(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.01 Педагогическое образование
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
- защита от опасности;
- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
ции
ракт.
хар-ра
/Ср/
2. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте.
3. Частичная и полная специальная обработка.
4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
5. Аварии на авиационном транспорте.
6. Медицинские средства индивидуальной защиты (аптечка АИ-2, пакет перевязочный медицинский ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10).
7. Силы и средства РСЧС.
8. Аварии на водном транспорте.
9. Паника, поведение человека во время паники.
10. Режимы функционирования РСЧС.
11. Массовые погромы.
12. Классификация пожаро - и взрывоопасных объектов.
13. Классификация ЧС природного характера.
14. Правила поведения во время пожара.
15. Толпа, виды толпы. Обеспечение собственной безопасности в толпе.
16. Землетрясения, причины, характеристика.
17. Классификация пожаров.
18. Кража.
19. Прогнозирование землетрясений.
20. Классификация взрывов.
21. Мошенничество.
22. Защита от землетрясений.
23. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
24. Правила поведения в случаях нападения на улицах.
25. Моретрясение. Цунами.
26. Защита населения от аварийно химически опасных веществ.
27. Нападение в автомобиле.
28. Извержение вулканов.
29. Открытие явления радиоактивности.
30. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей.
31. Наводнение.
32. Естественные источники радиоактивности на Земле.
33. Правовые основы самообороны (Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, ст. 37,38,39,40,41).
34. Защита от наводнений.
35. АЭС и урановые рудники как источник радиоактивного загрязнения.
36. Основные правила самообороны.
37. Действия населения при угрозе наводнений.
38. Аварии на радиационно-опасных объектах.
39. Средства самозащиты и их использование.
1. Что такое чрезвычайная ситуация? По каким признакам классифицируются все чрезвычайной ситуации
2. Как подразделяются стихийные бедствия, связанные с геологическими природными явлениями
3. Какую информацию должны получать жители, проживающие в оползне-селе-и обвалоопасных районах, от соответствующих служб, контролирующих безопасность населения
4. Что такое ураган? Что такое буря? Что такое смерч
5. Виды опасных факторов и опасных ситуаций в ОУ.
6. Методы снижения физической и эмоциональной усталости.
7. Опасность и ее влияние на поведение людей. Психологическая готовность как важнейшая задача персонала ОУ.
8. Причины происшествий, ЧС, несчастных случаев, травматизма и профессиональных заболеваний в ОУ.
10.Какие стихийные бедствия относятся к гидрологическим
11..Какие вещи необходимо взять с собой при эвакуации в наводнение
12. Профилактика и противодействие наркомании и токсикомании
13. Планы, инструкции, рекомендации по безопасности.
14. Правовые средства обеспечения сохранности личного и школьного имущества, профилактики краж личного имущества учащихся.
15. Организация и проведение практических мероприятий с учащимися по безопасному поведению в опасных ситуациях криминального характера.
16..Какие меры необходимо принять, чтобы спасатели могли обнаружить людей, отрезанных водой? Какие места можно использовать как безопасные для пребывания людей во время наводнения
17. Правовые основы самообороны. Условия и приемы применения, иных средств защиты в опасных ситуациях.
18. Виды наказаний, возможности и целесообразность их применения к учащимся (воспитанникам) и родителям.
19. Девиантное поведение детей и подростков. Социально-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений
20. Какие действия следует выполнить человеку при вынужденном пребывании под открытом небом во время бури и урагана
21. Что такое эпидемия? Что такое пандемия? Что такое инфекционные болезни? Назовите наиболее опасные инфекционные заболевания людей
22.Что такое зона ограничений на радиационно-опасных объектах? Что такое пожаро-и взрывоопасные объекты
23. Что делать, когда столкновение при аварии на автотранспорте неизбежно? Что делать, если при аварии машина упала в воду
24. Чего следует остерегаться населению после спада воды в наводнение
25.Как оповещается население о надвигающемся цунами
26. Какие виды пожаров входят в понятие природные пожары
27. Цели, задачи, основные принципы системы безопасности образовательного учреждения.
28.Какую ответственность несут лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности в лесах
29. Как следует выходить из зоны лесного пожара
30..Какими бывают чрезвычайные ситуации по масштабу
31.Что такое авария и где чаще всего происходят аварии
32.Что такое чрезвычайная ситуация
33. По каким признакам классифицируются все чрезвычайной ситуации
34. Какие меры необходимо принять, чтобы спасатели могли обнаружить людей, отрезанных водой? Какие места можно использовать как безопасные для пребывания людей во время наводнения
35. Сколько времени необходимо оставаться в безопасных местах при цунами? Какие виды пожаров входят в понятие природные пожары
36. Какие действия необходимы при внезапном наводнении
37. Где недопустимо встречать волну цунами и почему? Какие действия необходимо при встрече волны во время цунами тем, кто не смог укрыться в безопасное место
38. Причины пожаров в ОУ. Основные требования пожарной безопасности. Инженерно-техническое обеспечение.
39. Чем характеризуются радиационные воздействия на персонал и население в зоне радиоактивного заражения? Каким бывает радиоактивное облучение
40.Назовите главные причины возникновения аварий на автомобильном транспорте, которые выявлены статистически? Что делать, если авария на автотранспорте неизбежна
41.Что такое чрезвычайная ситуация
42. По каким признакам классифицируются все чрезвычайной ситуации
43.Что определяет ведомственный признак возникновения чрезвычайной ситуации?
