Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
рабочая программа дисциплины (модуля)
39.03.01_2022_842.plx
39.03.01 Социология
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 39.03.01_2022_842.plx
к.пс.н, доцент, Таскина Ирина Анатольевна
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 39.03.01_2022_842.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 39.03.01_2022_842.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: является приобретение
профессиональных навыков анализа конкретных конфликтных ситуаций в области
социологии конфликта, знакомство с методиками и технологиями разрешения
конфликтов разного уровня.
Задачи: -познакомить с теоретическими объяснениями конфликта, как
социального явления, анализом его природы, структуры, динамики;
- раскрыть функции конфликта в общественных взаимодействиях,
специфику различных видов и форм конфликта;
- изучить технологии регулирования и разрешения социальных
конфликтов;
- освоить опыт использования знаний теории конфликта в практике
социального управления.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Культура и межкультурное взаимодействие
Теория социального управления
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Проектно-технологическая практика
Социология общественного мнения
Социальные технологии в управлении
Социология массовых коммуникаций
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Знает стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
ИД-1.УК-3: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
Знает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п).
ИД-2.УК-3: Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п).
Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-3.УК-3: Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ОПК-4: Способен выявлять социально значимые проблемы и определять пути их решения на основе теоретических знаний и результатов социологических исследований
УП: 39.03.01_2022_842.plx
ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует возможности использования теоретических знаний и результатов социологических исследований для выявления социально значимых проблем;
Использует теоретические знание и результаты социологических исследований для выявления социально значимых проблем;
Способен выявлять социально значимые проблемы при использовании описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов
ИД-2.ОПК-4: Выявляет социально значимые проблемы при использовании описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов;
Умеет формулировать задачи исследований для определения путей решения социально значимых проблем на основе теоретических знаний и результатов конкретных социологических исследований
ИД-3.ОПК-4: Формулирует задачи исследований для определения путей решения социально значимых проблем на основе теоретических знаний и результатов конкретных социологических исследований
Умеет оценивать предлагаемые пути решения социально значимых проблем с точки зрения профессиональных этических норм
ИД-4.ОПК-4: Оценивает предлагаемые пути решения социально значимых проблем с точки зрения профессиональных этических норм и рисков коррупции
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. социология конфликта
Предмет и основные понятия
социологии конфликтов /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Предмет и основные понятия
социологии конфликтов /Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Основные теоретические
модели социального
конфликта
/Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
УП: 39.03.01_2022_842.plx
Основные теоретические
модели социального
конфликта
/Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Факторы возникновения
конфликтов. Структурный
анализ конфликтов
/Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Факторы возникновения
конфликтов. Структурный
анализ конфликтов
/Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Динамика конфликтов /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Типология конфликтов.
Модели развития
социального конфликта на
разных уровнях /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Типология конфликтов.
Модели развития
социального конфликта на
разных уровнях /Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
УП: 39.03.01_2022_842.plx
Прогнозирование и
механизмы предупреждения
конфликтов. Способы
исследования социальной
напряженности /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Прогнозирование и
механизмы предупреждения
конфликтов. Способы
исследования социальной
напряженности /Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Методы и способы
регулирования и разрешения
конфликтов
/Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Методы и способы
регулирования и разрешения
конфликтов
/Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Политические конфликты /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Политические конфликты /Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Межэтнические конфликты /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
УП: 39.03.01_2022_842.plx
Межэтнические конфликты /Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Конфликты в организациях /Лек/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Конфликты в организациях /Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Методы исследования
социального конфликта.
Диагностика и экспертиза
конфликта. /Пр/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
-Выпишите из словарей и энциклопедий различные определения
«социальный конфликт» и проведите их сравнительный анализ
- Дайте определение следующим понятиям: противоречие, борьба, конфронтация, конкуренция, соревнование /Ср/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Проанализировать структуру конфликта (на примере любого реального
социального конфликта или описанного в художественном произведении) /Ср/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Проанализировать динамику конфликта (на примере любого реального
социального конфликта или описанного в художественном произведении)
Проанализировать методы и способы формирования «образа врага» в
конфликте на конкретном примере. /Ср/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
УП: 39.03.01_2022_842.plx
-По каким признакам можно судить о возможности возникновения
конфликта в студенческой группе?
-Приведите конкретный пример действия закона эскалации
конфликтогенов. /Ср/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Разработайте программу пилотажного
конфликтологического исследования по теме семинара /Ср/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Контактная работа /KСРАтт/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4 ИД-4.ОПК-4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету с оценкой:
1. Объект, предмет и функции социологии конфликтов.
2. Понятие конфликта.
3. История становления социологии конфликтов в зарубежной
социологии
4. История становления и основные направления исследований
социологии конфликтов в России.
5. Теория конфликта К. Маркса.
6. Конфликтологическая теория Г. Зиммеля.
7. Функциональная теория конфликта Л. Козера.
8. «Конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа.
9. Микросоциологические модели конфликта (К. Боулдинг, И.
Гальтунг)
10. Объективные и субъективные факторы возникновения социальных
УП: 39.03.01_2022_842.plx
конфликтов.
11. Структура конфликта.
12. Понятие конфликтогена. Виды конфликтогенов.
13. Динамическая модель социального конфликта.
14. Этапы развития социального конфликта.
15. Стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей.
16. Функции социального конфликта.
17. Прогнозирование конфликтов. Способы исследования социальной
напряженности.
18. Механизмы предотвращения конфликтов.
19. Регулирование социальных конфликтов.
20. Формы и способы разрешения социальных конфликтов.
21. Медиаторство и переговоры как способ разрешения конфликтов.
22. Типология социальных конфликтов.
23. Характеристика межличностного конфликта.
24. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт.
25. Позиционный конфликт.
26. Конфликт интересов.
27. Межэтнические конфликты. Причины, особенности и формы
протекания.
28. Конфликты в организациях
29. Трудовые конфликты
30. Формы конфликта.
31. Методика исследования конфликта.
32. Анализ и диагностика конфликта.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1.Эволюция представлений о конфликте
2. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала ХХ века
3. Основные направления исследований конфликтов в современной
России
4. Социально-психологические теории конфликта.
5. Социобиологическая парадигма. Понятие агрессии.
6. Проблематика социального конфликта в трудах Франкфуртской
школы.
7. Конфликты интересов
8. Закономерности формирования и изменения конфликтного
пространства
9. Понятие «жертвы» в конфликте
10. Формирование «образа врага» в конфликте
11. Методы профилактики конфликтов в организации
12. Забастовка как форма трудового конфликта
13. Позиционный конфликт
14. Агрессия как способ достижения интересов. Тактика сдерживания
агрессии
15. Насилие как способ конфликтного достижения целей
16. Принцип ненасилия в разрешении конфликта
17. Выбор стиля поведения в соответствующей конфликтной ситуации
18. Конфликты в мире политики
19. Переговоры: стратегии, модели и техники
20. Манипулятивные техники достижения целей и регулирования
конфликта
21. Толерантность как принцип социального взаимодействия.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 39.03.01_2022_842.plx
Социология конфликта: учебно-методическое пособие
Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/79518.html
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А.
Западная социология: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/79767.html
6.1.2. Дополнительная литература
Социология конфликта: учебное пособие для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/109983.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
- ознакомиться с планом занятия;-
-самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
- просматривать и изучать все вопросы плана, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
- при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
- при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
УП: 39.03.01_2022_842.plx
Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа
Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»