Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы финансовой грамотности
35.02.05_2022_А12.plx
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Препод., Попова Ольга Алексеевна _______________
Основы финансовой грамотности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
Протокол от 12.05.2022 протокол № 11
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> формирование у обучающихся умений и навыков принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
<i>Задачи:</i> В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности;
- принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать ее к собственным потребностям;
- осуществлять расчет финансовых средств
- определять стратегические цели в области управления личными финансами;
- выбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Управление структурным подразделением сельскохозяйственной организации
Выполнение работ по профессии
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы предпринимательской деятельности
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Правовые основы профессиональной деятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
- область профессиональной деятельности;
- объекты профессиональной деятельности.
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
- решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий.
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
- знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор.
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
- поисковые информационные системы;
- алгоритм поиска информации.
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
- осуществлять поиск необходимой информации;
- использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
- быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
- задачи профессионального и личностного развития;
- понятия самообразования и саморазвития;
- цели, задачи и систему повышения квалификации.
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
- определять задачи профессионального и личностного развития;
- заниматься самообразованием;
- осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства.
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
- основные понятия и признаки коллектива и команды;
- деловое общение;
- процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде;
- этапы командной работы.
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
- работать в коллективе и команде;
- эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
- организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;
- особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые);
- понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы;
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы.
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
- устной и письменной коммуникацией на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность к профессиональной деятельности
- гражданско-патриотическую позицию;
- общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде;
- стандарты антикоррупционного поведения.
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
- проявлять гражданско-патриотическую позицию;
- выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
- гражданско-патриотической позицией, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения;
- действия в чрезвычайных ситуациях;
- порядок и правила оказания первой помощи.
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
- организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению;
- действовать в чрезвычайных ситуациях;
- оказывать первую медицинскую помощь.
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
- приемами сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
- научно-практические основы физической культуры;
- основы здорового образа жизни.
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
- самостоятельно выбирать и применять способы и средства для поддержания здоровья и работоспособности в социальной и профессиональной деятельности.
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
- методами физического воспитания;
- средствами укрепления здоровья и способами поддержания хорошей физической формы для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
- информационные технологии.
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
- знаниями о современных информационных технологиях в профессиональной деятельности.
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках.
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- использовать в профессиональной деятельности документацию на государственном и иностранном языках.
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
- профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
- основные понятия в финансовой сфере и принципы функционирования финансовой системы;
- значение предпринимательства и процесс организации собственного дела.
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
- находить и использовать информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать в решении профессиональных задач;
- отбирать бизнес-идею и открывать собственное дело в профессиональной деятельности.
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
- приемами определения источников финансирования и перспектив развития бизнеса в профессиональной деятельности.
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
- основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
- находить информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать ее к собственным потребностям;
- осуществлять расчет финансовых средств.
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
- основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности;
- принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
- находить информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать ее к собственным потребностям;
- осуществлять расчет финансовых средств.
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности;
- принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
- осуществлять расчет финансовых средств;
- определять стратегические цели в области управления личными финансами;
- выбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач.
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности;
- принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
- находить информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать ее к собственным потребностям;
- осуществлять расчет финансовых средств;
- определять стратегические цели в области управления личными финансами;
- выбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач.
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность к профессиональной деятельности
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность к профессиональной деятельности
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Основы финансовой грамотности
Личное финансовое планирование /Лек/
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 08. ОК 10. ОК 11. ПК 1.1.
ПЗ-1. Составление личного финансового плана /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. ОК 11. ПК 1.1.
ПЗ-2. Составление финансового плана семьи /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 07. ОК 08. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.1.
Банки. Банквоская система /Лек/
ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.1. ПК 1.2. ЛР 13 ЛР 14
День финансовой грамотности
(групповая форма работы).
Групповые задания
(на бумаге)
Отзыв (на бумаге)
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ПЗ-3. Расчёт процентов по вкладам и кредитам банка /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.1. ПК 1.7.
ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.3.
Налоги и налоговые вычеты /Лек/
ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7. ЛР 20
День финансовой грамотности
(групповая форма работы).
Групповые задания
(на бумаге)
Отзыв (на бумаге)
ПЗ-4. Расчет основных налогов, уплачиваемых физическими лицами. Налоговые вычеты. /Пр/
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7.
ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.3.
ПЗ-5. Расчет страховых взносов и возмещений /Пр/
ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 08. ОК 10. ОК 11. ПК 1.3.
