые клетки, или гаметы.
16. В течение митоза ядро проходит:
1) 4 фазы (профазу, метафазу, анафазу, телофазу);
2) 2 фазы (профазу и телофазу);
3) 3 фазы (интерфазу, профазу, метафазу).
17. К просовидным хлебам второй группы относят:
1) ячмень, овес, пшеница;
2) сорго, кукуруза, рис; 3) бобы, фасоль, соя.
18. Горох, чина, соя относятся к группе культур:
1) зернобобовых; 2) просовидных; 3) технических.
19. Общая кустистость – это
1) общее число непродуктивных побегов без соцветий и побегов с неозерненными соцветиями;
2) общее число побегов кущения, приходящихся на одно растение;
3) среднее число стеблей на одном растении, давших зрелое зерно.
65. Продуктивная кустистость – это
1) общее число побегов кущения, приходящихся на одно растение;
2) общее число непродуктивных побегов без соцветий и побегов с неозерненными соцветиями;
3) среднее число стеблей на одном растении, давших зрелое зерно.
66.Основные фазы развития зернобобовых культур:
1) всходы; образование первого тройчатого листа; ветвление; бутонизация; цветение; формирование бобов; налив семян и созревание;
2) всходы; ветвление; бутонизация; цветение; бобообразование; налив и созревание;
3) прорастание семян, всходы; кущение; выход в трубку; колошение; цветение; молочная, восковая и полная спелость.
20. Основные фазы развития зерновых культур:
1) прорастание семян, всходы; кущение; выход в трубку; колошение; цветение; молочная, восковая и полная спелость;
2) всходы; ветвление; бутонизация; цветение; плодообразование и созревание;
3) всходы; 1-й, 2-й, 4-й, 7-й, 8-12-й лист; выметывание метелки; цветение; молочное состояние; восковая спелость.
Критерии оценивания тестовых заданий
Тестовые задания оцениваются по шкале: 1 балл за правильный ответ, 0 баллов за неправильный ответ. Итоговая оценка по тесту формируется путем суммирования набранных баллов и отнесения их к общему количеству вопросов в задании. Помножив полученное значение на 100%, можно привести итоговую оценку к традиционной следующим образом:
Критерии оценивания:
«Отлично»: ставится студенту за правильный, полный и глубокий ответ на вопросы семинарского занятия и активное участие в дискуссии; ответ студента на вопросы должен быть полным и развернутым, продемонстрировать отличное знание студентом материала лекций, учебника и дополнительной литературы;
«хорошо»: ставится студенту за правильный ответ на вопрос семинарского занятия и участие в дискуссии; ответ студента на вопрос должен быть полным и продемонстрировать достаточное знание студентом материала лекций, учебника и дополнительной литературы; допускается неполный ответ по одному из дополнительных вопросов;
«удовлетворительно»: ставится студенту за не совсем правильный или не полный ответ на вопрос преподавателя, пассивное участие в работе на семинаре;
«неудовлетворительно»: ставится всем участникам семинарской группы или одному из них в случае ее (его, их) неготовности к ответу на семинаре.
Ситуационные задачи:
1. Провести массовый отбор пшеницы. Отобрать по 5 растений, выполнить полный анализ и по результатам провести отбор.
2. Провести индивидуальный отбор пшеницы. Отобрать по 5 растений, выполнить полный анализ и по результатам провести отбор.
3. Рассчитать продолжительность вегетационного периода культуры.
4. Провести оценку поражения клубней картофеля фитофторой.
5. Расчет технических данных делянок и звеньев селекционного процесса;
6. Планирование объема скрещиваний, популяций, отборов, питомников и испытаний, процента браковок;
7. Планирование анализов качества продукции селектируемых сортов.
8. Составление схемы размещения селекционных посевов в поле севооборота.
9. Напишите схему селекционного процесса для самоопыляющихся культур?
10. Напишите схему селекционного процесса для перекрёстноопыляющихся культур?
