высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Кинология
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Тема 1. Основы микробиологии
1. Основы ветеринарии как наука. Зоогигиена наука об охране здоровья собак. Взаимодействие собак с внешней средой.
Классификация и морфология микроорганизмов. Значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных и
микробиологии в ветеринарии.
Физиология микроорганизмов
/Лек/
Анафилаксия. Идиосинкразия. Аллергия. Практическое значение теории иммунитета, аллергии.
/Лек/
6. Учение о болезни. Основные патологические процессы. Воспаления. Опухоли и их классификация. Лихорадка /Лек/
7.Инфекция и инфекционный процесс. Сущность действия возбудителей инфекции. Патогенность и вирулентность, факторы патогенности, распространение патогенных микробов в организме.
Формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных. Эпизоотический процесс и формы его проявления.
/Лек/
Профилактические и противоэпизоотические мероприятия.
8. Общие меры профилактики при заразных болезнях. Карантин.
Терапия при инфекционных болезнях. Вакцинация.
/Лек/
11. Бешенство сельскохозяйственных животных. Сибирская язва. /Лек/
Бруцеллез сельскохозяйственных животных
/Лек/
Сальмонеллез
/Лек/
16.Чума собак
Инфекционный энтерит собак.
Инфекционный гепатит собак.
/Лек/
собак. Аденовироз. Энзоотический
энцефаломиелит.
/Лек/
20. Составление плана профилактических мероприятий при болезнях собак.
/Пр/
Посмертная диагностика гельминтозов собак.
/Пр/
Травматизм. Обморожение. /Ср/
32. Лечение больных животных.
/Пр/
Ложная щенность. Аборты. Патология родов. Наиболее часто встречаемые аномалии взаимоотношений плода и тела плода. /Ср/
Особенности содержания собак и выращивания щенков /Ср/
Вариант - 1.
1. Задачи микробиологии.
2. Шарообразные бактерии.
3. Микрофлора почвы.
Вариант - 2.
1. Разделы микробиологии.
2. Защитные свойства бактерий.
3. Ферменты микробов.
Вариант - 3.
1. Что изучает микробиология. Ее разделы.
2. Микоплазмы.
3. Питание микробов.
Вариант - 4.
1. Методы микробиологии.
2. Палочковидные бактерии.
3. Микрофлора воды.
Вариант - 5.
1. Методы микробиологии.
2. Риккетсии.
3. Микрофлора воздуха.
Вариант - 6.
1. Морфологический период развития микробиологии.
2. Дрожжи.
3. Превращение азота.
Вариант -7.
1. Физиологический период развития микробиологии.
2. Актиномицеты.
3. Превращение углерода.
Вариант - 8.
1. Связь микробиология с другими науками.
2. Спирально - извитые бактерии.
3. Размножение микробов.
Вариант - 9.
1. Значение работ Роберта Коха, Э. Ру в развитии микробиологии.
2. Движение бактерий.
3. Микрофлора кормов.
Вариант - 10.
1. Значение работ Д.И. Ивановского в развитии вирусологии.
2. Плесневые грибы.
3. Влияние температуры, высушивания на микроорганизмы.
Вариант - 11.
1. Значение работ Дженнера, Л. Пастера. И.И. Мечникова по теории иммунитета.
2. Спирохеты.
3. Понятие о стерилизации, пастеризации, тиндализации.
1. Роль отечественных ученых С. А. Вышелесского, П. А. Михина, С.Я. Любашенко в развитии микробиологии.
2. Свойства вирусов.
3. Нормальная микрофлора организма животного.
Вопросы Активного семинара
По дисциплине «Основы ветеринарии и зоогигиены»
Вопрос 1 Из каких двух разделов состоит микробиология?
Ответ: Общая и частная
Вопрос 2 В каком году Р. Кох открыл возбудителя туберкулеза?
Ответ: В 1882 году.
Вопрос 3 Какой ученый открыл вирусологию?
Ответ: Д.И. Ивановский.
Вопрос 4 В какой период была открыта новая группа микроорганизмов – риккетсии?
Ответ: В 1909-1910г.
