2022-2023_36_02_01_2022_В12_plx_Латинский язык в ветеринарии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Латинский язык в ветеринарии
Учебный план
36.02.01_2022_В12.plx

Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
ветеринарный фельдшер
54
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Итого
54
70
54
70
 
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;Препод., Крехтунова Зоя Ивановна _______________
 
 
Латинский язык в ветеринарии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ (ветеринарный фельдшер) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 657)
 
Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 13.05.2021 протокол № 10  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Формирование систематизированных знаний, умений, навыков по чтению и письму латинских медицинских терминов.

  

1.2
<i>Задачи:</i> Формирование систематизированных знаний, умений, навыков по чтению и письму латинских медицинских терминов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Латинский язык в ветеринарии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Анатомия и физиология животных
2.2.2
Ветеринарная фармакология
2.2.3
Ветеринарная хирургия, ортопедия и офтальмология
2.2.4
Внутренние незаразные болезни животных
2.2.5
Ветеринарно-санитарная экспертиза
2.2.6
Акушерство и гинекология животных
2.2.7
Паразитология и инвазионные болезни животных
2.2.8
Эпизоотология с микробиологией
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
  - лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля;   - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; -  правила фонетики; -  принципы словообразования; -  систему латинских склонений; -  управление предлогов; -  бинарную номенклатуру; -  правила заполнения рецепта
 
 
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Уметь:
- читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические  и клинические термины;    - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности;    -  выписывать рецепты
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
- лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
стр. 5
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ПК 1.1.:Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов.
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ПК 1.2.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий для предупреждения возникновения болезней животных.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 1.3.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ПК 2.1.:Предупреждение заболеваний животных, проведение санитарно-просветительской деятельности.
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ПК 2.2.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 2.3.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
стр. 6
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ЛР 7:Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
стр. 7
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
стр. 8
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ПК 1.1.:Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 1.1.:Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов.
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ПК 1.2.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий для предупреждения возникновения болезней животных.
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ПК 1.2.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий для предупреждения возникновения болезней животных.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 1.3.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ПК 1.3.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
стр. 9
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ПК 2.1.:Предупреждение заболеваний животных, проведение санитарно-просветительской деятельности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 2.1.:Предупреждение заболеваний животных, проведение санитарно-просветительской деятельности.
 
Знать:
лексический и грамматический минимум ветеринарного профиля; - основные характеристики частей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, союзов, префиксов, предлогов; - правила фонетики; - принципы словообразования; - систему латинских склонений; - управление предлогов; - бинарную номенклатуру; - правила заполнения рецепта
 
 
ПК 2.2.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
 
Уметь:
читать слова и словосочетания латинского языка с соблюдением правил; - орфографически правильно писать анатомо-гистологические и клинические термины; - применять латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности; - выписывать рецепты
 
 
ПК 2.2.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 2.3.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Знать:
 
 
ПК 2.3.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Уметь:
 
 
ЛР 7:Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 7:Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
 
Знать:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Уметь:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1, Фонетика
 
стр. 10
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
1.1
1. Введение. История развития латинского языка.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3.
3
0
 
1.2
2Латинский алфавит. Классификация звуков. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3.
3
0
 
1.3
3. Произношение гласных звуков. Дифтонги.  /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
1.4
4. Произношение согласных звуков, звукосочетаний.  /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
1.5
5. Правила ударения. Долгота и краткость гласных. /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
1.6
6. Принципы словообразования.

Бинарная номенклатура

7. Согласованное, несогласованное определение.

Лексический и грамматический минимум латинского языка.

/Пр/

Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
1.7

Примерная тематика выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Чтение слов и словосочетаний, латинских выражений с учетом правил произношения звуков и звукосочетаний, правил ударения

/Ср/

Л1.1Л2.1
8
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
1.8
6. Принципы словообразования.

Бинарная номенклатура

7. Согласованное, несогласованное определение.

Лексический и грамматический минимум латинского языка.

/Пр/

Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Грамматика
 
стр. 11
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
2.1
8.. Основные характеристики имен существительных, прилагательных /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
2.2

9.Имена существительных /Пр/

Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
2.3
10. Основные характеристики прилагательных. /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
2.4
11. Согласование прилагательных с существительными.

Имена существительные и прилагательные

12..Глагол Основные характеристики числительных, местоимений, наречий, союзов.

Основные характеристики предлогов, префиксов.

/Пр/

Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
2.5
13. Склонение имен существительных

14.Важнейшие суффиксы прилагательных первого, второго и третьего склонения.