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7.
ОК 02. ОК 05. ОК 08. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.3.
Защита прав потребителей финансовых услуг /Лек/
ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7.
ПЗ-6. Решение ситуационных задач по защите прав потребителей финансовых услуг /Пр/
ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 1.7.
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА
Тема. Личное финансовое планирование.
Вопросы:
1. Основные источники денежных средств семьи.
2. Структура расходов среднестатистической российской семьи.
3. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
4. Выплата выходного пособия при увольнении.
Тема.Пенсионная система.
Вопросы:
1. Понятие пенсии.
2. Виды пенсий.
3. Отличие обязательного от добровольного страхования.
Темы тестирования:
- Банки. Банковская система.
- Валютный рынок.
Перечень практических работ
- Составление личного финансового плана.
- Составление финансового плана семьи
- Расчёт процентов по вкладам и кредитам банка.
- Расчет основных налогов, уплачиваемых физическими лицами. Налоговые вычеты.
- Расчет страховых взносов и возмещений.
- Решение ситуационных задач по защите прав потребителей финансовых услуг.
Вопросы к зачёту.
1. Сущность личного финансового планирования.
2. Личный финансовый план: стратегии, цели и способы их достижения
3. Сущность семейного бюджета.
4. Структура и способы составления и планирования семейного бюджета
5. Сущность и виды личного бюджета.
6. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
7. Понятие банка, виды банков.
8. Сущность банковской системы, ее структура.
9. Сущность валютной системы.
10. Виды валют.
11. Понятие конвертация валюты, виды конвертации.
12. Понятие валютного курса, виды валютного курса.
13. Понятие пенсионного обеспечения, его виды.
14. Сущность Кредитования.
15. Виды кредитов.
16. Сущность страхования жизни.
17. Пенсионная система, виды пенсий.
18. Понятие и классификация финансовых рисков.
19. Способы защиты от финансовых рисков.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Итоговое тестирование
Проверочная работа
Тестирование
Практическая работа
Схема
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие для СПО
Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020
https://www.iprbookshop.ru/95600.html
6.1.2. Дополнительная литература
Экономическое поведение и финансовая грамотность населения: учебное пособие
Екатеринбург: УрГАУ, 2020
https://e.lanbook.com/book/176633
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система IPRbooks
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет социально-экономических дисциплин. Кабинет экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); телевизор, DVD плеер, ученическая доска; учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты)
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по подготовке конспекта
Конспект – это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Перед написанием конспекта прочтите текст целиком.
Выделите в нем основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте. Наиболее важные моменты можно процитировать.
Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них.
В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.
При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства
Правила написания конспекта:
Идеи должны отвечать целям работы и быть взаимосвязаны.
Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразировать мысли более понятно, своими словами, подберите примеры, проведите перекомпоновку материала.
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.
Методические рекомендации по составлению схемы
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Составление схем – это вид графического способа отображения информации. Целью этого вида самостоятельной работы является развитие умения выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д.
Схемы применяются для отображения фактического и цифрового материала, что придает ему большую наглядность.
Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы - это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Схемы представляют собой соотношение частей в неком целом объекте. Это приближенный наглядный образ устройства или структурная характеристика какого-то объекта, процесса или явления.
Алгоритм самостоятельной работы по составлению схем:
1) Внимательно прочитать учебный материал по изучаемой теме.
2) Выбрать наиболее эффективный графический способ отображения учебного материала.
3) Ознакомиться с образцами оформления схем, предложенных преподавателем.
4) Продумать конструкцию схемы.
5) Начертить схему и заполните необходимым содержимым.
6) Проверить структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.
Вопросы к зачёту.
1. Сущность личного финансового планирования.
2. Личный финансовый план: стратегии, цели и способы их достижения
3. Сущность семейного бюджета.
4. Структура и способы составления и планирования семейного бюджета
5. Сущность и виды личного бюджета.
6. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
7. Понятие банка, виды банков.
8. Сущность банковской системы, ее структура.
9. Сущность валютной системы.
10. Виды валют.
11. Понятие конвертация валюты, виды конвертации.
12. Понятие валютного курса, виды валютного курса.
13. Понятие пенсионного обеспечения, его виды.
14. Сущность Кредитования.
15. Виды кредитов.
16. Сущность страхования жизни.
17. Пенсионная система, виды пенсий.
18. Понятие и классификация финансовых рисков.
19. Способы защиты от финансовых рисков.