Вопрос 5 Какой ученый предложил теорию гуморального иммунитета?
Ответ: П. Эрлих.
Вопрос 6 Кто первый изобрел микроскоп?
Ответ: Антоний Ван Левенгук.
Вопрос 7 Кто является основоположником отечественной микробиологии?
Ответ: Л.С. Ценковский.
Вопрос 8 Ученый, который впервые обнаружил возбудителя сибирской язвы.
Ответ: Ф.А. Брауэль.
Вопрос 9 Какой ученый открыл явление анаэробиоза?
Ответ: Луи Пастер.
Вопрос 10 Какой ученый предложил иммерсионную систему для бактериологических исследований?
Ответ: Роберт Кох.
Вопрос 11 Назовите 4 основные формы бактерий.
Ответ: Шаровидные, палочковидные, спиралевидные, нитевидные.
Вопрос 12 Бактерии, имеющие форму шара.
Ответ: Кокки.
Вопрос 13 Как называется цепочка кокков?
Ответ: Стрептококки.
Вопрос 14 Название слизистого слоя вокруг клеточной стенки бактерии.
Ответ: Капсула.
Вопрос 15 Название самых мелких бактерий.
Ответ: Микоплазмы.
Вопрос 16 Какой ученый открыл явление хемосинтеза?
Ответ: С.Н. Виноградский.
Вопрос 17 Болезнетворные микробы.
Ответ: Паразиты.
Вопрос 18 Химические вещества, выделяемые микробами, которые подавляют рост и развитие микробов?
Ответ: Антибиотики.
Вопрос 19 На какие три группы делятся антибиотики?
Ответ: Животного происхождения, растительного, полусинтетического.
Вопрос 20 Как называют неспецифический стимулятор иммуногенеза?
Ответ: Адъювант.
Вопрос 21 Мероприятие, направленное на истребление вредных грызунов?
Ответ: Дератизация.
Вопрос 22 Очень мелкие полиморфные бактерии.
Ответ: Бруцеллы.
Вопрос 23 Какие бактерии имеют нитевидную форму?
Ответ: Хламидобактерии.
Вопрос 24 Какие бактерии имеют спиралевидную форму?
Ответ: Вибрионы, спириллы.
Вопрос 25 На какие 2 группы делятся вирусы?
Ответ: ДНК и РНК.
Вопрос 26 Что в переводе с греческого означает слово бактерия?
Ответ: Палочка.
Вопрос 27 Как называют спорообразующие анаэробные бактерии?
Ответ: Клостридии.
Вопрос 28 Тонкая пленка, в которой заключено содержимое бактериальной клетки.
Ответ: Оболочка бактерии.
Вопрос 29 Как называются мелкие зерна, которые содержит цитоплазма?
Ответ: Рибосомы.
Вопрос 30 Плотный хромотиновый тяж в центре бактерии, состоящий из клубка двойных нитей ДНК.
Ответ: Нуклеоид.
Ответ: Бациллы.
Вопрос 32 Одна из стадий развития бацилл и клостридий, ведущая борьбу за сохранение вида.
Ответ: Споры.
Вопрос 33 В каких условиях споры устойчивы и длительно сохраняются?
Ответ: В неблагоприятных условиях.
Вопрос 34 Минеральные вещества, входящие в состав бактериальной клетки.
Ответ: Р, S, Na, Mg ,К, Ca, Fe, CL
Вопрос 35 Процентное соотношение воды в бактериальной клетке.
Ответ: 75-85%.
Вопрос 36 Какие вещества содержат: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды?
Ответ: Органические вещества.
Вопрос 37 Как называются простые белки?
Ответ: Протеины.
Вопрос 38 От чего зависит химический состав микроорганизмов?
Ответ: От питательной среды, внешних условий и характера обмена
Вопрос 39 С помощью чего осуществляется липидный обмен в микробной клетке?
Ответ: Ферментов.
Вопрос 40 Смертельный газ для анаэробов.
Ответ: Кислород.
Вопрос 41 Какие два процесса включают в себя обмен веществ?
Ответ: Ассимиляция, диссимиляция.
