2022-2023_44_03_05_2022_532_plx_Экология как наука управления собой и миром_Родной язык и Китайский язык
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экология как наука управления собой и миром
Учебный план
44.03.05_2022_532.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Родной язык и Китайский язык
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2022_532.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Ильиных И.А.
 
 
Экология как наука управления собой и миром
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2022_532.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2022_532.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: начать осознавать себя как сущность, в которой совокупность явлений и процессов (биологического, психологического, духовного), взаимодействуя друг с другом выстраивает сложную систему единства; начать видеть связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире; начать понимать роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни, как своей, так и общества; нащупать универсальные механизмы управления и пробовать их применять для выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с внешней средой (миром). 
1.2
Задачи: -сформировать у студентов представление о человеке как о сложной системе единства; -начать формирование  способности видеть связь между поведением человека и процессами, происходящими в жизни и в мире; -осознать роль высших состояний сознания и чувств в жизни человека; -понять универсальные механизмы управления; -пробовать  применять универсальные механизмы управления для выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с миром.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология
2.1.2
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
2.2.2
Философия
2.2.3
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Применяет знания о внутренней организации человеческого существа, об особенностях внутрипсихических, психофизиологических, психосоматических и других видов человеческих  ресурсов и их пределов для успешного выполнения работы.
ИД-1.УК-6: Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.) для успешного выполнения порученной работы
 
Понимает особенности внутренней организации человеческого существа и способен выстраивать перспективный план своего развития  с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-2.УК-6: Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
На основе знаний об особенностях своей внутренней организации  способен выстроить стратегию жизненного пути в гармонии с природным и социальным окружением.
ИД-3.УК-6: Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
Способен гармонично выстраивать отношения с любыми внешними и внутренними явлениями и процессами. 
ИД-4.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата. 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2022_532.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание
 
1.1
Единство человеческого существа: биологическое, психологическое, духовное.

Связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире.

Роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни.

Универсальные механизмы управления внутренним и внешним миром.  

Духовный стержень человека и его роль в искусстве управления. Нравственность истинная и ложная.

Истинная духовность и нравственность человека - основа успешности в любом проявлении. /Лек/

10
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.2
Единство человеческого существа: биологическое, психологическое, духовное.

Связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире.

Роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни.

Универсальные механизмы управления внутренним и внешним миром.  

Духовный стержень человека и его роль в искусстве управления.

Нравственность истинная и ложная.

Истинная духовность и нравственность человека - основа успешности в любом проявлении.

Практика  выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с внешней средой (миром).

/Пр/

18
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.3
Единство человеческого существа: биологическое, психологическое, духовное.

Связи между поведением человека и процессами, происходящими в его жизни и в мире.

Роль высших состояний сознания и чувств в повышении качества жизни.

Универсальные механизмы управления внутренним и внешним миром.  

Духовный стержень человека и его роль в искусстве управления.

Нравственность истинная и ложная.

Истинная духовность и нравственность человека - основа успешности в любом проявлении.

Практика  выстраивания гармоничных отношений, как внутри своей сущности, так и с внешней средой (миром).

/Ср/

34,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2022_532.plx
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

Сущность науки экологии.

Мегаэкология: совокупность экологических наук.

Принципиальное отличие экологии от других наук.

Междисциплинарный характер экологии: экологические дисциплины на стыке наук.

Основополагающие принципы экологии, способствующие проникновению в различные сферы научной и практической деятельности человека.

Экология как наука об управлении.

Фундаментальные принципы науки управления проявляемые средствами экологии.

Экология как наука  о гармонии.

Экология как наука управления внутренним миром человека.

Экология как наука управления внешним миром человека.

Экология как система знаний о человеке и связях его с внешним миром.

Духовный и нравственный уровень управления.

Духовность и нравственность: истинные и ложные.

Индикаторы истинной духовности и нравственности.

Духовно-экологический уровень управления.

Высшие чувства и состояния сознания и их роль в жизни человека.

Здоровье человека: понимание с точки зрения экологии.

Системный характер здоровья: биологический, психологический, духовный, социальный уровни.

Управление качеством жизни человека: биологический, психологический, духовный, социальный уровни.

Успешность человека: экологические аспекты.

Счастье человека: экологические аспекты.

Коды и ключи управляющих механизмов: универсальные  аспекты.

Внешний мир и внутренний мир: различные уровни проявления единства.

Духовный стержень человека в связи с  реализацией задач управления собой и миром.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов/эссе/сообщений/презентаций

Сущность науки экологии.

Мегаэкология: совокупность экологических наук.

Принципиальное отличие экологии от других наук.

