Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
рабочая программа дисциплины (модуля)
Ветеринарная стоматология
04.03.01_2022_132.plx
04.03.01 Химия
Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 04.03.01_2022_132.plx
к.в.н., завкафедрой, Шатрубова Е.В.
Ветеринарная стоматология
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 14.04.2022 протокол № 9
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 04.03.01_2022_132.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 04.03.01_2022_132.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: формирование теоретических знаний и практических умений,
готовность выполнять основные лечебные мероприятия при стоматологических
заболеваниях животных, используя современные методы диагностики, лечения и
профилактики в соответствии с формируемыми компетенциями.
Задачи: - изучение теоретических аспектов ветеринарной стоматологии, включая научную информацию отечественного и зарубежного опыта;
- изучение структурных особенностей зубного органа у различных видов
животных;
- освоение организационной работы и оборудования стоматологического кабинета;
- изучение и отработка техники выполнения общего обезболивания, новокаиновых блокад при оперативных вмешательствах на зубах;
- изучение методов клинического исследования животных с использованием
современных, общих, специальных (инструментальных) и лабораторных методов
исследования этиопатогенеза и клинических проявлений основных заболеваний зубочелюстной системы животных;
- изучение биологических и клинических закономерностей регенеративновосстановительных процессов,
- освоение методов лечения животных на основе установленного диагноза с
применением медикаментозной и немедикаментозной терапии при стоматологических заболеваниях с учётом современных знаний и достижений науки (для ветеринарии);
- освоение мероприятий по профилактике болезней зубов животных
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Методология самостоятельной работы студентов
Безопасность жизнедеятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Обучающийся должен знать информации о происхождении, назначении животных, условиях кормления, содержания, о возникновении и проявлении стоматологического заболевания, в том числе эпизоотической обстановке
ИД-1.УК-1: Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
Обучающийся должен владеть методами сбора анамнеза, анализом информации о происхождении, назначении животных, условиях кормления, содержания, о возникновении и проявлении стоматологических заболеваний;
Обучающийся должен уметь проводить клиническое исследование животных со стоматологической патологией с использованием современных, общих, специальных (инструментальных) и лабораторных методов исследования (в том числе диспансеризации), интерпретировать, анализировать и оформлять результаты
ИД-2.УК-1: Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
Обучающийся должен знать принципы лечения животных на основе установленного диагноза с применением медикаментозной и немедикаментозной терапии при заболеваниях зубов различной
этиологии с учётом современных знаний и достижений науки
ИД-3.УК-1: Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УП: 04.03.01_2022_132.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Раздел 1 Введение.
Введение в курс ветеринарной стоматологии /Лек/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Теория прорезывания зубов. Анатомотопографическая характеристика зубного органа
и ротовой полости. Возрастные особенности
зубного аппарата мелких домашних животных /Лек/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Структурные особенности зубного органа у различных видов животных. Рентгенологические особенности зубочелюстной системы /Ср/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Структурные особенности зубного органа у различных видов животных.
Рентгенологические особенности зубочелюстной системы /Пр/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Раздел 2. Раздел 2 Организация работы и оборудование стоматологического кабинета
Оборудование стоматологического кабинета /Лек/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Особенности общего и местного обезболивания у различных видов животных в стоматологии /Пр/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Стоматологическая рентгенография /Ср/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Раздел 3. Раздел 3 Основные заболевания зубочелюстной системы у животных
Болезни зубов и десен. /Лек/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Диагностика и лечение болезней зубов
некариозного происхождения /Пр/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Диагностика и лечение болезней зубов кариозного происхождения /Пр/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Патологии молодняка (персистирующие молочные зубы, патологии прикуса, гипоплазия эмали, «волчья пасть» и «заячья губа», ювенильный стоматит кошек, новообразования ротовой полости молодых животных)
/Ср/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Раздел 4. Раздел 4 Общие принципы лечения и профилактики зубочелюстной системы у животных
УП: 04.03.01_2022_132.plx
Хирургическое лечение частной зубной
патологии /Лек/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Техника удаления зубного камня различными
методами /Пр/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Хирургическое и ортодонтическое исправление
прикуса /Пр/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Профессиональная гигиена полости рта мелких
домашних животных /Лек/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
Подготовка к зачёту /Зачёт/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
Контактная работа /KСРАтт/
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. Теория прорезывания зубов.
2. Анатомо-топографическая характеристика зубного органа
3. Анатомо-топографическая характеристика коронки, шейки, корня зуба.
4. Анатомо-топографическая характеристика твердых тканей зуба.
5. Анатомо-топографическая характеристика резцов.
6. Анатомо-топографическая характеристика клыков.
7. Анатомо-топографическая характеристика коренных зубов.
8. Анатомо-топографическая характеристика молочных зубов.
9. Особенности зубного органа у собак.
10. Особенности зубного органа у кошек.
11. Особенности зубного органа у грызунов.
12. Особенности зубного органа у рептилий.
13. Особенности зубного органа у обезьян.
14. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов и их смена у собак.
15. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов и их смена у кошек.
16. Оборудование стоматологического кабинета.
17. Стоматологический инструмент.
18. Основные принципы работы стоматологического кабинета.
19. Пломбировочные материалы
20. Методы обезболивания у собак.
