2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Общая физическая подготовка_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общая физическая подготовка
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 2, 3, 4, 5, 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
304
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
328
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
14 2/6
17
14 5/6
17 1/6
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
66
66
66
66
66
66
66
66
40
40
304
304
Итого ауд.
66
66
66
66
66
66
66
66
40
40
304
304
Кoнтактная рабoта
66
66
66
66
66
66
66
66
40
40
304
304
Сам. работа
24
24
24
24
Итого
66
66
66
66
66
66
66
66
64
64
328
328
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Старший преподаватель , Талпа К.В. 
 
 
Общая физическая подготовка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: социальная адаптация и физическая реабилитация студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами общей физической подготовки
1.2
Задачи: - создание условий для развития мотивации к познавательной и

практической деятельности, социального, эмоционального, умственного и

физического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья;

- коррекция физического развития и интеграция студентов с

ограниченными возможностями здоровья в обществе;

- формирование необходимых знаний в области общей физической подготовки;

- обучение основам техники движений, формирование жизненно

необходимых умений и навыков, развитие двигательных способностей;

- укрепление здоровья, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности и активности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Знать практические основы здорового образа жизни; Уметь применять на практике основные упражнения общей физической подготовки; Владеть навыками двигательных умений базовых и новых физкультурно-спортивных видов.
ИД-1.УК-7: Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и демонстрирует основы медицинских знаний, соблюдает нормы здорового образа жизни
 
Знать практические основы общей физической подготовки; Уметь творчески использовать средства и методы общей физической подготовки для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни; Владеть средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
ИД-2.УК-7: Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации конкретной профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Практическая часть
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.1
Строевые упражнения. Упражнения на месте, повороты, перестроения. В движении - перемена направления движения строя, переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении. Ходьба и ее разновидности в различном темпе, с различной шириной шага; Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для верхнего плечевого пояса (на месте и в движении сгибания и разгибания, вращения, отведения и приведения, рывки, круговые движения руками с большой амплитудой и разной скоростью); упражнения для мышц шеи (наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях). Упражнения для развития быстроты и выносливости (бег скрестными шагами; со сменой направлений по зрительному и звуковому сигналам, спиной вперед, приставными шагами, с поворотами направо и налево, зигзагообразный, с оббеганием предметов, скоростной по сигналу ускорения на 10 — 15 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, седа). Участие в подвижных играх и организация и проведение подвижной игры (игры с мячом, бегом) /Пр/
66
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.2
Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для ног (различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине, приседания с различными положениями рук, выпады вперёд, в стороны с наклонами туловища и движениями рук, переход из упора присев в упор лёжа и снова в упор присев); упражнения с сопротивлением; упражнения в парах (повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседание с партнёром, игры с элементами сопротивления). Упражнения для развития силы ног, прыгучести и ловкости (приседание, прыжки вперед с зажатым в ступнях набивным мячом, отбивание набивного мяча ступнёй, прыжки на гимнастическую скамейку и через неё, прыжки вверх с касанием высоко подвешенного предмета, прыжки в сторону, в длину-вверх, вперед с имитацией движений различных ударов, прыжки с высоким подниманием колен, многоскоки, прыжок ноги вперед в стороны). Участие в подвижных играх и организация и проведение подвижной игры (прыжками, метанием, сопротивлением)