11. Определите фактическое число образцов для КСИ если в ПСИ было 100 сортов и 70 % из них было выбраковано?
12.Какие документы готовят при подготовке образцов к посеву?
13.Какие данные необходимо указать при маркировке селекционного материала? Что подлежит маркировке?
Примеры вопросов для экзамена:
а) селекция
1. Основные задачи и направления селекции в России.
3. Возникновение и развитие селекции.
4. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения и разнообразия
культурных растений.
5. Индивидуальный отбор в селекции.
6. Массовый отбор в селекции.
7. Особенности отбора в аллогамных популяциях.
8. Подбор родительских пар на основе элементов структуры урожая.
9. Подбор родительских пар на основе эколого-географических различий.
10. Особенности отбора в аутогамных популяциях.
11. Методы отбора (общие принципы и характеристика).
12. Организация и техника селекционного процесса с
перекрестноопыляющимися культурами.
13. Внутривидовая гибридизация.
14. Особенности межвидовой гибридизации.
15. Методы индуцирования мутаций.
16. Типы мутаций и их проявление.
17. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
18. Полиплоидия в селекции.
19. Использование методов биотехнологии в селекции.
20. Селекция гетерозисных гибридов.
21. Принципы, методы и техника отбора в селекции.
22. Методика Государственного сортоиспытания полевых культур.
23. Оценка селекционного материала.
24. Схема селекционного процесса самоопыляющихся и
перекрестноопыляющихся культур.
25. Селекция на засухоустойчивость и зимостойкость.
26. Особенности и преимущества гетерозисных гибридов разных типов.
27. Планирование селекционного процесса.
28. Методы создания самоопыленных линий для селекции.
29. Основные направления и особенности экологической селекции.
30. Методы оценки зимостойкости селекционного материала.
31. Организация Государственного сортоиспытания.
32. Методы создания популяций для отбора.
33. Типы скрещиваний, их применение.
34. Комбинационная способность, методы определения.
35. Селекция на пригодность к механизированному возделыванию и
выведение сортов интенсивного типа.
36. Основные достижения отечественных ученых-селекционеров.
37. Использование ЦМС в селекции на гетерозис.
38. Техника гибридизации.
39. Производственное испытание сортов.
40. Клоновый отбор в селекции.
41. Основные положения Закона РФ «О селекционных достижениях».
42. Организация и техника конкурсного сортоиспытания.
б) семеноводство
1. Система семеноводства полевых культур в РФ.
2. Семеноводство полиплоидной сахарной свеклы.
3. Семенной контроль.
4. Сортоведение ячменя.
5. Теоретические основы семеноводства.
6. Сортообновление.
7. Особенности апробации зерновых культур.
8. Планирование семеноводства.
9. Удостоверение о качестве семян.
10. Семеноводство сортов подсолнечника.
11. Категории семян.
12. Семеноводство сортов сахарной свеклы.
13. Сортовые документы на высеянные семена.
14. Семеноводство гибридов кукурузы.
15. Массовый отбор в семеноводстве.
16. Роль отбора и модификационная изменчивость в семеноводстве.
17. Правила отбора апробационного снопа.
18. Пути повышения коэффициента размножения семян.
19. Схема и методы создания элиты зерновых культур.
20. Понятие о сортовой чистоте.
21. Значение сорта в с.-х. производстве.
22. Понятие о репродукции и поколении семян.
24. Акты апробации, регистрации и выбраковки сортовых посевов.
25. Цели и задачи отрасли семеноводства. Методы и приемы их решения.
26. Клоновый отбор в семеноводстве.
27. Страховые и переходящие фонды.
28. Семеноводство многолетних трав.
29. Сортовой контроль.
30. Индивидуально-семейный отбор в семеноводстве.
31. Промышленное семеноводство как форма организации.
32. Использование методов биотехнологии в семеноводстве.
33. Сортовые, посевные и урожайные качества семян.
