2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Основы робототехники_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы робототехники
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
3,85
8,85
3,85
Итого
72
67
72
67
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат физико-математических наук, доцент, Богданова Рада Александровна
 
 
Основы робототехники
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна 

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна 

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна 

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна 

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна 

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Ознакомить студентов с основными понятиями робототехники; Показать, каким образом, используя робототехнические проекты, можно развить у детей интерес к техническому творчеству и желание овладеть инженерными специальностями; Показать междисциплинарность робототехники и взаимосвязь различных наук (математики, физики, химии, механики, информатики) при работе над робототехническими проектами; Показать роль программирования и программного обеспечения при создании и управлении роботами.
1.2
Задачи: Обрисовать круг задач, стоящий перед разработчиками механических и программных модулей робототехнических систем; Дать возможность получить практические навыки при работе с прототипами мехатронных, сенсорных и программных модулей робототехнических систем; Показать взаимосвязь различных изучаемых в школе и университете дисциплин с робототехническими проектами; Показать современный уровень технологий, используемых при создании робототехнических систем; Показать роль коллективного творчества при работе над робототехническими проектами; Дать возможность проявить техническое творчество при создании фрагментов прототипов робототехнических систем.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы информационной культуры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Проектная деятельность
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
умеет в условии задачи определить базовые понятия по робототехнике: - основные термины; - основные механизмы робототехнических систем. 
ИД-1.УК-1: Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
 
имеет представление о задачах, стоящих перед разработчиками механических и программных модулей робототехнических систем; имеет представление о современном уровне технологий, используемых при создании робототехнических моделей
ИД-2.УК-1: Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
 
владеет навыками и методами по сборке робототехнических моделей. 
ИД-3.УК-1: Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Робототехника. История  развития, основные понятия, современные задачи и  методы их решения
 
1.1
Робототехника; история  развития, основные понятия, современные задачи и  методы их решения /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Первое упоминание о роботах в истории. Голем. Механические игрушки часовых мастеров. К.Чапек Р.У.Р и первое использование слова Робот. Три закона робототехники А.Азимова. Системы управления, кибернетика и робототехника. Робототехника как часть информатики. Связь робототехники с искусственным интеллектом. История создания роботов в ХХ веке. Области применения одиночных автономных роботов и робототехнических систем. Роботы на производстве. Роботы и медицинские технологии. Боевые роботы, роботы разведчики. Робототехнические войска. Роботы строители. Роботы - саперы. Роботы в освоении космоса. Роботы-друзья человека. Роботы -сварщики, роботы для проверки трубопроводов. Роботы - землекопы Структура робототехнических систем. Мехатронные модули, модули ориентации в окружающем пространстве и управляющие модули. Современные технологии создания элементов робототехнических систем. Нанороботы. Будущее работотехники. Междисциплинарность робототехники.
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.2
История  развития и основные понятия робототехники /Ср/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Упоминание роботов в истории Роботы в научной фантастике, три закона робототехники и современна робототехника Промышленные роботы; история развития и современное состояние Самодельные роботы; Конструкторы роботов; детское техническое творчество и повышение интереса к инженерным специальностям Военные роботы Междисциплинароность робототехники
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Робототехника; история  развития, основные понятия, современные задачи и  методы их решения /Пр/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. 2. Аппаратные средства робототехнических устройств. Основные блоки и модули, используемые при создании роботов
 
2.1
Аппаратные средства робототехнических устройств. Основные блоки и модули, используемые при создании роботов /Лек/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Элементы Мехатронных систем. Принципы работы различных механических устройств. Различные типы двигателей и приводов. Принципы проектирования манипуляторов. Ходячие и ползающие роботы. Элементы питания и автономное существование робота.

Сенсорные устройства и датчики. Системы ориентации в окружающем пространстве. Системы локального и глобального позиционирования. Аппаратная часть систем технического зрения. 

Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Системы управления, датчики и актуаторные системы /Ср/
15,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Двигательные установки, приводы и редукторы Датчики и системы ориентации в пространстве Аппаратные средства элементов искусственного интеллекта
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Аппаратные средства робототехнических устройств. Основные блоки и модули, используемые при создании роботов /Пр/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. 3. Математическое обеспечение робототехнических систем. Алгоритмы и программы для управления  роботами
 
