2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Визуальная психодиагностика_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Визуальная психодиагностика
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пс.н, доцент, Таскина И.А
 
 
Визуальная психодиагностика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: является использование знаний языка жестов, мимики при установлении конструктивных деловых контактов с людьми
1.2
Задачи: - ознакомить с психологией невербального поведения в установлении эффективных отношений

- знать особенности невербального поведения жителей разных стран в соответствие с их этнокультурными особенностями

- уметь установить межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, религиозных и исторических традиций

- овладеть основными коммуникативными техниками общения на основе психологии невербального поведения

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
умеет устанавливать межличностностные  взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, религиозных и исторических традиций
ИД-4.УК-3: Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
владеет  основными коммуникативными техниками общения на основе психологии невербального поведения
ИД-3.УК-4: Демонстрирует интегративные умения использовать диалогическое общение для сотрудничества в академической коммуникации общения:

внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;

уважая высказывания других как в плане содержания, так и в плане формы;

критикуя аргументированно и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия.

 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. визуальная психодиагностика
 
1.1
Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности /Лек/
1
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Формирование психологического портрета личности по признакам внешности /Лек/
1
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.3
Типологии личности по внешним признакам /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Графологический метод диагностики личности /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Язык глаз и прикосновения в коммуникации людей /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
Распознавание искреннего и неискреннего поведения /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Основные теоретические положения визуальной психодиагностики /Пр/
2
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
Методика идентификации личности по внешним признакам (лицо) /Пр/
8
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
Методика идентификации личности по внешним признакам (тело) /Пр/
8
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
Мотивы поведения, их иерархия и классификация

/Ср/

6
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
Психология лжи. Техники распознавания неискреннего и настораживающего поведения в процессе общения /Ср/
10
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
Упражнения для развития наблюдательности и формирования умений распознавания невербальных сигналов: мимики, пантомимики, жестов, паралингвистических сигналов /Ср/
10
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.13
Упражнения на обнаружение признаков неискренности и неуверенного поведения партнера в процессе общения /Ср/
5
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.14
Ролевая игра для закрепления полученных навыков визуальной психодиагностики /Ср/
3,5
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1.Психодиагностика как научная дисциплина, история ее возникновения и развития

2.Классификации психодиагностических процедур

3.Визуальная психодиагностика

4.Психодиагностика экспрессивного поведения партнера по общению

5. Особенности невербального поведения людей

6.Психодиагностика профессионально важных качеств  педагога

7.Психодиагностика личностных характеристик

8.Особенности невербального поведения людей

9.Психодиагностика экспрессивного поведения партнера по общению

10.Особенности национальных стилей делового общения в Европе и Америке

11.. Национальные стили делового общения в странах Азии.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
не предусмотрены
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Еремина Т. А.
Визуальная психодиагностика: учебное пособие
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
https://www.iprbookshop.ru/1136.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Опевалова Е.В.
Психодиагностика: практикум
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/85826.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
202 А2
Лаборатория психолого-педагогического образования. Лаборатория информационно-коммуникационных технологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V25, ноутбук, кресло-мешок Алова, музыкальный центр Samsung MX-F730DB, Пузырьковая колонна «Стандарт в-1500мм,д – 100 мм. Подсветка мультиколор», Телевизор LG 32LB628U=(3D), Чемодан психолога. Диагностический комплект «Семаго», ящик-песочница (набор для экспериментирования с песком), настольные психологические игры, набор метафорических ассоциативных карт

 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
202 А2
Лаборатория психолого-педагогического образования. Лаборатория информационно-коммуникационных технологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V25, ноутбук, кресло-мешок Алова, музыкальный центр Samsung MX-F730DB, Пузырьковая колонна «Стандарт в-1500мм,д – 100 мм. Подсветка мультиколор», Телевизор LG 32LB628U=(3D), Чемодан психолога. Диагностический комплект «Семаго», ящик-песочница (набор для экспериментирования с песком), настольные психологические игры, набор метафорических ассоциативных карт

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кейс-метод. В России кейс-метод (CASE-технологии) хорошо известен разработчикам информационных систем и баз 
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
данных.

Название кейс-метода происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай,

ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место

в реальности, в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например деловой игры. Кейсы могут быть представлены

студентами в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Проблема, рассматриваемая в кейсе, должна

быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной

в кейсе, руководит преподаватель.

Цели кейс-метода состоят в следующем:

- активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации

к учебному процессу;

- приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;

- отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для

уточнения ситуации;

- моделирование решений, представление различных планов действий;

- приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;

- приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты

собственной точки зрения;

- приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;

- подобное описание практических ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно-методическое обеспечение:

- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- рекомендации «Как работать с кейсом»;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам.

Порядок (алгоритм) работы по кейс-методу:

1 Подготовка к занятию преподавателем и студентами.

2 Организационная часть. Выдача кейса.

3 Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом.

4 Проверка усвоения теоретического материала по теме.

5 Работа студентов в микрогруппах.

6 Дискуссия (коллективная работа студентов).

7 Оформление студентами итогов работы.

8 Подведение итогов

Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ

Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Критерии оценки:

«Зачтено»   ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к 

 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
проблеме.  Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.

«Незачтено»  ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.