34. Причины ухудшения урожайных, посевных и сортовых качеств семян.
35. Семеноводство многолетних злаковых трав.
36. Шнуровая книга по учету семян.
37. Технология уборки высококачественных семян.
38. Биологическое засорение и пути его предотвращения.
39. Участки гибридизации кукурузы.
40. Организация внутрихозяйственного контроля качества семян.
41. Сортосмена.
42. Основные этапы развития отечественного семеноводства.
43. Технология послеуборочной обработки семян.
44. Грунтовой контроль в семеноводстве.
45. Семеноводство гетерозисных гибридов.
46. Понятие о категориях семян.
47. Сертификат соответствия.
48. Технология выращивания высокоурожайных семян зерновых культур.
49. Принципы сортообновления.
50. Хранение семян.
51. Полевое обследование и амбарная апробация в семеноводстве кукурузы.
52. Семеноводство подсолнечника.
53. Понятие о закрепителях стерильности и восстановителях фертильности.
54. Организация семеноводства в зарубежных странах.
55. Типы стерильности у кукурузы.
56. Особенности определения категории сортовой чистоты у ржи и гречихи.
57. Схема производства семян элиты методом массового отбора.
58. Основные районированные сорта зерновых, зернобобовых и крупяных
культур.
59. Сортоведение пшеницы.
1. Особенности семеноводства многолетних трав, картофеля, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культур.
2. Организация семеноводства на промышленной основе в различных регионах страны и за рубежом.
3. Требования безопасности труда, санитарные правила и пожарная безопасность при работе на семяочистительно-сушильных агрегатах.
4. Организация семенного контроля в России
- Ситуационные задачи
- Устный опрос
-Рефераты
Задание 1.Изучить и описать общие сортовые признаки овса и стандартного сорта.
Название признака Характер признака
общая сорта стандарта
1. Форма метелки
2. Характер остей
3. Количество зерен в колоске и метёлке
4. Тип зерна
5. Форма зерна
продолжение
6. Форма стеблевых узлов
7. Опушение стеблевых узлов
Задание 2. Записать районированные сорта овса.
Пленчатые сорта овса______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Голозерные сорта овса______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Задание 3.Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов овса.
Показатели Название сорта Сорта пленчатого овса Сорта голозерного овса
Год районирования
Область районирования
Средняя урожайность, ц/га
Плёнчатость, %
Содержание белка, %
Устойчивость к полеганию
Устойчивость к болезням
Масса 1000 семян, г
Задание 4. Изучить и описать общие сортовые признаки ячменя и стандартного сорта.
Наименование признака Характеристика признака
общая сорта стандарта
1. Форма колоса
2. Плотность колоса
3. Характер остей
4. Переход цветочной чешуи в ость
5. Щетинка у основания зерна
6. Окраска жилок цветковых чешуй
7. Форма зерна
Задание 5. Записать районированные сорта кормового и пивоваренного ячменя.
Пивоваренные сорта ячменя.
Раннеспелые.____________________________________________________________________________
Среднеспелые____________________________________________________________________________
Среднепоздние___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кормовые сорта ячменя.
Ранннеспелые____________________________________________________________________________
Среднеспелые____________________________________________________________________________
Среднепоздние___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Озимые (многорядные)____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов ячменя.
Показатели Название сорта Раннеспелый сорт ячменя Среднеспелый сорт ячменя Среднепоздний сорт ячменя Сорт озимого ячменя
Год районирования
Область районирования
Средняя урожайность, ц/га
Максимальная урожайность, ц/га
Плёнчатость, %
Содержание белка, %
Экстрактивность, %
Устойчивость к полеганию
Устойчивость к болезням
Масса 1000 семян, г
Контрольные вопросы:
1. Сортовые признаки ячменя.
2. Сортовые признаки овса.
3. Описание сортовых признаков стандартного сорта.
4. Раннеспелые, среднеспелые и среднепоздние сорта ярового ячменя.