/Пр/

66
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения с гантелями (сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание); упражнения с короткой и длинной скакалкой (комплексы ОРУ со скакалкой, прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе); упражнения с мячом (ОРУ с баскетбольным, волейбольным, футбольным мячами, ОРУ с теннисными мячами); комплексы упражнений с мед.болом весом 1 кг. Упражнения для развития силы и подвижности кисти и пальцев (вращательные движения по вертикальной и горизонтальной ”восьмерке" кистью, метание на дальность набивного мяча, сжимание теннисного мяча или эспандера для укрепления мышц кисти и пальцев, отжимание, подтягивание). Участие в подвижных играх и организация и проведение подвижной игры (на внимание, координацию) /Пр/
66
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.4
Бег и его разновидности (с изменением частоты шагов, ширины шагов, темпа и дистанции, с изменением направления движения, с ускорением, с переходом на ходьбу, бег с высокого старта с ускорением до 30 м, челночный бег 3х10 м.). Упражнения для развития гибкости (наклоны, вращения, махи, выполняемые с наибольшей амплитудой). Эстафеты (встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метание в цель) /Пр/
66
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.5
Прыжки и их разновидности (с одной на две, с двух на две на месте и с продвижением, в стороны, широкими шагами, через скакалку, через скамейку с подтягиванием колен к груди, выпрыгивание из приседа вверх, с доставанием предмета). Упражнения на растягивание (наклоны вперед, касаясь ладонями пола, наклоны в стороны, назад с доставанием руками пяток ног, выпады, махи ногами, упражнения с гантелями). Эстафеты (бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов) /Пр/
40
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Самостоятельная работа
 
2.1
Роль общей физической подготовки в становлении личности (цель и задачами общей физической подготовки, техника безопасности, спортивная форма для занятий, правила поведения в спортивном зале, гигиенические знания и навыки, правила закаливание, режим дня и питание, краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние занятий физическими упражнениями на организм, игры народов России) /Ср/
4
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Подвижные игры и эстафеты (правила игры, правила поведения во время игры) /Ср/
4
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Специальная подготовка (влияние специальной подготовки на развитие двигательных способностей, основные средства специальной физической подготовки в зависимости от физического качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, значение специальных физических качеств в формировании двигательных навыков и умений) /Ср/
4
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.4
Досуговые физкультурно-спортивные мероприятия (правила поведения во время мероприятий, отношения к участникам, основные физкультурно-спортивные мероприятия региона) /Ср/
4
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
2.5
Соревновательная деятельность (техника безопасности во время проведения и участия в соревнованиях, правила поведения во время соревнований и отношение к соперникам и судьям соревнований, основные правила популярных спортивных игр региона) /Ср/
8
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой.

2. Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете?

3. Правила выполнения утренней гимнастики (составить комплекс упражнений утренней гимнастики).

4. Требования безопасности при проведении соревнований по баскетболу, футболу, волейболу (на выбор).

5. Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его планировании?

6. Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека. Ее формирование (выполнить несколько упражнений на формирование правильной осанки).

7. Требования безопасности перед занятиями по гимнастике.

8. В чем заключаются особенности построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке?

9. Требования безопасности во время занятий по легкой атлетике.

10. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

11. Раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур (расскажите, как делаете это вы).

12. Требования безопасности в аварийных ситуациях при проведении занятий по лыжной подготовке.

13. Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать при их появлении?

14. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня (выполнить комплекс упражнений физкультминутки).

15. От чего зависит гибкость тела человека, какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?

16. Какие приемы самоконтроля вам известны? Расскажите об одном из них и выполните (ортостатическую или функциональную пробу или антропометрические измерения).

17. История, девиз, символика, ритуал Олимпийских игр.

18. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? (Подробно рассказать о порядке организации и проведения, а также о правилах одной или двух подвижных игр. Если позволяют условия и обстоятельства, провести подвижную игру по выбору тестируемого.)

19. Требования, предъявляемые к одежде и обуви, предназначенной для занятий физической культурой и спортом.

20. В чем видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности (составить личный план индивидуального контроля)?

21. Требования безопасности перед занятиями по легкой атлетике.

22. Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями (на уроках и самостоятельные) на развитие телосложения?

23. Что понимается под физической культурой личности и в чем выражается ее взаимосвязь с общей культурой общества?

24. Почему необходимо отслеживать физическую нагрузку во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы?

25. Какое влияние оказывают занятия физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)?

26. Основные формы занятий физической культурой. Более подробно рассказать об одной из форм занятий (на личном примере).

27. Охарактеризовать основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями (место занятий, гигиена тела и одежды, подбор инвентаря и контроль за физической нагрузкой).

28. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия (обувь; общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)? Рассказать (при возможности показать) несколько упражнений.

