Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
рабочая программа дисциплины (модуля)
35.02.05_2022_А12.plx
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
к.б.н., Препод., Федюнина Марина Валерьевна _______________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> направлена на формирование системы знаний и умений по циклу агрономических дисциплин.
<i>Задачи:</i> Сформировать знания по основам агрономии.
Научить работать в команде.
Сформировать умения составлять план технологии возделывания сельскохозяйственных культур, работать с технологической картой.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
основные закономерности развития биологических объектов и систем
Ботаника и физиология растений
Выбор агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур
Выполнение работ по профессии
Выполнение работ по рабочей профессии 18103 Садовник
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Организация работы растениеводческих бригад в соответсвии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур
Основы животноводства и пчеловодства
Учебная практика. Организация работы растениеводческих бригад в соответсвии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
- область профессиональной деятельности
- объекты профессиональной деятельности
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
- поисковые информационные системы
- алгоритм поиска информации
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
-осуществлять поиск необходимой информации
- использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
- задачи профессионального и личностного развития
- понятия самообразования и саморазвития
- цели, задачи и систему повышения квалификации
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
- определять задачи профессионального и личностного развития,
- заниматься самообразованием,
- осознанно планировать повышение квалификации
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
- основные понятия и признаки коллектива и команды
- деловое общение
- процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде
- этапы командной работы
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
- работать в коллективе и команде
- эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности;
- особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые);
- понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы;
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ПК 1.4.:Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
устной и письменной коммуникацией на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ПК 1.5.:Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
- гражданско-патриотическую позицию
- общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде
- стандарты антикоррупционного поведения
ПК 1.6. :Осуществлять технологические регулировки почвообрабатывающих и посевных агрегатов, используемых для реализации технологических операций
- проявлять гражданско-патриотическую позицию
- выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ПК 2.1.:Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
гражданско-патриотической позицией, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ПК 2.2.:Устанавливать календарные сроки проведения технологических операций на основе определения фенологических фаз развития растений
- об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения
- действия в чрезвычайных ситуациях
- порядок и правила оказания первой помощи.
ПК 2.3.:Применять качественные и количественные методы определения общего состояния посевов, полевой всхожести, густоты состояния, перезимовки озимых и многолетних культур
- организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению
- действовать в чрезвычайных ситуациях
- оказывать первую медицинскую помощь
ПК 2.4.:Определять видовой состав сорных растений и степень засоренности посевов
- приемами сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ПК 2.5.:Определять видовой состав вредителей, плотность их популяций, вредоносность и степень поврежденности растений и распространенность вредителей
- научно-практические основы физической культуры
- основы здорового образа жизни;
ПК 2.6.:Проводить диагностику болезней и степень их развития с целью совершенствования системы защиты растений и распространенность болезней
- самостоятельно выбирать и применять способы и средства для поддержания здоровья и работоспособности в социальной и профессиональной деятельности;
ПК 2.7.:Проводить почвенную и растительную диагностику питания растений
- методами физического воспитания,
- средствами укрепления здоровья и способами поддержания хорошей физической формы для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ПК 2.8.:Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке и определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
- информационные технологии
ПК 2.9.:Проводить анализ и обработку информации, полученной в ходе процесса развития растений, и разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ЛР 7:Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
современными информационными технологиями в профессиональной деятельности
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность к профессиональной деятельности
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- использовать в профессиональной деятельности документацию на государственном и иностранном языках
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
- профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ЛР 16:Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в профессиональной деятельности
- основные понятия в финансовой сфере и принципы функционирования финансовой системы;
- значение предпринимательства и процесс организации собственного дела.
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
- находить и использовать информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать в решении профессиональных задач;
- отбирать бизнес-идею и открывать собственное дело в профессиональной деятельности.
ЛР 21:Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий отношение к преобразованию общественных пространств, агропромышленной и технологической эстетике предприятия, товарным знакам
- приемами определения источников финансирования и перспектив развития бизнеса в профессиональной деятельности.
ЛР 22:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
Требования к условиям проведения технологических операций по
обработке почвы, посеву, уходу за растениями, уборке урожая
Оптимальные сроки проведения технологических операций по
возделыванию сельскохозяйственных культур
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Устанавливать последовательность и календарные сроки проведения технологических операций, в том числе с учетом фактических
погодных условий
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Сменные нормы выработки на сельскохозяйственные механизированные и ручные работы
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Определять виды и объемы работ для растениеводческих бригад
(звеньев, работников) на смену и выдавать задания бригадам (звеньям, работникам)
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Технологии возделывания сельскохозяйственных культур с учетом погодных и почвенных условий
Приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производственных заданий
Приемы и подходы представления информации в процессе инструктажа
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Готовить материалы для инструктажа работников растениеводческих бригад по выполнению производственных заданий с учетом
специфики заданий и конкретных условий их выполнения
Анализировать особенности и уровень профессиональной подготовки работников, для которых проводится инструктаж
Проводить инструктаж с учетом особенностей и уровня профессиональной подготовки работников и степени сложности задач
Осуществлять обратную связь для оценки понимания работниками
содержания инструктажа
Выбирать приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производственных заданий с учетом технологий возделывания сельскохозяйственных культур
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Требования к проведению технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур
Факторы, влияющие на качество выполнения технологических
операций
Классификация и характеристика методов контроля качества выполнения технологических операций
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Выбирать и применять методы контроля качества выполнения
технологических операций
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
Требования к качеству выполнения технологических операций в
соответствии с технологическими картами, ГОСТами и регламентами, в том числе иностранными
Способы выявления дефектов и недостатков технологических операций
Методы устранения дефектов и недостатков
Порядок (алгоритм) действий по устранению дефектов и недостатков
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Выявлять дефекты и недостатки в проведении технологических
операций
Определять пути их устранения
Организовывать работы по устранению дефектов и недостатков
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
Правила техники безопасности при проведении технологической
регулировки
Типы технологических операций при обработке почвы и посевных
работах
Типы почвообрабатывающих агрегатов (машин и механизмов)
Типы посевных агрегатов (машин и механизмов)
Способы технологических регулировок машин и механизмов, используемых для реализации технологических операций
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Фенологические фазы развития растений и морфологические признаки растений в различные фазы развития
Влияние фаз развития растений на конечный урожай растениеводческой продукции
Источники информации о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фазы развития
Правила составления программ контроля развития растений в течение вегетации
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Определять фенологические фазы развития растений на основании
морфологических признаков
Анализировать информацию о фенологических фазах развития и
морфологических признаках растений в различные фазы развития
Выбирать методы контроля состояния сельскохозяйственных
культур, фитосанитарного состояния посевов, состояния почв
Определять порядок контроля развития растений и оформлять его
в форме программы
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Морфологические признаки растений в различные фенологические фазы их развития
Влияние погодных условий на прохождение фенологических фаз
развития растений
ОК 11.:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Определять оптимальные сроки проведения технологических операций с учетом развития растений в течение вегетации
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
Визуальные качественные методы определения общего состояния
посевов
Лабораторные количественные методы определения полевой
всхожести семян
Количественные методы определения густоты стояния растений в
полевых условиях
Визуальные и количественные методы оценки состояния озимых
и многолетних культур после перезимовки
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
Выбирать методы определения полевой всхожести семян, общего
состояния посевов, густоты их стояния, оценки перезимовки озимых и многолетних культур
Определять полевую всхожесть семян, общее состояние посевов,
густоту их стояния по сравнению с оптимальной
Давать оценку перезимовки озимых и многолетних культур различными методами
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
Морфологические признаки культурных и сорных растений
Методы определения засоренности посевов
Меры по защите культурных растений от сорняков
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Идентифицировать группы и виды культурных и сорных растений
по их строению и внешним признакам
Определять степень засоренности посевов глазомерным (визуальным) и количественным методом
Определять меры по защите культурных растений от сорняков
ПК 1.4.:Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
ПК 1.4.:Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
Морфологические признаки и классификация различных видов вредителей
Методы определения плотности их популяций
Классификация поврежденности растений
Методы определения распространенности вредителей
Методы учета вредителей сельскохозяйственных культур
Методы борьбы с вредителями
ПК 1.5.:Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
Определять виды вредителей сельскохозяйственных растений по их морфологическим признакам в полевых условиях
Определять распространенность вредителей и их вредоносность с применением общепринятых методик
Определять степень пораженности сельскохозяйственных культур вредителями
Принимать меры по борьбе с вредителями
ПК 1.5.:Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
ПК 1.6. :Осуществлять технологические регулировки почвообрабатывающих и посевных агрегатов, используемых для реализации технологических операций
Классификацию болезней сельскохозяйственных культур
Признаки поражения сельскохозяйственных культур болезнями
Методы учета болезней
Методы борьбы с болезнями
ПК 1.6. :Осуществлять технологические регулировки почвообрабатывающих и посевных агрегатов, используемых для реализации технологических операций
Идентифицировать поражения сельскохозяйственных культур болезнями
Определять распространенность болезней, вредоносность и пораженность ими сельскохозяйственных культур
Принимать меры по борьбе с болезнями
ПК 2.1.:Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
ПК 2.1.:Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
Методы почвенной и растительной диагностики питания растений
Правила использования оборудования при диагностике
Классификация и свойства удобрений
Правила применения удобрений на основе диагностики питания растений
ПК 2.2.:Устанавливать календарные сроки проведения технологических операций на основе определения фенологических фаз развития растений
Пользоваться специальным оборудованием при проведении почвенной и растительной диагностики в полевых условиях
Определять необходимые удобрения и порядок их применения на основе проведенной диагностики
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ПК 2.2.:Устанавливать календарные сроки проведения технологических операций на основе определения фенологических фаз развития растений
ПК 2.3.:Применять качественные и количественные методы определения общего состояния посевов, полевой всхожести, густоты состояния, перезимовки озимых и многолетних культур
Биологические особенности сельскохозяйственных культур при созревании и фазы развития растений, в которые производится уборка
Порядок организации уборочной компании
ПК 2.3.:Применять качественные и количественные методы определения общего состояния посевов, полевой всхожести, густоты состояния, перезимовки озимых и многолетних культур
Определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке
Определять сроки и необходимые ресурсы для уборочной компании
ПК 2.4.:Определять видовой состав сорных растений и степень засоренности посевов
ПК 2.4.:Определять видовой состав сорных растений и степень засоренности посевов
Способы анализа и обработки информации, полученной в ходе процесса развития растений
ПК 2.5.:Определять видовой состав вредителей, плотность их популяций, вредоносность и степень поврежденности растений и распространенность вредителей
Выявлять причинно-следственные связи между состоянием сельскохозяйственных растений, воздействием факторов внешней среды и проводимыми агротехническими мероприятиями
ПК 2.5.:Определять видовой состав вредителей, плотность их популяций, вредоносность и степень поврежденности растений и распространенность вредителей
ПК 2.6.:Проводить диагностику болезней и степень их развития с целью совершенствования системы защиты растений и распространенность болезней
ПК 2.6.:Проводить диагностику болезней и степень их развития с целью совершенствования системы защиты растений и распространенность болезней
ПК 2.7.:Проводить почвенную и растительную диагностику питания растений
ПК 2.7.:Проводить почвенную и растительную диагностику питания растений
ПК 2.8.:Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке и определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
ПК 2.8.:Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке и определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ПК 2.9.:Проводить анализ и обработку информации, полученной в ходе процесса развития растений, и разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
ПК 2.9.:Проводить анализ и обработку информации, полученной в ходе процесса развития растений, и разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
ЛР 7:Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
ЛР 7:Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность к профессиональной деятельности
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность к профессиональной деятельности
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 16:Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в профессиональной деятельности
ЛР 16:Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в профессиональной деятельности
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 21:Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий отношение к преобразованию общественных пространств, агропромышленной и технологической эстетике предприятия, товарным знакам
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ЛР 21:Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий отношение к преобразованию общественных пространств, агропромышленной и технологической эстетике предприятия, товарным знакам
ЛР 22:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
ЛР 22:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 2. Основы земледелия
Теоретические основы производства продукции растениеводства. Законы земледелия. /Лек/
Почва, ее состав и свойства /Лек/
Понятие о сорняках и засорителях. Вред, приносимый сорными растениям, вредителями и болезнями. /Лек/
Биологические особенности сорняков. Классификация и меры борьбы с ними /Лек/
Изучение наиболее распространенных сорняков зоны и меры борьбы с ними /Пр/
Биологические особенности вредителей культурных растений /Лек/
Основные болезни культурных растений /Лек/
ОК 01. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ПК 1.4. ПК 2.1. ПК 2.5. ПК 2.6.
