(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
овладение рациональными и эффективными способами самостоятельной работы,
обеспечивающими высокую продуктивность учебной деятельности.
1. Формирование представления о самостоятельной работе как основном элементе
учебной нагрузки бакалавров;
2. Развитие навыков самоуправления и саморегуляции как психологической основы
самостоятельной работы;
3. Овладение техниками рациональной работы с информационными источниками
различных типов и видов;
4. Овладение основными принципами и приемами подготовки к контролю результатов
обучения, а также конструктивными способами поведения во время контроля знаний.
ции
ракт.
2. Понятие самостоятельной работы студента, ее функции и виды. -Общие принципы эффективной организации самостоятельной работы. Определения самостоятельной работы, ее сущностные признаки. Место самостоятельной работы студента в современном высшем образовании.
-Функции самостоятельной работы.
-Виды и формы самостоятельной работы. Основные классификации: по характеру
умственной активности, по месту, по количеству участников, по характеру руководства со стороны преподавателя, по целям и задачам.
-Структура самостоятельной работы. Отношение студента к самостоятельной работе и владение способами ее рациональной организации как основные факторы ее эффективности.
-Эффективность самостоятельной работы и оценка.
-Научная организация труда студента и управление временем в ходе выполнения самостоятельной работы. Психические процессы и управление ими в ходе самостоятельной работы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, воля.
3. Работа с литературой (источниками), как важнейшая форма самостоятельной работы студента.
- Сущность, виды и формы работы с литературой (источниками) как формы самостоятельной работы.
-Задачи и этапы работы с источниками.
-Поиск источников в библиотеках и Интернете: принципы и правила.
-Работа с понятиями (терминами) как важнейшая задача в ходе поиска источников.
-Репрезентативность источников.
-Списки литературы, составление банков данных.
-Чтение, его виды. Общие принципы чтения научных текстов. -Техники чтения.
-Вторичный текст как продукт работы с литературой. Виды вторичных текстов: цитата, реферат, конспект, аннотация, обзор. -Принципы и правила создания вторичных текстов. Репродуктивные и творческие вторичные тексты.
-Преподаватель как информационный источник. Работа с преподавателем на лекции и консультации. Техники конспектирования лекционного материала. Возможности
использования диктофона.
4. Основы научно-исследовательской и проектной работы студента. Работа в
команде. Современные
- Сущность научно-исследовательской работы студента. Ее виды и уровни.
- Научное творчество. Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности.
- Метод проектов в современном высшем образовании. Виды проектов. Организация работы над проектом.
- Групповая самостоятельная работа, ее значение, функции, место в современном
высшем образовании. Создание и развитие команды. Понятие командной роли.
Взаимоотношения личности и группы в командной работе.
5. Контроль результатов обучения и подготовка к нему
- Сущность контроля результатов обучения, его место в высшем профессиональном образовании, функции и виды. Особенности устного экзамена и тестирования. Балльнорейтинговые системы. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
- Подготовка к различным видам контроля: образовательные и социальнопсихологические аспекты.
- Техники работы с содержанием изучаемой дисциплины при подготовке к зачету и экзамену.
- Психологическая подготовка к экзамену и зачету.
- Рекомендации по поведению на экзамене и зачете. Конструктивное и неконструктивное поведение.
- Типология студентов и преподавателей по основанию поведения на экзамене. /Лек/
- Чтение как вид деятельности. Виды чтения. Научное чтение. Техники чтения научных текстов.
- Структура реферата, доклада, тезисов выступления. Темп речи, дикция, использование доски и наглядность, владение материалом, контакт с аудиторией.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ.
- Сущность научного исследования. Особенности научно-исследовательской деятельности студентов. Эмпирическое исследование в социальных науках.
3. СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА.
- Проектная деятельность, ее роль в учебной работе и образовании. Структура проекта. Методика написания проекта
4. КОМАНДНАЯ РАБОТА
- Возможности выполнения самостоятельной работы в команде
Групповое задание как форма самостоятельной работы. Правила работы в команде
5. КОНФЕРЕНЦИЯ
- Этикет поведения на зачете, экзамене, конференции и пр. Типология студентов и преподавателей по основанию поведения в ситуации контроля /Пр/
1. Понятие самостоятельной работы и ее роль в высшем образовании.
2.Функции самостоятельной работы.
3.Виды и формы самостоятельной работы.
4.Творчество и повторение в самостоятельной работе.
5.Психологическая структура самостоятельной работы. Ее мотивация.
6.Управление психическими процессами в ходе самостоятельной работы.
7.Бюджет личного времени и самостоятельная работа.
9.Сущность информационного поиска.
10. Чтение как вид деятельности, его психологическая сущность.
11. Методика и техники чтения научных текстов.
12. Виды вторичных текстов и методика их создания.
12
13. Банки данных, их роль в самостоятельной работе.
14. Научно-исследовательская деятельность студентов как форма самостоятельной
работы.
15. Проектная деятельность как инновационное направление самостоятельной работы.
16. Плюсы и минусы коллективной самостоятельной работы.
17. Контроль результатов учебной деятельности студентов: виды, функции, социальнопсихологическая сущность
18. Принципы психологической подготовки к контролю результатов учебной
деятельности.
19. Педагогически целесообразные приемы подготовки к контролю результатов
учебной деятельности.
20. Принципы эффективного поведения в ситуации контроля результатов учебной
деятельности.
1. Особенности обучения в ВУЗе.
2. Особенности самостоятельной работы с книгой, газетой, журналом.
3. Роль самовоспитания, саморазвития, самообразования в формировании личности.
4. О биоритмах работоспособности
5. Информация в современной науке.
6. Чтение как инструмент познания окружающего мира.
7. Лекция – ведущая форма организации учебного процесса в вузе.
8. Значение конспекта в повышении эффективности самостоятельной работы.
9. Понятие культуры учебного труда: гигиена и техника умственного труда.
10. Значение внимания и памяти в учебном процессе
11. Основные виды, способы и техника чтения.
12. Программные средства обработки текстов. Издательские системы.
13. Правила чтения и техника запоминания.
14. Этапы и методы самовоспитания.
15. Роль семинара в самостоятельной работе студента
16. Роль лабораторно-практических занятий в активизации познавательной деятельности студентов.
17. Чтение как основное средство обучения.
18. О пользе работы в читальном зале и посещения занятий.
19. Обучающие и тестирующие программы.
20. Подбор литературы и изучение материалов.
21. Современные требования к самостоятельной работе студентов на занятии по физике.
22. Проблемы студентов при самостоятельной работе.
23. Мотивы студенческой деятельности.
24. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
25. Важность самостоятельной работы студентов.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.
Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.
Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.
Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.
Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.
Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.
Курсовая работа состоит из глав и параграфов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).
Во введении необходимо отразить: актуальность; объект; предмет; цель; задачи; методы исследования; структура работы.
Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.
Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.
Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.
Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.
Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.