29. Что необходимо делать, чтобы не страдать избыточной массой тела? (Составить комплекс специальных упражнений.)

30. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете? Каким образом анализируете полученные данные?

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества.

2. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.

3. Основные положения организации физического воспитания в вузе.

4. Биологические ритмы и работоспособность.

5. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

6. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

7. Система знаний о здоровье.

 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
8. Способы регуляции образа жизни.

9. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.

10. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

11. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.

12. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.

13. Методические принципы физического воспитания.

14. Общая физическая подготовка (ОФП).

15. Специальная физическая подготовка.

16. Социальные функции физической культуры.

17. Формирование физической культуры личности.

18. Организационно – правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи России.

19. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

20. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.

21. Определение понятия ППФП, её цели, задачи, средства.

22. Основные и дополнительные факторы,  оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии.

23. Производственная физическая культура.

24. Туризм - как средство физического воспитания.

25. Ориентирование на местности.

26. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры.

27. Виды и формы туризма.

28. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи.

29. Профессионально-прикладная физическая подготовка как составляющая специальной подготовки.

30. Спортивные соревнования как средство и метод общей и специальной физической подготовки студентов.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ 
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Тесты физической подготовленности

Собеседование по контрольным вопросам

Создание презентаций

Написание рефератов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Небытова Л.А., Катренко М.В., Соколова Н.И.
Физическая культура: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/75608.html
 
Л1.2
Татарова С.Ю., Татаров В.Б.
Физическая культура как один из аспектов составляющих здоровый образ жизни студентов: учебное пособие
Москва: Научный консультант, 2017
http://www.iprbookshop.ru/75150.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Мельникова Н.Ю., Трескин А.В.
История физической культуры и спорта: учебник
Москва: Издательство «Спорт», 2017
http://www.iprbookshop.ru/79433.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
Спортивная площадка
Спортивная площадка
Информационный щит, турник разноуровневый, шведская стенка, снаряд для прыжков в длину с места, рукоход, скамья для измерения уровня гибкости, скамья для пресса, упор для отжима, тренажер восемь перекладин
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ОСНОВНОЙ ГРУППЫ

Учебный материал раздела направлен на повышение функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и  занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

- преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

- студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

- студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Контрольные тесты и зачетные нормативы студенты сдают с учетом особенностей обучения в учебном отделении (основное, специальное отделение).

В каждом семестре студентам планируется не более пяти контрольных тестов, которые выполняются  в соответствии с правилами данного вида спорта.

Студены, пропустившие учебные занятия (и не прошедшие необходимую подготовку) допускаются к тестированию только после соответствующей подготовки. В случае пропуска занятий по уважительной причине студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов. Студенты, освобожденные на длительный срок, сдают зачет по теоретическому и методическому разделам программы и готовят реферат.

Для студентов всех учебных отделений 1-3 курсов основным критерием положительной оценки при получении зачета должно быть улучшение показателей тестов в процессе всего периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Специальная медицинская группа «А»: в специальную группу зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья на основании соответствующих рекомендации медицинских учреждений. Студенты обучающиеся в специальной медицинской группе «А» выполняют практические задания в форме которая доступна по состоянию здоровья. Контрольные тесты и зачетные нормативы студенты сдают с учетом особенностей обучения в специальной группе.

Специальная медицинская группа «Б»: в специальную группу зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья на основании соответствующих рекомендации медицинских учреждений. Критерием успешности освоения учебного материала на очной форме обучения является экспертная оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения учебных занятий, знания теоретического раздела программы, выполнение установленных на данный семестр тестов.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Реферат одна из основных научно-исследовательских работ студентов.

Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но студент может проявлять и свою инициативу.

Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и др.

При написании реферата от студента требуется умение выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Структура реферата должна включать следующие составные части и разделы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основное содержание.

5. Заключение (выводы).

6. Список литературы.

7. Приложения (если имеются).

1. Титульный лист.

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название и вид работы (реферат), данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

2. Содержание (оглавление) - это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц. Заголовки должны быть написаны так, чтобы по расположению можно было судить об их соотношении между собой по значимости (главы, разделы, параграфы и т.п.).

