2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Теория систематики и методика полевых исследований_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория систематики и методика полевых исследований
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
экзамены 5 зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
43,6
самостоятельная работа
113,8
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
14 5/6
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
24
24
Лабораторные
16
16
16
16
32
32
Консультации (для студента)
0,6
0,6
0,6
0,6
1,2
1,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,25
0,25
0,4
0,4
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
28
28
28
28
56
56
Кoнтактная рабoта
28,75
28,75
29,85
29,85
58,6
58,6
Сам. работа
70,4
70,4
43,4
43,4
113,8
113,8
Часы на контроль
8,85
8,85
34,75
34,75
43,6
43,6
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Малков П.Ю.
 
 
Теория систематики и методика полевых исследований
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний об основных направлениях, методологических основах и достижениях теории систематики и методики полевых исследований.
1.2
Задачи: - развитие комплексного понимания сущности вида как основной систематической категории;

- формирование представлений о основных формах внутривидовой изменчивости и их отражении в биологической систематике в историческом аспекте и на современном этапе;

- ознакомление с методами классификации надвидовых категорий (таксономии);

- усвоение правил и положений биологической номенклатуры, отраженных в Международных кодексах;

- изучение принципов описания таксонов, методик составления определительных ключей, правил работы с научными коллекциями;

- освоение методик полевых исследований биологических объектов.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Статистические методы обработки экспериментальных данных
2.1.2
Общая биология
2.1.3
Науки о биологическом многообразии
2.1.4
Зоология
2.1.5
Ботаника
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы биологического мониторинга и биоиндикации
2.2.2
Практика по ботанике
2.2.3
Практика по зоологии
2.2.4
Специальные главы биологии
2.2.5
Паразитология
2.2.6
Биогеография
2.2.7
Общая биогеография
2.2.8
Редкие животные Алтая
2.2.9
Экология растений
2.2.10
Лекарственные растения
2.2.11
Общая экология и рациональное природопользование
2.2.12
Ботаническая география
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен осуществлять экологическую оценку состояния территорий и применять природоохранные биотехнологии на поднадзорных территориях.
 
Знает способы анализа и представления результатов полевых биологических исследований
ИД-1.ПК-1: Знает методы экологической оценки состояния территорий и природоохранные биотехнологии.
 
Умеет обрабатывать первичные биологические данные
ИД-2.ПК-1: Умеет применять природоохранные биотехнологии для экологической оценки территории.
 
Владеет методологией сбора и анализа биологических данных
ИД-3.ПК-1: Осуществляет экологическую оценку состояния территорий.
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в теорию систематики
 
1.1
Введение в теорию систематики

Определение. Цели и задачи биологической систематики. Место систематики в системе биологических наук. Рост числа известных науке видов. Уровни систематики по Э. Майру (альфа-, бета- и гамма-систематика). Таксономия и номенклатура.  /Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Цели и задачи биологической система-тики. Рост числа известных науке видов. Уровни систематики (альфа-, бета- и гамма-систематика). Таксономия и номенклатура. /Ср/
12
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. История систематики
 
2.1
История систематики

Основные этапы развития систематики. Период изучения местных фаун: Античность (Гиппократ, Демокрит, Аристотель, Теофраст), Средние века и Возрождение (У. Альдрованди, К. Гесснер), Новое Время (Я. Сваммердам, Дж. Рэй). Карл Линней - вершина периода накопления первоначальных данных и основоположник современной систематики. Период становления эволюционных идей (Ж. Кювье, Ж. Ламарк). Смена парадигмы (Дарвин, Уоллес, Геккель). Период изучения видов на популяционном уровне (Э. Майр, Дж. Симпсон, Дж. Хаксли). Период внедрения количественных методов в биологическую систематику (Р. Сокэл, П. Снит, В. Хеннинг). /Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Основные этапы развития систематики. Период изучения местных фаун: Античность, Средние века и Возрождение, Новое Время. Период становления эволюционных идей. Смена парадигмы. Период изучения видов на популяционном уровне. Период внедрения количественных методов в биологическую систематику. /Ср/
12
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Теория вида
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
3.1
Теория вида

Концепции вида. Философское основание типологической (эсенциалистской) концепции вида. Учение Платона о “идеях”. Представления типологов о сущности вида. Философское основание номиналистской концепции вида. У. Оккама. Представления номиналистов о сущности вида. Эволюционное мировоззрение и номинализм. Политипическая концепция вида. Политипическая концепция и микроэволюция. Относительность дискретности видов. Определения вида.

