Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
рабочая программа дисциплины (модуля)
35.02.05_2022_А12.plx
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Препод., Гришин Александр Геннадьевич _______________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> – формирование представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по способам реализации максимального использования сельскохозяйственными растениями солнечной радиации, наиболее полного использования почвенно-климатических ресурсов, получение экономически оправданных урожаев заданной величины и гарантированных валовых сборов растениеводческой продукции в АПК.
- обоснование комплекса агротехнических и организационных мероприятий, обеспечивающих получение запрограммированных урожаев и оперативное управление ходом формирования урожая в складывающихся погодных условиях
<i>Задачи:</i> - изучить теоретические основы программирования урожайности сельскохозяйственных культур;
- изучить влияния солнечной радиации, тепловых ресурсов и влагообеспеченности на теоретически возможную величину урожая, математической связи этих факторов с урожайностью;
- определить влияния эффективного плодородия почвы на урожайность сельскохозяйственных культур;
- рассмотреть технологии и способы выполнения сельскохозяйственных работ в соответствии с агротехническими требованиями;
- разработать элементов агротехнологий получения программируемого урожая;
- изучить особенностей программирования урожая различных сельскохозяйственных культур;
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Агрохимическое обслуживание сельскохозяйственного производства
Контроль процесса развития растений в течение вегетации
Обработка и воспроизводство почв
Организация работы растениеводческих бригад в соответсвии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур
Учебная практика. Контроль процесса развития растений в течение вегетации
Производственная практика (по профилю специальности)
Селекционная и семеноводческая работа в отрасли растениеводства
Учебная практика. Организация работы растениеводческих бригад в соответсвии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур
Ботаника и физиология растений
Выбор агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур
Метеорологическое обслуживание сельскохозяйственного производства
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Контроль процесса развития растений в течение вегетации
Технология производства плодовых и овощных культур культур
Технология производства плодовых и овощных культур культур
Технология производства кормов
Подготовка к государственной итоговой аттестации (выпускная квалификационная работа и демонстрационный экзамен)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПМ.01, ПМ.02)
Производственная практика (по профилю специальности)
Учебная практика. Технологии производства плодовых и овощных культур
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
- область профессиональной деятельности
- объекты профессиональной деятельности
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
- решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
- знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор.
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
- поисковые информационные системы
- алгоритм поиска информации
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
-осуществлять поиск необходимой информации
- использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
- быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
- задачи профессионального и личностного развития
- понятия самообразования и саморазвития
- цели, задачи и систему повышения квалификации
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
- определять задачи профессионального и личностного развития,
- заниматься самообразованием,
- осознанно планировать повышение квалификации
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
- основные понятия и признаки коллектива и команды
- деловое общение
- процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде
- этапы командной работы
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
- работать в коллективе и команде
- эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
- организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;
- особенности произношения;
- правила чтения текстов профессиональной направленности
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые);
- понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы;
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы.
ПК 1.4.:Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
- устной и письменной коммуникацией на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ПК 1.5.:Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
- гражданско-патриотическую позицию
- общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде
- стандарты антикоррупционного поведения
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
- проявлять гражданско-патриотическую позицию
- выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ПК 2.1.:Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
гражданско-патриотической позицией, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ПК 2.2.:Устанавливать календарные сроки проведения технологических операций на основе определения фенологических фаз развития растений
- об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения
- действия в чрезвычайных ситуациях
- порядок и правила оказания первой помощи.
