2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Современные проблемы биоэкологии_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные проблемы биоэкологии
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторные
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Лёвкина М.Н.
 
 
Современные проблемы биоэкологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Цель - формирование систематизированных знаний о важнейших экологических проблемах современности и путях их решения; основ биологического мониторинга природных объектов  и возможностях их использования в оценке состояния экосистем.
1.2
Задачи: - знакомство с методологическими вопросами и перспективными направлениями развития основных биологических дисциплин; -выявление и анализ актуальных проблем биоэкологии глобального и регионального уровней и путей их решения; - дать теоретическое обоснование эффективности использования биомониторинга и биоиндикации в экологических исследованиях; - выработать у студентов навыки работы со справочной литературой,поиска и анализа необходимой информации в статьях, журналах, интернете о современных проблемах биоэкологии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общая биология
2.1.2
Теория систематики и методика полевых исследований
2.1.3
Общая экология и рациональное природопользование
2.1.4
Социальная экология
2.1.5
Экология растений
2.1.6
Научные основы сохранения редких видов растений
2.1.7
Учение о экосистемах и биосфере
2.1.8
Ботаника
2.1.9
Практика по ботанике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Экология антропогенных ландшафтов и заповедное дело
2.2.2
Ботаническая география
2.2.3
Введение в биотехнологию
2.2.4
Лекарственные растения
2.2.5
Специальные главы биологии
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-3: Способен разрабатывать маркерные системы и протоколы проведения мониторинга потенциально опасных биообъектов.
 
Знает основы методов проведения мониторинга биообъктов.
ИД-1.ПК-3: Знает методы проведения мониторинга биообъектов.
 
Умеет разрабатывать основные маркерные системы и составлять протоколы мониторинга.
ИД-2.ПК-3: Умеет разрабатывать маркерные системы и протоколы проведения мониторинга.
 
Владеет навыками мониторинга биообъектов.
ИД-3.ПК-3: Осуществляет мониторинг биообъектов.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Современные проблемы биоэкологии
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.1
Введение.

Основные понятия: проблема,

экологическая проблема, актуальность.

Глобальные, региональные и локальные экологические проблемы.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
дискуссия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.2
Основные принципы в организации

биологического мониторинга.

Биоиндикация окружающей среды. Биоиндикационные исследования природных экосистем. /Лек/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.3
Основные подходы и методы

биотестирования. Биологическое разнообразие и методы его оценки. /Лек/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.4
Биологические факторы в развитии биосферы. Эволюционные кризисы и

биологические сообщества.

Информационные технологии в биологическом мониторинге. /Лек/

4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
Проблемная лекция
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.5
Биоиндикация атмосферного воздуха.

Лихеноиндикация загрязнений атмосферного воздуха. /Лаб/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
защита лабораторной работы, тестирование, ответы на зачете, кейс-задания
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.6
Биоиндикация и  биомониторинг в

наземно-воздушной среде с помощью растений.

Флуктуирующая асимметрия листьев как биоиндикатор антропогенного воздействия. /Лаб/

4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
защита лабораторной работы, тестирование, индивидуальные задания,реферат, ответы на зачете
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.7
Биоиндикация состояния водных экосистем. Биоиндикационная оценка водоѐмов по растениям-макрофитам, фитопланктону, микробиологическими методами.  /Лаб/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
защита лабораторной работы, тестирование, индивидуальные задания, ответы на зачете
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.8
Методы биотестирования.

Биоиндикация почв. Характеристика качества почвы с помощью растений индикаторов /Лаб/

4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
защита лабораторной работы, тестирование, индивидуальные задания, ответы на зачете
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.9
Актуальные проблемы охраны

природы: понятия, цели, принципы.

Биоиндикационные исследования растений в зависимости от условий среды. /Лаб/

4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
ащита лабораторной работы, тестирование, индивидуальные задания,реферат, дискуссия,

ответы на зачете

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.10
Принципы организации биологического мониторинга /Ср/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
тестирование, индивидуальные задания,реферат, ответы на зачете
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.11
Теоретические основы биомониторинга

и биоиндикации. /Ср/

6
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
тестирование, индивидуальные задания,реферат, ответы на зачете
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.12
Охарактеризовать основные методы применяемые в биологическом мониторинге /Ср/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
тестирование, индивидуальные задания,реферат, ответы на зачете
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.13
Биотестирование и биоиндикация как экспрессные тест-методы.