Критерии вида. Недостаточность морфологического критерия вида. Основные типы морфологической изменчивости организмов. Наследственная и модификационная изменчивость. Виды двойники. Механизмы реализации репродуктивной изоляции. Молекулярно-биологический и цитологический критерии. Кариосистематика. Применение иммунологических, электрофоретических, хромотографических методов в систематике. Анализ митохондриальных маркеров. Баркодинг. Географический и экологический критерии вида. Подвиды (географические расы), формы (морфы), аберрации. Клинальная и дискретная изменчивость /Лек/

8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Основные типы морфологической изменчивости организмов. Наследственная и модификационная изменчивость. Виды-двойники. Подвиды (географические расы), формы (морфы), аберрации. Клинальная и дискретная изменчивость. /Лаб/
16
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Работа с материалами зоологического музея ГАГУ, презентации, обсуждение
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Теория вида /Ср/
46,4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 6. Принципы классификации надвидовых таксонов
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
6.1
Принципы классификации надвидовых таксонов

Основные и дополнительные таксономические категории. Методы биологической классификации. Типологическая классификация. Представление о архитипах. Аристотелевская лестница существ и иерархическая классификация Линнея. Процедура взвешивания признаков. Эволюционно-систематический метод таксономии. Геккелевская триада. Достоинства и недостатки эволюционно-систематического подхода. Нумерическая таксономия (фенетика в понимании Э. Майра). “Метод” М. Адансона. Статистические методы Р. Сокэла и П. Снита. Кладистический анализ. Апоморфия и плезиоморфия. Установление полярности признаков. Принцип синапоморфии, принцип сестринских групп, принцип строгой монофилии, принцип парсимонии. Монофилетические, парафилетические и полифилетические группы. /Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.2
Нумерическая таксономия. Статистические методы в таксономии. Кладистический анализ.  /Лаб/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.3
Принципы классификации надвидовых таксонов /Ср/
14
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 7. Основные принципы составления определительных ключей
 
7.1
Основные принципы составления определительных ключей Назначение определительных ключей. “Идеальные” и “плохие” признаки. Основные типы определительных ключей. Ступенчатый, скобочный и серийный определительные ключи. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
7.2
Построение определительных ключей ступенчатого, серийного и скобочного типа /Лаб/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
7.3
Самостоятельная работа с определителями /Ср/
12
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 8. Биологическая номенклатура
 
8.1
Международные кодексы номенклатуры. Принцип независимости номенклатур, принцип типификации, принцип приоритета, принцип уникальности названий, принцип универсальности названий, принцип обратной силы, принцип независимости от таксономии. Названия таксонов и их правописание. Видовые и внутривидовые названия, названия родов и таксонов более высокого ранга. Цитирование фамилий авторов первоописания. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
8.2
Решение проблемных таксономических ситуаций /Лаб/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
8.3
Самостоятельная работа (прочтение, анализ) с Международными номенклатурными кодексами /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 9. Методы полевых исследований и методы работы с коллекционным материалом
 
9.1
Методы полевых исследований и методы работы с коллекционным материалом

Функции музейных коллекций. Правила этикетирования. Принципы составления каталогов коллекций. Электронные базы данных. Способы хранения биологических объектов. Основы анатомирования. Изготовление тушек, гербарных листов, постоянных микропрепаратов. Расправление и препарирование насекомых.

Принципы действия и устройство ловушек, используемых для отлова живых организмов (давилки, капканы, конусы и ловчие стаканчики, ловушка Малеза, световые ловушки, живоловки). Методы учета относительной численности и плотности популяций. Метод учетных площадок. Метод трансект. /Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
9.2
Принципы организации полевых исследований биологических объектов. Организация и систематизация биологических коллекций /Лаб/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
9.3
Самостоятельная работа в зоологическом музее и гербарии ГАГУ, анализ литературы /Ср/
13,4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 10. Консультации
 
10.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 11. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
11.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
11.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
11.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

не предусмотрено

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. История становления систематики (таксономии) как науки и ее задачи.