ПК 2.3.:Применять качественные и количественные методы определения общего состояния посевов, полевой всхожести, густоты состояния, перезимовки озимых и многолетних культур
- организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению
- действовать в чрезвычайных ситуациях
- оказывать первую медицинскую помощь
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ПК 2.7.:Проводить почвенную и растительную диагностику питания растений
- приемами сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ПК 2.8.:Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке и определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
- научно-практические основы физической культуры
- основы здорового образа жизни;
ПК 2.9.:Проводить анализ и обработку информации, полученной в ходе процесса развития растений, и разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
- самостоятельно выбирать и применять способы и средства для поддержания здоровья и работоспособности в социальной и профессиональной деятельности;
ЛР 4:Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
- методами физического воспитания,
- средствами укрепления здоровья и способами поддержания хорошей физической формы для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
- информационные технологии
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
- знаниями о современных информационных технологиях в профессиональной деятельности
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- использовать в профессиональной деятельности документацию на государственном и иностранном языках
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
- профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
- основные понятия в финансовой сфере и принципы функционирования финансовой системы;
- значение предпринимательства и процесс организации собственного дела.
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
- находить и использовать информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать в решении профессиональных задач;
- отбирать бизнес-идею и открывать собственное дело в профессиональной деятельности.
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
- приемами определения источников финансирования и перспектив развития бизнеса в профессиональной деятельности.
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Требования к условиям проведения технологических операций по обработке почвы, посеву, уходу за растениями, уборке урожая
Оптимальные сроки проведения технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Устанавливать последовательность и календарные сроки проведения технологических операций, в том числе с учетом фактических погодных условий
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
- навыками проведения анализа метеорологических условий с целью определения оптимальных сроков проведения технологических операций при возделывании сельскохозяйственных культур
- навыками разработки планов-графиков проведения технологических операций
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
Сменные нормы выработки на сельскохозяйственные механизированные и ручные работы
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Определять виды и объемы работ для растениеводческих бригад (звеньев, работников) на смену и выдавать задания бригадам (звеньям, работникам)
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
- навыками разработки заданий для растениеводческих бригад на основании технологических карт и планов-графиков проведения технологических операций
- навыками корректировки заданий с учетом конкретных погодных условий
- навыками распределения заданий между растениеводческими бригадами
- навыками выдачи заданий
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Технологии возделывания сельскохозяйственных культур с учетом погодных и почвенных условий
Приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производственных заданий
Приемы и подходы представления информации в процессе инструктажа
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
Готовить материалы для инструктажа работников растениеводческих бригад по выполнению производственных заданий с учетом специфики заданий и конкретных условий их выполнения
Анализировать особенности и уровень профессиональной подготовки работников, для которых проводится инструктаж
Проводить инструктаж с учетом особенностей и уровня профессиональной подготовки работников и степени сложности задач
Осуществлять обратную связь для оценки понимания работниками содержания инструктажа
Выбирать приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производственных заданий с учетом технологий возделывания сельскохозяйственных культур
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
- навыками проведения инструктажа работников растениеводческих бригад по выполнению производственных заданий
- навыками обоснования выполнения производственных заданий в оптимальные сроки и с высоким качеством
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Требования к проведению технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур
Факторы, влияющие на качество выполнения технологических операций
Классификация и характеристика методов контроля качества выполнения технологических операций
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Выбирать и применять методы контроля качества выполнения технологических операций
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
- навыками контролирования качества проведения технологических операций по обработке почвы, посеву сельскохозяйственных культур, уходу за ними, уборке урожая в конкретных условиях
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Требования к качеству выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами, ГОСТами и регламентами, в том числе иностранными