21. Методы обезболивания у кошек.
22. Методы обезболивания у грызунов.
23. Анестетики, применяемые в стоматологии..
24. Особенности и аномалии зубного прикуса.
25. Неправильное стирание зубов.
26. Гиперплазия.
27. Гипоплазия.
28. Флюороз зубов.
29. Зубной камень.
30. Клиновидный дефект резцовых зубов
31. Кариес.
32. Пульпит.
33. Полидентия.
34. Олигодентия.
УП: 04.03.01_2022_132.plx
35. Ретенция зуба.
36. Периодонтит.
37. Пародонтит.
38. Пародонтоз.
39. Пародонтопатия.
40. Одонтогенные абсцессы.
41. Болезни слизистой оболочки полости рта.
42. Язвенные стоматиты.
43. Гангренозные стоматиты.
44. Папилломатозные стоматиты.
45. Глоссит.
46. Гингивит.
47. Хейлит.
48. Новообразования.
49. Общие принципы лечения заболеваний зубочелюстной системы.
50. Удаление зубного камня.
51 Мумификация пульпы.
52. Резекция корня зуба плотоядных.
53. Выколачивание зубов.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Гиперплазия.
2. Гипоплазия.
3. Флюороз зубов.
4. Зубной камень.
5. Клиновидный дефект резцовых зубов
6. Кариес.
7. Пульпит.
8. Полидентия.
9. Олигодентия.
10. Ретенция зуба.
11. Периодонтит.
12. Пародонтит.
13. Пародонтоз.
14. Пародонтопатия.
15. Одонтогенные абсцессы.
16. Болезни слизистой оболочки полости рта.
17. Язвенные стоматиты.
18. Гангренозные стоматиты.
19. Папилломатозные стоматиты.
20. Глоссит.
21. Гингивит.
22. Хейлит.
23. Новообразования.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется согласно положению о Фонде оценочных средств ГАГУ отдельным документом.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Павлов С. А., Кушеев Ч. Б., Ломбоева С. С.
Ветеринарная стоматология. Ч. 1: учебное пособие
Иркутск: Иркутский ГАУ, 2018
https://e.lanbook.com/book/143174
Слесаренко Н. А., Красников А. В., Иванцов [и др.] В. А.
Ветеринарная стоматология: учебно-методическое пособие для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2021
https://e.lanbook.com/book/165819
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 04.03.01_2022_132.plx
Зеленевский Н.В., Зеленевский К.Н.
Анатомия животных: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2014
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52008
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
Электронно-библиотечная система IPRbooks
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Операционный стол Виноградова, инструментальный стол, шовный материал, перевязочный материал, стерилизаторы, кипятильник дезинфекционный электрический, большой хирургический набор, сумка для обследования животных 2-4 кг, сумка для обследования животных 4-6 кг, тренажёр для накладывания швов, муляж собаки для накладывания повязок
Кабинет терапии, диагностики, диетологии и анестезиологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, плакаты, доска, кафедра, КФК, анализатор мочи, счетчик электронно цифровой СГ ЭЦ 15МиСПУ, счетчик цифровой, раздаточный материал, счетчик лейкоформул, стетофонендоскоп, зевники, перкуссионный молоточек, термометр, щипцы для фиксации, сумка для обследования животных 2-4 кг, сумка для обследования животных 4-6 кг
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ
Лабораторные работы по каждому разделу, приведенному в технологической карте учебного курса, выполняются согласно учебному плану. Для выполнения лабораторных работ студент получает необходимое оборудование и выполняет работу
согласно плану, с соблюдением необходимой техники безопасности, при необходимости получает консультацию у преподавателя.
Работа считается выполненной если:
- студент выполнил все задания
- осмыслил теоретический материал
- аккуратно оформил работу
- сформировал правильные выводы и дал письменные ответы на контрольные вопросы
- защитил работу
Распределение занятий по часам представлено в РПД. Важнейшим этапом курса является самостоятельная работа с использованием различных источников литературы.
Подготовка к занятиям: для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может:
- делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);
- составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);
- готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);
- создавать конспекты (развернутые тезисы, которые).
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные
УП: 04.03.01_2022_132.plx
выступления с докладами и рефератами по темам занятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Подготовка докладов, выступлений и рефератов, если они предусмотрены рабочей программой дисциплины:
Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Объем до 15 страниц.
Доклад представляет публичное, развёрнутое сообщение (информирование) по определённому вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. Необходимо подготовить текст доклада и (или) иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным,
УП: 44.03.05_2022_712.plx стр. 8
конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к занятию.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При подготовке к промежуточной аттестации студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, просмотреть решения основных задач, решенных самостоятельно и на занятиях. Если у студента имеются вопросы, которые он не понял, то он может получить на них пояснения на консультиации.
Самостоятельная работа в рамках курса предполагает следующие действия:
1.Внимательно просмотреть записи, сделанные на занятии.
2.Прочитать материал по теме, обсуждаемой на занятии, в учебнике.
3.Прочитать дополнительную литературу по данной теме.
4.Выполнить предложенные преподавателем практические упражнения.
5.Проверить правильность выполнения предложенных упражнений.
6.Проанализировать свои ошибки.
7.При необходимости подготовить вопрос преподавателю на занятии.