2022-2023_35_02_05_2022_А12_plx_Основы финансовой грамотности
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы финансовой грамотности
Учебный план
35.02.05_2022_А12.plx

Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
2
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Агроном
34
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
10
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Часы на контроль
2
2
2
2
Итого
34
34
34
34
 
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Препод., Попова Ольга Алексеевна
 
 
Основы финансовой грамотности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
 
Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 11  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> формирование у обучающихся умений и навыков принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
1.2
<i>Задачи:</i> В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений; - основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности; - принципы функционирования финансовой системы современного государства; - понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - находить информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать ее к собственным потребностям; - осуществлять расчет финансовых средств - определять стратегические цели в области управления личными финансами; - выбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Математика
2.1.2
Основы агрономии
2.1.3
Управление структурным подразделением сельскохозяйственной организации
2.1.4
Выполнение работ по профессии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы предпринимательской деятельности
2.2.2
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
2.2.3
Правовые основы профессиональной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
Знать:
- область профессиональной деятельности; - объекты профессиональной деятельности.
 
 
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
 
Уметь:
- решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий.
 
 
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
 
Владеть:
- знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор.
 
 
 
 
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
 
Знать:
- поисковые информационные системы; - алгоритм поиска информации.
 
 
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
Уметь:
- осуществлять поиск необходимой информации; - использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
стр. 5
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
Владеть:
- быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
Знать:
- задачи профессионального и личностного развития; - понятия самообразования и саморазвития; - цели, задачи и систему повышения квалификации.
 
 
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
Уметь:
- определять задачи профессионального и личностного развития; - заниматься самообразованием; - осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Владеть:
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства.
 
 
 
 
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
Знать:
- основные понятия и признаки коллектива и команды; - деловое общение; - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде; - этапы командной работы.
 
 
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
 
Уметь:
- работать в коллективе и команде; - эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
 
Владеть:
- организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
 
Знать:
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; - особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.
 
 
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
 
Уметь:
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); - понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы; - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы.
 
 
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
 
стр. 6
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Владеть:
- устной и письменной коммуникацией на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
 
 
 
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность к профессиональной деятельности
 
Знать:
- гражданско-патриотическую позицию; - общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде; - стандарты антикоррупционного поведения.
 
 
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
 
Уметь:
- проявлять гражданско-патриотическую позицию; - выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
 
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Владеть:
- гражданско-патриотической позицией, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
 
 
 
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
Знать:
­ об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения; - действия в чрезвычайных ситуациях; - порядок и правила оказания первой помощи.
 
 
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
Уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению; - действовать в чрезвычайных ситуациях; - оказывать первую медицинскую помощь.
 
 
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
 
Владеть:
- приемами сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
 
 
 
 
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
 
Знать:
-  научно-практические основы физической культуры; - основы здорового образа жизни.
 
 
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
 
Уметь:
-  самостоятельно выбирать  и применять способы и средства для поддержания здоровья и  работоспособности  в социальной и профессиональной деятельности.
 
 
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
 
Владеть:
-  методами физического воспитания; - средствами укрепления здоровья и способами поддержания хорошей физической формы для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
 
 
 
 
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
 
стр. 7
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Знать:
- информационные технологии.
 
 
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
 
Уметь:
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
Владеть:
- знаниями о современных информационных технологиях в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
Знать:
- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках.
 
 
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
Уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; - использовать в профессиональной деятельности документацию на государственном и иностранном языках.
 
 
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
Владеть:
- профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
Знать:
- основные понятия в финансовой сфере и принципы функционирования финансовой системы; - значение предпринимательства и процесс организации собственного дела.
 
 
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
Уметь:
- находить и использовать информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать в решении профессиональных задач; - отбирать бизнес-идею и открывать собственное дело в профессиональной деятельности.
 
 
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
Владеть:
- приемами определения источников финансирования и перспектив развития бизнеса в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
Знать:
- основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений; - основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
 
 
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Уметь:
- находить информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать ее к собственным потребностям; - осуществлять расчет финансовых средств.
 
 
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Владеть:
 
 
стр. 8
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
 
 
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
Знать:
- основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений; - основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности; - принципы функционирования финансовой системы современного государства; - понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
 
 
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
Уметь:
- находить информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать ее к собственным потребностям; - осуществлять расчет финансовых средств.
 
 
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
 
Знать:
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности; - принципы функционирования финансовой системы современного государства; - понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
 
 
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
 
Уметь:
- осуществлять расчет финансовых средств; - определять стратегические цели в области управления личными финансами; - выбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач.
 
 
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
 
Знать:
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности; - принципы функционирования финансовой системы современного государства; - понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
 
 
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
 
Уметь:
- находить информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать ее к собственным потребностям; - осуществлять расчет финансовых средств; - определять стратегические цели в области управления личными финансами; - выбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач.
 
 
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
 
Знать:
 
 
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
 
стр. 9
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Уметь:
 
 
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность к профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность к профессиональной деятельности
 
Уметь:
 
 
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
 
Знать:
 
 
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Уметь:
 
 
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Основы финансовой грамотности 
 
1.1
Личное финансовое планирование /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 08. ОК 10. ОК 11. ПК 1.1.
5
0
 
1.2
ПЗ-1. Составление личного финансового плана /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ОК 11. ПК 1.1.
5
0
 
1.3
ПЗ-2. Составление финансового плана семьи /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 07. ОК 08. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.1.
5
0
 
1.4
Банки. Банквоская система /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.1. ПК 1.2. ЛР 13 ЛР 14
5
0
День финансовой грамотности

(групповая форма работы).

Групповые задания

(на бумаге)

Отзыв (на бумаге)

 
стр. 10
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1.5
ПЗ-3. Расчёт процентов по вкладам и кредитам банка /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.1. ПК 1.7.
5
0
 
1.6
Валютный рынок /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.3.
5
0
 
1.7
Налоги и налоговые вычеты /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7. ЛР 20
5
0
День финансовой грамотности

(групповая форма работы).

Групповые задания

(на бумаге)

Отзыв (на бумаге)

 
1.8
ПЗ-4. Расчет основных налогов, уплачиваемых физическими лицами. Налоговые вычеты. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7.
5
0
 
1.9
Страховой рынок /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.3.
5
0
 
1.10
ПЗ-5. Расчет страховых взносов и возмещений /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08. ОК 10. ОК 11. ПК 1.3.
5
0
 
1.11
Финансовые риски /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7.
5
0
 
1.12
Пенсионная система /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 02. ОК 05. ОК 08. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.3.
5
0
 
1.13
Защита прав потребителей финансовых услуг /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7.
5
0
 
1.14
ПЗ-6. Решение ситуационных задач по защите прав потребителей финансовых услуг /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7.
5
0
 
 
Раздел 2. Контроль
 
2.1
Зачет /Зачёт/
2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
 
стр. 11
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА Тема. Личное финансовое планирование. Вопросы: 1. Основные источники денежных средств семьи. 2. Структура расходов среднестатистической российской семьи. 3. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. 4. Выплата выходного пособия при увольнении. Тема.Пенсионная система. Вопросы: 1. Понятие пенсии. 2. Виды пенсий. 3. Отличие обязательного от добровольного страхования. Темы тестирования: - Банки. Банковская система. - Валютный рынок. Перечень практических работ - Составление личного финансового плана. - Составление финансового плана семьи - Расчёт процентов по вкладам и кредитам банка. - Расчет основных налогов, уплачиваемых физическими лицами. Налоговые вычеты. - Расчет страховых взносов и возмещений. - Решение ситуационных задач по защите прав потребителей финансовых услуг. Вопросы к зачёту. 1. Сущность личного финансового планирования. 2. Личный финансовый план: стратегии, цели и способы их достижения 3. Сущность семейного бюджета. 4. Структура и способы составления и планирования семейного бюджета 5. Сущность и виды личного бюджета. 6. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. 7. Понятие банка, виды банков. 8. Сущность банковской системы, ее структура. 9. Сущность валютной системы. 10. Виды валют. 11. Понятие конвертация валюты, виды конвертации. 12. Понятие валютного курса, виды валютного курса. 13. Понятие пенсионного обеспечения, его виды. 14. Сущность Кредитования. 15. Виды кредитов. 16. Сущность страхования жизни. 17. Пенсионная система, виды пенсий. 18. Понятие и классификация финансовых рисков. 19. Способы защиты от финансовых рисков.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Итоговое тестирование Проверочная работа Тестирование Практическая работа Схема
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 12
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Дмитриева И. Е.
Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие для СПО
Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020
https://www.iprbookshop.ru/95600.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Юрченко Н. А.
Экономическое поведение и финансовая грамотность населения: учебное пособие
Екатеринбург: УрГАУ, 2020
https://e.lanbook.com/book/176633
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Moodle
6.3.1.4
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
кейс-метод
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
511 В1
Кабинет социально-экономических дисциплин. Кабинет экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); телевизор, DVD плеер, ученическая доска; учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по подготовке конспекта Конспект – это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В  конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.  Перед написанием конспекта прочтите текст целиком.  Выделите в нем основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте. Наиболее важные моменты можно процитировать.  Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них.  В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.  При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства Правила написания конспекта:  Идеи должны отвечать целям работы и быть взаимосвязаны.  Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразировать мысли более понятно, своими словами, подберите примеры, проведите перекомпоновку материала.  Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.  Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении. Выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения. Методические рекомендации по составлению схемы
 
стр. 13
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Составление схем – это вид графического способа отображения информации. Целью этого вида самостоятельной работы является развитие умения выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Схемы применяются для отображения фактического и цифрового материала, что придает ему большую наглядность. Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы - это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Схемы представляют собой соотношение частей в неком целом объекте. Это приближенный наглядный образ устройства или структурная характеристика какого-то объекта, процесса или явления. Алгоритм самостоятельной работы по составлению схем: 1) Внимательно прочитать учебный материал по изучаемой теме. 2) Выбрать наиболее эффективный графический способ отображения учебного материала. 3) Ознакомиться с образцами оформления схем, предложенных преподавателем. 4) Продумать конструкцию схемы. 5) Начертить схему и заполните необходимым содержимым. 6) Проверить структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации. Вопросы к зачёту. 1. Сущность личного финансового планирования. 2. Личный финансовый план: стратегии, цели и способы их достижения 3. Сущность семейного бюджета. 4. Структура и способы составления и планирования семейного бюджета 5. Сущность и виды личного бюджета. 6. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. 7. Понятие банка, виды банков. 8. Сущность банковской системы, ее структура. 9. Сущность валютной системы. 10. Виды валют. 11. Понятие конвертация валюты, виды конвертации. 12. Понятие валютного курса, виды валютного курса. 13. Понятие пенсионного обеспечения, его виды. 14. Сущность Кредитования. 15. Виды кредитов. 16. Сущность страхования жизни. 17. Пенсионная система, виды пенсий. 18. Понятие и классификация финансовых рисков. 19. Способы защиты от финансовых рисков.