      Контрольная работа по разделу грамматика

/Пр/

Л1.1Л2.1
6
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
2.6
Примерная тематика выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, словарная форма глаголов. Особенности некоторых существительных третьего склонения. Согласование прилагательных с существительными. Контрольная работа /Ср/
Л1.1Л2.1
8
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Рецептура
 
3.1
15. Понятие о рецепте как о документе.

Структура рецепта.

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
стр. 12
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
3.2
16. Правила оформления латинской части рецепта.  /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
3.3
17. Словосочетания, наиболее часто употребляемые в рецептах.

Основные рецептурные сокращения

Химическая терминология, употребляемая в рецептах.

Лекарственные формы и образцы рецептов.

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
3.4
Примерная тематика выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Перевод рецептов с латинского языка на русский и с русского языка на латинский /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.2.
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы

1. К какой группе языков относится латинский язык?

2. Какие языки называются италийскими?

3. Как называлась область в нижнем течении реки Тибр?

4. Назовите основные италийские языки?

5.  Какое письмо явилось прототипом латинского письма?

6. Назовите основателей Рима?

7. В каком веке сложилось греческое алфавитное письмо?

8. Когда сформировался латинский алфавит?

9. Кто был культурным предшественником и политическим соперником Рима?

10. К какой группе языков относят этрусский язык?

11.В результате чего латинский язык стал официальным языком римской государственности?

12. Когда был основан Рим?

13. На каких холмах был основан Рим?

14. Кто был первым римским царем?

15. Как называют лексику периода расцвета латинской словесности?

16. Как называется язык авторов l – начала ll веков н.э.?

17. Назовите наиболее известных поэтов  классической латыни?

18. Как называется латынь  ll – Vl веков н. э.?  

19. Что является основной особенностью поздней латыни?

20. Как называется латинский перевод Библии?

21. Кто перевел Библию на латинский язык?

22. Как назывался разговорный, простонародный латинский язык?

23. Назовите основные романские языки.

24. Где сейчас латынь используется как официальный язык?

25. Сколько склонений имеет латинское существительное?

26. Сколько склонений имеет латинское прилагательное?

27. Как называется сочетание двух гласных в одном слоге?

28. Как называется сочетание гласных, при котором двум буквам соответствует один звук?

29. Сколько времен в латинском языке?

30. Сколько падежей в латинском языке?

31. Каковы основные параметры изменения форм склоняемых частей речи?

32. Назовите склоняемые части речи?

33. Из чего складывается форма глагола?

34. Назовите основные категории, характеризующие изменение глагола.

35. Как называется изменение формы глагола?

36. Как называется изменение падежных форм существительных?

37. Назовите словарную форму прилагательных 1-2 склонения?

38. Назовите три разновидности существительных 3 –его склонения?

 
стр. 13
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
39. Сколько видов имеют прилагательные 3-его склонения?

40. Назовите виды прилагательных 3-его склонения?

41. С какими падежами употребляются предлоги?

42. Назовите виды местоимений?

43. Назовите основные виды числительных?

44. Назовите два вида наречий?

45. Назовите степени сравнения прилагательных?

46. Какие степени сравнения имеют латинские наречия?

47. Какие времена существуют в латинском языке?

48. Сколько букв в латинском алфавите?

49.Назовите три основы глагола?

50. Назовите основные компоненты глагольного формообразования.

51. Сколько спряжений имеет латинский глагол?

52. Сколько наклонений существует в латинском языке?

53. Перечислите наклонения глагола?

54. Что называется залогом?

55. Сколько залогов в латинском языке? Какие?

56. Как называется раздел грамматики, изучающий правила и формы словообразования?

57.  Как определить склонение существительного?

58.  Как определить основу существительного?

59. На какой слог никогда не падает ударение?

60. На какой слог падает ударение, если второй слог от конца долгий?

61. На какой слог падает ударение, если второй слог от конца краткий?

62. Назовите латинские диграфы?

63. Назовите латинские дифтонги?

64. Какие существительные относятся к 1-му склонению?

66. Какие существительные относятся к 3-му склонению?

67. Какие существительные 3-го склонения относятся к согласной разновидности?

68. Какие существительные 3-го склонения относятся к гласной разновидности?

69. Какие существительные относятся к 4-му склонению?

70. Какие существительные относятся к 5-му склонению?

71. Какие существительные 3-го склонения относятся к смешанной разновидности?

72. Каковы особенности 3-го склонения?