Химические и биологические тест-методы  /Ср/

4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
тестирование, индивидуальные задания,реферат, ответы на зачете
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.14
Биоиндикаторы. Основные индексы, коэффициенты,

используемые в биоиндикационных исследованиях.

/Ср/

4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
тестирование, индивидуальные задания,реферат, ответы на зачете
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.15
Биологический мониторинг качества городской среды.

Состояние природных экосистем в городе.

/Ср/

4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
тестирование, индивидуальные задания,реферат, ответы на зачете
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.16
Комплексная оценка качества среды обитания с помощью

информационных технологий /Ср/

8,5
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
тестирование, индивидуальные задания,реферат,

ответы на зачете

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы для подготовки к зачету. 1. Принципы организации биологического мониторинга. 2. Биоиндикация окружающей среды. Общие принципы использования биоиндикаторов. 3. Особенности использования растений в качестве биоиндикаторов. 4. Особенности использования животных в качестве биоиндикаторов. 5. Особенности использования микроорганизмов в качестве биоиндикаторов 6. Биоиндикация загрязнений воздуха. 8. Биоиндикационные методы оценки качества воды. 9. Биоиндикационная диагностика почв. 10. Методы биотестирования и биоиндикации при мониторинге антропогенной нагрузки на природные экосистемы. 11. Биотестирование окружающей среды. 12. Задачи и приѐмы биотестирования качества среды. 13. Методология биотестирования. 14. Требования к методам биотестирования. 15. Биохимические методы биотестирования. 16. Генетический подход в биотестировании. 17. Морфологический подход в биотестировании. 18. Биофизические методы биотестирования. 19. Иммунологический подход при проведении биотестирования. 20. Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников. 21. Флуктуирующая ассиметрия растений и животных как тест-система оценки качества среды. 22. Биологический контроль водоѐма методом сапробности. 23. Методы определения общего микробного числа в водоѐме. 24. Определение качества воды в пресноводном водоѐме по видовому разнообразию гидроценоза. 25. Определение токсичности природных сред с использованием в качестве тест-объектов: рачков дафнии и водорослей хлореллы. 26. Методы биодиагностики почв. 27. Методы биоиндикации антропогенного загрязнения почвы. 28. Характеристика качества почвы с помощью растений-индикаторов. 29. Использование голосеменных растений (ель, сосна) в качестве биоиндикаторов состояния окружающей среды. 30. Химические и биологические тест-методы экспресс-диагностики загрязнений окружающей среды. 31. Экотоксикология. Основные понятия, задачи, направления. 32. Комплексный характер и специфика влияния неблагоприятных экологических факторов на природные сообщества городов, урбоэкологический стресс. 33. Природоохранное нормирование воздействия на окружающую среду. 34. Влияние химических загрязняющих веществ на биосферу. 35. Современное аналитическое оборудование для биологического мониторинга.
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
36. Методы контроля загрязнения почв. 37. Проблемы и перспективы развития биологического мониторинга. 38. Методы управления качеством окружающей среды 39.  Глобальные, региональные и локальные экологические проблемы. 40. Биологические факторы в развитии биосферы. 41. Взаимодействие человечества и природы 42. Закономерности развития экосистем и биосферы 43.Биота как критический компонент биосферы и составляющих ее экосистем. Биоиндикация и биомониторинг.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов: 1.Человек как объект биологического мониторинга. 2. Стресс-реакция - универсальный ответ биологических систем на экстремальные условия. Антропогенные стрессоры и реакции на них растений. 3.Антропогенные стрессоры и реакции на них животных. 4. Биоиндикация состояния городской среды 5. Новые объекты и методы биоиндикационных исследований 6. Биоиндикация радиоактивного загрязнения территорий 7. Биоиндикаторы и прогноз погоды, стихийных бедствий, глобального изменения климата. 8. Развитие экосистем и биосферы как условие выживания человечества. Причины и динамика зависимости от состояния природной среды. 9. Развитие экосистем и биосферы. Культура в условиях глобализации. История изменений отношений к природе. Ценности экологической культуры. 10. Информатизация общества и развитие экосистем и биосферы. Природа информации и информация в природе. Презентация. Подготовить презентации: 1.Экологические группы гидробионтов в оценке состояния водных экосистем. 2. История биоиндикационных исследований. 3. Биоиндикация состояния почв. 4.Биоиндикация состояния водной среды. 5.Биоиндикация воздушной среды. 6. Растения в качестве биоиндикаторов. 7. Использование микроорганизмов в качестве биоиндикаторов. 8.Практическое применение технологий Биотеста: мониторинг популяций растений и животных по гомеостазу развития (метод флуктуирующей асимметрии).Флуктуирующая асимметрия - показатель стабильности развития организмов и качества среды их обитания. 9.Новые объекты и методы биоиндикационных исследований. 10.Мутагенез и факторы среды.Тератогенез и факторы среды
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Тесты, собеседование, выполнение заданий для самостоятельного изучения, рефераты, подготовка презентаций и т.д.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Довлетярова Э.А., Плющиков В.Г., Ильясова Н.И.
Основы биоэкологии: учебное пособие
Москва: Российский университет дружбы народов, 2010
http://www.iprbookshop.ru/11415.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Шамраев А.В.
Экологический мониторинг и экспертиза: учебное пособие для вузов
Оренбург: ОГУ, 2014
http://www.iprbookshop.ru/24348.html
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.2
Гришанов Г.В., Гришанова Ю.Н.
Методы изучения и оценки биологического разнообразия: учебное пособие
Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2010
http://www.iprbookshop.ru/23854.html
 