Способы выявления дефектов и недостатков технологических операций
Методы устранения дефектов и недостатков
Порядок (алгоритм) действий по устранению дефектов и недостатков
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Выявлять дефекты и недостатки в проведении технологических операций
Определять пути их устранения
Организовывать работы по устранению дефектов и недостатков
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
навыками организации устранения нарушений требований технологических карт, выявленных в ходе контроля качества проведения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Требования к составлению первичной отчетности
Источники сбора информации
Правила обработки (анализа) информации
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
Анализировать информацию для составления первичной отчетности
Представлять информацию для составления первичной отчетности в соответствии с правилами
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
- навыками сбора информации для составления первичной отчетности
- навыками обработки и оформления информации для составления первичной отчетности
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
Фенологические фазы развития растений и морфологические признаки растений в различные фазы развития
Влияние фаз развития растений на конечный урожай растениеводческой продукции
Источники информации о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фазы развития
Правила составления программ контроля развития растений в течение вегетации
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
Определять фенологические фазы развития растений на основании морфологических признаков
Анализировать информацию о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фазы развития
Выбирать методы контроля состояния сельскохозяйственных культур, фитосанитарного состояния посевов, состояния почв
Определять порядок контроля развития растений и оформлять его в форме программы
ПК 1.4.:Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
- навыками поиска и сбора информации о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фазы развития
- навыками анализ и интерпретация информации о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фазы развития
- навыками составления программы контроля развития растений в течение вегетации
ПК 1.4.:Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
Морфологические признаки растений в различные фенологические фазы их развития
Влияние погодных условий на прохождение фенологических фаз развития растений
ПК 1.5.:Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
Определять оптимальные сроки проведения технологических операций с учетом развития растений в течение вегетации
ПК 1.5.:Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
- навыками определения фенологических фаз развития растений на основании морфологических признаков
- навыками установления календарных сроков проведения технологических операций по уходу за сельскохозяйственными культурами и уборкой урожая
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Визуальные качественные методы определения общего состояния посевов
Лабораторные количественные методы определения полевой всхожести семян
Количественные методы определения густоты стояния растений в полевых условиях
Визуальные и количественные методы оценки состояния озимых и многолетних культур после перезимовки
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
Выбирать методы определения полевой всхожести семян, общего состояния посевов, густоты их стояния, оценки перезимовки озимых и многолетних культур
Определять полевую всхожесть семян, общее состояние посевов, густоту их стояния по сравнению с оптимальной
Давать оценку перезимовки озимых и многолетних культур различными методами
ПК 2.1.:Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
- приемами определения полевой всхожести семян и расчёта норм высева сельскохозяйственных культур
- навыками применение различных методов определения и оценки общего состояния посевов, густоты их стояния, перезимовки озимых и многолетних культур
ПК 2.1.:Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
Методы почвенной и растительной диагностики питания растений
Правила использования оборудования при диагностике
Классификация и свойства удобрений
Правила применения удобрений на основе диагностики питания растений
ПК 2.2.:Устанавливать календарные сроки проведения технологических операций на основе определения фенологических фаз развития растений
Пользоваться специальным оборудованием при проведении почвенной и растительной диагностики в полевых условиях
Определять необходимые удобрения и порядок их применения на основе проведенной диагностики
ПК 2.2.:Устанавливать календарные сроки проведения технологических операций на основе определения фенологических фаз развития растений
- приемами определения содержания основных элементов питания растений в почве лабораторными методами
- навыками визуального определение недостатка питательных элементов для растений по внешним признакам: окраска листьев, соответствие размеров растений их фазам развития
- приемами проведения анализов на содержание основных элементов питания растений с использованием экспресс-методов
ПК 2.3.:Применять качественные и количественные методы определения общего состояния посевов, полевой всхожести, густоты состояния, перезимовки озимых и многолетних культур
Биологические особенности сельскохозяйственных культур при созревании и фазы развития растений, в которые производится уборка
Порядок организации уборочной компании
ПК 2.3.:Применять качественные и количественные методы определения общего состояния посевов, полевой всхожести, густоты состояния, перезимовки озимых и многолетних культур
Определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке
Определять сроки и необходимые ресурсы для уборочной компании
ПК 2.7.:Проводить почвенную и растительную диагностику питания растений
- приемами определения готовности сельскохозяйственных культур к уборке
- навыками планирования уборочной компании
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ПК 2.7.:Проводить почвенную и растительную диагностику питания растений
Способы анализа и обработки информации, полученной в ходе процесса развития растений
ПК 2.8.:Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке и определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
Выявлять причинно-следственные связи между состоянием сельскохозяйственных растений, воздействием факторов внешней среды и проводимыми агротехническими мероприятиями
ПК 2.8.:Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке и определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
- навыками сбора и анализа результатов, полученных в ходе контроля развития растений в течение вегетации
- приемами разработки предложений по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
ПК 2.9.:Проводить анализ и обработку информации, полученной в ходе процесса развития растений, и разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
ПК 2.9.:Проводить анализ и обработку информации, полученной в ходе процесса развития растений, и разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
ЛР 4:Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
ЛР 4:Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Учет и использование основных факторов при программировании урожаев сельскохозяйственных культур
Программирование урожаев сельскохозяйственных культур как наука и основа современных технологий /Лек/
Факторы, определяющие рост, развитие растений, урожай и его качество /Лек/
Солнечная радиация и фотосинтетическая деятельность растений в посевах при программировании урожаев /Лек/
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Питание растений и воспроизводство плодородия почв в адаптивном земледелии /Лек/
Анализ и обоснование принципов программирования урожаев основных полевых культур Республики Алтай и Алтайского края /Пр/
Анализ нерегулируемых, частично регулируемых и регулируемых факторов для основных полевых культур Республики Алтай и Алтайского края /Пр/
Расчет прихода фотосинтетически активной радиации (ФАР) за период вегетации сельскохозяйственных культур, различных по биологии, назначению и зоне возделывания /Пр/
Расчет запасов доступных форм элементов минерального питания в почвах конкретной зоны возделывания /Пр/
Агроклиматические ресурсы территории возделывания и их связь с продуктивностью растений /Лек/
Биологические особенности сельскохозяйственных культур, защитно- приспособительные реакции и адаптивность /Лек/
Возможный (потенциальный) урожай сельскохозяйственных культур и его определение /Лек/
Действительно-возможный урожай сельскохозяйственных культур и его определение /Лек/
Расчет биоклиматического потенциала (БКП) в различных природно-климатических зонах Республики Алтай и Алтайского края /Пр/
Подбор и обоснование сортов различных сельскохозяйственных культур к конкретным экологическим условиям возделывания /Пр/
Расчет возможных (ВУ) урожаев основных полевых культур по приходу фотосинтетически активной радиации (ФАР) /Пр/
Расчет действительно-возможных урожаев основных полевых культур по влагообеспеченности посевов /Пр/
Фитометрические показатели посевов заданной продуктивности /Лек/
Структура биологической продуктивности сельскохозяйственных культур и ее связь с урожайностью /Лек/
Расчёт и обоснование норм высева (посадки) под программируемый урожай /Лек/
Расчет фитометрических показателей посевов заданной продуктивности (на ДВУ) /Пр/
Расчет структурных параметров посевов на программируемый урожай /Пр/
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Расчет и обоснование норм высева семян (норм посадки) под программируемый урожай /Пр/
Раздел 2. Планирование и управление ходом формирования урожая и качеством основной продукции в конкретных условиях возделывания
Точное земледелие как основной путь реализации программирования урожаев полевых культур /Лек/
Регулирование водного режима растений при программировании урожаев /Лек/
Управление условиями минерального питания растений при программировании урожаев /Лек/
Модель высокопродуктивного посева (на примере культуры) /Лек/
Программно-информационное обеспечение точного земледелия, знакомство, освоение, анализ /Пр/
Разработка и обоснование комплекса технологических приемов по рациональному использованию влаги /Пр/
Расчет норм удобрений на программируемый урожай. Разработка системы удобрений (режимы on-line и of-line) /Пр/
Разработка и построение модели высокопродуктивного посева программируемой культуры в конкретной зоне возделывания /Пр/
Технология получения запланированной урожайности и качества продукции. Технологическая карта (технический проект урожайности). /Лек/
Процесс разработки технологической карты в отраслях растениеводства /Лек/
Планирование урожайности продукции растениеводства. Подготовительный этап разработки технологической карты. Исходные данные и материал. /Лек/
Подготовительный этап в разработке технологической карты /Лек/
Определение потребности в семенах, удобрениях и ядохимикатах. Нормы выработки, затраты труда, расход горючего /Лек/
Расчет суммы амортизационных отчислений на выполненный объем работ. Планирование тарифного фонда оплаты труда. Калькуляция себестоимости , эффективности и безубыточности производства продукции растениеводства /Лек/
Составление технологических карт возделывания и уборки сельскохозяйственных культур /Пр/
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Теоретические основы программирования урожая.
