(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.04.02 География
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
• путях решения проблемы взаимодействия народнохозяйственного комплекса и ландшафтной среды;
• определении отношения среды к размещению различных функций;
• детальной ландшафтной оценке и зонировании;
• архитектурно-ландшафтной организации пространства, исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств среды;
• гармоничной взаимосвязи застройки и ландшафта;
• планировании и проектировании систем особо ценных ландшафтных объектов на, региона, района и др. в естественной среде, урбанизированной среде, охраняемых зон памятников природы (заказники, заповедники, национальные парки, культурноисторические зоны - мемориалы, памятники истории, архитектуры, садово-паркового искусства и др.).
ции
ракт.
2. Социально-экологические факторы ландшафтного проектирования.
3. Ландшафтно-экологический каркас как основа ландшафтного планирования и проектирования.
4. Алгоритм проектирования экологического каркаса.
5. Ландшафтно-экологическое проектирование в землеустройстве.
6. Оценка ландшафтов и проектирование системы озеленения
города.
7. Проектирование эколого-рекреационного каркаса города.
8. Прикладные аспекты ландшафтно-экологического проектирования.
/Лек/
опыт ландшафтного проектирования.
2. Социально-экологические факторы
ландшафтного проектирования.
3. Ландшафтно-экологическое проектирование в землеустройстве.
4. Влияние насаждений на тепловой режим и влажность воздуха.
5. Ветрозащитная, шумозащитная и санитарно-
гигиеническая роль насаждений.
6. Оценка ландшафтов и проектирование системы озеленения города.
7. Проектирование эколого-рекреационного каркаса города.
8. Прикладные аспекты ландшафтно-экологического проектирования.
9. Проектирование охраняемых ландшафтов.
10. Эстетическая визуализация ландшафта. /Пр/
2. Экологические аспекты территориального планирования и проектирования за рубежом.
3. Биогеографические принципы проектирования экологического каркаса.
4. Элементы экологического каркаса.
5. Алгоритм планирования и проектирования экологического каркаса.
6. Ландшафтно-экологическое проектирование в землеустройстве.
7. Ландшафтно-экологическое проектирование в градостроительстве.
8. Инженерно-экологические изыскания и проектирование водоохранных зон.
9. Проектирование объектов ландшафтной архитектуры. /Ср/
2. Какие функции ландшафта относятся к социально-экономическим функциям?
3. В чем выражается биопродукционная функция ландшафта?
4. Что означает биотическая функция ландшафта?
5. Что обеспечивают газообменная, водо- и климатоформирующая и регулирующая
функции ландшафта?
6. Какие функции ландшафта обеспечивают различные виды хозяйственной деятельности?
7. Что обеспечивают санитарно-гигиеническая и рекреационная функции ландшафта?
8. Что понимают под информационной функцией ландшафта?
9. Что понимают под организацией территории региона?
2. Организация территории регионов: цели, задачи, инструменты, опыт организации
3. Теоретические модели социально-экологической организации пространства
4. Ландшафт как объект урбоэкологического подхода
5. Архитектурная (градостроительная) экология: цель, задачи, методы, инструменты
6. Экологизация градостроительной деятельности
Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Самостоятельная работа по изучению курса предполагает внеаудиторную работу, которая включает:
1. Подготовку к практическим/семинарским занятиям
2. Подготовка докладов (сообщений) по предложенным темам
Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим занятиям
Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.
Практическое занятие охватывает, наиболее значимые разделы курса по дисциплине, предусматривающие формирование у студентов навыков и умений приложения теории к практике, решения профессиональных задач, и состоит из введения, собственно практической части и заключения.
Подготовка практического занятия включает подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов, обеспечение учебного процесса методическими материалами. Перед началом занятия проходит ознакомление студентов с целями и задачами занятия, формами отчетности и установлением готовности занимающихся к выполнению практических заданий.
Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с заданиями практического занятия, которые включают в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Приступить к выполнению практического задания, которое может выполняться в виде заполнения таблиц, построения графиков и диаграмм, выполнения контурных карт, письменно в виде сравнительных характеристик географических объектов.
Методические рекомендации по подготовке докладов (сообщений)
При подготовке докладов или сообщений студент должен правильно оценить выбранный для освещения вопрос. При этом необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Значение поисков необходимой литературы огромно, ибо от полноты изучения материала зависит качество научно-исследовательской работы. Самый современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по изучаемой проблеме. Доклад – вид самостоятельной работы, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы Она включает несколько этапов и предусматривает длительную, систематическую работу студентов и помощь педагогов по мере необходимости:
- составляется план доклада путем обобщения и логического построения материала доклада;
- подбираются основные источники информации;
- систематизируются полученные сведения путем изучения наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, возможно, дает сам преподаватель;
- делаются выводы и обобщения в результате анализа изученного материала, выделения наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и требования нормативных документов.
К докладу по укрупненной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении обозначается актуальность исследуемой в докладе темы, устанавливается логическая связь ее с другими темами.
В заключении формулируются выводы, делаются предложения и подчеркивается значение рассмотренной проблемы.
При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение.
Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Необходимо выразить свое мнение по поводу поставленных вопросов и построить свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями. Выполнения определенных требований к выступлениям студентов на семинарах являются одним из условий, обеспечивающих успех выступающих. Среди них можно выделить следующие:
1) взаимосвязь выступления с предшествующей темой или вопросом;
2) раскрытие сущности проблемы во взаимосвязи со своими записями;
3) методологическое значение исследуемого вопроса для научной, профессиональной и практической деятельности.
Презентация – представление подготовительного содержательного сообщения. Отличительной особенностью презентации является ее интерактивность: сообщение делается в режиме диалога с участниками. Цель презентации: каждое деловое общение предполагает точное формулирование цели, которые должны быть достигнуты.
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки.
На слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успевают осознать содержание слайда.
Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Алгоритм презентации:
8. Постановка цели.
9. Определение концепции.
10. Выбор структур.
11. Подбор материалов.
12. Оценка качества материалов.
13. Выбор средств в приемов для лучшего донесения материалов. Создание презентации.
14. Представление презентаций.
Презентация оценивается по следующим критериям:
7. Научная содержательность.
8. Информативность.
9. Понимание логики представленного материала.
10. Актуальность.
11. Степень глубины представленного материала.
12. Дизайн.