2022-2023_46_04_01_2022_342М_plx_Проблемы модернизации России в XIX - начале XXI вв__История России в XIX - начале XXI вв
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проблемы модернизации России в XIX - начале XXI вв.
Учебный план
46.04.01_2022_342М.plx

46.04.01 История

История России в XIX - начале XXI вв.
 
зачеты 3, 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
53,1
аудиторные занятия
108
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
7
8 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
8
8
18
18
Практические
54
54
36
36
90
90
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,4
0,4
0,9
0,9
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
64
64
44
44
108
108
Кoнтактная рабoта
64,65
64,65
44,55
44,55
109,2
109,2
Сам. работа
34,5
34,5
18,6
18,6
53,1
53,1
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
108
108
72
72
180
180
 
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Чедурова Елизавета Михайловна;д.и.н., профессор, Гончарова О.А.
 
 
Проблемы модернизации России в XIX - начале XXI вв.
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)
 
46.04.01 История
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Обучить магистрантов основам методики проведения научных исследований, самостоятельной работе с научной литературой, анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей.
1.2
Задачи: - обучение магистрантов методике профессиональной оценки событий истории России;

- обучение использованию основных источников по модернизации экономики России;

- обучение навыкам работы с научной и научно-публицистической литературой для выявления и взвешенного анализа наиболее спорных и дискуссионных моментов  истории России, которые представлены в работах отечественных и зарубежных авторов.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Источниковедение истории России XIX - начала XXI вв.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-3: Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления в их экономических, социальных и культурных измерениях на основе междисциплинарных подходов;
 
Способен анализировать и объяснять доминирующие факторы исторического развития на основе междисциплинарных подходов в их экономических, социальных и культурных измерениях
ИД-2.ОПК-3: Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления на основе междисциплинарных подходов

в их экономических, социальных и культурных измерениях

 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Модернизация советской системы 1917-1991 гг.
 
1.1
Модернизация советской системы 1917-1991 гг. /Лек/
4
ИД-2.ОПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Модернизация советской системы 1917-1991 гг. /Пр/
14
ИД-2.ОПК-3
3
2
Л1.1Л2.1
 
1.3
Модернизация советской системы 1917-1991 гг. /Ср/
12
ИД-2.ОПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Российские реформы на современном этапе
 
2.1
Российские реформы на современном этапе /Пр/
20
ИД-2.ОПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Российские реформы на современном этапе /Ср/
8
ИД-2.ОПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Российские  реформы на современном этапе /Лек/
4
ИД-2.ОПК-3
3
2
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Управление процессами политической модернизации: федеральный и региональный аспект
 
стр. 5
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
3.1
Управление процессами политической модернизации: федеральный и региональный аспект /Пр/
20
ИД-2.ОПК-3
3
4
Л1.1Л2.1
 
3.2
Управление процессами политической модернизации: федеральный и региональный аспект /Ср/
14,5
ИД-2.ОПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Управление процессами политической модернизации: федеральный и региональный аспект /Лек/
2
ИД-2.ОПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Проблемы модернизации России в XIX - начале XX вв.
 
4.1
Проблемы модернизации России в XIX - начале XX вв. /Лек/
8
ИД-2.ОПК-3
4
0
Л1.1Л2.1
 
4.2
Проблемы модернизации России в XIX - начале XX вв /Пр/
36
ИД-2.ОПК-3
4
0
Л1.1Л2.1
 
4.3
Проблемы модернизации России в XIX - начале XX вв /Ср/
18,6
ИД-2.ОПК-3
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.ОПК-3
3
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.ОПК-3
3
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ОПК-3
3
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.ОПК-3
4
0
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ОПК-3
4
0
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-2.ОПК-3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Первый семестр:

1. Реформы европеизации Петра I, их оценка в исторической литературе

2. Сравнительные анализ экономического развития стран Западной Европы и России к началу XIX в.

3. Сравнительные анализ политического развития стран Западной Европы и России к началу XIX в.

4. Сравнительные анализ социального развития стран Западной Европы и России к началу XIX в.

5. Сравнительные анализ культурного развития стран Западной Европы и России к началу XIX в.

6. «Вызов извне» для России в начале XIX в.

7. Конституционные проекты Александра I: сравнительный анализ

8. М.М. Сперанский – великий буржуазный реформатор без великих реформ

9. Конституционное законодательство России первой четверти XIX в.

10. Проекты по отмене крепостного права в первой четверти XIX в.

11. Аграрное законодательство России первой четверти XIX в.

12. Реакция российского общества на попытку буржуазной модернизации страны в первой четверти XIX в.

13. «Консервативная модернизация» России во второй четверти XIX в.: ее итоги и значение

14. Складывание либеральной бюрократии во второй четверти XIX в.

15. «Вызов извне» для России в середине XIX в.

16. Разработка пакета буржуазных реформ

17. Отмена крепостного права и ее оценка в исторической литературе

18. Судебная реформа 1864 г. и ее оценка в исторической литературе

19. Земская реформа 1864 г. и ее оценка в исторической литературе

20. Городовая реформа и ее оценка в исторической литературе

21. Военная реформа и ее оценка в исторической литературе

22. Реформы в образовании и их оценка в исторической литературе

23. Конституционные проекты 1870-х гг. - начала 1800 г.

24. Последствия великих реформ Александра I для России.