3. Введение. Обоснование выбора темы:

- актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

- новые, современные подходы к решению проблемы;

- наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

- противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересованном факте;

- личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

- цель и значимость темы.

4. Основное содержание

- сущность проблемы или изложение объективных научных сведений по теме реферата;

- критический обзор источников;

- собственные версии, сведения, оценки

5. Заключение:

- основные выводы;

- результаты и личная значимость проделанной работы; перспективы продолжения работы над темой.

6. Список использованной литературы:

В списке литературы дается перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и нумерацией по порядку. При этом в него включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте или выдержки, из которой они цитировались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем на иностранном.

7. Приложения.

В приложения включается второстепенный материал, например анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов и т. п.

Требования к оформлению текстового материала

Реферат должен быть отпечатан на пишущей машинке через два или принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 210x297 мм с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - 20, правое - 10, левое - 30 мм. Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая межсловные интервалы, шрифт – 14. Объем реферата не должен превышать 30 и быть не менее 12 страниц машинописного текста.

Номера страниц указываются на середине верхней части листа без точек и литерных знаков. Каждая страница нумеруется. Первой страницей считается титульный лист (нумерация на ней не ставится), второй – оглавление. Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов – строчными. Заголовки даются по центру и сверху и снизу отделяются от основного текста тремя интервалами; точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся и переносы в них не рекомендуются.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ 5 печатных знаков.

Оформление ссылок на источники.

Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры.

Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника.

Внутристраничный вариант: в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указывается номер источника по общему библиографическому списку и номер (а) использованной (ых) страниц.

Работа по библиографическому поиску.

Как правило, при подготовке реферата используются следующие группы источников: словари, справочники; монографии, сборники, научные доклады на конференциях, симпозиумах, энциклопедии и т. д.; газетные и журнальные статьи, в которых приводятся новые данные науки и фактологический материал. В них - расшифровка терминов, понятий, история вопроса, анализируются различные точки зрения на проблему и т. д.

По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они 

 
стр. 12
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого подвопроса и всего вопроса в целом.

После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст.

Оформление реферата целесообразнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графических редакторов, электронных таблиц.

Библиографическое описание научно-методической литературы в списке

В список литературы входят различные источники, описание которых имеет свою специфику. Ниже приведены некоторые примеры.

1) Описание книг, монографий, учебников и учебных пособий:

1. Веретенникова, Л.К. Подготовка будущего учителя  к  формированию творческого потенциала школьника: Монография / Л.К. Веретенникова.– Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 134 с.

2. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. – М., 1982. – 280 с.

3. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С.Лукин. – М.: Прсвещение, 1995. – 316 .

4. Петров, П.К. Гимнастика в школе: Учеб. пособие / П.К. Петров. – Ижевск, 1996. – 460с.

2) Описание статей из журналов:

1. Столяров, В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи / В.И.Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – №4. – С. 13-20.

2. Столяров, В.И. философско-культурологический анализ физической культуры / В.И. Столяров // Вопросы философии. – 1988. - № 4. – С. 78-91.

3) Описание статей из сборников научных трудов и тезисов докладов:

1. Иванов, И.И. Педагогическая деятельность и контроль за физическим состоянием / И.И. Иванов // Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном процессе: Межвуз. сб. науч. трудов. – Ижевск, 1996. – С. 23-39.

2. Жданов, Ю. Д. Требования к специалистам физической культуры и спорта / Ю.Д. Жданов // Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования факультета физической культуры (ФФК). – Ижевск, 1999. – С. 13-46.

4) Описание авторефератов диссертаций:

1. Холодов, Ж. К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Ж.К.Холодов; Моск.гос.ун-т – М., 1996. – 40 с.

2. Райзих, А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности: Автореф. дисс... канд. пед. наук / А.А.Райзих; Омск.гос.ун-т ФК – Омск., 1997. – 24 с.

Не позже чем за две недели до намеченного срока, реферат представляется на рецензию научному руководителю.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научится работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.