5. Сорта плёнчатого и голозёрного овса.
6. Хозяйственно – биологическая характеристика сортов.
Задание 3. Записать общие сортовые признаки кукурузы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.Записать районированные гибриды кукурузы.
Ранние ФАО 131-180_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Среднеранние ФАО 181-230_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Средние ФАО 231-280____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Среднепоздние ФАО 281-330______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Задание 4.Изучить и описать общие сортовые признаки гречихи и стандартных сортов.
Название признака Характеристика признака
общая сорта стандарта
1.Вегетацион-ный период
2.Высота растений,см
Название признака Характеристика признака
общая сорта стандарта
3.Число узлов на стебле
4. Плоды:форма окраска
5. Форма ребер
6. Крупность зерна, г
7. Пленчатость зерна, %
8. Выравненность зерна,%
Задание 5. Записать районированные сорта гречихи.
Диплоидные _____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тетраплоидные _________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов гречихи.
Показатели Название сорта Диплоидные сорта Тетраплоидные сорта
Год районирования
Область районирования
Средняя урожайность, ц/га
Максимальная урожайность, ц/га
Выход крупяной фракции,%
Устойчивость к полеганию
Устойчивость к осыпанию
Масса 1000 семян, г
Контрольные вопросы:
1.Сортовые признаки гречихи.
2.Сортовые признаки кукурузы.
3.Диплоидные сорта гречихи.
4.Тетраплоидные сорта гречихи.
5.Гибриды кукурузы.
6. Хозяйственно – биологическая характеристика сортов.
7. Дать определение основным понятиям темы.
Узколистный
Раннеспелый______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________Среднеспелый_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Желтый_________________________________________________________________________________
Белый____________________________________________________________________________________
Задание 6. Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов люпина.
Показатели Название сорта Узколистный Желтый Белый
раннеспелый среднесплый
Год районирования
Область районирования
Содержание сырого белка в зерне, %
Содержание алкалоидов в зерне, %
Устойчивость к болезням
Направление использования
Масса 1000 семян, г
Контрольные вопросы:
1.Сортовые признаки люпина.
2.Сорта желтого, узколистного, белого люпина.
3. Сортовые признаки гороха.
4. Сорта зернового и кормового гороха.
5. Хозяйственно – биологическая характеристика сортов.
РАЗДЕЛ 2. Семеноводство
Литература:1. Положение “О семеноводстве зерновых, кормовых, крестоцветных культур и льна” Минск, 1998.
2. Государственный реестр производителей, заготовителей семян. Мн.: Ураджай, 1999. – 316 с.
3. Методические рекомендации по производству оригинальных элитных и репродукционных семян. Мн.: “Ураджай”, 2001.
4. Коновалов Ю.Б. и др. Практикум по селекции и семеноводству полевых культур. М., Агропромиздат, 1987. – С. 297-314.
5. Таранухо Г.И. Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур: Учебное пособие. Мн.: Ураджай , 2001 . –314 с. 195-201
ТЕМА 8.Планирование первичного и репродукционного семеноводства.
Цель занятия:
1. По этапам семеноводства изучить методы, схемы и приемы производства оригинальных и элитных семян в научно-исследовательских учреждениях, учхозах ВУЗов, техникумах и других субъектах семеноводства, включенных в Государственный реестр производителей, заготовителей семян.
2. Используя индивидуально-семейный и массовый метод отбора рассчитать необходимое количество отбираемых родоначальных растений для закладки первичных звеньев семеноводства при производстве оригинальных (П – 1, П – 2 и Р – 1) и элитных (Р – 2 , суперэлита, элита) семян в семеноводческих хозяйствах.
3. Научится производить расчеты по производству семян на основе всех посевных площадей (по культурам и сортам) в конкретном хозяйстве.
4. Разработать технологию выращивания семян в питомниках и семеноводческих посевах.