3.1
Математическое обеспечение робототехнических систем. Алгоритмы и программы для управления  роботами /Лек/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Роль программного обеспечения в управлении робототехническими системами. Программы искусственного интеллекта. Нейронные сети и робототехника. Программы распознавания речи и изображений. Автоматические переводчики. Роль искусственного интеллекта и экспертных систем в робототехнике. Аспекты «психологии поведения» роботов. Робототехника и разработка систем коллективного управления.  Математические основы систем принятия решений. 
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Выполнение задач по разработке и отладке управляющих программ /Ср/
15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Самостоятельная доработка и отладка программ, использующихся в разрабатываемых проектов
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Математическое обеспечение робототехнических систем. Алгоритмы и программы для управления  роботами /Пр/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Первое упоминание о роботах в истории. Голем. Механические игрушки часовых мастеров. 2. К.Чапек; Р.У.Р и первое использование слова Робот. 3. Перечислить и охарактеризовать три закона робототехники А.Азимова. 4.Системы управления, кибернетика и робототехника; робототехника как часть информатики. 5. Связь робототехники с искусственным интеллектом. 6. История создания роботов в ХХ веке. 7. Цели, задачи и типовые конструкции промышленных роботов 8. Роботы и медицинские технологии. Роботы-хирурги и нанороботы для доставки лекарств поврежденным участкам внутренних органов. 9. Боевые роботы, роботы - саперы, роботы разведчики; летающие роботы, роботы-насекомые, транспортные роботы для 
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
подвозки боеприпасов; робототехнические войска. 10. Роботы и строительные технологии; Микро и макро 3D принтеры. Роботы-сварщики, роботы для проверки трубопроводов. Роботы - землекопы 11. Роботы в освоении космоса. Роботы и автоматические космические станции. 12. Роботы-друзья и помощники человека.   13.Структура робототехнических систем. 14 Мехатронные модули. Основные конструкции и способы реализации. Различные типы двигателей и приводов. 15 Модули ориентации в окружающем пространстве. Принципы работы и конструктивные особенности 16 Управляющие модули и системы управления современных роботов. 17.Современная элементная база для создания мобильных роботов 18. Нанороботы. Будущее работотехники. 19. Междисциплинарность робототехники. 20.Принципы проектирования манипуляторов. Ходячие и ползающие роботы. 21. Энергетические системы и элементы питания мобильных роботов. 22. Сенсорные устройства и датчики для роботов. 23. Системы ориентации в окружающем пространстве. Системы локального и глобального позиционирования. 24. Аппаратная и программная реализация систем технического зрения 25. Роль программного обеспечения в управлении робототехническими системами. 26 Программы искусственного интеллекта. 27 Нейронные сети и робототехника. 28. Программы распознавания речи и изображений. Автоматические переводчики. 29. Роль искусственного интеллекта и экспертных систем в робототехнике. 30. Аспекты «психологии поведения» роботов. 31. Робототехника и разработка систем коллективного управления.  Математические основы систем принятия решений. 32. Типы шаговых двигателей и принцип их работы. Различные шаговые последовательности. 32. Типы коллекторных двигателей и принципы их работы. Способы управления коллекторными двигателями.Широтно-импульсная модуляция. 33. Типы серводвигателей и принципы их работы. 34 Принципы работы и типы оптических датчиков, начиная от простых фоторезисторов и фотодиодов и заканчивая ПЗС матрицами. 35.Способы борьбы с помехами при использовании оптических датчиков. 36. Самодельные роботы; Конструкторы роботов; детское техническое творчество
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
эссе, рефераты, курсовые работы и др. не предусмотрены
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
По положению ГАГУ о Фонде оценочных средств данный документ формируется отдельно от рабочей программы
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Примерные вопросы   к экзамену 2. Комплект тестов 4. Вопросы к лабораторным работам 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Никитина Т.В.
Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников: учебное пособие
Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2014
http://www.iprbookshop.ru/31920.html
 
Л1.2
Киселёв М.М., Киселёв М.М.
Робототехника в примерах и задачах. Курс программирования механизмов и роботов: учебное пособие
Москва: СОЛОН-Пресс, 2017
http://www.iprbookshop.ru/80564.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Пономарева Ю.С., Шемелова Т.В.
Практикум по основам робототехники. Задачи для Lego mindstorms nxt и ev3: учебно-методическое пособие
Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016
http://www.iprbookshop.ru/54361.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Adobe Reader
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
6.3.1.2
7-Zip
6.3.1.3
6.3.1.4
Far Manager
6.3.1.5
MS Office
6.3.1.6
MS WINDOWS
6.3.1.7
Python
6.3.1.8
WinDjView
6.3.1.9
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.10
NVDA
6.3.1.11
Moodle
6.3.1.12
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
105 Б1
Лаборатория электроники, измерительной и микроконтроллерной техники. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Генератор сигналов произвольной формы АКИП-3410/1 – 1 шт. Осциллограф смешанных сигналов АКИП-4130/1 – 1 шт. Осциллографы цифровые запоминающий АКИП-4115/1А – 10 шт. USB осциллографы, спектроанализатор, генератор АКИП-4107/1 – 2 шт. Регулируемые источники питания 36В 3А АКИП-1102 – 12 шт. Паяльные станции AT936b – 12 шт. Измеритель иммитанса АКИП-6101 – 1 шт. Мультиметры цифровые APPA 73 – 12 шт. Ноутбуки Lenovo – 13 шт. Генераторы сигналов специальной формы SFG-71003 – 6 шт. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя, компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.  

При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.

Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.  

Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.

Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.

Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.

Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и 

 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.