Междисциплинарный характер экологии: экологические дисциплины на стыке наук.

Основополагающие принципы экологии, способствующие проникновению в различные сферы научной и практической деятельности человека.

Экология как наука об управлении.

Фундаментальные принципы науки управления проявляемые средствами экологии.

Экология как наука  о гармонии.

Экология как наука управления внутренним миром человека.

Экология как наука управления внешним миром человека.

Экология как система знаний о человеке и связях его с внешним миром.

Духовный и нравственный уровень управления.

Духовность и нравственность: истинные и ложные.

Индикаторы истинной духовности и нравственности.

Духовно-экологический уровень управления.

Высшие чувства и состояния сознания и их роль в жизни человека.

Здоровье человека: понимание с точки зрения экологии.

Системный характер здоровья: биологический, психологический, духовный, социальный уровни.

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2022_532.plx
 
Управление качеством жизни человека: биологический, психологический, духовный, социальный уровни.

Успешность человека: экологические аспекты.

Счастье человека: экологические аспекты.

Коды и ключи управляющих механизмов: универсальные  аспекты.

Внешний мир и внутренний мир: различные уровни проявления единства.

Духовный стержень человека в связи с  реализацией задач управления собой и миром.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным файлом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Байдаков А.Н., Черникова Л.И., Запорожец [и др.] Д.В.
Управление качеством: учебное пособие
Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/76061.html
 
Л1.2
Мельникова М. Л.
Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие
Екатеринбург: УрГПУ, 2018
https://icdlib.nspu.ru/catalogs/details/icdlib/2505202.php
 
Л1.3
Орлов А. И.
Проблемы управления экологической безопасностью: учебное пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022
https://www.iprbookshop.ru/117039.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Карлин Л.Н.
Управление энвиронментальными и экологическими рисками: учебное пособие
Санкт-Петербург: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2006
http://www.iprbookshop.ru/12530.html
 
Л2.2
Козлов В.В.
Психология управления
Саратов: Вузовское образование, 2014
http://www.iprbookshop.ru/18337.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2022_532.plx
 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; пси-хрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОБЩИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ВЫПОЛНЕНИЮ  РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Реферат (от лат. refero - «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по  общей тематике.

Реферат – самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Этапы  работы  над  рефератом

1.  Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2.  Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

3.  Составление библиографии.

4.  Обработка и систематизация информации.

5.  Разработка плана реферата.

6.  Написание реферата.

7.  Публичное выступление с результатами исследования, или заочное участие в конкурсах.

Содержание реферата

•   знание современного состояния проблемы;

•   обоснование выбранной темы;

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2022_532.plx
 
•   использование известных результатов и фактов;

•   полноту цитируемой литературы, ссылки на работы учёных, занимающихся данной проблемой;

•   актуальность поставленной проблемы;

•   материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Компоненты содержания реферата

1. Титульный лист.

2. План-оглавление (в нём последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, даётся анализ использованной литературы).

4. Основная часть (каждый раздел доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является

продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждения, исследования автора или его изучение проблемы).

5.Заключение (подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6.  Список литературы (в соответствии со стандартами).

7. По желанию  возможно наличие приложения (где приведены листовки, анкеты, таблицы, рисунки, фотографии и др.).

Требования к оформлению реферата

1. Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа.

2.  На титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. научного руководителя.

3.  Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу.

4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографии.

5.  Приложения: чертежи, рисунки, графики оформляются чёрной пастой. Они не входят в общий объём работы.

6.  Объём   работы   10-15   листов   машинописного   текста   (т.е.   всё   кроме приложения).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ  НАУЧНЫХ СООБЩЕНИЙ

Научное сообщение готовится в виде презентации.

Требования к оформлению презентации

1. Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные моменты доклада - презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Обоснована актуальность, цель и задачи.

Материалы чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах.

Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах.

Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.

В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы, выделен личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение. Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.

Требования к оформлению презентации

1. Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные моменты доклада - презентации. Желательно,

чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Обоснована актуальность, цель и задачи.

Материалы чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах.

Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах.

Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.

В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы, выделен личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение. Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.

ОБЩИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  НАПИСАНИЮ РАБОТЫ В ФОРМЕ ЭССЕ

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское слово можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2022_532.plx
 
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе

• наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

• эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

• как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

• в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.

2. мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

• вступление

• тезис, аргументы

• тезис, аргументы

• тезис, аргументы

• заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе – от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

3. Свободная композиция  – важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4. Непринужденность повествования

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней 

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2022_532.plx
 
гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно

определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача – сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

• Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

• Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

• Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

• В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе – это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.