2. Принципы программирования урожая.
3. Виды солнечной радиации и их характеристики.
4. Потенциальный урожай, его определение в зависимости от величины ФАР в различных зонах страны.
5. Продуктивность и рациональное использование орошаемых земель
6. Аккумулирование солнечной энергии.
7. Действительно возможный урожай. Коэффициент водопотребления.
8. Продуктивная влага и его определение.
9. Определение действительно возможного урожая по влагообеспеченности посевов.
11. Расчет возможных урожаев по тепловым ресурсам.
12. Определение суммарного водопотребления.
13. Определение оросительной нормы.
14. Прогнозирование засухи.
15. Биоклиматический потенциал продуктивности посевов (БКП).
16. Расчет возможных урожаев по биоклиматическому потенциалу.
17. Агрохимические основы программирования урожаев.
18. Расчет доз NPK на заданный урожай.
19. Расчет доз NPK на заданную прибавку урожаев.
21. Программирование урожаев.
22. Программирование урожаев полевых культур.
23. Программирование урожаев яровых зерновых культур.
24. Программирование урожаев корнеплодов.
25. Программирование урожаев картофеля.
26. Технология получения запланированной урожайности и качества продукции
27. Технологическая карта (технический проект урожайности).
28. Методики составления технологической схемы получения запрограммированного урожая.
29. Подготовительный этап разработки технологической карты, исходные данные и материалы.
30. Планирование урожайности продукции растениеводства
ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Задача 1. Рассчитать возможный урожай (ВУ) зерна ячменя при стандартной влажности по следующим параметрам: калорийность 1 кг сухой биомассы 4400 ккал, приход ФАР за вегетацию 20,5 ккал/см2, коэффициент использования ФАР = 1 %, соотношение основной и побочной продукции 1:1,1, стандартная влажность зерна 14,5%,
Задача 2. Определить действительно возможный урожай (ДВУ) зерна гречихи при стандартной влажности по следующим параметрам: соотношение основной и побочной продукции 1:1,5, за период вегетации выпало 120 мм осадков, коэффициент полезности осадков 0,5, запасы продуктивной влаги перед посевом 110 мм, коэффициент водопотребления 600, стандартная влажность зерна 14,5 %.
Задача 3. Рассчитать коэффициент использования ФАР посевами яровой пшеницы при урожайности зерна 17,5 ц/га в условиях Алтайского края. Основные параметры: приход ФАР за вегетацию 24,7 ккал/см2, соотношение основной и побочной продукции 1:1,3, калорийность 1 кг сухой биомассы 4500 ккал, корнеобеспеченность 15 %, стандартная влажность зерна 14,5%.
Задача 4. Определить биологический урожай яровой пшеницы, если структурные показатели посевов следующие: количество взошедших растений 360 шт/м2, продуктивная кустистость 1,1, сохранность растений 90 %, масса 1000 зерен 40 г, масса зерна в одном колосе 0,60 г.
Задача 5. Определить норму посадки картофеля и количество высаживаемых на 1 га клубней, если средняя масса одного посадочного клубня 40 г, ширина междурядий 70 см, а расстояние в ряду 24 см.
Задача 6. Рассчитать норму высева семян проса на действительно возможный урожай (ДВУ) 25,0 ц/га, если масса 1000 семян 7 г, количество зерен в метелке 250 шт., продуктивная кустистость 1,3, общая выживаемость 65%, полевая всхожесть 90 %.
