2022-2023_35_02_15_2022_К12_plx_Физическая культура
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая культура
Учебный план
35.02.15_2022_К12.plx

Кинология

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
55
аудиторные занятия
118
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
кинолог
173
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
16 3/6
22 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
50
50
68
68
118
118
Итого ауд.
50
50
68
68
118
118
Кoнтактная рабoта
50
50
68
68
118
118
Сам. работа
25
25
30
30
55
55
Итого
75
75
98
98
173
173
 
 
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Препод., Кусков Павел Викторович
 
 
Физическая культура
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.15 КИНОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 464)
 
Кинология

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> формирование способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
1.2
<i>Задачи:</i> 1) уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

2) знать о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ЛР 9.:Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
 
Знать:
 
 
ЛР 6.:Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
 
Уметь:
 
 
ЛР 5.:Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 1.:Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
 
Знать:
 
 
ЛР 1.:Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
 
Уметь:
 
 
ЛР 1.:Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 5.:Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
 
Знать:
 
 
ЛР 5.:Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
 
Уметь:
 
 
стр. 5
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
ЛР 6.:Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 6.:Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
 
Знать:
 
 
ЛР 9.:Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
 
Уметь:
 
 
ЛР 9.:Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Легкая атлетика
 
1.1
1. Введение. Техника безопасности на уроках физкультуры /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
1.2
Кроссовая подготовка /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
1.3
Прыжок в длину с места /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
1.4
Челночный бег /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
1.5
Толкание ядра /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
1.6
Метание копья /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
1.7
Метание гранаты /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
1.8
Бег по пересеченной местности /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
1.9
Прыжок в длину с разбега /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
1.10
Самостоятельная работа обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1
12
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
 
Раздел 2. Спортивные игры
 
2.1
Футбол (передачи, ведения, удар) /Пр/
Л1.1Л2.1
6
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
2.2
Футбол (двухсторонняя игра) /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
2.3
Волейбол (подачи, передачи, прием) /Пр/
Л1.1Л2.1
6
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
2.4
Волейбол (двухстороння игра) /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
2.5
Теннис (подачи, прием) /Пр/
Л1.1Л2.1
6
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
стр. 6
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
2.6
Самостоятельная работа обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1
7
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
 
Раздел 3. Лыжная подготовка
 
3.1
Классический ход /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
3.2
Техника выполнения одновременного бесшажного хода /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
3.3
Техника выполнения одновременного одношажного хода /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
3.4
Техника выполнения попеременного двухшажного хода /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
3.5
Свободный стиль /Пр/
Л1.1Л2.1
6
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
3.6
Сдача контрольных нормативов /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
3.7
Самостоятельная работа обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1
6
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
1
0
 
 
Раздел 4. Общая физическая подготовка (ОФП, СФП, гимнастика)
 
4.1
Упражнения на перекладине /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.2
Упражнения на брусьях /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.3
Упражнения в парах /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.4
Упражнения на развитие выносливости /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.5
Упражнения на развитие силовых качеств /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.6
Сдача контрольных нормативов /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.7
Упражнения на мышцы живота /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.8
Упражнения на мышцы плечевого пояса /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.9
Упражнения на мышцы груди /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.10
Упражнения на мышцы спины /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.11
Упражнения на развитие ловкости /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.12
Сдача контрольных нормативов /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
4.13
Самостоятельная работа обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1
14
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
 
Раздел 5. Техника безопасности
 
5.1
Техника безопасности при игровых видах спорта: футбол, волейбол, настольный теннис /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
 
Раздел 6. Сдача контрольных нормативов
 
6.1
Футбол (двухсторонняя игра) /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
6.2
Волейбол (двухсторонняя игра) /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
6.3
Теннис (двухсторонняя игра) /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
6.4
Сдача контрольных нормативов /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
6.5
Бег на короткие дистанции /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
стр. 7
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
6.6
Бег на длинные дистанции /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
6.7
Самостоятельная работа обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1
16
ЛР 1. ЛР 5. ЛР 6. ЛР 9.
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Сдача контрольных нормативов:

1)Бег 100 метров

2)Челночный бег 3*10 метров

3)Прыжки в длину с места толчком двумя ногами

4) Прыжек в длину с разбега

5)Бег на 3000/2000 метров

6)Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

7)Подтягивание из виса на высокой перекладине

8)Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Примерный перечень вопросов

1 вариант

1. Под физической культурой понимается:

А) часть культуры общества и человека;

Б) процесс развития физических способностей;

В) вид воспитания, направленный на обучение движениям и развитие физических качеств;

Г) развитие естественных сил природы и воспитание гигиенических качеств.

2. Результатом физической подготовки является:

А) физическое развитие;

Б) физическое совершенство;

В) физическая подготовленность;

Г) способность правильно выполнять двигательные действия.

3. Когда Россия впервые приняла участие в Олимпийских играх?

А) 1908 год в Лондоне;

Б) 1912 год в Стокгольме;

В) 1952 год в Хельсинки;

Г) 1928 год в Амстердаме.

4. Бег с остановками и изменению направления по сигналу преимущественно способствует формированию:

А) координации движений;

Б) техники движений;

В) быстроты реакции;

Г) скоростной силы.

5. Солнечные ванны лучше всего принимать:

A) с 12 до 16 часов дня;

Б) до 12 и после 16 часов дня;

B) в любое время дня при соблюдении необходимых мер предосторожности;

Г) с 10 до 14 часов.

6. К циклическим видам спорта относятся :

A) борьба, бокс, фехтование;

Б) баскетбол, волейбол, футбол;

B) ходьба, бег, лыжные гонки, плавание;

Г) метание мяча, диска, молота.

7. Где и когда были проведены первые Олимпийские игры современности?

А) 1516 год в Германии;

Б) 1850 год в Англии;

В) 1896 год в Греции;

Г)  1869 год во Франции.

8. Главной причиной нарушения осанки является:

А) малоподвижный образ жизни;

Б) слабость мышц спины;

 
стр. 8
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
В) привычка носить сумку на одном плече;

Г) долгое пребывание в положении сидя за партой.

9. Назовите имя первого Российского олимпийского чемпиона:

А) Николай Панин-Коломенкин (фигурное катание);

Б) Иван Поддубный (борьба);

В) Сергей Елисеев (тяжелая атлетика);

Г) Анатолий Решетников (легкая атлетика)

10. Документом, представляющим все аспекты организации соревнований, является:

А) календарь соревнований;

Б) положение о соревнованиях;

В) правила соревнований;

Г) программа соревнований.

11. Профилактика нарушений осанки осуществляется при:

A) скоростных упражнениях;

Б) упражнениях «на гибкость»;

B) силовых упражнениях;

Г) упражнениях на «выносливость».

12. Какая организация занимается подготовкой и проведением Олимпийских игр?

A) НХЛ;

Б) НБА;

B) МОК;

Г) УЕФА.

13. В каком виде спорта завоевала золотую медаль дальневосточница Юлия Чепалова на ХVII Олимпийских играх?

А) скоростной спуск;

Б) конькобежный спринт;

В) фристайл;

Г) лыжные гонки.

14. Что определяет техника безопасности?

А) навыки знаний физических упражнений без травм;

Б) комплекс мер направленных на обучение правилам поведения, правилам страховки и самостраховки, оказания доврачебной помощи;

В) правильное выполнение упражнений;

Г) организацию и проведение учебных и внеурочных занятий в соответствии с гигиеническими требованиями.

15. Выберите правильную последовательность действий по оказанию доврачебной помощи при обмороке:

А) положить пострадавшего в прохладное место, обмахивать полотенцем, дать обильное теплое питье;

Б) холодный компресс на голову, покой, ногам придают возвышенное положение;

В) теплый компресс на голову, расстегнуть стесняющую дыхание одежду неглубокий массаж области шеи, холодное питье;

Г) придать пострадавшему горизонтальное положение, обеспечить приток свежего воздуха, обтереть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырь.

16.Какое определение не относится к основным свойствам мышц?

А) растяжение;

Б) сокращение;

В) эластичность;

Г) постоянность состояния

17. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в:

А) укрепление здоровья и воспитание физических качеств людей;

Б) обучением двигательным действиям и повышении работоспособности;

В) в совершенствовании природных, физических свойств людей;

Г) определенным образом организованная двигательная активность.

18. С помощью какого теста не определяется физическое качество выносливость?

А) 6- ти минутный бег;

Б) бег на 100 метров;

В) лыжная гонка на 3 километров;

Г) плавание 800 метров.

19. Какова протяженность марафонской дистанции на Олимпийских играх?

42 км 195 м;

Б) 32 км 195 м;

50 км 195 м;

Г) 45 км 195 м.

 
стр. 9
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 

20. Укажите в каком городе будут проходить летние Олимпийские игры 2008 года?

Гренобль (Франция);

Б) Токио (Япония);

Пекин (Китай);

Г) Сент-Луис (США)

21. Укажите, какие упражнения характерны для заключительной части урока физической культуры?

А) Упражнения «на выносливость».

Б) Упражнения «на внимание».

В) Дыхательные упражнения.

Г) Силовые упражнения.

22. Как дозируются упражнения на «гибкость», т.е., сколько движений следует делать в

одной серии? Упражнения на гибкость выполняются.

A) по 8-16 циклов движений в серии;

Б) пока не начнется увеличиваться амплитуда движений;

B) до появления болевых ощущений;

Г) по 10 циклов в 4 серии.

23. Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры?

А) Жан Жак Руссо;

Б) Хуан Антонио Самаранч;

В) Пьер де Кубертен;

Г) Ян Амос Каменский.

24. Что такое адаптация?

А) процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды;

Б) чередование нагрузки и отдыха во время тренировочного процесса;

В) процесс восстановления;

Г) система повышения эффективности функционирования системы соревнований и системы тренировки.

25. Каковы нормальные показатели пульса здорового взрослого нетренированного человека в покое?

А) 60-80;

Б) 70-90;

В) 75-85;

Г) 50-70.

Примерный перечень вопросов

2 вариант

1. Впервые в истории человечества Олимпийские игры состоялись:

а) в V в. до н.э.;

б) в 776 г. до н.э.;

в) в I в. н.э.;

г) в 394 г. н.э.

2. Олимпиониками в Древней Греции называли:

а) жителей Олимпии;

б) участников Олимпийских игр;

в) победителей Олимпийских игр;

г) судей Олимпийских игр.

3. Первые Олимпийские игры современности проводились:

а) в 1894 г.;

б) в 1896 г.;

в) в 1900 г.;

г) в 1904 г.

4. Основоположником современных Олимпийских игр является:

а) Деметриус Викелас;

б) А.Д. Бутовский;

в) Пьер де Кубертен;

г) Жан-Жак Руссо.

5. Девиз Олимпийских игр:

а) «Спорт, спорт, спорт!»;

б) «О спорт! Ты – мир!»;

в) «Быстрее! Выше! Сильнее!»;

 
стр. 10
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
г) «Быстрее! Выше! Дальше!»

6. Олимпийская хартия представляет собой:

а) положение об Олимпийских играх;

б) программу Олимпийских игр;

в) свод законов об Олимпийском движении;

г) правила соревнований по олимпийским видам спорта.

7. Впервые советские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх:

а) в 1948 г.;

б) в 1952 г.;

в) в 1956 г.;

г) в 1960 г.

8. Основоположником отечественной системы физического воспитания является:

а) М.В. Ломоносов;

б) К.Д. Ушинский;

в) П.Ф. Лесгафт;

г) Н.А. Семашко.

9. Одним из основных средств физического воспитания является:

а) физическая нагрузка;

б) физические упражнения;

в) физическая тренировка

г) урок физической культуры.

10. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:

а) на формирование правильной осанки;

б) на гармоническое развитие человека;

в) на всестороннее развитие физических качеств;

г) на достижение высоких спортивных результатов.

11. К показателям физической подготовленности относятся:

а) сила, быстрота, выносливость;

б) рост, вес, окружность грудной клетки;

в) артериальное давление, пульс;

г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.

12. Индивидуальное развитие организма человека в течение всей его жизни называется:

а) генезис;

б) гистогенез;

в) онтогенез;

г) филогенез.

13. К показателям физического развития относятся:

а) сила и гибкость;

б) быстрота и выносливость;

в) рост и вес;

г) ловкость и прыгучесть.

14. Гиподинамия – это следствие:

а) понижения двигательной активности человека;

б) повышения двигательной активности человека;

в) нехватки витаминов в организме;

г) чрезмерного питания.

15. Недостаток витаминов в организме человека называется:

а) авитаминоз;

б) гиповитаминоз;

в) гипервитаминоз;

г) бактериоз.

16. Пульс у взрослого нетренированного человека в состоянии покоя составляет:

а) 60–90 уд./мин.;

б) 90–150 уд./мин.;

в) 150–170 уд./мин.;

г) 170–200 уд./мин.

 
стр. 11
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
17. Динамометр служит для измерения показателей:

а) роста;

б) жизненной емкости легких;

в) силы воли;

г) силы кисти.

18. Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются:

а) общеразвивающими;

б) собственно-силовыми;

в) скоростно-силовыми;

г) групповыми.

19. Разучивание сложного двигательного действия следует начинать с освоения:

а) исходного положения;

б) основ техники;

в) подводящих упражнений;

г) подготовительных упражнений.

20. С низкого старта бегают:

а) на короткие дистанции;

б) на средние дистанции;

в) на длинные дистанции;

г) кроссы.

21. Бег на длинные дистанции развивает:

а) гибкость;

б) ловкость;

в) быстроту;

г) выносливость.

22. Бег по пересеченной местности называется:

а) стипль-чез;

б) марш-бросок;

в) кросс;

г) конкур.

23. Туфли для бега называются:

а) кеды;

б) пуанты;

в) чешки;

г) шиповки.

24. Один из способов прыжка в высоту называется:

а) перешагивание;

б) перекатывание;

в) переступание;

г) перемахивание.

25. Размеры волейбольной площадки составляют:

а) 6х9 м;

б) 9х12 м;

в) 8х16 м;

г) 9х18 м.

26. Продолжительность одной четверти в баскетболе:

а) 10 мин.;

б) 15 мин.;

в) 20 мин.;

г) 25 мин.

27. В баскетболе запрещены:

а) игра руками;

б) игра ногами;

в) игра под кольцом;

г) броски в кольцо.

28. Пионербол – подводящая игра:

а) к баскетболу;

 
стр. 12
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
б) к волейболу;

в) к настольному теннису;

г) к футболу.

29. Основным способом передвижения на лыжах является:

а) попеременный бесшажный ход;

б) попеременный одношажный ход;

в) попеременный двухшажный ход;

г) одновременно-попеременный ход.

30. Остановка для отдыха в походе называется:

а) стоянка;

б) ночлег;

в) причал;

г) привал.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности

1. Двигательная активность.

2. Профессиональная направленность физического воспитания.

3. Роль физической культуры и спорта в развитии общества.

4. Социальные функции физической культуры и спорта.

5. Современное состояние физической культуры и спорта.

6. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования.

7. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.

8. Краткая характеристика ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт.

9. Основные положения организации физического воспитания в вузе.

Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания

1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

2. Функциональные системы организма.

3. Природные и социально-экологические факторы.

4. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.

5. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое.

6. Биологические ритмы и работоспособность.

7.Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм.

8.Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

9.Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

10.Обмен веществ и энергии.

11.Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная.

12.Особенности функционирования центральной нервной системы.

13.Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Тема 3. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности

1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

2.Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.

3.Влияние образа жизни на здоровье.

4.Влияние условий окружающей среды на здоровье.

5.Наследственность и меры здравоохранения. Их влияние на здоровье.

6.Здоровье в иерархии потребностей культурного человека.

7.Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.

8.Система знаний о здоровье.

9.Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.

10.Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.

11.Способы регуляции образа жизни.

12.Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.

13.Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

14.Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов.

15. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности.

16.Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Тема 4. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе

 
стр. 13
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
1.Методические принципы физического воспитания.

2.Основы обучения движениям (техническая подготовка).

3.Этапы обучения движениям.

4.Воспитание физических качеств.

5.Воспитание выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.

6.Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.

7.Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи ОФП.

8.Специальная физическая подготовка.

9.Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.

10.Спортивная подготовка. Цели и задачи спортивной подготовки. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая.

11. Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

12.Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.

13.Значение мышечной релаксации.

14.Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

15.Формы занятий физическими упражнениями.

16.Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

17.Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия.

Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий

1.Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.

2.Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.

3.Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

4.Особенности самостоятельных занятий по физической культуре для женщин.

5. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности.

6.Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов.

7.Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.

8.Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности.

9.Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.

10. Гигиена самостоятельных занятий по физической культуре: питание, питьевой режим, уход за кожей.

11.Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма.

12.Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

13.Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом: виды диагностики, цели и задачи.

14.Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.

15.Педагогический контроль, его содержание. Виды педагогического контроля.

16. Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля. Методы самоконтроля при занятиях по физической культуре.

17.Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов (ППФП)

1.Личная необходимость психофизической подготовки человека к труду.

2.Положения, определяющие социально-экономическую необходимость психофизической подготовки человека к труду.

3.Определение понятия ППФП: ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания.

4.Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов.

5.Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП.

6.Методика подбора средств ППФП.

7.Организация, формы и средства ППФП в вузе.

8.ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время.

9.Система контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

10.Виды и формы профессионального труда бакалавра и специалиста.

11.Основные и дополнительные факторы, определяющие ППФП будущих специалистов - выпускников факультета: условия их труда.

12.Особенности утомления и динамики работоспособности в течение рабочего дня, недели, сезона.

13.Влияние географо-климатических, региональных условий на жизнедеятельность работников.

14.Содержание ППФП специалистов, относящихся к различным группам ИТР.

15. Прикладные виды спорта.

16.Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам (семестрам) обучения для студентов данного факультета.

17.ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура».

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1) Контрольные нормативы

2) Тест

3) Реферат

 
стр. 14
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Крамской С. И., Егоров Д. Е., Амельченко И. А., Крамского С. И., Егорова Д. Е.
Физическая культура для студентов среднего профессионального образования: учебное пособие для СПО
Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова; ЭБС АСВ, 2020
https://www.iprbookshop.ru/106205.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Бомин В. А., Ракоца А. И., Трегуб [и др.] А. И.
Физическая культура и спорт студентов: учебное пособие
Иркутск: Иркутский ГАУ, 2020
https://e.lanbook.com/book/183498
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Adobe Reader
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
MS Office
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
6.3.1.7
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Гарант
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Соревновательная технология
 
Здоровьесберегающая технология
 
Игровая технология
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебный материал раздела направлен на повышение функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и  занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

- преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой 

 
стр. 15
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
методике;

- студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

- студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Контрольные тесты и зачетные нормативы студенты сдают с учетом особенностей обучения в учебном отделении (основное, специальное отделение).

В каждом семестре студентам планируется не более пяти контрольных тестов, которые выполняются  в соответствии с правилами данного вида спорта.

Студены, пропустившие учебные занятия (и не прошедшие необходимую подготовку) допускаются к тестированию только после соответствующей подготовки. В случае пропуска занятий по уважительной причине студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов. Студенты, освобожденные на длительный срок, сдают зачет по теоретическому и методическому разделам программы и готовят реферат.

Студенты специального учебного отделения выполняют контрольные тесты с учетом показаний и противопоказаний в зависимости от характера и степени отклонения в состоянии здоровья.

Для студентов всех учебных отделений 1-3 курсов основным критерием положительной оценки при получении зачета должно быть улучшение показателей тестов в процессе всего периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ «Б» ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Оптимально организованная двигательная деятельность студентов с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее СМГ), способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом – становлению социальной личности студента. Физическое воспитание данного контингента учащихся ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых студентов. На практических занятиях по физической культуре в СМГ студентам необходимо использовать:

- Гимнастические упражнения (общеукрепляющие и специальные). Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Задача специальных упражнений – избирательное действие на различные системы, затронутые патологическим процессом;

-  Дыхательные упражнения (статистические и динамические).

Статистические дыхательные упражнения выполняются в различных исходных положениях в состоянии покоя, т.е. без движения ног, рук и туловища, динамические – выполняются в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.;

- Порядковые и строевые упражнения организуют и дисциплинируют занимающихся, вырабатывая необходимые двигательные навыки (построение, повороты, ходьба и другие упражнения). Подготовительные или вводные упражнения подготавливают организм к предстоящей физической нагрузке;

- Корригирующие упражнения уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации отдельных частей тела;

- Упражнения на координацию движения и в равновесие применяются для тренировки вестибулярного аппарата. Выполняются они в основных исходных положениях, обычной стойки на узкой площади опоры – стоя на одной ноге, на носках, с открытыми или закрытыми глазами, с предметами или без них;

- Упражнения в сопротивлении – способствуют укреплению мышц, повышают их эластичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ;

- Ритмопластические упражнения.

Начинаются и заканчиваются занятия по физической культуре у студентов подсчетом пульса, частоты дыхания. Оздоровительный эффект занятий достигается также широким использованием студентами закаливающих факторов. В СМГ «Б» студенты выполняют физические упражнения при частоте пульса не более 120 уд./мин в течение всего учебного года, так как по данным физиологов при данной частоте  они способствуют гармонической деятельности сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно - двигательного аппарата и других органов  и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат одна из основных научно-исследовательских работ студентов.

Реферат (лат.) - 1) доклад на установленную тему, содержащий обзор соответствующих литературных и других источников;

2) изложение содержания научной работы, книги, статьи.

В учебной практике реферат рассматривается, как правило, в первом значении.

Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но студент может проявлять и свою инициативу.

Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и др.

При написании реферата от студента требуется умение выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Структура реферата должна включать следующие составные части и разделы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основное содержание.

 
стр. 16
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
5. Заключение (выводы).

6. Список литературы.

7. Приложения (если имеются).

1. Титульный лист.

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название и вид работы (реферат), данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

2. Содержание (оглавление) - это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц. Заголовки должны быть написаны так, чтобы по расположению можно было судить об их соотношении между собой по значимости (главы, разделы, параграфы и т.п.).

3. Введение. Обоснование выбора темы:

- актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

- новые, современные подходы к решению проблемы;

- наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

- противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересованном факте;

- личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

- цель и значимость темы.

4. Основное содержание

- сущность проблемы или изложение объективных научных сведений по теме реферата;

- критический обзор источников;

- собственные версии, сведения, оценки

5. Заключение:

- основные выводы;

- результаты и личная значимость проделанной работы; перспективы продолжения работы над темой.

6. Список использованной литературы:

В списке литературы дается перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и нумерацией по порядку. При этом в него включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте или выдержки, из которой они цитировались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем на иностранном.

7. Приложения.

В приложения включается второстепенный материал, например анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов и т. п.

Требования к оформлению текстового материала

Реферат должен быть отпечатан на пишущей машинке через два или принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 210x297 мм с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - 20, правое - 10, левое - 30 мм. Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая межсловные интервалы, шрифт – 14. Объем реферата не должен превышать 30 и быть не менее 12 страниц машинописного текста.

Номера страниц указываются на середине верхней части листа без точек и литерных знаков. Каждая страница нумеруется. Первой страницей считается титульный лист (нумерация на ней не ставится), второй – оглавление. Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов – строчными. Заголовки даются по центру и сверху и снизу отделяются от основного текста тремя интервалами; точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся и переносы в них не рекомендуются.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ 5 печатных знаков.

Оформление ссылок на источники.

Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры.

Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника.

Внутристраничный вариант: в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указывается номер источника по общему библиографическому списку и номер (а) использованной (ых) страниц.

Работа по библиографическому поиску.

Как правило, при подготовке реферата используются следующие группы источников: словари, справочники; монографии, сборники, научные доклады на конференциях, симпозиумах, энциклопедии и т. д.; газетные и журнальные статьи, в которых приводятся новые данные науки и фактологический материал. В них - расшифровка терминов, понятий, история вопроса, анализируются различные точки зрения на проблему и т. д.

По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого подвопроса и всего вопроса в целом.

После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст.

Оформление реферата целесообразнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графических редакторов, электронных таблиц.

Библиографическое описание научно-методической литературы в списке

В список литературы входят различные источники, описание которых имеет свою специфику. Ниже приведены некоторые примеры.

1) Описание книг, монографий, учебников и учебных пособий:

 
стр. 17
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
1. Веретенникова, Л.К. Подготовка будущего учителя  к  формированию творческого потенциала школьника: Монография / Л.К. Веретенникова.– Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 134 с.

2. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. – М., 1982. – 280 с.

3. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С.Лукин. – М.: Прсвещение, 1995. – 316 .

4. Петров, П.К. Гимнастика в школе: Учеб. пособие / П.К. Петров. – Ижевск, 1996. – 460с.

2) Описание статей из журналов:

1. Столяров, В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи / В.И.Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – №4. – С. 13-20.

2. Столяров, В.И. философско-культурологический анализ физической культуры / В.И. Столяров // Вопросы философии. – 1988. - № 4. – С. 78-91.

3) Описание статей из сборников научных трудов и тезисов докладов:

1. Иванов, И.И. Педагогическая деятельность и контроль за физическим состоянием / И.И. Иванов // Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном процессе: Межвуз. сб. науч. трудов. – Ижевск, 1996. – С. 23-39.

2. Жданов, Ю. Д. Требования к специалистам физической культуры и спорта / Ю.Д. Жданов // Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования факультета физической культуры (ФФК). – Ижевск, 1999. – С. 13-46.

4) Описание авторефератов диссертаций:

1. Холодов, Ж. К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Ж.К.Холодов; Моск.гос.ун-т – М., 1996. – 40 с.

2. Райзих, А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности: Автореф. дисс... канд. пед. наук / А.А.Райзих; Омск.гос.ун-т ФК – Омск., 1997. – 24 с.

Не позже чем за две недели до намеченного срока, реферат представляется на рецензию научному руководителю.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научится работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.