Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра истории и археологии
рабочая программа дисциплины (модуля)
Принципы и этапы формирования научного знания
46.04.01_2022_342М.plx
46.04.01 История
История России в XIX - начале XXI вв.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
Консультации перед экзаменом
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии, Куликов Фёдор Иванович
Принципы и этапы формирования научного знания
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 14.04.2022 протокол № 9
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: Формирование способности самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу, связанную с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях с учетом современных принципов и этапов формирования научного знания.
Задачи: - изучить особенности научных знаний, их отличие от обыденного познания, псевдонауки;
- изучить особенности современной науки и научных знаний в эпоху постмодернизма.
- изучить основные принципы и основные этапы формирования научного знания
- дальнейшее формирование умения использовать в научной деятельности общелогические и исторические методы исследования, работать с историческими источниками и научной литературой.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Философия и методология науки
Актуальные проблемы исторических исследований
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Современные методы сбора и обработки научной информации
Актуальные проблемы исторических исследований
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1: Способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ по истории
знает структуру, уровни и виды научного знания и научного метода, современные научные подходы, принципы и этапы формирования научного знания
ИД-1.ПК-1: знает методологию научных исследований, современные научные подходы
способен анализировать, обобщать и систематизировать материал по тематике своего научного исследования, осуществлять научно-исследовательскую работу с учетом современных достижений исторической науки и принципов формирования научного знания
ИД-2.ПК-1: анализирует и обобщает результаты научно-исследовательских работ с использованием современных достижении? науки и техники
способен применять полученные знания в практической научной деятельности - при подготовке к проведению научных семинаров и конференций и при написании научных статей
ИД-3.ПК-1: способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, и других видов научно-исследовательских работ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Тема 1. Научное знание и научный метод
Особенности научного знания. Наука в эпоху постмодернизма /Лек/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Принципы и этапы формирования научного знания /Лек/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Общелогические и исторические методы исследования /Пр/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
Подготовка к семинарскому занятию в форме конференции /Ср/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Раздел 2. Тема 2. Работа над научным проектом
Научное исследование и диссертация. Этапы научного исследования /Пр/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Работа с историческим источником. Анализ источникового материала по предполагаемой теме исследования /Пр/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Работа со специальной исторической литературой. Конспектирование и систематизация материала по теме исследования /Пр/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
поисковая лабораторная работа
Составление развернутого плана исторического исследования и чернового варианта научной работы /Пр/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
поисковая лабораторная работа, обсуждение плана научного исследования
Критическое чтение текста научного исследования и правка чернового варианта научной статьи /Пр/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Подготовка к практическим занятиям, подбор источников и научной литературы по теме исследования /Ср/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Подготовка портфолио /Ср/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Раздел 4. Промежуточная аттестация (экзамен)
Подготовка к экзамену /Экзамен/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
Контактная работа /KонсЭк/
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в Горно-Алтайском государственном университете
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену
1. Сущность полезного знания, обыденного и научного сознания. Наука, лженаука, религия.
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
2. Научные знания и публицистика в современном информационном пространстве и в образовательной деятельности
3. Наука и исторические знания в эпоху постмодернизма. Марсель Гриоль и Карлос Кастанеда как представители постмодернизма
4. Пост-структурализм Михаила Бахтина.
5. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
6. Принципы формирования научного знания.
7. Основные этапы формирования научного знания (на примере собственной учебной и научной деятельности)
8. Научные факты и их роль в научном исследовании
9. Понятие научной проблемы, ее постановка и формулировка
10. Методология и методика исторического исследования.
11. Описательно-повествовательный и биографический методы исторического исследования: теория и использование в собственной работе
12. Сравнительно-исторический метод исторического исследования: теория и использование в собственной работе
13. Ретроспективный метод исторического исследования: теория и использование в собственной работе.
14. Метод терминологического анализа и методы математической статистики исторического исследования: теория и возможность использования в собственной работе.
15. Измерение и моделирование исторических явлений.
16. Содержание научной гипотезы, ее выдвижение и обоснование. Структура и виды гипотез.
17. Характеристика кандидатской диссертации. Основные требования к диссертациям. Понятие «диссертабельности».
18. Выбор темы исследования и постановка исследовательской задачи .
19. Составление развернутого плана диссертационного исследования.
20. Планирование работы исследователя. Основные этапы диссертационного исследования.
21. Возможная структура работы и содержание разделов.
22. Работа с историческими источниками и исследовательской литературой.
23. Формулировка научных выводов.
24 Этика историка-исследователя
Магистранты также проходят электронное тестирование в системе Moodle
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы формирования научно-исследовательских знаний: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=650:osnovy-formirovaniya-nauchno-issledovatelskikh-znanij&catid=19:pedagogy&Itemid=175
6.1.2. Дополнительная литература
Шестак Н.В., Чмыхова Е. В.
Научно-исследовательская деятельность в вузе (Основные понятия, этапы, требования)
Москва: Современная гуманитарная академия, 2007
http://www.iprbookshop.ru/16935.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
Электронно-библиотечная система IPRbooks
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
поисковая лабораторная работа
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
Лаборатория психолого-педагогического образования. Лаборатория информационно-коммуникационных технологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V25, ноутбук, кресло-мешок Алова, музыкальный центр Samsung MX-F730DB, Пузырьковая колонна «Стандарт в-1500мм,д – 100 мм. Подсветка мультиколор», Телевизор LG 32LB628U=(3D), Чемодан психолога. Диагностический комплект «Семаго», ящик-песочница (набор для экспериментирования с песком), настольные психологические игры, набор метафорических ассоциативных карт
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется магистрантами в читальном зале библиотеки ГАГУ, в Республиканской библиотеке, в компьютерном классе с доступом к ресурсам Интернет, а также в домашних условиях. Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить магистрантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах Как правило, семинары проводятся в виде: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии магистрантов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным магистрантам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных магистрантами по заданию преподавателя и прочитанных магистрантами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким магистрантам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый магистрант готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления. Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа магистрантов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, магистрант приводит в систему основные положения темы, вопросы темы,
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, магистрант должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.