2022-2023_05_04_02_2022_242М_plx_Проектная деятельность в области природопользования и охраны природы_Природопользование и охрана природы
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектная деятельность в области природопользования и охраны природы
Учебный план
05.04.02_2022_242М.plx

05.04.02 География

Природопользование и охрана природы
 
зачеты с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
44,5
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
6 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
44
44
44
44
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54,65
54,65
54,65
54,65
Сам. работа
44,5
44,5
44,5
44,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Каранин А.В.
 
 
Проектная деятельность в области природопользования и охраны природы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)
 
05.04.02 География
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 20.11.2019 протокол №   

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование у  обучающихся представлений о проектной  деятельности, ее теоретико-методологических и организационных основах, об особенностях проектной деятельности в сфере природопользования и охраны природы
1.2
Задачи: формирование у обучающихся знаний и представлений о проектной деятельности, ее содержательных и методологических основах;

обучение основам разработки и реализации проектов в сфере природопользования и охраны природы.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы проектирования и картографирования
2.1.2
Природопользование и охрана природы
2.1.3
ГИС-технологии в географии
2.1.4
Управление проектами
2.1.5
Методика организации научно-исследовательской работы
2.1.6
Методы научного исследования и статистической обработки данных
2.1.7
Эколого - ландшафтное проектирование
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа
2.2.2
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен организовывать, выполнять работы и оказывать услуги географической направленности
 
- Имеет представление о методиках проектной деятельности

- Владеет терминологической основой курса

ИД-1.ПК-1: Знает базовые знания фундаментальных разделов географии,основные подходы и методы комплексных географических исследований для выполнения работ, оказания услуг и реализации проектов географической направленности
 
- Умеет искать информацию, необходимую для выполнения проекта

- Умеет проектировать решение конкретных задач проекта

ИД-2.ПК-1: Осуществляет подготовку обоснований проектов географической направленности
 
- Способен выполнять обработку данных с помощью программных средств обработки информации

- Владеет навыком последовательного и поэтапного решения поставленной проблемы

ИД-3.ПК-1: Разрабатывает технические задания проектов и работ географической направленности
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание курса
 
1.1
Введение. Понятие проектной деятельности /Лек/
2
ИД-3.ПК-1
4
0
Исторические предпосылки возникновения проектной деятельности. Понятие. Связь с другими дисциплинами. Проектная деятельность в современном контексте.
Л1.1Л2.1
 
1.2
Методологические основы проектной деятельности /Лек/
4
ИД-3.ПК-1
4
0
Характеристики проектной деятельности (направленность на преобразования, масштабность, цели, ресурсозатратность, результативность). Логическая структура (субъект, объект, предмет, формат, средства, методы). Характеристики и типология проектов. Жизненный цикл и фазы проекта. Риски и ограничения в проекте. Структура проекта.
Л1.1Л2.1
 
1.3
Организационные основы проектной деятельности /Лек/
4
ИД-3.ПК-1
4
0
Основные этапы проекта (анализ заинтересованных сторон, проблем, целей, формулировка основных предположений и факторов риска, определение показателей степени реализации проекта, разработка проекта, его реализация, оценка проекта). Участники проекта и их роли.
Л1.1Л2.1
 
1.4
Введение. Понятие проектной деятельности /Пр/
4
ИД-3.ПК-1
4
0
Входной контроль. Опрос. Определение целей и постановка проектных задач.
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1.5
Методологические основы проектной деятельности /Пр/
10
ИД-3.ПК-1
4
0
Определение методологической основы проекта. Сбор необходимых данных и их предварительная обработка. Текущий контроль 1.
Л1.1Л2.1
 
1.6
Организационные основы проектной деятельности /Пр/
30
ИД-3.ПК-1
4
0
Поэтапная реализация проекта. Оценка качества выполнения проекта. Описание возникших проблем. Текущий контроль 2.
Л1.1Л2.1
 
1.7
Введение. Понятие проектной деятельности /Ср/
4,5
ИД-3.ПК-1
4
0
Подготовка к занятиям. Опрос на занятии, тестирование.
Л1.1Л2.1
 
1.8
Методологические основы проектной деятельности /Ср/
15
ИД-3.ПК-1
4
0
Подготовка к занятиям и сбор данных. Опрос на занятии, тестирование.
Л1.1Л2.1
 
1.9
Организационные основы проектной деятельности /Ср/
25
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Подготовка к занятиям и зачету. Опрос на занятии, тестирование.
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
2.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Вопросы к зачету:

1. Понятие проектной деятельности. Характерные черты метода проекта.

2. Специфика организации проектной деятельности в сфере природопользования и охраны природы.

3. Становление и развитие проектной деятельности в России.

4. Характеристики проектной деятельности.

5. Логическая структура проектной деятельности.

6. Типология проектов.

7. Жизненный цикл и фазы проекта.

8. Риски и ограничения в проекте.

9. Структура проекта.

10. Этапы проекта. Анализа заинтересованных сторон.

11. Этапы проекта. Анализа проблем.

12. Этапы проекта. Анализа целей.