2. Альфа, бета и гамма периоды развития систематики.

3. Основные положения теории вида и их значение в теории систематики.

4. Механизмы репродуктивной изоляции видов.

5. Подвид как низшая категория систематики.

6. Инфраподвидовые категории и их значение в познании структуры вида.

7. Клинальная изменчивость вида.

8. Типологическая, номиналогическая и политипическая концепции вида.

9. Виды-двойники, их морфологический, экологический, генетический и этологический аспекты.

10. Высшие систематические категории и их субъективизм.

11. Основные принципы филогенетического анализа.

12. Основные положения Международного кодекса зоологической номенклатуры.

13. Морфологические методы в систематике.

14. Экологические методы в систематике.

15. Молекулярно-биологические и генетические методы в систематике.

16. Нумерическая таксономия, ее преимущества и недостатки.

17. Таксономическая иерархия в систематике.

18. Методы музейной работы с зоологическим материалом.

19. Таксономические признаки в систематике позвоночных животных.

20. Таксономические признаки в систематике насекомых.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Малков П.Ю., Ефимов В.М.
Количественный анализ биологических данных: учебное пособие для вузов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=627:kolichestvennyj-analiz-biologicheskikh-dannykh&catid=3:biology&Itemid=161
 
Л1.2
Малков П.Ю.
Количественный анализ биологических данных: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Сергиевская Е.В.
Систематика высших растений: практический курс
Санкт-Петербург: "Лань", 2002
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
128 А1
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
131 А1
Зоологический музей. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Передвижная доска, коллекция птиц, чучела животных, витрины с животными разных экосистем Алтая, коллекции насекомых, коллекция рогов, таблицы, схемы, экспонаты зоологического музея, гербарий, тушки животных, лупы ручные, карты, калькуляторы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, а также к самостоятельной работе дисциплины «Теория систематики и методика полевых исследований» составлены для основного уровня образовательной программы: бакалавриат по направлению 06.03.01 Биология.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях,  а также  способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время

Цели и задачи методических указаний заключаются в разъяснении студентам основного плана занятий, в ходе которых они должны овладеть первоначальными профессиональными умениями и навыками обработки статистических данных биологического характера, и направлены на формирование следующих компетенций:

способность применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ОПК-6);

способность применять на практике приемы составления научно-технических

отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически

анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и

лабораторных биологических исследований (ПК-2)

2. План самостоятельной работы

Тема, вопросы для повторения ранее изученных дисциплин и самостоятельного изучения Содержание работы Количество часов Форма отчетности Срок контроля

1. Введение в теорию систематики

Цели и задачи биологической систематики. Рост числа известных науке видов. Уровни систематики (альфа-, бета- и гамма-систематика). Таксономия и номенклатура. Подготовка к зачету 10 Зачет Конец 4-го семестра

2. История систематики

Основные этапы развития систематики. Период изучения местных фаун: Античность, Средние века и Возрождение, Новое Время. Период становления эволюционных идей. Смена парадигмы. Период изучения видов на популяционном уровне. Период внедрения количественных методов в биологическую систематику. Подготовка к зачету 10 Зачет Конец 4-го семестра

3. Теория вида

Представления типологов о сущности вида. Представления номиналистов о сущности вида. Эволюционное мировоззрение 

 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
и номинализм. Политипическая концепция вида. Политипическая концепция и микроэволюция. Критерии вида. Наследственная и модификационная изменчивость. Виды двойники. Подвиды (географические расы), формы (морфы), аберрации. Клинальная и дискретная изменчивость. Подготовка к практическому занятию 10 Решение контрольных заданий Практические занятия

Подготовка к зачету Зачет Конец 4-го семестра

4. Принципы классификации надвидовых таксонов

Методы биологической классификации. Типологическая классификация. Эволюционно-систематический метод таксономии. Нумерическая таксономия. Статистические методы. Кладистический анализ. Подготовка к практическому занятию 14 Решение контрольных заданий Практические занятия