Задача 7. Рассчитать полевую всхожесть яровой пшеницы если известно, что число всхожих семян составляет 55 шт/м2, а число растений в фазу полных всходов составляет 47 шт/м2.
Задача 8. Рассчитать сохранность растений ячменя по следующим данным число растений в фазу полных всходов составляло 45 шт/м2, а число растений к уборке составило 33 шт/м2.
Задача 9. Рассчитать возможный урожай (ВУ) зерна овса при стандартной влажности по следующим параметрам: калорийность 1 кг сухой биомассы 18392 ккал, приход ФАР за вегетацию 98 кДЖ/см2, коэффициент использования ФАР = 1,5 %, соотношение основной и побочной продукции 1:1,3, стандартная влажность зерна 14,0 %,
Задача 10. Определить действительно возможный урожай (ДВУ) семян подсолнечника при стандартной влажности по следующим параметрам: соотношение основной и побочной продукции 1:3, за период вегетации выпало 100 мм осадков, коэффициент полезности осадков 0,5, запасы продуктивной влаги перед посевом 130 мм, коэффициент водопотребления 600, стандартная влажность зерна 8 %.
Задача 11. Определить биологическую урожайность озимой пшеницы, если ко времени уборки на погонном метре при обычном рядовом посеве было 50 растений, продуктивная кустистость 1,25, а масса зерна с 1 колоса составила 0,8 г.
Задача 12. Посеяно 20 кг/га семян кукурузы с массой 1000 семян 300 г, чистотой 99 %, всхожестью 96 %. Рассчитать величину биологической урожайности початков (т/га), если полнота всходов семян 85 %, выживаемость растений к уборке
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
90 %, на одном растении в среднем 1,3 початка, масса початка 160 г. Определить выход корм. ед. с урожаем початков, если питательность ЗСМ получаемой из них - 0,71 к.е.
Тест по дисциплине
Программирование урожайности
для студентов, обучающихся по специальности 35.02.05 «Агрономия»
Название вопроса: 1 (ОК 1-5)
Формулировка вопроса: Сколько принципов программирования урожайности выделил академик И.С. Шатилов?
Варианты ответов: а) 5, б) 10, в) 15, г) 20
Название вопроса: 2 (ОК 1-5, ПК 4.1)
Формулировка вопроса: Программирование – это
Варианты ответов:
а) Комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих получение запланированных урожаев;
б) Программа получения высоких урожаев
в) Разработка технологической схемы культуры
г) Мероприятия, направленные на получение высоких урожаев
Название вопроса: 3 (ОК 1-5)
Формулировка вопроса: Группа посевов с хорошим использованием ФАР по А. А. Ничипоровичу
Варианты ответов: a) 0,5-1,5 %, б) 1,5-3,0 %, в) 3,5-5,0 %, г) 6-8 %.
Название вопроса: 4 (ОК 1-5)
Формулировка вопроса: Посевная годность это
Варианты ответов: а) процент чистых и всхожих семян, б) процент жизнеспособных семян, в) процент всхожих семян, г) процент чистых семян.
Название вопроса: 5 (ОК 1-5)
Формулировка вопроса: Чистая продуктивность фотосинтеза – это:
Варианты ответов: а) количество биомассы создаваемой растениями на 1 м2 в течение вегетации, б) количество биомассы создаваемое 1 растением в сутки, в) количество сухой биомассы, создаваемое растениями в течение суток в расчете на 1 м2 площади листьев, г) количество сухой биомассы создаваемое 1 растением в сутки.
Название вопроса: 6 (ОК 1-5, ОК 7, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.5)
Формулировка вопроса: Скомпонуйте сельскохозяйственную машину с соответствующей технологической операцией:
Варианты ответов:
1) КСК-100 а) внесение минеральных удобрений
2) МВУ-6 б) посев зерновых
3) СЗ-3,6 в) внесение пылевидных удобрений
4) РУП-14 г) уборка кукурузы на силос
Название вопроса: 7 (ОК 1-5, ОК 7, ПК 4.1, ПК 4.2)
Формулировка вопроса: Какой послепосевной агроприем проводится сразу после сева озимой пшеницы?