Задание 1. Дать определение следующим понятиям:
Семеноводство___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система семеноводства___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема семеноводства_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оригинальные семена(ОС)__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Элитные семена (ЭС)_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Репродукционные семена (РС)______________________________________________________________
Задание 2. Рассчитать объемы питомников в первичном семеноводстве и заполнить таблицу.
Расчеты осуществляют по линейной модели процесса производства семян по репродукциям. В ней по каждому питомнику даны формулы расчета необходимых площадей посева (S) и объемов производства семян (числитель правой части равенства).
Количество семей в П-1 зависит от заказа на семена питомника Р-1, но оно должно быть не менее 300. Выход кондиционных семян составляет 50-70%
План-заказ,т _____________________________________________________________________________
Культура__________________________________Сорт__________________________________________
Норма высева, т/га________________________________________________________________________
Таблица 1 - Расчет объемов питомников в первичном семеноводстве
Названия питомников Формулы рассчета Страховой фонд,% Норма высева, т/га Урожайность семенных посевов,т /га Выход кондиционных семян, т/га Площадь, га; число семей, шт
Элита S1 = N / V
Суперэлита S2 = S1 · P / V2
Питомник размножения 2-года S3 = S2 · P / V3
Питомник размножения 1-года S4 = S3 · P / V4
Питомник испытания потомств 2-го года Q1 = S4 · P · k1 / t
Питомник испытания потомств 1-го года Q2 = Q1 · k2
Отбор растений Q3 = Q2 · k3
В формулах приняты следующие обозначения:
N – план-заказ на семена элиты, ц;
S – площадь посева для производства семян, га;
P – норма высева семян, ц/га
V – выход семян с единицы площади, ц/га;
t – продуктивность одной семьи, ц (при расчетах);
k – поправочный коэффициент;
Q – число семей (растений).
Поправочные коэффициенты при определении числа отбираемых растений и закладываемых семей в питомниках испытания потомств устанавливают по возможному объему браковок. Так, при объеме браковок 20 % поправочный коэффициент будет 1,2, при 30 % - 1,3 и т.д.
Задание 3. Рассчитать объемы питомников в первичном семеноводстве и заполнить таблицу.
Планы заготовки семян под урожай будущего года по культурам и сортам составляют в соответствии с запланированными площадями посевов на предстоящий год.
Потребность в семенах определяет всю площадь производственных по культурам с учетом страховых предстоящих фондов.
Для выполнения задачи необходимы следующие данные: план производственных посевов по культурам, утвержденные нормы высева семян, выход кондиционных семян (%), установленный страховой фонд.
Для примера приведем расчет потребности в семенах ярового ячменя сорта Зазерский 85: площадь производственных посевов – 800 га, установленная норма высева – 2,2 ц/га, установленный страховой фонд – 15%, урожайность ячменя на семеноводческих посевах – 42 ц/га, выход кондиционных семян – 70%.
На 800 га требуется 1760 ц семян (800 ´ 2,2), страховой фонд (15%) составит 264 ц : (1760 ´ 15 / 100), значит всего потребуется 2024 ц семян.
При выходе 70% кондиционных семян с каждого гектара семеноводческого посева получают 29,4 ц таких семян ( 42 ´ 70 / 100) при урожайности 42 ц/га.
Следовательно, чтобы обеспечить всю производственную площадь ячменя семенным материалом, нужно иметь не менее 68,8 га семенных посевов (2024 / 29,4).
Полученные расчетные данные заносят в таблицу 2 по следующей форме.
Культура, сорт________________________________________________________________________
Таблица 2 - Расчет заготовки семян и семеноводческих площадей на предстоящий год
Потребность семян для посева озимых и яровых под урожай будущего года Урожай-ность семенных посевов, ц/га Выход конди-ционных семян, ц/га Площадь семенных посевов, га
Общая площадь посева, га Норма высева семян, ц/га Требуется семян на всю площадь посева, ц Страховой фонд, ц Всего требуется семян, ц