73. Назовите схему образования инфинитива прошедшего времени страдательного залога?

74. Основатель европейской медицины?

75. Век расцвета древнегреческой культуры?

76. Выдающиеся представители Александрийской медицинской школы?

77.  Автор энциклопедии «Канон врачебной науки»?

78. Крупнейший анатом средневековья?

79. Кто открыл большой круг кровообращения?

80. Создатель классификации растений и животных?

81. С помощью, каких суффиксов образуется превосходная степень прилагательных?

82. Как изменяются прилагательные в сравнительной степени?

83. Как изменяются прилагательные в превосходной степени?

84. Какие глаголы относятся к 1-му спряжению?

85. Какие глаголы относятся ко 2-му спряжению?

86. Какие глаголы относятся к 3-му спряжению?

87. Какие глаголы относятся к 4-му спряжению?

88. Как соотносится прилагательное с существительным?

89. Какие буквы латинского алфавита были добавлены в XVI в.?

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тема: Названия латинских слов

Вариант 1.

Вариант 2. Вариант 3.

1. Oculus

а) череп

б) глаз

в) язык

г) нос

2. Caput

а) рот

б) лоб

в) голова

г) рог

3. Cornu

а) нижняя челюсть

 
стр. 14
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
б) виски

в) ухо

г) рог

4. Labium

а) зуб

б) губа

в) верхняя челюсть

г) череп

5. Cranium

а) череп

б) щека

в) губа

г) лицо

1. Mandibula

а) нижняя челюсть

б) язык

в) глаз

г) щека

2. Dens

а) рог

б) зуб

в) ухо

г) нос

3. Bucca

а) голова

б) щека

в) нижняя челюсть

г) лоб

4. Facies

а) лицо

б) губа

в) череп

г) щека

5. Rostrum

а) нижняя челюсть

б) лицо

в) глаз

г) хоботок

1. Auris

а) рог

б) голова

в) ухо

г) щека

2. Linqua

а) голова

б) череп

в) лицо

г) язык

3. Nasus

а) виски

б) нос

в) нижняя челюсть

г) лоб

4. Frons

а) глаз

б) лоб

в) лицо

г) рог

5. Tempora

а) верхняя челюсть

б) губа

в) виски

г) нос

Тема: Склонение существительных.

Вариант 1.

1. Существительные первого склонения

а) locus, loci m –

 
стр. 15
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
б) plica, plicae f –

в) arcus, arcus m –

г) frons, frontis f –

д) solutio, solutionis –

2. Существительные второго склонения

а) cortex, corticis m –

б) enteron, enteri n -

в) rabies, rabiei f -

г) corpus, corporis n -

д) venter, ventris m –

3. Существительные третьего склонения

а) vesica, vesicae f -

б) cervix, cervicis f -

в) succus, succi m -

г) quercus, quercus f -

д) cranium, cranii n –

4. Существительные четвертого склонения

а) spatium, spatii n -

б) species, speciei f -

в) dens, dentis m -

г) vita, vitae f -

д) processus, processus m –

5. Существительные пятого склонения

а) crista, cristae f -

б) oculus, oculi m -

в) os, oris n -

г) foramen, foraminis n -

д) facies, faciei f –

Вариант 2.

1. Существительные первого склонения

а) ala, ae f -

б) ovum, ovi n -

в) homo, hominis m -

г) cor, cordis n -

д) ductus, ductus m –

2. Существительные второго склонения

а) medulla, medullae f -

б) oculus, oculi m -

в) carbo, carbonis m -

г) spina, spinae f -

д) fructus, fructus m –

3. Существительные третьего склонения

а) enteron, enteri n -

б) gaster, gastris f -

в) spiritus, spiritus m -

г) vacca, vaccae f -

д) caries, cariei f –

4. Существительные четвертого склонения

а) mater, matris f -

б) genu, genus n -

в) planta, plantae f -

г) scabies, scabiei f -

д) ren, renis m –

5. Существительные пятого склонения

а) pulsus, pulsus m -

б) ruptura, rupturae f -

в) auris, auris f -

г) dies, diei m -

д) juba, jubae f –

Вариант 3.