Л2.3
Шалабода В.Л., Дмитриева С.А., Парфенов В.И.
Методы экспресс-анализа пыльцы растений и спор патогенных грибов Беларуси: практическое пособие
Минск: Белорусская наука, 2015
http://www.iprbookshop.ru/50812.html
 
Л2.4
Белякова Г.А., Зданович В.В., Криксунов [и др.] Е.А.
Словарь биологических терминов: учебное пособие
Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013
http://www.iprbookshop.ru/54657.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
328 А1
Кабинет анатомии и морфологии растений. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, таблицы по анатомии и морфологии растений, по систематике растений, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, определители, пеналы, коллекции лекарственных растений, фиксированные и живые объекты, гербарий научный и учебный, папки для гербария, коллекции мхов и лишайников, определители растений, микроскопы, бинокуляры, лупы, покровные и предметные стекла, микропрепараты по анатомии и морфологии растений, посуда, влажные препараты, термостат, фиксированные и живые объекты, постоянные и временные микропрепараты по водорослям и грибам, практикумы, определители, таблицы по систематике растений, раздаточный материал, карточки для занятий, покровные и предметные стекла, предметные стекла с вышлифованным углублением, препаровальные иглы, петли для пересева, стеклянные палочки, спиртовка, микропрепараты, посуда, растворы красителей, весы ВТ-500 торсионные, весы лабораторные ВЛТЭ 150 с гирей копировочной, питательные среды, бурав, высотомер, мерная вилка, полнотометр Биттерлиха, керны, спилы древесных растений, коллекции лекарственных растений, рефрактометры ИРФ-454Б2М, химические реактивы
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции. Студентам необходимо ознакомиться:с содержанием рабочей программы дисциплины, с целями и задачами дисциплины, ее связями с другими дисциплинами образовательной программы, методическими разработками по данной дисциплине, с графиком консультаций преподавателей кафедры. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, записывать темы лекции, ее основные вопросы, рекомендуемую литературу; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно прорабатывать и дополнять сведениями из других источников литературы, представленных не только в программе дисциплины, но и в периодических изданиях.Основная литература - это учебники и учебные пособия. Дополнительная литература - это монографии, сборники научных трудов, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии, интернет ресурсы. Практические занятия. Рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям. Студентам следует: - до очередного практического занятия проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и интернет-ресурсы. - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении теоретического материала, заданных для самостоятельного решения; Самостоятельная работа при изучении дисциплин включает: - чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины; - знакомство с Интернет-источниками; - подготовку к различным формам контроля (тесты, контрольные работы, коллоквиумы); - подготовку и написание рефератов; - подготовку ответов на вопросы по различным темам дисциплины.
 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Реферат предусматривает углубленное изучение дисциплины, способствует развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками. Реферат - краткое изложение в письменном виде содержания научного труда по предоставленной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где студент раскрывает суть исследуемой проблемы с элементами анализа по теме реферата. Приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблемы темы реферата. Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носить проблемно-тематический характер. Презентация. Создание материалов-презентаций, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. - требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. Создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере. Презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.