Вопрос 42 Как называется энергетический обмен веществ?
Ответ: Диссимиляция.
Вопрос 43 Каким путем синтезируются углеводы?
Ответ: Путем фотосинтеза.
Вопрос 44 Какое вещество растворяет тромбы в кровеносных сосудах?
Ответ: Фибринолизин.
Вопрос 45 Какое ядовитое вещество образуется при гнилостном распаде белка?
Ответ: Птомаин.
Вопрос 46 Как называются красящие вещества, которое вырабатывают некоторые виды бактерии и грибов?
Ответ: Пигменты.
Вопрос 47 Название микробов, которым свойственно свечение.
Ответ: Фотобактерии.
Вопрос 48 Как называется прибор, поддерживающий определенную постоянную температуру?
Ответ: Термостат.
Вопрос 49 При какой температуре способны размножаться микробы?
Ответ: От 4 до 80 градусов.
Вопрос 50 При каком рН увеличивается количество патогенных микробов?
Ответ: рН 6,8-8,0.
Вопрос 51 Как называется наука о наследственности и изменчивости живых организмов и микробов?
Ответ: Генетика.
Вопрос 52 Какая кислота является ответственным веществом за передачу наследственных признаков?
Ответ: Дезоксирибонуклеиновая кислота.
Вопрос 53 Какая наследственность является результатом воздействия внешних факторов?
Ответ: Модификация.
Вопрос 54 Стойкое наследственное изменение свойств микроба, которое не связано с рекомбинацией и возникает в результате повреждения генов.
Ответ: Мутация.
Вопрос 55 Обмен генетическим материалом между двумя микробными клетками, которые отличаются друг от друга генетическими признаками.
Ответ: Рекомбинация.
Вопрос 56 Перенос генетического материала из хромосомы одного микроба в хромосому другого.
Ответ: Трансформация.
Вопрос 57 Перенос генетического материала от одной микробной клетки другой путем непосредственного контакта.
Ответ: Конъюгация бактерий.
Вопрос 58 Процесс, при котором происходит глубокий распад белка с полным окислением образующихся продуктов.
Ответ: Тление.
Вопрос 59 Как называется процесс разложения мертвого белка?
Ответ: Гниение.
Вопрос 60 Какой фермент выделяют дрожжевые клетки, при расщеплении сахара на спирт и углекислоту?
Ответ: Зимаза.
Вопрос 61 Расщепление углеводов, жиров и белков на масляную кислоту, углекислоту и водород.
Ответ: Масляно-кислое брожение.
Вопрос 62 Процесс, при котором происходит расщепление целлюлозы растений с освобождением углерода, осуществляемый аэробными и анаэробными бактериями.
Вопрос 63 Название микрофлоры, которая состоит в основном из сапрофитов.
Ответ: Эпифитная.
Вопрос 64 На какие 3 группы делятся микроорганизмы по приспособленности к определенной температуре?
Ответ: Психрофильные, мезофильные, термофильные.
Вопрос 65 Процесс, при котором происходит уничтожение всей патогенной и непатогенной микрофлоры на определенном объекте.
Ответ: Стерилизация.
Методические рекомендации по оформлению лабораторной работы
Отчет по лабораторной работе выполняется и оформляется каждым студентом индивидуально. Оформляются отчеты по лабораторным работам на отдельных листах и после ее защиты, которая является обязательной, сдаются преподавателю.
Каждый отчет должен содержать:
1) название лабораторной работы;
2) цель работы;
3) краткую теоретическую часть;
4) методику (ход) выполнения работы;
5) результаты экспериментов (представляются в виде графиков, таблиц или в произвольной форме);
6) обработку экспериментальных данных;
7) сравнение экспериментальных значений потребительских свойств со значениями стандартов;
8) вывод по работе, который должен содержать:
- что изучалось в процессе выполнения работы;
- какие методы (органолептические, экспериментальные, инструментальные) использовались при определении потребительских свойств товаров, их достоинства, недостатки, особенности при проведении экспертизы качества продукции;
- какие методы (графические или аналитические) использовались при обработке экспериментальных данных.
Внимание! Вывод должен быть четким, лаконичным и согласованным с целью работы.
Методические рекомендации по подготовке докладов
Доклад – это репродуктивное обобщенное сообщение на уровне понимания и осмысления материала, в котором подводятся итоги по проработанным ранее вопросам программы, направленные на применение знаний и умений в стандартных ситуациях.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников;
• соответствие оформления сообщения и доклада требованиям.
По дисциплине «Основы ветеринарии и зоогигиены»
Вопрос 1 Из каких двух разделов состоит микробиология?
Ответ: Общая и частная
Вопрос 2 В каком году Р. Кох открыл возбудителя туберкулеза?
Ответ: В 1882 году.
Вопрос 3 Какой ученый открыл вирусологию?
Ответ: Д.И. Ивановский.
Вопрос 4 В какой период была открыта новая группа микроорганизмов – риккетсии?
Ответ: В 1909-1910г.
Вопрос 5 Какой ученый предложил теорию гуморального иммунитета?
Ответ: П. Эрлих.
Вопрос 6 Кто первый изобрел микроскоп?
Ответ: Антоний Ван Левенгук.
Вопрос 7 Кто является основоположником отечественной микробиологии?
Ответ: Л.С. Ценковский.
Вопрос 8 Ученый, который впервые обнаружил возбудителя сибирской язвы.
Ответ: Ф.А. Брауэль.
Вопрос 9 Какой ученый открыл явление анаэробиоза?
Ответ: Луи Пастер.
Вопрос 10 Какой ученый предложил иммерсионную систему для бактериологических исследований?
Ответ: Роберт Кох.
Вопрос 11 Назовите 4 основные формы бактерий.
Ответ: Шаровидные, палочковидные, спиралевидные, нитевидные.
Ответ: Кокки.
Вопрос 13 Как называется цепочка кокков?
Ответ: Стрептококки.
Вопрос 14 Название слизистого слоя вокруг клеточной стенки бактерии.
Ответ: Капсула.
Вопрос 15 Название самых мелких бактерий.
Ответ: Микоплазмы.
Вопрос 16 Какой ученый открыл явление хемосинтеза?
Ответ: С.Н. Виноградский.
Вопрос 17 Болезнетворные микробы.
Ответ: Паразиты.
Вопрос 18 Химические вещества, выделяемые микробами, которые подавляют рост и развитие микробов?
Ответ: Антибиотики.
Вопрос 19 На какие три группы делятся антибиотики?
Ответ: Животного происхождения, растительного, полусинтетического.
Вопрос 20 Как называют неспецифический стимулятор иммуногенеза?
Ответ: Адъювант.
Вопрос 21 Мероприятие, направленное на истребление вредных грызунов?
Ответ: Дератизация.
Вопрос 22 Очень мелкие полиморфные бактерии.
Ответ: Бруцеллы.
Вопрос 23 Какие бактерии имеют нитевидную форму?
Ответ: Хламидобактерии.
Вопрос 24 Какие бактерии имеют спиралевидную форму?
Ответ: Вибрионы, спириллы.
Вопрос 25 На какие 2 группы делятся вирусы?
Ответ: ДНК и РНК.
Вопрос 26 Что в переводе с греческого означает слово бактерия?
Ответ: Палочка.
Вопрос 27 Как называют спорообразующие анаэробные бактерии?
Ответ: Клостридии.
Вопрос 28 Тонкая пленка, в которой заключено содержимое бактериальной клетки.
Ответ: Оболочка бактерии.
Вопрос 29 Как называются мелкие зерна, которые содержит цитоплазма?
Ответ: Рибосомы.
Вопрос 30 Плотный хромотиновый тяж в центре бактерии, состоящий из клубка двойных нитей ДНК.
Ответ: Нуклеоид.
Вопрос 31 Как называют спорообразующие аэробные бактерии?
Ответ: Бациллы.
Вопрос 32 Одна из стадий развития бацилл и клостридий, ведущая борьбу за сохранение вида.
Ответ: Споры.
Вопрос 33 В каких условиях споры устойчивы и длительно сохраняются?
Ответ: В неблагоприятных условиях.
Вопрос 34 Минеральные вещества, входящие в состав бактериальной клетки.
Ответ: Р, S, Na, Mg ,К, Ca, Fe, CL
Вопрос 35 Процентное соотношение воды в бактериальной клетке.
Ответ: 75-85%.
Вопрос 36 Какие вещества содержат: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды?
Ответ: Органические вещества.
Вопрос 37 Как называются простые белки?
Ответ: Протеины.
Вопрос 38 От чего зависит химический состав микроорганизмов?
Ответ: От питательной среды, внешних условий и характера обмена
Вопрос 39 С помощью чего осуществляется липидный обмен в микробной клетке?
Ответ: Ферментов.
Вопрос 40 Смертельный газ для анаэробов.
Ответ: Кислород.
Вопрос 41 Какие два процесса включают в себя обмен веществ?
Ответ: Ассимиляция, диссимиляция.
Вопрос 42 Как называется энергетический обмен веществ?
Ответ: Диссимиляция.
Вопрос 43 Каким путем синтезируются углеводы?
Ответ: Путем фотосинтеза.
Вопрос 44 Какое вещество растворяет тромбы в кровеносных сосудах?
Ответ: Фибринолизин.
Вопрос 45 Какое ядовитое вещество образуется при гнилостном распаде белка?
Ответ: Птомаин.
Ответ: Пигменты.
Вопрос 47 Название микробов, которым свойственно свечение.
Ответ: Фотобактерии.
Вопрос 48 Как называется прибор, поддерживающий определенную постоянную температуру?
Ответ: Термостат.
Вопрос 49 При какой температуре способны размножаться микробы?
Ответ: От 4 до 80 градусов.
Вопрос 50 При каком рН увеличивается количество патогенных микробов?
Ответ: рН 6,8-8,0.
Вопрос 51 Как называется наука о наследственности и изменчивости живых организмов и микробов?
Ответ: Генетика.
Вопрос 52 Какая кислота является ответственным веществом за передачу наследственных признаков?
Ответ: Дезоксирибонуклеиновая кислота.
Вопрос 53 Какая наследственность является результатом воздействия внешних факторов?
Ответ: Модификация.
Вопрос 54 Стойкое наследственное изменение свойств микроба, которое не связано с рекомбинацией и возникает в результате повреждения генов.
Ответ: Мутация.
Вопрос 55 Обмен генетическим материалом между двумя микробными клетками, которые отличаются друг от друга генетическими признаками.
Ответ: Рекомбинация.
Вопрос 56 Перенос генетического материала из хромосомы одного микроба в хромосому другого.
Ответ: Трансформация.
Вопрос 57 Перенос генетического материала от одной микробной клетки другой путем непосредственного контакта.
Ответ: Конъюгация бактерий.
Вопрос 58 Процесс, при котором происходит глубокий распад белка с полным окислением образующихся продуктов.
Ответ: Тление.
Вопрос 59 Как называется процесс разложения мертвого белка?
Ответ: Гниение.
Вопрос 60 Какой фермент выделяют дрожжевые клетки, при расщеплении сахара на спирт и углекислоту?
Ответ: Зимаза.
Вопрос 61 Расщепление углеводов, жиров и белков на масляную кислоту, углекислоту и водород.
Ответ: Масляно-кислое брожение.
Вопрос 62 Процесс, при котором происходит расщепление целлюлозы растений с освобождением углерода, осуществляемый аэробными и анаэробными бактериями.
Ответ: Брожение клетчатки.
Вопрос 63 Название микрофлоры, которая состоит в основном из сапрофитов.
Ответ: Эпифитная.
Вопрос 64 На какие 3 группы делятся микроорганизмы по приспособленности к определенной температуре?
Ответ: Психрофильные, мезофильные, термофильные.
Вопрос 65 Процесс, при котором происходит уничтожение всей патогенной и непатогенной микрофлоры на определенном объекте.
Ответ: Стерилизация.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам, ,
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться хрестоматии – сборники текстов, иллюстрирующих содержание учебника, а также словари, справочники. В хрестоматиях собраны материалы, которые позволяют расширить кругозор. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам следует в полной мере использовать академический курс учебника, рекомендованного преподавателем. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших систематическое изложение в учебнике. Работа с хрестоматией позволит студенту самостоятельно изучить документы, фрагменты источников, другие произведения, разъясняющие сущность изучаемого вопроса.
Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, индивидуальные письменные задания и упражнения, предлагаемые при подготовке к семинарским занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по проблеме.
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.
Отличительными признаками доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- стилевая однородность доклада;
- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.
В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, особенно по гуманитарным дисциплинам, студентами может использоваться, к примеру, так называемый метод контрфактического моделирования событий, который научит их самостоятельно рассуждать о минувших, а также современных событиях, покажет мотивы принятия людьми решений, причины совершенных ошибок.
Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.
Методические рекомендации
по выполнению контрольной работы
1. Общие указания
У,
Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.
Цель выполняемой работы:
- получить специальные знания по выбранной теме;
Основные задачи выполняемой работы:
1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;
2) выработка навыков самостоятельной работы;
3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;
Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:
а) выбор темы и составление предварительного плана работы;
б) сбор научной информации, изучение литературы;
в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;
г) обработка материала в целом.
Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка тем.
Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.
После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.
2. Требования к содержанию контрольной работы
В содержании контрольной работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.
В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.
Кроме рекомендованной специальной литературы, можно использовать любую дополнительную литературу, которая необходима для раскрытия темы контрольной работы. Если в период написания контрольной работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при её выполнении.
В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы. Данный список условно можно подразделить на следующие части:
1. Нормативно-правовые акты (даются по их юридической силе).
2. Учебники, учебные пособия.
3. Монографии, учебные, учебно-практические пособия.
4. Периодическая печать.
Первоисточники 2, 3, 4 даются по алфавиту.
Оформление библиографических ссылок осуществляется в следующем порядке:
1. Фамилия и инициалы автора (коллектив авторов) в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилии и инициалы первых двух и добавить «и др.». Если книга написана авторским коллективом, то ссылка делается на название книги и её редактора. Фамилию и инициалы редактора помещают после названия книги.
2. Полное название первоисточника в именительном падеже.
3. Место издания.
4. Год издания.
5. Общее количество страниц в работе.
Ссылки на журнальную или газетную статью должны содержать кроме указанных выше данных, сведения о названии журнала или газеты.
Ссылки на нормативный акт делаются с указанием Собрания законодательства РФ, исключение могут составлять ссылки на Российскую газету в том случае, если данный нормативный акт еще не опубликован в СЗ РФ.
Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы, либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице.
Структурно контрольная работа состоит только из нескольких вопросов (3-6), без глав. Она обязательно должна содержать теорию и практику рассматриваемой темы.
3. Порядок выполнения контрольной работы
Контрольная работа излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Она обязательно должна иметь титульный лист. Он содержит название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, учёное звание и степень научного руководителя, фамилию, инициалы автора, номер группы.
На следующем листе приводится содержание контрольной работы. Оно включает в себя: введение, название вопросов, заключение, список литературы.
Введение должно быть кратким, не более 1 страницы. В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе. Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, соответствующему оглавлению, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. В том случае, когда на очередной странице остаётся место только для заголовка и нет места ни для одной строчки текста, заголовок нужно писать на следующей странице.
Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.
Изложение содержания всей контрольной работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом.
Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (сквозной). Номер страницы ставится вверху в правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объём контрольной работы 10-15 страниц машинописного текста (размер шрифта 12-14) через полуторный интервал на стандартных листах формата А-4, поля: верхнее –15 мм, нижнее –15мм, левое –25мм, правое –10мм.
В тексте контрольной работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).
По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией преподавателю. Срок выполнения контрольной работы определяется преподавателем и она должна быть сдана не позднее, чем за неделю до экзамена. По результатам проверки контрольная работа оценивается на 2-5 баллов. В случае отрицательной оценки, студент должен ознакомиться с замечаниями и, устранив недостатки, повторно сдать работу на проверку.