2022-2023_44_03_05_2022_1132_plx_Семейная педагогика_Дошкольное образование и Дополнительное образование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Семейная педагогика
Учебный план
44.03.05_2022_1132.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Дошкольное образование и Дополнительное образование
 
зачеты с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
36,5
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
16
16
16
16
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26,65
26,65
26,65
26,65
Сам. работа
36,5
36,5
36,5
36,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2022_1132.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент, Сазонова О.К.
 
 
Семейная педагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2022_1132.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2022_1132.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов готовности осуществлять комплексное взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста.
1.2
Задачи: – сформировать у будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения знания о ведущей роли семьи как социального института становления личности; – развить у студентов интерес к актуальным проблемам и особенностям семейного воспитания; – воспитать ценностное отношение к общественной и семейной педагогике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дошкольная педагогика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая этика
2.2.2
Методика обучения и воспитания в области дополнительного образования
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
методы и средства взаимодействия с участниками образовательных отношений взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ использования форм, методов и средств взаимодействия участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ИД-2.ОПК-7: Владеет формами, методами и средствами взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
основы устной и письменной форм взаимодействия с участниками образовательных отношений осуществлять коммуникацию в устной и письменной форме при взаимодействии с участниками образовательных отношений способами использования специальных научных знаний в области педагогики
ИД-3.ОПК-7: Способен осуществлять коммуникацию в устной и письменной форме при взаимодействии с участниками образовательных отношений
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
специальные научные знания в области педагогики приметь специальные научные знания в области педагогики способами использования специальных научных знаний в области педагогики
ИД-1.ОПК-8: Обладает специальными научными знаниями в области педагогики
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1.  Семейная педагогика в системе педагогических наук  
 
1.1
Семейная педагогика в системе

педагогических наук

/Лек/

2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2022_1132.plx
 
1.2
Семейная педагогика в системе педагогических наук

Предмет изучения семейной педагогики. Связь семейной педагогики с другими науками. Источники семейной педагогики.

Задачи и методы семейной педагогики.

/Пр/

2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
2
дискуссия
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Составление Тезауруса по Семейной педагогике /Ср/
2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2.  Характеристика семьи, тенденции ее развития  
 
2.1
Характеристика семьи, тенденции ее развития

Семья и брак. История вопроса. Типы семей. Семейное законодательство. Функции семьи /Пр/

2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
2
презентация
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Характеристика семьи, тенденции ее развития Семья и брак. История вопроса. Типы семей. Семейное законодательство. Функции семьи /Лек/
2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Подготовка материала к проведению круглого стола по вопросам современный брак и основные функции семьи /Ср/
3
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3.  Воспитательный потенциал семьи  
 
3.1
Воспитательный потенциал семьи /Пр/
1
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
1
кейс метод
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Дискуссия:  Из письма Антона Павловича Чехова брату Александру, написанному в конце 1880 - го года:

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы, можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно… делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотической любовью».

/Ср/

4
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Психолого педагогические основы семейного воспитания  
 
4.1
Психолого педагогические основы семейного воспитания

Механизмы воспитания. Родительский дом. Отец и мать как воспитатели. Бабушка и дедушка. Любовь в семье как моральная ценность.  Требования в воспитании. Авторитет родителей. Традиции семейного воспитания.  /Пр/

2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2022_1132.plx
 
4.2
Механизмы воспитания. Родительский дом. Отец и мать как воспитатели. Бабушка и дедушка. Любовь в семье как моральная ценность.  Требования в воспитании. Авторитет родителей. Традиции семейного воспитания.  /Лек/
2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.3
Подготовка и сбор материала к беседе на тему "Современные проблемы семейного воспитания" /Ср/
4
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Воспитание ребенка в семье  
 
5.1
Воспитание ребенка в семье

Семья как фактор воспитания. Принципы воспитания в семье. Особенности домашнего воспитания. Игры и игрушки детей. Значимость совместных игр детей и родителей. Поощрение, наказание, прощение.  /Пр/

2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
2
круглый стол
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.2
Подборка игротеки для семейного воспитания /Ср/
4
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 6. Семья в системе воспитательных институтов  
 
6.1
Семья в системе воспитательных институтов

Семья и другие воспитательные институты. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов. Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей. Подготовка ребенка к дошкольному учреждению. Подготовка детей к школе.  /Лек/

2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.2
Семья в системе воспитательных институтов

Семья и другие воспитательные институты. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов. Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей. Подготовка ребенка к дошкольному учреждению. Подготовка детей к школе.  /Пр/

1
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
1
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.3
Подготовка к практическому занятию "Подготовка детей к школе" /Ср/
4
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 7. Пути повышения педагогической культуры  
 
7.1
Пути повышения педагогической культуры

Понятие о педагогической культуре. Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи. Зарубежный опыт.  /Пр/

1
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2022_1132.plx
 
7.2
Подготовка презентаций "Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи" "Портфолио" /Ср/
4
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 8. Методы изучения семьи  
 
8.1
Методы изучения семьи

Современные подходы к изучению семьи. Изучение семейного опыта воспитания. Семья глазами ребенка.  /Лек/

2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
8.2
Методы изучения семьи

Современные подходы к изучению семьи. Изучение семейного опыта воспитания. Семья глазами ребенка.  /Пр/

1
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
таблица
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
8.3
Подготовка Эссэ на тему "Современные проблемы семейного воспитания" /Ср/
2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 9.  Педагог в семье  Домашний педагог. 
 
9.1
Педагог в семье

Домашний педагог. Социальный педагог семейного типа.  /Пр/

2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
9.2
Подготовка материала по технологии критического мышления "Кластер" Социальный педагог и его роль в ДОО /Ср/
4
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 10. Воспитание будущего семьянина
 
10.1
Воспитание будущего семьянина Необходимость воспитания будущего семьянина. Формирование у ребенка представлений о семье. Приобщение к экономике семьи. Вопросы детей о деторождении. Половое воспитание.  /Пр/
2
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
10.2
Подготовка материала и создание буклета по вопросам формирования у ребенка представлений о семье /Ср/
5,5
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 11. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
11.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
 
11.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
 
 
Раздел 12. Консультации
 
12.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.ОПК-7 ИД-3.ОПК-7 ИД-1.ОПК-8
4
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2022_1132.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
- Вовлечение родителей в жизнь группы, как средство создания дополнительных возможностей для всех участников образовательного процесса, позволяющих реализовать индивидуальный подход

- выделите пять уровней участия семей в жизни ДОУ

- Ваше мнение относительно к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей

- Особенности и проблемы воспитания детей в приемной семье.

- Особенности и проблемы воспитания единственного ребенка в семье.

- Первостепенность семьи в формировании личности ребенка.

- Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам образования подрастающего поколения.

- Проблемы воспитания и обучения детей в многодетной семье.

- Проблемы мачехи и отчима в семейном воспитании.

- Проблемы молодой семьи.

- Проблемы полового воспитания детей в семье.

- Проблемы современного семейного воспитания в России.

- Родительские отношения к ребенку: структура, типы, функции.

- Родительские позиции, педагогические маски и детские роли.

- Рождение ребенка и взаимодействие с ним на разных возрастных этапах.

- Роль бабушки в семейном воспитании.

- Роль дедушки в семейном воспитании.

- Роль матери в семейном воспитании.

- Роль отца в семейном воспитании.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Предмет изучения семейной педагогики.

Связь семейной педагогики с другими науками.

Источники семейной педагогики.

Задачи и методы семейной педагогики.

Типы семей.

Первостепенность семьи в формировании личности ребенка

Авторитет родителей. Традиции семейного воспитания.

Принципы воспитания в семье.

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов.

Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи.

Современные подходы к изучению семьи

Социальный педагог семейного типа.

Формирование у ребенка представлений о семье.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Зверева О.Л., Ганичева А.Н.
Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебник для академического бакалавриата
Москва: Издательство Юрайт, 2016
 
Л1.2
Грицай Л. А.
Семейная педагогика: история семейного воспитания: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81853.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Амонашвили Ш.А.
Искусство семейного воспитания: педагогическое эссе
Москва: Амрита-Русь, 2011
https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/3222/read.php
 
 
 
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2022_1132.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
205 А1
Лаборатория психолого-педагогического образования. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Экран на штативе. Шкафы
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2022_1132.plx
 
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

.

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические рекомендации по подготовке к коллоквиуму

Коллоквиумом называется собеседование преподавателя и студента по заранее определенным контрольным вопросам. Целью коллоквиума является формирование у студента навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы. На коллоквиум выносятся крупные, проблемные, нередко спорные теоретические вопросы. Упор делается на монографические работы профессора-автора данного спецкурса. От студента требуется:

- владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме;

- знание разных точек зрения, высказанных в научной литературе по соответствующей проблеме, умение сопоставлять их между собой;

- наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать.

Коллоквиум - это не только форма контроля, но и метод углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в процессе изучения данного источника. Однако коллоквиум не консультация и не экзамен. Его задача добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у студента стремление к чтению дополнительной социологической литературы.

Подготовка к коллоквиуму.

Подготовка к коллоквиуму начинается с установочной консультации преподавателя, на которой он разъясняет развернутую тематику проблемы, рекомендует литературу для изучения и объясняет процедуру проведения коллоквиума. Как правило, на самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 3-4 недели. Методические указания состоят из рекомендаций по изучению источников и литературы, вопросов для самопроверки и кратких конспектов ответа с перечислением основных фактов и событий, относящихся к пунктам плана каждой темы. Это должно помочь студентам целенаправленно организовать работу по овладению материалом и его запоминанию. При подготовке к коллоквиуму следует, прежде всего, просмотреть конспекты лекций и практических занятий и отметить в них имеющиеся вопросы коллоквиума. Если какие-то вопросы вынесены преподавателем на самостоятельное изучение, следует обратиться к учебной литературе, рекомендованной преподавателем в качестве источника сведений.

Коллоквиум проводится в форме индивидуальной беседы преподавателя с каждым студентом или беседы в небольших группах (2-3 человека). Обычно преподаватель задает несколько кратких конкретных вопросов, позволяющих выяснить степень добросовестности работы с литературой, проверяет конспект. Далее более подробно обсуждается какая-либо сторона проблемы, что позволяет оценить уровень понимания.