13. Этапы проекта. Формулировка основных предположений и факторов риска.

14. Этапы проекта. Определение показателей степени реализации проекта.

15. Этапы проекта. Разработка схемы проекта.

15. Этапы проекта. Этап реализации.

16. Оценка проекта и подведение итогов.

17. Участники проекта и их роли.

18. Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации.

19. Виды источников информации, необходимых для реализации проекта.

20. Виды программных средств обработки данных, необходимых для реализации проекта.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 6
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кузнецова И.В., Напалков С.В., Смирнов [и др.] Е.И., Смирнова Е.И.
Введение в проектную деятельность. Синергетический подход: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2020
http://www.iprbookshop.ru/92644.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Булатова Е. А.
Проектная деятельность как способ развития личности студентов и их профессиональной подготовки: методические указания
Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015
http://www.iprbookshop.ru/54955.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Google Chrome
6.3.1.4
XnView
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
QGIS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
лекция-визуализация
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. В ходе изучения дисциплины предусмотрены лекционные занятия, лабораторные работы. Отдельные темы теоретического курса прорабатываются студентами самостоятельно в соответствии с планом самостоятельной работы и конкретными заданиями преподавателя с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Лабораторные занятия направлены на экспериментальную проработку теоретических знаний.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, выполняется в ходе семестра в форме подготовки к лабораторным занятиям и переработке лекций.

Перечень обязательных видов работы студента:

• посещение лекционных занятий;

• допуск к лабораторным работам;

• выполнение лабораторных работ;

• защита лабораторных работ;

• выполнение самостоятельных работ;

Форма текущего и итогового контроля

Текущий контроль заключается в приёме защиты лабораторных работ, выполнении самостоятельных  работ, тестирование. Этапный контроль проводится с целью определения качества усвоения пройденного лекционного материала. Наиболее эффективным является его проведение в письменной форме – по контрольным вопросам, тестам, и т.п.

 
стр. 7
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
Контроль проводится в виде сдачи студентами выполненных заданий.

В высшем учебном заведении лекция является важной формой учебного процесса. На лекции студенты получают глубокие и разносторонние знания. Лекция способствует развитию творческих способностей, формирует идейную убежденность, позволяет устанавливать связь учебного материала с производством, новейшими научными достижениями.

Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. В процессе слушания нужно разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что тебе уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится достоянием студента, входит в его образовательный фонд. Для более прочного усвоения знаний лекцию необходимо конспектировать. Конспект лекций должен быть в отдельной тетради. Не надо стремиться подробно слово в слово записывать всю лекцию. Конспектируйте только самое важное,  в рассматриваемом параграфе: формулировки определений и законов, выводы основных уравнений и формул, то, что старается выделить лектор, на чем акцентирует внимание студентов.

Старайтесь отфильтровывать и сжимать подаваемый материал. Более подробно записывайте основную информацию и кратко – дополнительную. Научитесь в процессе лекции разбивать текст на смысловые части и заменять их содержание короткими фразами и формулировками.

Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Только такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит каждому студенту овладеть научными знаниями и развить в себе задатки, способности, дарования.

2. Самостоятельная работа студента призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умение организовывать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодической печати, выбрать статистику из соответствующих статистических сборников.

Студенту необходимо творчески переработать изученный материал и представить его для отчета в форме реферата, доклада, сообщения и др.

Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Над каждой выпиской надо указать проблему, о которой вы пишите, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Выписки, сделанные на карточках, особенно удобны, когда возникает необходимость собрать материалы из разных источников по одному и тому же вопросу.

Большую помощь в критическом анализе книги или статьи оказывают тезисы. В отличие от выписок тезисы всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точки зрения анализируемой книги или статьи.

Как пишутся тезисы. После предварительного ознакомления с текстом необходимо разбить его на ряд относительно самостоятельных и завершённых частей. В каждой из этих частей определяют и выписывают основные идеи. Хорошо продумав выделенные идеи и уяснив их суть, следует чётко сформулировать отдельные положения. Процесс составления тезисов позволяет изучить и продумать тот или иной вопрос, используя несколько источников информации. Часть тезисов может содержать цитаты, необходимые для сравнения разных точек зрения или же для тех случаев, когда требуется особая осторожность в выводах. Обычно в самих тезисах не приводятся факты или примеры, но сами по себе тезисы должны быть всегда достаточно обоснованными и аргументированными.

Наиболее универсальный вид записи – это конспект. С конспектом у студента имеется меньше риска потеряться в чужих мыслях, чем при пользовании выписок и даже тезисов, не говоря уже о набросках «для себя». При составлении конспекта нужно стремиться к форме связанного пересказа, но не в ущерб краткости. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу. Но не всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться, – где авторское, а где ваше личное понимание вопроса. При изучении литературы нет необходимости отражать в конспекте все содержание анализируемых книг или статей. Лучше всего составить тематический конспект по ряду источников, позволяющий более или менее полно охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы.

При недостаточном опыте выступлений студентам полезно составить план своего доклада или ответа на вопрос и перед занятием воспроизвести выступление в устной форме.