Подготовка к зачету Зачет Конец 4-го семестра

5. Биологическая номенклатура

Международные кодексы номенклатуры. Принцип независимости номенклатур, принцип типификации, принцип приоритета, принцип уникальности названий, принцип универсальности названий, принцип обратной силы, принцип независимости от таксономии. Подготовка к практическому занятию 4 Решение контрольных заданий Практические занятия

Подготовка к экзамену Экзамен Конец 5-го семестра

6. Основные принципы составления определительных ключей

Ступенчатый, скобочный и серийный определительные ключи. Подготовка к практическому занятию 6 Решение контрольных заданий Практические занятия

Подготовка к экзамену Экзамен Конец 5-го семестра

7. Методика полевых исследований и методы работы с коллекционным материалом

Принципы составления каталогов коллекций. Электронные базы данных. Принципы действия и устройство ловушек, используемых для отлова живых организмов (давилки, капканы, конусы и ловчие стаканчики, ловушка Малеза, световые ловушки, живоловки). Подготовка к практическому занятию 6 Решение контрольных заданий Практические занятия

Подготовка к экзамену Экзамен Конец 5-го семестра

ИТОГО: 60 ч.

3. Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Рекомендуется:

1.  Ознакомиться с содержанием курса по рабочей программе дисциплины.

2. Выписать (скачать) из соответствующей рабочей программы:

• список рекомендованной литературы;

• наименования лекционных разделов курса;

• темы практических работ;

• теоретические вопросы к зачету.

Студентам рекомендуется в соответствии с расписанием лекций и практических занятий по данной дисциплине запланировать дни недели и часы для самостоятельной работы, которая будет включать подготовку к лекциям, практическим занятиям, подготовку к зачету.

Для самостоятельной работы следует использовать основную и дополнительную литературу, а также периодические научные издания (журналы) и интернет источники.

Основная литература

1. Малков П.Ю. Количественный анализ биологических данных [Текст] : учебное пособие / П.Ю. Малков. – Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2009. – 76 с.

2. Малков, П.Ю. Количественный анализ биологических данных [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / П. Ю. Малков ; ред. В. М. Ефимов. - Электрон. текстовые дан. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. - 71 с.

Дополнительная литература

1. Винарский М.В. Проблема изменчивости в классической и неклассической систематике // Историко-биологические исследования. 2013. Т. 5. № 2. С. 7-27. (http://elibrary.ru/item.asp?id=19133421)

2. Павлинов И.Я. Проблема вида в биологии - ещё один взгляд // Труды Зоологического института РАН. 2009. Т. 313. № S1. С. 250-271. (http://elibrary.ru/item.asp?id=12917848)

3. Поздняков А.А. Методологические основания теоретической биологии // Философия науки. 2012. № 1 (52). С. 96-117. (http://elibrary.ru/item.asp?id=17854059)

4. Расницын А.П. Методология классификации: подходы Прокруста, Платона и Линнея // Труды Зоологического института РАН. 2013. Т. 317. №2. С. 66-71. (http://elibrary.ru/item.asp?id=23150300)

5. Тряпицын В.А. Краткий очерк теории филогенетической систематики Вилли Хеннига // Русский Орнитологический Журнал. - №394, т.17. – 2008. С. 3-20. (http://elibrary.ru/item.asp?id=9588931)

6. Эпштейн В.М. Версия современной теории эволюционной систематики // Труды Зоологического института РАН. - №51., т. 313. С. 272-293. (http://elibrary.ru/item.asp?id=12917849)

Методические рекомендации

Изучение дисциплины «Теория систематики и методика полевых исследований» завершается сдачей зачета в 4 и экзамена в 5 семестре. Зачет и экзамен являются формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

 
стр. 12
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
В период подготовки к зачету и экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

- аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

- непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

- подготовка к ответу на вопросы зачета.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем и указана в рабочей программе учебно-методическом комплексе дисциплины (УМКД).  

Основным источником подготовки является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету и экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет и экзамен проводятся по вопросам, охватывающим весь пройденный материал или по результатам тестирования. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы.