2022-2023_36_02_01_2022_В12_plx_Физическая культура
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая культура
Учебный план
36.02.01_2022_В12.plx

Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты с оценкой 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
160
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
ветеринарный фельдшер
160
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
14 3/6
16
9 3/6
15
8
10 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
32
32
36
36
20
20
34
34
18
18
20
20
160
160
Итого ауд.
32
32
36
36
20
20
34
34
18
18
20
20
160
160
Кoнтактная рабoта
32
32
36
36
20
20
34
34
18
18
20
20
160
160
Итого
32
32
36
36
20
20
34
34
18
18
20
20
160
160
 
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Препод., Кусков Павел Викторович _______________
 
 
Физическая культура
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ (ветеринарный фельдшер) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 657)
 
Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Формирование способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
1.2
<i>Задачи:</i>  знать:

- О роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

- Основы здорового образа жизни

уметь:

- Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Знать:
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Уметь:
 
 
ОК 6.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 8.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
 
Знать:
 
 
ЛР 9:Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
 
Уметь:
 
 
ЛР 8:Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 6:Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
 
Знать:
 
 
ЛР 5:Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
 
Уметь:
 
 
ЛР 3:Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 1:Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
 
стр. 5
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Знать:
 
 
ЛР 19:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Уметь:
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Знать:
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Уметь:
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 6.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
Знать:
 
 
ОК 6.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
Уметь:
 
 
ОК 8.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 8.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
 
Знать:
 
 
ЛР 1:Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
 
Уметь:
 
 
ЛР 1:Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 3:Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
 
Знать:
 
 
ЛР 3:Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
 
Уметь:
 
 
ЛР 5:Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 5:Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
 
стр. 6
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Знать:
 
 
ЛР 6:Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
 
Уметь:
 
 
ЛР 6:Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 8:Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства
 
Знать:
 
 
ЛР 8:Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства
 
Уметь:
 
 
ЛР 9:Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 9:Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
 
Знать:
 
 
ЛР 19:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Уметь:
 
 
ЛР 19:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Легкая атлетика
 
1.1
Первичный инструктаж по технике безопасности. Правило поведения в спортивном зале на уроках физической культуры /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
1.2
Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Техника бега на короткие и средние дистанции /Пр/
Л1.1Л2.1
4
3
0
 
1.3
Выполнение общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) в движении, выполнение специальных беговых упражнений, бег отрезков различной длины /Пр/
Л1.1Л2.1
4
3
0
 
1.4
Выполнение ОРУ на месте. Выполнение специальных беговых упражнений /Пр/
Л1.1Л2.1
4
3
0
 
1.5
Выполнение прыжков в длину с места, с разбега /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
стр. 7
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
1.6
Техника метания копья. Разбег. Финальное усилие. Торможение. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
1.7
Техника выполнения тройного прыжка /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
1.8
Сдача контрольных нормативов по разделу «Легкая атлетика» /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
 
Раздел 2. Спортивные игры
 
2.1
Выполнение приема-передачи мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди и животе /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
2.2
Выполнение ОРУ для развития выносливости. Прием мяча после отскока от сетки /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
2.3
Закрепление техники приема мяча снизу и сверху с падением. Совершенствование техники приема мяча снизу двумя руками /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
2.4
Выполнение ОРУ для развития силы. Учебная игра волейбол /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
2.5
Выполнение упражнений с ударами по катящемуся, летящему мячу средней частью подъема ноги, внутренней частью подъема ноги, носком /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
2.6
Выполнение ОРУ для развития скоростных способностей /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
2.7
Выполнение комплекса упражнений для развития скоростных способностей. Выполнение упражнений с отбором мяча, обманных движений. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
2.8
Выполнение ОРУ для развития скоростных качеств /Пр/
Л1.1Л2.1
2
3
0
 
 
Раздел 3. Лыжная подготовка
 
3.1
Техника выполнения попеременного двухшажного хода. Прохождение дистанции

до 2 км.

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
4
0
 
3.2
Техника выполнения одновременного бесшажного хода. Прохождение дистанции одновременным бесшажным ходом /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
3.3
Техника выполнения одновременного одношажного хода, двухшажного хода. Прохождение дистанции до 2 км изученными одновременными ходами. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
3.4
Техника выполнения свободного стиля. Прохождение дистанции /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
3.5
Сдача контрольных нормативов по лыжной подготовке /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
 
Раздел 4.  Общая физическая подготовка (ОФП)
 
4.1
Упражнения на перекладине /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
4.2
Упражнения на брусьях /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
4.3
Упражнения на гибкость /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
4.4
Комплекс упражнений в парах /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
стр. 8
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
4.5
Выполнение ОРУ с гимнастическими палками. Выполнение порядковых упражнений. Выполнение построений и размыканий /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
4.6
Сдача контрольных нормативов по теме гимнастика /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
4.7
Выполнение комплекса ОРУ для мышц живота /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
4.8
Выполнение комплекса ОРУ для рук и плечевого пояса /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
4.9
Выполнение комплекса ОРУ для мышц груди /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
4.10
Выполнение комплекса ОРУ для мышц спины /Пр/
Л1.1Л2.1
2
4
0
 
 
Раздел 5. 3 КУРС Легкая атлетика
 
5.1
Выполнение общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) в движении, выполнение специальных беговых упражнений, бег отрезков различной длины /Пр/
Л1.1Л2.1
2
5
0
 
5.2
Выполнение ОРУ на месте. Выполнение специальных беговых упражнений /Пр/
Л1.1Л2.1
2
5
0
 
5.3
Кроссовая подготовка /Пр/
Л1.1Л2.1
2
5
0
 
5.4
Выполнение прыжков в длину с места, с разбега /Пр/
Л1.1Л2.1
2
5
0
 
5.5
Выполнения тройного   прыжка /Пр/
Л1.1Л2.1
2
5
0
 
 
Раздел 6. 3 КУРС Спортивные игры
 
6.1
Выполнение ОРУ для развития выносливости. Прием мяча после отскока от сетки.Передача мяча двумя руками сверху в парах /Пр/
Л1.1Л2.1
2
5
0
 
6.2
Выполнение ОРУ для развития скоростных качеств. Закрепление техники приема мяча снизу и сверху с падением. Совершенствование техники приема мяча снизу двумя руками /Пр/
Л1.1Л2.1
2
5
0
 
6.3
Выполнение ОРУ для развития прыгучести.  Подача мяча по зонам /Пр/
Л1.1Л2.1
4
5
0
 
 
Раздел 7. 3 КУРС Лыжная подготовка
 
7.1
Техника выполнения попеременного двухшажного хода, Прохождение дистанции

до 2 км.

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
5
0
 
7.2
Техника выполнения попеременного двухшажного хода, Прохождение дистанции

до 2 км.

/Пр/

Л1.1Л2.1
4
6
0
 
7.3
Техника выполнения одновременного бесшажного хода. Прохождение дистанции одновременным бесшажным ходом. /Пр/
Л1.1Л2.1
4
6
0
 
7.4
Техника выполнения свободного стиля. Прохождение дистанции /Пр/
Л1.1Л2.1
4
6
0
 
 
Раздел 8. 3 КУРС Общая физическая подготовка
 
стр. 9
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
8.1
Страховка и самостраховка. Выполнение строевых упражнений на месте и в движении. Выполнение комплекса УГ /Пр/
Л1.1Л2.1
6
6
0
 
8.2
Выполнение ОРУ с гимнастическими палками. Выполнение порядковых упражнений. Выполнение построений и размыканий /Пр/
Л1.1Л2.1
4
6
0
 
8.3
Выполнение комплекса ОРУ для рук и плечевого пояса /Пр/
Л1.1Л2.1
4
6
0
 
8.4
Выполнение комплекса ОРУ для мышц живота, груди и спины /Пр/
Л1.1Л2.1
4
6
0
 
8.5
Выполнение комплекса ОРУ для мышц ног /Пр/
Л1.1Л2.1
4
6
0
 
 
Раздел 9. 4 КУРС Легкая атлетика
 
9.1
Выполнение общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) в движении, выполнение специальных беговых упражнений, бег отрезков различной длины. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
7
0
 
9.2
Толкание ядра /Пр/
Л1.1Л2.1
2
7
0
 
9.3
Метание копья /Пр/
Л1.1Л2.1
2
7
0
 
9.4
Прыжок в длину с разбега /Пр/
Л1.1Л2.1
2
7
0
 
9.5
Кроссовая подготовка /Пр/
Л1.1Л2.1
2
7
0
 
 
Раздел 10. 4 КУРС  Спортивные игры
 
10.1
Выполнение ОРУ для развития выносливости. Прием мяча после отскока от сетки.Передача мяча двумя руками сверху в парах /Пр/
Л1.1Л2.1
2
7
0
 
10.2
Выполнение ОРУ для развития выносливости. Прием мяча после отскока от сетки /Пр/
Л1.1Л2.1
2
7
0
 
10.3
Выполнение ОРУ для развития прыгучести.  Подача мяча по зонам /Пр/
Л1.1Л2.1
2
7
0
 
10.4
Выполнение упражнений с ударами по катящемуся,

летящему мячу средней частью подъема ноги, внутренней частью подъема ноги, носком.

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
7
0
 
 
Раздел 11. 4 КУРС Лыжная подготовка
 
11.1
Техника выполнения попеременного двухшажного хода,

Прохождение дистанции до 2 км.

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
8
0
 
11.2
Техника выполнения одновременного бесшажного хода. Прохождение дистанции одновременным бесшажным ходом /Пр/
Л1.1Л2.1
2
8
0
 
11.3
Прохождение дистанции свободным стилем /Пр/
Л1.1Л2.1
2
8
0
 
 
Раздел 12. Глава 4. Общая физическая подготовка
 
12.1
Страховка и самостраховка. Выполнение строевых упражнений на месте и в движении /Пр/
Л1.1Л2.1
2
8
0
 
12.2
Выполнение ОРУ с гимнастическими палками. Выполнение порядковых упражнений. Выполнение построений и размыканий /Пр/
Л1.1Л2.1
2
8
0
 
стр. 10
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
12.3
Выполнение комплекса ОРУ для мышц туловища /Пр/
Л1.1Л2.1
2
8
0
 
12.4
Упражнения на брусьях /Пр/
Л1.1Л2.1
4
8
0
 
12.5
Упражнения на перекладине /Пр/
Л1.1Л2.1
2
8
0
 
12.6
Упражнения на развитие силовых качеств /Пр/
Л1.1Л2.1
2
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Сдача контрольных нормативов:

1)Бег 100 метров

2)Челночный бег 3*10 метров

3)Прыжки в длину с места толчком двумя ногами

4) Прыжек в длину с разбега

5)Бег на 3000/2000 метров

6)Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

7)Подтягивание из виса на высокой перекладине

8)Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Примерный перечень вопросов

1. Под физической культурой понимается:

А) часть культуры общества и человека;

Б) процесс развития физических способностей;

В) вид воспитания, направленный на обучение движениям и развитие физических качеств;

Г) развитие естественных сил природы и воспитание гигиенических качеств.

2. Результатом физической подготовки является:

А) физическое развитие;

Б) физическое совершенство;

В) физическая подготовленность;

Г) способность правильно выполнять двигательные действия.

3. Когда Россия впервые приняла участие в Олимпийских играх?

А) 1908 год в Лондоне;

Б) 1912 год в Стокгольме;

В) 1952 год в Хельсинки;

Г) 1928 год в Амстердаме.

4. Бег с остановками и изменению направления по сигналу преимущественно способствует формированию:

А) координации движений;

Б) техники движений;

В) быстроты реакции;

Г) скоростной силы.

5. Солнечные ванны лучше всего принимать:

A) с 12 до 16 часов дня;

Б) до 12 и после 16 часов дня;

B) в любое время дня при соблюдении необходимых мер предосторожности;

Г) с 10 до 14 часов.

6. К циклическим видам спорта относятся :

A) борьба, бокс, фехтование;

Б) баскетбол, волейбол, футбол;

B) ходьба, бег, лыжные гонки, плавание;

Г) метание мяча, диска, молота.

7. Где и когда были проведены первые Олимпийские игры современности?

А) 1516 год в Германии;

Б) 1850 год в Англии;

В) 1896 год в Греции;

Г) 1869 год во Франции.

8. Главной причиной нарушения осанки является:

 
стр. 11
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
А) малоподвижный образ жизни;

Б) слабость мышц спины;

В) привычка носить сумку на одном плече;

Г) долгое пребывание в положении сидя за партой.

9. Назовите имя первого Российского олимпийского чемпиона:

А) Николай Панин-Коломенкин (фигурное катание);

Б) Иван Поддубный (борьба);

В) Сергей Елисеев (тяжелая атлетика);

Г) Анатолий Решетников (легкая атлетика)

10. Документом, представляющим все аспекты организации соревнований, является:

А) календарь соревнований;

Б) положение о соревнованиях;

В) правила соревнований;

Г) программа соревнований.

11. Профилактика нарушений осанки осуществляется при:

A) скоростных упражнениях;

Б) упражнениях «на гибкость»;

B) силовых упражнениях;

Г) упражнениях на «выносливость».

12. Какая организация занимается подготовкой и проведением Олимпийских игр?

A) НХЛ;

Б) НБА;

B) МОК;

Г) УЕФА.

13. В каком виде спорта завоевала золотую медаль дальневосточница Юлия Чепалова на ХVII Олимпийских играх?

А) скоростной спуск;

Б) конькобежный спринт;

В) фристайл;

Г) лыжные гонки.

14. Что определяет техника безопасности?

А) навыки знаний физических упражнений без травм;

Б) комплекс мер направленных на обучение правилам поведения, правилам страховки и самостраховки, оказания доврачебной помощи;

В) правильное выполнение упражнений;

Г) организацию и проведение учебных и внеурочных занятий в соответствии с гигиеническими требованиями.

15. Выберите правильную последовательность действий по оказанию доврачебной помощи при обмороке:

А) положить пострадавшего в прохладное место, обмахивать полотенцем, дать обильное теплое питье;

Б) холодный компресс на голову, покой, ногам придают возвышенное положение;

В) теплый компресс на голову, расстегнуть стесняющую дыхание одежду неглубокий массаж области шеи, холодное питье;

Г) придать пострадавшему горизонтальное положение, обеспечить приток свежего воздуха, обтереть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырь.

16.Какое определение не относится к основным свойствам мышц?

А) растяжение;

Б) сокращение;

В) эластичность;

Г) постоянность состояния

17. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в:

А) укрепление здоровья и воспитание физических качеств людей;

Б) обучением двигательным действиям и повышении работоспособности;

В) в совершенствовании природных, физических свойств людей;

Г) определенным образом организованная двигательная активность.

18. С помощью какого теста не определяется физическое качество выносливость?

А) 6- ти минутный бег;

Б) бег на 100 метров;

В) лыжная гонка на 3 километров;

Г) плавание 800 метров.

19. Какова протяженность марафонской дистанции на Олимпийских играх?

 
стр. 12
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
42 км 195 м;

Б) 32 км 195 м;

50 км 195 м;

Г) 45 км 195 м. 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности

1. Двигательная активность.

2. Профессиональная направленность физического воспитания.

3. Роль физической культуры и спорта в развитии общества.

4. Социальные функции физической культуры и спорта.

5. Современное состояние физической культуры и спорта.

6. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования.

7. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.

8. Краткая характеристика ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт.

9. Основные положения организации физического воспитания в вузе.

Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания

1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

2. Функциональные системы организма.

3. Природные и социально-экологические факторы.

4. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.

5. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое.

6. Биологические ритмы и работоспособность.

7.Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм.

8.Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

9.Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

10.Обмен веществ и энергии.

11.Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная.

12.Особенности функционирования центральной нервной системы.

13.Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Тема 3. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности

1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

2.Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.

 
стр. 13
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 

3.Влияние образа жизни на здоровье.

4.Влияние условий окружающей среды на здоровье.

5.Наследственность и меры здравоохранения. Их влияние на здоровье.

6.Здоровье в иерархии потребностей культурного человека.

7.Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.

8.Система знаний о здоровье.

9.Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.

10.Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.

11.Способы регуляции образа жизни.

12.Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.

13.Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

14.Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов.

15. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности.

16.Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Тема 4. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе

1.Методические принципы физического воспитания.

2.Основы обучения движениям (техническая подготовка).

3.Этапы обучения движениям.

4.Воспитание физических качеств.

5.Воспитание выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.

6.Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.

7.Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи ОФП.

8.Специальная физическая подготовка.

9.Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.

10.Спортивная подготовка. Цели и задачи спортивной подготовки. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая.

11. Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

12.Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.

13.Значение мышечной релаксации.

14.Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

15.Формы занятий физическими упражнениями.

16.Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

17.Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия.

Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий

 
стр. 14
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 

1.Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.

2.Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.

3.Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

4.Особенности самостоятельных занятий по физической культуре для женщин.

5. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности.

6.Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов.

7.Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.

8.Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности.

9.Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.

10. Гигиена самостоятельных занятий по физической культуре: питание, питьевой режим, уход за кожей.

11.Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма.

12.Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

13.Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом: виды диагностики, цели и задачи.

14.Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.

15.Педагогический контроль, его содержание. Виды педагогического контроля.

16. Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля. Методы самоконтроля при занятиях по физической культуре.

17.Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов (ППФП)

1.Личная необходимость психофизической подготовки человека к труду.

2.Положения, определяющие социально-экономическую необходимость психофизической подготовки человека к труду.

3.Определение понятия ППФП: ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания.

4.Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов.

5.Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП.

6.Методика подбора средств ППФП.

7.Организация, формы и средства ППФП в вузе.

8.ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время.

9.Система контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

10.Виды и формы профессионального труда бакалавра и специалиста.

11.Основные и дополнительные факторы, определяющие ППФП будущих специалистов - выпускников факультета: условия их труда.

12.Особенности утомления и динамики работоспособности в течение рабочего дня, недели, сезона.

13.Влияние географо-климатических, региональных условий на жизнедеятельность работников.

 
стр. 15
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
14.Содержание ППФП специалистов, относящихся к различным группам ИТР.

15. Прикладные виды спорта.

16.Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам (семестрам) обучения для студентов данного факультета.

17.ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура». 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1) Контрольные нормативы

2) Тест

3) Реферат

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Крамской С. И., Егоров Д. Е., Амельченко И. А., Крамского С. И., Егорова Д. Е.
Физическая культура для студентов среднего профессионального образования: учебное пособие для СПО
Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова; ЭБС АСВ, 2020
https://www.iprbookshop.ru/106205.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Быченков С.В., Везеницын О.В.
Физическая культура: учебное пособие для СПО
Саратов: Профобразование; Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/77006.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Adobe Reader
6.3.1.2
Firefox
6.3.1.3
Google Chrome
6.3.1.4
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
ГАРАНТ
6.3.1.7
КонсультантПлюс
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Гарант
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.6
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Здоровьесберегающая технология
 
Игровая технология
 
Соревновательная технология
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 16
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебный материал раздела направлен на повышение функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и  занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

- преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

- студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

- студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Контрольные тесты и зачетные нормативы студенты сдают с учетом особенностей обучения в учебном отделении (основное, специальное отделение).

В каждом семестре студентам планируется не более пяти контрольных тестов, которые выполняются  в соответствии с правилами данного вида спорта.

Студены, пропустившие учебные занятия (и не прошедшие необходимую подготовку) допускаются к тестированию только после соответствующей подготовки. В случае пропуска занятий по уважительной причине студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов. Студенты, освобожденные на длительный срок, сдают зачет по теоретическому и методическому разделам программы и готовят реферат.

Студенты специального учебного отделения выполняют контрольные тесты с учетом показаний и противопоказаний в зависимости от характера и степени отклонения в состоянии здоровья.

Для студентов всех учебных отделений 1-3 курсов основным критерием положительной оценки при получении зачета должно быть улучшение показателей тестов в процессе всего периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ «Б» ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Оптимально организованная двигательная деятельность студентов с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее СМГ), способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом – становлению социальной личности студента. Физическое воспитание данного контингента учащихся ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых студентов. На практических занятиях по физической культуре в СМГ студентам необходимо использовать:

- Гимнастические упражнения (общеукрепляющие и специальные). Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Задача специальных упражнений – избирательное действие на различные системы, затронутые патологическим процессом;

-  Дыхательные упражнения (статистические и динамические).

Статистические дыхательные упражнения выполняются в различных исходных положениях в состоянии покоя, т.е. без движения ног, рук и туловища, динамические – выполняются в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.;

- Порядковые и строевые упражнения организуют и дисциплинируют занимающихся, вырабатывая необходимые двигательные навыки (построение, повороты, ходьба и другие упражнения). Подготовительные или вводные упражнения подготавливают организм к предстоящей физической нагрузке;

- Корригирующие упражнения уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации отдельных частей тела;

- Упражнения на координацию движения и в равновесие применяются для тренировки вестибулярного аппарата. Выполняются они в основных исходных положениях, обычной стойки на узкой площади опоры – стоя на одной ноге, на носках, с открытыми или закрытыми глазами, с предметами или без них;

- Упражнения в сопротивлении – способствуют укреплению мышц, повышают их эластичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ;

- Ритмопластические упражнения.

Начинаются и заканчиваются занятия по физической культуре у студентов подсчетом пульса, частоты дыхания. Оздоровительный эффект занятий достигается также широким использованием студентами закаливающих факторов. В СМГ «Б» студенты выполняют физические упражнения при частоте пульса не более 120 уд./мин в течение всего учебного года, так как по данным физиологов при данной частоте  они способствуют гармонической деятельности сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно - двигательного аппарата и других органов  и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание.

 
стр. 17
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат одна из основных научно-исследовательских работ студентов.

Реферат (лат.) - 1) доклад на установленную тему, содержащий обзор соответствующих литературных и других источников;

2) изложение содержания научной работы, книги, статьи.

В учебной практике реферат рассматривается, как правило, в первом значении.

Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но студент может проявлять и свою инициативу.

Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и др.

При написании реферата от студента требуется умение выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Структура реферата должна включать следующие составные части и разделы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основное содержание.

5. Заключение (выводы).

6. Список литературы.

7. Приложения (если имеются).

1. Титульный лист.

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название и вид работы (реферат), данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

2. Содержание (оглавление) - это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц. Заголовки должны быть написаны так, чтобы по расположению можно было судить об их соотношении между собой по значимости (главы, разделы, параграфы и т.п.).

3. Введение. Обоснование выбора темы:

- актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

- новые, современные подходы к решению проблемы;

- наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

- противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересованном факте;

- личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

- цель и значимость темы.

4. Основное содержание

- сущность проблемы или изложение объективных научных сведений по теме реферата;

- критический обзор источников;

- собственные версии, сведения, оценки

5. Заключение:

- основные выводы;

- результаты и личная значимость проделанной работы; перспективы продолжения работы над темой.

6. Список использованной литературы:

В списке литературы дается перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и нумерацией по порядку. При этом в него включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте или выдержки, из которой они цитировались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем на иностранном.

7. Приложения.

В приложения включается второстепенный материал, например анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов и т. п.

Требования к оформлению текстового материала

Реферат должен быть отпечатан на пишущей машинке через два или принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 210x297 мм с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - 20, правое - 10, левое - 30 мм. Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая межсловные интервалы, шрифт – 14. Объем реферата не должен превышать 30 и быть не менее 12 страниц машинописного текста.

Номера страниц указываются на середине верхней части листа без точек и литерных знаков. Каждая страница нумеруется. Первой страницей считается титульный лист (нумерация на ней не ставится), второй – оглавление. Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов – строчными. Заголовки даются по центру и сверху и снизу отделяются от основного текста тремя интервалами; точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся и переносы в них не рекомендуются.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ 5 печатных знаков.

Оформление ссылок на источники.

Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры.

Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника.

Внутристраничный вариант: в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указывается номер источника по общему библиографическому списку и номер (а) использованной (ых) страниц.

 
стр. 18
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Работа по библиографическому поиску.

Как правило, при подготовке реферата используются следующие группы источников: словари, справочники; монографии, сборники, научные доклады на конференциях, симпозиумах, энциклопедии и т. д.; газетные и журнальные статьи, в которых приводятся новые данные науки и фактологический материал. В них - расшифровка терминов, понятий, история вопроса, анализируются различные точки зрения на проблему и т. д.

По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого подвопроса и всего вопроса в целом.

После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст.

Оформление реферата целесообразнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графических редакторов, электронных таблиц.

Библиографическое описание научно-методической литературы в списке

В список литературы входят различные источники, описание которых имеет свою специфику. Ниже приведены некоторые примеры.

1) Описание книг, монографий, учебников и учебных пособий:

1. Веретенникова, Л.К. Подготовка будущего учителя  к  формированию творческого потенциала школьника: Монография / Л.К. Веретенникова.– Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 134 с.

2. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. – М., 1982. – 280 с.

3. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С.Лукин. – М.: Прсвещение, 1995. – 316 .

4. Петров, П.К. Гимнастика в школе: Учеб. пособие / П.К. Петров. – Ижевск, 1996. – 460с.

2) Описание статей из журналов:

1. Столяров, В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи / В.И.Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – №4. – С. 13-20.

2. Столяров, В.И. философско-культурологический анализ физической культуры / В.И. Столяров // Вопросы философии. – 1988. - № 4. – С. 78-91.

3) Описание статей из сборников научных трудов и тезисов докладов:

1. Иванов, И.И. Педагогическая деятельность и контроль за физическим состоянием / И.И. Иванов // Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном процессе: Межвуз. сб. науч. трудов. – Ижевск, 1996. – С. 23-39.

2. Жданов, Ю. Д. Требования к специалистам физической культуры и спорта / Ю.Д. Жданов // Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования факультета физической культуры (ФФК). – Ижевск, 1999. – С. 13-46.

4) Описание авторефератов диссертаций:

1. Холодов, Ж. К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Ж.К.Холодов; Моск.гос.ун-т – М., 1996. – 40 с.

2. Райзих, А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности: Автореф. дисс... канд. пед. наук / А.А.Райзих; Омск.гос.ун-т ФК – Омск., 1997. – 24 с.

Не позже чем за две недели до намеченного срока, реферат представляется на рецензию научному руководителю.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научится работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.