1. Существительные первого склонения

а) manus, manus f -

б) species, speciei f -

в) capra, caprae f -

г) cortex, corticis m –

д) extractum, extracti n –

2. Существительные второго склонения

а) aper, apri m -

 
стр. 16
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
б) res, rei f -

в) flos, floris m -

г) abscessus, abscessus m -

д) fovea, foveae f –

3. Существительные третьего склонения

а) bolus, boli f -

б) apex, apicis m -

в) exitus, exitus m -

г) squama, squamae f -

д) caries, cariei f –

4. Существительные четвертого склонения

а) sinus, sinus m -

б) corpus, corporis n -

в) ungula, ungulae f -

г) radix, radicis f -

д) facies, faciei f –

5. Существительные пятого склонения

а) fibra, fibrae f -

б) os, oris n -

в) res, rei f -

г) os, ossis n -

д) plexus, plexus m –

КЛЮЧИ ОТВЕТОВ К ТЕСТАМ

Тема:  Названия латинских слов. Тема: Склонение существительных.

В – 1   1-б; 2-в; 3-г; 4-б; 5-а. В – 1   1-б; 2-б; 3-б; 4-д; 5-д.

В – 2   1-а; 2-б; 3-б; 4-а; 5-г. В – 2 1-а; 2-б; 3-б; 4-б; 5-г.

В – 3   1-в; 2-г; 3-б; 4-б; 5-в. В – 3   1-в; 2-а; 3-б; 4-а; 5-в.

Контрольная  работа

Вариант 1

1. Напишите в русской транскрипции следующие латинские слова:

laesus-

quercus-

2. Определите род, склонение следующих слов:

colon, i-

venter, tris-

3. Выделите из следующих слов имена прилагательные, укажите их склонение, перевод:

breve-

digitus, digitalis-

4. Образуйте Nom, Gen  Pl. от следующих терминов

vulnus, eris n-

species, ei-

5. Согласуйте:

corpus, oris n  + luteus, a , um

6. Изобразите  с помощью символов структуру следующих МТ:

Fossa sacci lacrimalis

7. Определите падеж, число, род, переведите:

ossium-

aures-

8. Определите словообразовательный шов его структуру и переведите:

gluteobiceps-

9. Выделите в следующих терминах основу, приставку, суффикс, переведите их:

subscapulares

desinsectio-

Вариант 3

1. Напишите в русской транскрипции следующие латинские слова:

encephаlon-

baccae-

 
стр. 17
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 

2. Определите род, склонение следующих слов:

os, oris-

sinus, us-

3. Выделите из следующих слов имена прилагательные, укажите их склонение, перевод:

fibrilla, ae-

auricularis-

4. Образуйте Nom. , Gen.  Pl. от следующих терминов         

processus, us-

cornu, us-

5. Согласуйте:

cartilago, inis f +nasalis, e

6. Изобразите  с помощью символов структуру следующих МТ:

Crista tuberculi

7. Определите падеж, число, род, переведите:

  auris

  animalia

8. Определите словообразовательный шов его структуру и переведите:

   atlantoccipitalise

9. Выделите в следующих терминах основу, приставку, суффикс, переведите их:

gastritis-

hypodermaticus-

Вариант 2

1. Напишите в русской транскрипции следующие латинские слова:

acidum-

gyrus-

2. Определите род, склонение следующих слов:

plica, ae-

secale, is-

3. Выделите из следующих слов имена прилагательные, укажите их склонение, перевод:

auricula, ae-

colicus, a, um-

4. Образуйте Nom., Gen. Pl. от следующих терминов

musculus, i-

costa, ae-

5. Согласуйте:

species, ei f + pectoralis, e

6. Изобразите  с помощью символов структуру следующих МТ:

manubrium sterni

7. Определите падеж, число, род, переведите:

pulmonum-

foramina-

8. Определите словообразовательный шов его структуру и переведите:

costoxiphoideus, a, um-

9. Выделите в следующих терминах основу, приставку, суффикс, переведите их:

hypertonia-

extensor-

Вариант 4

1. Напишите в русской транскрипции следующие латинские слова:

punctio-

cutaneus-

2. Определите род, склонение следующих слов:

margo, inis-

manus, us-

3. Выделите из следующих слов имена прилагательные, укажите их склонение, перевод:

 
стр. 18
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
fibrosus-

musculus, i-

4. Образуйте Nom., Gen. Pl. от следующих терминов

cervix, icis-

ligamentum, i-

5. Согласуйте:

Os, ossis, n +frontalis, e

6. Изобразите  с помощью символов структуру следующих МТ:

processus styloideus medialis

7. Определите падеж, число, род, переведите:

aurium-

animalium-

8. Определите словообразовательный шов его структуру и переведите:

gluteobiceps-

9. Выделите в следующих терминах основу, приставку, суффикс, переведите их:

accelaratio-

biologia-

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Первые письменные памятники латинского языка.

