(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире.
Роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни.
Универсальные механизмы управления внутренним и внешним миром.
Духовный стержень человека и его роль в искусстве управления. Нравственность истинная и ложная.
Истинная духовность и нравственность человека - основа успешности в любом проявлении. /Лек/
Связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире.
Роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни.
Универсальные механизмы управления внутренним и внешним миром.
Духовный стержень человека и его роль в искусстве управления.
Нравственность истинная и ложная.
Истинная духовность и нравственность человека - основа успешности в любом проявлении.
Практика выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с внешней средой (миром).
/Пр/
Связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире.
Роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни.
Универсальные механизмы управления внутренним и внешним миром.
Духовный стержень человека и его роль в искусстве управления.
Нравственность истинная и ложная.
Истинная духовность и нравственность человека - основа успешности в любом проявлении.
Практика выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с внешней средой (миром).
/Ср/
Сущность науки экологии.
Мегаэкология: совокупность экологических наук.
Принципиальное отличие экологии от других наук.
Междисциплинарный характер экологии: экологические дисциплины на стыке наук.
Основополагающие принципы экологии, способствующие проникновению в различные сферы научной и практической деятельности человека.
Экология как наука об управлении.
Фундаментальные принципы науки управления проявляемые средствами экологии.
Экология как наука о гармонии.
Экология как наука управления внутренним миром человека.
Экология как наука управления внешним миром человека.
Экология как система знаний о человеке и связях его с внешним миром.
Духовный и нравственный уровень управления.
Духовность и нравственность: истинные и ложные.
Индикаторы истинной духовности и нравственности.
Духовно-экологический уровень управления.
Высшие чувства и состояния сознания и их роль в жизни человека.
Здоровье человека: понимание с точки зрения экологии.
Системный характер здоровья: биологический, психологический, духовный, социальный уровни.
Управление качеством жизни человека: биологический, психологический, духовный, социальный уровни.
Успешность человека: экологические аспекты.
Счастье человека: экологические аспекты.
Коды и ключи управляющих механизмов: универсальные аспекты.
Внешний мир и внутренний мир: различные уровни проявления единства.
Духовный стержень человека в связи с реализацией задач управления собой и миром.
Сущность науки экологии.
Мегаэкология: совокупность экологических наук.
Принципиальное отличие экологии от других наук.
Междисциплинарный характер экологии: экологические дисциплины на стыке наук.
Основополагающие принципы экологии, способствующие проникновению в различные сферы научной и практической деятельности человека.
Экология как наука об управлении.
Фундаментальные принципы науки управления проявляемые средствами экологии.
Экология как наука о гармонии.
Экология как наука управления внутренним миром человека.
Экология как наука управления внешним миром человека.
Экология как система знаний о человеке и связях его с внешним миром.
Духовный и нравственный уровень управления.
Духовность и нравственность: истинные и ложные.
Индикаторы истинной духовности и нравственности.
Духовно-экологический уровень управления.
Высшие чувства и состояния сознания и их роль в жизни человека.
Здоровье человека: понимание с точки зрения экологии.
Системный характер здоровья: биологический, психологический, духовный, социальный уровни.
Успешность человека: экологические аспекты.
Счастье человека: экологические аспекты.
Коды и ключи управляющих механизмов: универсальные аспекты.
Внешний мир и внутренний мир: различные уровни проявления единства.
Духовный стержень человека в связи с реализацией задач управления собой и миром.
Реферат (от лат. refero - «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.
Реферат – самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования, или заочное участие в конкурсах.
Содержание реферата
• знание современного состояния проблемы;
• обоснование выбранной темы;
• полноту цитируемой литературы, ссылки на работы учёных, занимающихся данной проблемой;
• актуальность поставленной проблемы;
• материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Компоненты содержания реферата
1. Титульный лист.
2. План-оглавление (в нём последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, даётся анализ использованной литературы).
4. Основная часть (каждый раздел доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является
продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждения, исследования автора или его изучение проблемы).
5.Заключение (подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
6. Список литературы (в соответствии со стандартами).
7. По желанию возможно наличие приложения (где приведены листовки, анкеты, таблицы, рисунки, фотографии и др.).
Требования к оформлению реферата
1. Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа.
2. На титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. научного руководителя.
3. Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу.
4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографии.
5. Приложения: чертежи, рисунки, графики оформляются чёрной пастой. Они не входят в общий объём работы.
6. Объём работы 10-15 листов машинописного текста (т.е. всё кроме приложения).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ СООБЩЕНИЙ
Научное сообщение готовится в виде презентации.
Требования к оформлению презентации
1. Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные моменты доклада - презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Обоснована актуальность, цель и задачи.
Материалы чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах.
Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах.
Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.
В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы, выделен личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение. Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.
Требования к оформлению презентации
1. Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные моменты доклада - презентации. Желательно,
чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Обоснована актуальность, цель и задачи.
Материалы чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах.
Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах.
Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.
В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы, выделен личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение. Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РАБОТЫ В ФОРМЕ ЭССЕ
Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское слово можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Некоторые признаки эссе
• наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
• эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
• как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
• в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей
Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Структура и план эссе
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.
2. мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.
Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
• вступление
• тезис, аргументы
• тезис, аргументы
• тезис, аргументы
• заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).
2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Признаки эссе
Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:
1. Небольшой объем
Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе – от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.
2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка
Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
3. Свободная композиция – важная особенность эссе.
Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".
4. Непринужденность повествования
Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
5. Склонность к парадоксам
Эссе призвано удивить читателя (слушателя) – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
6. Внутреннее смысловое единство
Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней
7. Ориентация на разговорную речь
В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.
Итак, при написании эссе важно
определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.
Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача – сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.
Правила написания эссе
• Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
• Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
• Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
• В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе – это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.