Гербициды, способы их применения в сельском хозяйстве. /Пр/
Системы обработки почвы /Лек/
Удобрения и их применение /Лек/
Минеральные удобрения /Лек/
ОК 01. ОК 05. ОК 07. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.7.
Основы семеноводства /Лек/
ОК 01. ОК 05. ОК 07. ОК 10. ПК 2.2.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Раздел 3. Технологии возделывания культурных растений
Современное состояние отрасли растениеводства в России: задачи и перспективы /Лек/
ОК 01. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
Традиционная технология возделывания культурных растений /Лек/
Современные технологии возделывания культурных растений (точное земледелие, No-Till)
/Лек/
ОК 01. ОК 05. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 1.6. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 2.6. ПК 2.7. ПК 2.8. ЛР 7 ЛР 10 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 16 ЛР 20 ЛР 21 ЛР 22
День Земли
кейс метод
Групповой кейс (на бумаге)
Зерновые культуры. Общая характеристика /Лек/
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5.
Агротехника возделывания хлебов первой и второй группы /Лек/
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5.
Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых культур /Пр/
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3.
Зерновые бобовые культуры /Лек/
Агротехника возделывания зернобобовых культур /Лек/
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.1.
Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых бобовых культур /Пр/
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3.
Технология возделывания овощных культур /Лек/
ОК 01. ОК 05. ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 1.6. ПК 2.1. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 2.6. ПК 2.7. ПК 2.8. ПК 2.9.
Изучение морфологии картофеля. Сорта картофеля /Пр/
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Изучение морфологии корнеплодов /Пр/
Составление агротехнической части технологической карты возделывания картофеля (корнеплодов) /Пр/
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3.
Общая характеристика масличных прядильных культур (подсолнечник, лен, конопля) /Лек/
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5.
Составление агротехнической части технологической карты возделывания технических культур /Пр/
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3.
Основные группы растительности естественных сенокосов и пастбищ, их ценность, морфологические признаки и биологические особенности /Лек/
Многолетние и однолетние злаковые и бобовые травы /Пр/
Агротехника выращивания многолетних и однолетних трав /Пр/
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5.
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Агрономия как важнейший раздел биологии.
2. Классификация культурных растений.
3. Приемы и методы современного растениеводства.
4. Возможности хозяйственного использования культурных растений.
5. Сорные растения, вредители, болезни и меры борьбы с ними
6. Удобрения и их применение
7. Системы обработки почвы
8. Севообороты
9. Зональные системы земледелия
10. Традиционная технология возделывания культурных растений
11. Технология No-Till
12. Технология точного земледелия
13. Характеристика зерновых культур
14. Технология возделывания зерновых культур
15. Характеристика зернобобовых культур
16. Технология возделывания зернобобовых культур
17. Общая характеристика корнеклубнеплодов.
18. Агротехника возделывания корнеклубнеплодов.
Задачи для подготовки к экзамену
ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. На основе экспериментальных данных определите основное и дополнительное название горизонтов почвы по гранулометрическому составу.
Гранулометрический состав светло-каштановой солонцеватой почвы
Горизонт Глубина, см Содержание фракций, %
1-0,25 0,25-0,05 0,05-0,01 0,01-0,005 0,005-0,001 <0,001
А 0-10 - 4,3 36,9 8,9 19,5 26,1
Вк 20-30 - 7,6 31,9 7,1 9,4 34,1
Вк 40-50 - 2,0 34,6 10,4 5,3 33,0
ВСк 90-100 - 4,3 30,8 5,8 7,1 29,5
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Сс 190-200 - 7,4 27,6 3,2 7,7 29,1
2. На основании данных, приведённых в табл., определите степень и балл засорённости посевов. Заполните таблицу, оцените степень засорённости.
Кол-во культурных растений, шт./м2 Количество сорных растений, шт./м2 Степень засорённости посевов, % Балл засорённости посевов*
320 15
320 50
320 80
320 100
320 180
*Балл 1 – сорняки занимают до 5% стеблестоя культурных и сорных растений, балл 2 – до 25% стеблестоя, балл 3 – более 25%, балл 4 – сорняки занимают более 50% стеблестоя культурных и сорных растений.
3. Составьте сравнительную характеристику агротехнических, биологических и химических способов борьбы с сорняками (не менее трёх), результаты занесите в таблицу.
Название способа Описание Преимущества Недостатки
4. Составить схему севооборота, исходя из данной структуры посевных площадей:
горох - 1 поле, озимая пшеница - 1 поле, озимая рожь -1 поле, ячмень -1 поле, чистый пар -1 поле, подсолнечник -1 поле, сахарная свекла -1 поле, кукуруза на силос -1 поле. Составьте ротационную таблицу.
5. Составить схему севооборота, исходя из данной структуры посевных площадей:
озимая пшеница - 207 га, ячмень - 100 га, многолетние травы - 102 га, сахарная свекла - 200 га, чистый пар - 50 га, овес - 98 га, горох на зеленый корм - 50 га, гречиха - 40 га,
просо - 60 га, подсолнечник - 100 га. Общая площадь 1007 га. Составьте ротационную таблицу.
6. Установите правильную последовательность приемов обработки почвы под озимую пшеницу после уборки раннего картофеля. Кратко обоснуйте свой ответ.
Боронование. 2. Вспашка. 3. Культивация. 4. Прикатывание.
7. Охарактеризуйте озимые зерновые культуры. Опишите технологию возделывания на примере озимой пшеницы.
8. Охарактеризуйте зернобобовые культуры. Опишите технологию возделывания на примере гороха.
9. Охарактеризуйте способы обработки почвы: мульчирование, прикатывание, боронование, лущение, вспашка, культивация.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы докладов
1. Сельскохозяйственное производство как одна из основных отраслей народного хозяйства.
2. Пути распространения культурных растений по регионам.
3. Регионы одомашнивания растений, группы растений по давности одомашнивания.
4. Роль природных факторов и производственной деятельности человека в почвообразовании.
5. Влияние различных почв по механическому составу на износ рабочих органов почвообрабатывающих орудий.
6. Влияние сорняков на производительность сельскохозяйственных машин и орудий.
7. Экономическая эффективность сочетания агротехнических и химических мер борьбы с сорняками.
8. Требования к средствам механизации внесения удобрений. Экономическая оценка продуктивности севооборотов.
9. Пути и условия минимализации обработки почвы.
10. Общая характеристика прядильных культур, табак и махорка, масличных и эфиромасличных культур.
11. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности.
12. Агротехника возделывания культур.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы агрономии».
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме устных опросов, подготовка сообщений, индивидуального задания, практических занятий и промежуточной аттестации в форме экзамена.
Оформляется отдельным документом
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Устный и письменный опрос, практические задания, практические работы, доклады, экзамен, индивидуальные задания
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Основы агрономии: учебное пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=4027:1005&catid=13:plant&Itemid=168
6.1.2. Дополнительная литература
Земледелие с почвоведением: учебное пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=4026:1004&catid=13:plant&Itemid=168
Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства: учебное пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=4028:1006&catid=13:plant&Itemid=168
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения практических занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска. Компьютеры с доступом в Интернет, телевизор
Кабинет агрономии. Кабинет экологических основ природопользования. Лаборатория семеноводства с основами селекции. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, телевизор «Samsung», стенды, комплект тематических плакатов по защите растений, плакаты по плодоводству, муляжи овощей, фруктов, плоды зерновых культур, муляжи болезней с/х культур, семенной и сноповой материал, коллекции вредителей и болезней
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Лаборатория земледелия и почвоведения. Лаборатория сельскохозяйственной мелиорации и агрометеорологии. Лаборатория технологии производства продукции растениеводства. Лаборатория технологии хранения и переработки продукции растениеводства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); телевизор, ученическая доска, карта почв СССР, коллекция минералов и горных пород, почвенное сито, весы электронные, лабораторная посуда
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания оформляются отдельным документом
Целью методических указаний является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
-способность занимать в обучении активную позицию;
-готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
-умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
-привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Методические указания содержат следующие разделы: практические работы, самостоятельная внеаудиторная работа (подготовка докладов и сообщений, презентаций, работа с таблицами, решение задач)