Литература: Тронский И.М. Очерки из истории латинского языка. М.,1953; Бабичев Н. Т., Боровский Я. М. Словарь латинских крылатых слов. М., 1982; Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

2. Латынь – язык римского театра.

Литература: Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988; Варнеке В.В. История античного театра.  М., 1940.

3. Язык первых латинских поэтов.

Литература: Тронский И.М. История античной литературы М., 1988; История римской литературы. Т. 1-2.М.,1959-1961; История римской литературы. Под ред. Н.Ф.Дератини.М.,1954.

4. Оформление римской письменности.

Литература: Модестов В.И. Римская письменность в период царей. Казань. 1868; Ошеров С.А.  О первом литературном оформлении римской республиканской идеологии. // Вестник древней истории, 1958; Федорова Е.Ф. Ранняя латинская письменность. М., 1991.

5. Язык римской лирики.

Литература: Покровсий М.М. История римской литературы. М., 1942; Каплинский В.Я. Любовные элегии Овидия. Курск ,1918; Поэты и лирики Древней Эллады и Рима. М., 1955 (2-е изд. 1963).

6. Риторическое искусство и великие римские ораторы.

Литература:  Стрельникова В.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976;  Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.

7. Судьба латыни в средние века.

Литература: Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1966; Голенищев-Кутузов И.Н Средневековая латинская литература Италии.М., 1972; Подосинов А.А. Щавелева Н.И. Lingua latina. Введение в латинский язык и античную культуру. Ч. З. М., 1994.

8. Эволюция латинского письма.

Литература: Тронский И.М. Очерки из истории латинского языка. М. –Л., 1953; Федорова ранняя латинская письменность. М.,1991.

9. Латынь в повседневной жизни римлян.

Литература: Петровский Ф.А. Латинские эпиграфические стихотворения. М., 1962; Быт и история в античности. М., 1988; Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., Цицерон , Письма. Т. 1-3. М., 1994.

10. Основные правила латинского языка.

1. Нисенбаум М.Е.  учебник латинского языка. Via Labinae  aad jus М., 1996

2. Розенталь И.С. , Соколов И.С. Учебник латинского языка для юридических факультетов и институтов. М., 1953

3. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua latinae. Введение в латинский язык и античную культуру. Часть 1-3. М., 1993-1994

11. Латынь в прошлом и современном мире.

1. Н.Л. Кацман, Латинский язык. Учебник для вузов 4-е издание. 1996.

2. Розенталь И.С.  учебник латинского языка для юридических факультетов. М., 1953.

12. Первые письменные памятники латинского языка.

1. И.М. Тронский, Очерки из истории латинского языка. М., 1953.

13. Латинский язык. Правила чтения. Произношение звуков.

1. Ю.И. Городкова, Латинский язык.

2. Ю.М. Коган, Латинский язык.

3. Валл Г.И. Учеб. латинского языка. (Для студентов ветеринарной специальности вузов). – М.: Высшая школа, 1987.

 
стр. 19
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
14. Местоимения в латинском языке.

1. Куварова Е.К., Жулан С.Т., латинский язык.

2. Федоров Н.А., Мирошенкова В.И., Латинский язык для гуманитарных вузов.

3. Розенталь И.С. , Соколов И.С. Учебник латинского языка для юридических факультетов и институтов. М., 1953

4. Валл Г.И. Учеб. латинского языка. (Для студентов ветеринарной специальности вузов). – М.: Высшая школа, 1987.

15. Алфавит.

1. Мирошенкова В.И., Федоров Н.И. Латинский язык для гуманитарных вузов: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000

2. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua latinae. Введение в латинский язык и античную культуру. Часть 1-3. М., 1993-1994.

3. Латинско-русский словарь. Составитель Д.И. Фомицкий. Авторы современной редакции: Цимлова Л.Ф., Ширяева Т.А. Ростов-на-Дону, 1998.

4. Латинско-русский словарь Подосинова А.В., Козловой Г.Г., Глухова А.А., М., 1998.

5. Русско-латинский словарь Подосинова А.В., Белова А.М. М., 2000.

6. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. М., 1998.

7. Валл Г.И. Учеб. латинского языка. (Для студентов ветеринарной специальности вузов). – М.: Высшая школа, 1987.

16. Латынь – язык науки и философии.

1. И.М. Тронский, Очерки из истории латинского языка. М., 1953.