Варианты ответов: а) боронование, б) дискование, в) прикатывание, г) культивация
Название вопроса: 8 (ОК 1-5, ОК 7, ПК 4.1, ПК 4.2)
Формулировка вопроса: Укажите ложное звено при возделывании озимой пшеницы:
Варианты ответов: 1) лущение Т-150К+ЛДГ-10, 2) вспашка Т-150К+ПЛН-5-35, 3) посев МТЗ-82+ССТ-12Б, 4) уборка ДОН-1500
Название вопроса: 9 (ОК 1-5, ОК 7, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.5)
Формулировка вопроса: Скомпонуйте сельскохозяйственную машину с соответствующей технологической операцией.
Варианты ответов:
1) СЗ-3,6 а) вспашка
2) ПЛП-6-35 б) опрыскивание
3) МВУ-6 в) посев зерновых
4) ОПШ-2000 г) внесение минеральных удобрений
Название вопроса: 10 (ОК 1-5, ОК 7, ПК 4.1)
Формулировка вопроса: Чему равна полевая всхожесть яровой пшеницы если известно, что число всхожих семян составляет 55 шт/м2, а число растений в фазу полных всходов составляет 47 шт/м2.
Варианты ответов: а) 90 %, б) 85 %, в) 80 %, г) 75 %
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
- Потенциальный урожай, его определение в зависимости от величины ФАР в различных зонах страны.
- Действительно возможный урожай. Коэффициент водопотребления.
- Прогнозирование засухи.
- Биоклиматический потенциал продуктивности посевов (БКП).
- Агрохимические основы программирования урожаев.
- Программирование урожаев полевых культур.
- Программирование урожаев озимых зерновых культур.
- Программирование урожаев яровых зерновых культур.
- Программирование урожаев корнеплодов.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
- Программирование урожаев картофеля.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Программирование урожая».
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме устных опросов, подготовка презентаций, индивидуального задания, практических занятий, тестовых заданий и промежуточной аттестации в форме экзамена.
Оформляется отдельным документом
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Шахова О.А., Якубышина Л.И.
Программирование урожая сельскохозяйственных культур: учебное пособие
Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2018
https://e.lanbook.com/book/121787
6.1.2. Дополнительная литература
Чехунов О. А., Мартынов Е. А., Макаренко [и др.] А. Н.
Технологии механизированных работ в растениеводстве: учебное пособие для СПО
Белгород: БелГАУ им.В.Я.Горина, 2019
https://e.lanbook.com/book/166513
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет агрономии. Кабинет экологических основ природопользования. Лаборатория семеноводства с основами селекции. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, телевизор «Samsung», стенды, комплект тематических плакатов по защите растений, плакаты по плодоводству, муляжи овощей, фруктов, плоды зерновых культур, муляжи болезней с/х культур, семенной и сноповой материал, коллекции вредителей и болезней
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения практических занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска. Компьютеры с доступом в Интернет, телевизор
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Лаборатория земледелия и почвоведения. Лаборатория сельскохозяйственной мелиорации и агрометеорологии. Лаборатория технологии производства продукции растениеводства. Лаборатория технологии хранения и переработки продукции растениеводства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); телевизор, ученическая доска, карта почв СССР, коллекция минералов и горных пород, почвенное сито, весы электронные, лабораторная посуда
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания оформляются отдельным документом
Целью методических указаний является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
-способность занимать в обучении активную позицию;
-готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
-умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
-привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Методические указания содержат следующие разделы: практические работы, самостоятельная внеаудиторная работа (индивидуальные задания, подготовка презентаций, работа с таблицами, решение задач, составление технологических карт)