 
стр. 6
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
25. Контрреформы Александра III: причины, характер и оценка в исторической литературе

26. Экономическая модернизация С.Ю. Витте: пакет реформ

27. Политика индустриализации С.Ю.Витте и ее оценка в исторической литературе

28. Торгово-промышленная программа С.Ю. Витте.

29. Аграрные проекты в начале XX в., их оценка в исторической литературе

30. Аграрная реформа П.А. Столыпина, причины, пути решения, итоги, историческое значение

31. Оценки столыпинской реформы в отечественной и зарубежной историографии.

32. Социально-политическая модернизация России в начале XX в.

33. Государственно-правовая модернизация России в начале XX в.

34. Отечественная и зарубежная историография основных проблем социально-экономического развития России конца XIX – начала ХX в

Второй семестр

Тема: Модернизация советской системы 1917-1991 гг.

- подготовка контрольных работ;

- анализ источника;

- заполнение таблицы;

- подготовка сообщение по заданным темам;

- написание эссе;

-  составление аннотации к книгам, рекомендуемым преподавателем для подготовки.

Тема: Российские реформы на современном этапе

- подготовка к дискуссии;

-  составление планов-схем битв;

- написание эссе;

- подготовка презентации.  

-  анализ источника

Вопросы к зачету

по дисциплине «Проблемы модернизации России в ХХ – XXI вв.»

1. Особенности реформаторства большевиков в годы НЭПа

2. Модернизация советской системы в 50-60-е гг. ХХ в.

3. Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общест-венного развития (1985-1991)

4. Российские реформы на современном этапе.

5. Политическая борьба и издержки современного реформирования

6. Власть и реформы в советской России (1917-1929 гг.)

7.

8. Попытки модернизации советской системы 50-60-е гг.

9. Перестройка: от частных преобразований к смене модели общественного развития (1985-1991 гг.)

10. Экономические реформы в России.

11. Политическое реформирование.

12. Современные российские реформы: промежуточные итоги, ошибки, перспективы.

13. Система управления процессами политической модернизации.  

14. Стратегии модернизации политических систем.

15. Роль органов законодательной и исполнительной власти в процессе управления политической модернизацией.

16. Основные механизмы управления процессами политической модернизации в современной России.

17. Анализ практического опыта проведения политической модернизации в Республике Алтай: проблемы и перспективы.

18. Основные направления регионального механизма политического управления

19. Основные критерии модернизации политической системы.

20. Концепции политической модернизации Республики Алтай

21. Механизмы управления процессом политической модернизации страны

22. Система управления процессами политической модернизации в современной России

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Первый семестр.

1. Экономические основы российского абсолютизма: характерные черты и особенности

2. Начало машиностроения и революция технологий в Англии в конце XVIII –

начале XIX вв. Распространение её результатов в Европе и в России.

3. Крепостное хозяйство в России, его возможности и недостатки

4. Кризис крепостничества. Споры о пути развития и освобождении крестьян.

5. Западники и славянофилы.

6. Промышленный переворот в России: основные направления, особенности, результаты.

7. Развитие капитализма во второй половине XIX в.: оценки в трудах российских историков.

8. Аграрный вопрос в России: причины возникновения, попытки решения.

9. Взгляды на общину и капитализм в России в конце XIX – начале XX вв.

 
стр. 7
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
10. С.Ю. Витте как буржуазный реформатор.

11. Столыпинская аграрная реформа: незавершенный процесс?

12. Западные и незападные модели экономической модернизации.

13. Споры о путях развития России.

14. Народнический вариант некапиталистической трансформации российской экономики.

15. Ловушки экономической модернизации России в XIX – начале  XX в.

16. Москва и Петербург: две модели экономического развития, два типа

предпринимательства.

17. Проблема индустриализации как перспектива модернизации России.

Второй семестр.

1. Эволюция точек зрения обществоведов на проблему тоталитаризма.

2.Тоталитарные общества: сравнительный анализ.

3.Россия нэповская: успехи, трудности, противоречия.

4.Контрмодернизация в СССР.

5.Трудности и противоречия послевоенной действительности в СССР.

6. Аграрная политика советского правительства.

7. Эволюция теорий модернизации в ХХ в.

8.НЭП, экономическая реформа 1965г., перестройка и модернизация: спорные вопросы.

9.Российские реформы 90-х годов ХХ в.: модернизация или антимодернизация?

10. Россия в постиндустриальном мире.

Политика перестройки в СССР. Новые подходы и оценки.

11.Причины крушения СССР. Объективные и субъективные факторы.

12. «Шоковая терапия»: необходимость или ошибка.

13.Многопартийность в России, особенности становления.

14.Усиление государственного вмешательства в политическую и экономическую жизнь  страны в начале 2000-х, проблема или решение.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А., Сахаров А.Н.
История России с древнейших времен до наших дней. Т.2: в 2-х т.: учебник
Москва: Проспект, 2010
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Куликов В.И.
Организация государственных учреждений России: учебник для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2011
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Google Chrome
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
6.3.1.6
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
стр. 8
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
404 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по написанию аннотации

Аннотация. Магистрант должен составить аннотации по заявленным темам.

Объем аннотаций (не менее 4000 зн.). В данном случае оценивается овладение студентом нормами библиографического описания текста, умение выделить основные положения текста, ставить к нему вопросы, определять степень аргументированности исследовательских позиций, графически организовать прочитанный материал. к исследовательской литературе, которая перечислить и кратко охарактеризовать основные положения текста, давать выходные данные (автор, название, место и время издания) по библиографическим стандартам.