2. И.М. Тронский, Историческая грамматика латинского языка.

3. Средневековая латинская литература. 6-9 век, 10-13 век, 13 век.

17. Крылатые выражения.

1. Кацман Н.Л., Латинский язык. М., 1996

2. Ббилель Н.Т., Боровский Я.М., Словарь латинских крылатых слов. М.,1996

3. Розенталь И.С. , Соколов И.С. Учебник латинского языка для юридических факультетов и институтов. М., 1953

18. Происхождение латинской письменности.

1. А.В. Подосинов, Н.Е. Щавелева. Введение в латинский язык и культуру. Прогресс «Юниор».

2. Н.А. Чистикова, Н.В. Вулих. История античной литературы. М., высшая школа.

3. С.И. Радциг. История древнегреческой литературы. М., высшая школа.

4. Вопросы античной литературы и классической филологии. М., наука

19. Цицеро или Кикеро?

1. А.В. Подосинов, Н.Е. Щавелева. Введение в латинский язык и культуру. Прогресс «Юниор».

2. Н.А. Чистикова, Н.В. Вулих. История античной литературы. М., высшая школа.

3. С.И. Радциг. История древнегреческой литературы. М., высшая школа.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Активный семинар

Тесты

Контрольная работа

Реферат

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Активный семинар

Тесты

Контрольная работа

Реферат

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Лавриненкова А. Н.
Латинский язык в ветеринарии: учебно-методическое пособие
Брянск: Брянский ГАУ, 2018
https://e.lanbook.com/book/133071
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Крехтунова З.И.
Латинский язык: учебно-методическое пособие для ссузов по специальности Ветеринария
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011
http://library.gasu.ru/bdpi/tp/УМП_Латинский_язык_Крехтунова.pdf
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
стр. 20
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
круглый стол
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться хрестоматии – сборники текстов, иллюстрирующих содержание учебника, а также словари, справочники. В хрестоматиях собраны материалы, которые позволяют расширить кругозор. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам следует в полной мере использовать академический курс учебника, рекомендованного преподавателем. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших систематическое изложение в учебнике. Работа с хрестоматией позволит студенту самостоятельно изучить документы, фрагменты источников, другие произведения, разъясняющие сущность изучаемого вопроса.

Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, индивидуальные письменные задания и упражнения, предлагаемые при подготовке к семинарским занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по проблеме.

Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Отличительными признаками доклада являются:

- передача в устной форме информации;

- публичный характер выступления;

- стилевая однородность доклада;

- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;

- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.

В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, особенно по гуманитарным дисциплинам, студентами может использоваться, к примеру, так называемый метод контрфактического моделирования событий, который научит их самостоятельно рассуждать о минувших, а также современных событиях, покажет мотивы принятия людьми решений, причины совершенных ошибок.

Такая работа, в процессе которой студенту приходится сравнивать, сопоставлять, выявлять логические связи и отношения, применять методы анализа и синтеза, позволит успешно в дальнейшем подготовиться к зачетам, экзаменам и тестированию. Тестирование ориентировано в целом на проверку блоков проблем, способствует систематизации изученного материала, проверке качества его усвоения.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.

Порядок выполнения контрольной работы

Контрольная работа излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Она обязательно должна иметь титульный лист. Он содержит название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, учёное звание и степень научного руководителя, фамилию, инициалы автора, номер группы.

На следующем листе приводится содержание контрольной работы. Оно включает в себя: введение, название вопросов, заключение, список литературы.

Введение должно быть кратким, не более 1 страницы. В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе. Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, соответствующему оглавлению, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. В том случае, когда на очередной странице остаётся место только для заголовка и нет места ни для одной строчки текста, заголовок нужно писать на следующей странице.

Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.

Изложение содержания всей контрольной работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом.

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой 

 
стр. 21
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата Количество страниц

Титульный лист 1

Содержание (с указанием страниц) 1

Введение 2

Основная часть 15-20

Заключение 1-2

Список использованных источников 1-2

Приложения Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введениидается общая характеристика реферата:

• обосновывается актуальность выбранной темы;

• определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

• описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

• кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

• на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

• размер шрифта-12; TimesNewRoman, цвет - черный

• междустрочный интервал - одинарный

• поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

• отформатировано по ширине листа

• на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

• в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы

• нумерация страниц текста -

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги 

 
стр. 22
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
(сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

 объем текста на слайде – не больше 7 строк;

 маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

 отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

 значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

 выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

 использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.