44.Что берется за основу признака масштаба возможных последствий, возникновения чрезвычайной ситуации
45.Кома. Первая помощь пострадавшему в состоянии комы.
46. Клиническая, социальная и биологическая смерть.
47. Понятие о реанимации. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.
48. Правило нанесения удара по грудине.
49. Поражающее действие электрического тока. Первая помощь при поражении электрическим током. Профилактика электротравматизма.
50. Первая медицинская помощь при поражении молнией. Как избежать поражения молнией.
51. Признаки синего утопления. Помощь пострадавшему после извлечения из воды при сохранении у него рвотного рефлекса. Помощь пострадавшему без признаков жизни после синего утопления.
53. Осложнения после утопления. Экстренная помощь при ухудшении состояния пострадавшего спасённого после утопления.
54. Попадание инородных тел в дыхательные пути. Стадии асфиксии. Оказание помощи при попадании в дыхательные пути шарообразных предметов. Помощь при попадании в дыхательные пути монетообразных предметов. Правила извлечения инородного тела из дыхательных путей ударом под диафрагму.
55. Обморок и коллапс. Причины обмороков. Способы оказания первой помощи при обмороках.
56. Солнечный удар и первая медицинская помощь при нём.
57. Травматический шок. Эректильная и торпидная стадии шока. Первая медицинская помощь при шоке.
58. Ожоги. Определение площади ожогов. Степень ожога. Понятие об ожоговом шоке и ожоговой болезни. Первая помощь при ожогах.
59. Синдром длительного сдавления. Правила извлечения пострадавшего из завалов. Оказание первой помощи после извлечения из завалов.
60. Дайте определение травмы. Назовите виды травм.
61. Раны. Классификация ран, их особенности. Оказание доврачебной помощи при ранах. Раневая инфекция. Общие принципы лечения инфицированных ран.
62. Кровотечения: виды, опасности. Кровотечения и кровопотеря, признаки острой кровопотери. Признаки артериального, венозного, смешанного, капиллярного кровотечений. Доврачебная медицинская помощь при наружных кровотечениях.
63. Носовые кровотечения.
64. Внутренние кровотечения. Разновидности: легочное, внутригрудное, кровотечение в просвет желудочно-кишечного тракта, внутрибрюшное кровотечение. Доврачебная медицинская помощь при внутренних кровотечениях.
65. Показания для наложения жгута. Правила наложения жгута. Пальцевое прижатие. Места пальцевого прижатия.
66. Понятие о закрытых повреждениях. Ушибы. Растяжения связок. Межмышечные гематомы. Вывихи. Оказание первой доврачебной помощи.
67. Переломы костей, их виды. Признаки открытого и закрытого переломов. Признаки перелома позвоночника. Иммобилизация при переломах. Оказание неотложной помощи.
68. Черепно-мозговые травмы и переломы костей черепа. Сотрясение, ушиб, сдавление головного мозга. Признаки. Оказание первой доврачебной помощи
69. Травматический шок. Понятие о защитных реакциях при шоке. Стадии травматического шока (эректильная и торпидная), их внешние проявления. Схема оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.
70. Термические повреждения. Ожоги, отморожения. Классификация. Клиническая картина. Оказание первой помощи.
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование компетенций, предусмотренных учебным планом по данному профилю.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придержи¬ваться следующей технологии:
1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;
3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.
В ходе практического занятия необходимо выполнить работу из рабочей тетради, а затем защитить ее.
Симонова О.И. Попова Е.В. Рабочая тетрадь по безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие / О.И.Симонова, Е.В. Попова; Горно-Алтайский госуниверситет.- Горно- Алтайск, РИО ГАГУ, 2014- 81 c.
Подведение итогов занятия.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л. А. Михайлов, В. П. Губанов, В. П. Соломин [и др.] ; ред. Л. А. Михайлов. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2012. - 272 с.).
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Методические рекомендации по подготовке докладов (сообщений)
При подготовке докладов или сообщений студент должен правильно оценить выбранный для освещения вопрос. При этом необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Самый современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по изучаемой проблеме.
- составление плана доклада путем обобщения и логического построения материала доклада;
- подбор основных источников информации;
- систематизация полученных сведений путем изучения наиболее важных научных работ по данной теме;
- формулировка выводов и обобщений в результате анализа изученного материала, выделения наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и требования нормативных документов.
Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении обозначается актуальность исследуемой в докладе темы, устанавливается логическая связь ее с другими темами.
В заключении формулируются выводы, делаются предложения и подчеркивается значение рассмотренной проблемы.
При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение.
Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Необходимо выразить свое мнение по поводу поставленных вопросов и построить свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями. Выполнения определенных требований к выступлениям студентов на семинарах являются одним из условий, обеспечивающих успех выступающих. Среди них можно выделить следующие:
1) взаимосвязь выступления с предшествующей темой или вопросом;
2) раскрытие сущности проблемы во взаимосвязи со своими записями;
3) методологическое значение исследуемого вопроса для научной, профессиональной и практической деятельности.
Ситуационные задачи/кейс метод
Ситуационные задачи − это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции: ознакомление − понимание − применение − анализ – синтез – оценка.
Решение ситуационных задач позволяет использовать сразу нескольких интерактивных методов обучения, в частности: кейс-метод (вид обучения принятию решений с анализом параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности.
Кейсы позволяют обучаемым повысить аналитическое мастерство, обосновывая принятые решения и аргументированно защищая свою позицию в процессе дискуссий), дебаты (прения, обсуждение вопросов, опирающиеся на аргументацию, технологию спора).
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические рекомендации по к экзамену
Готовиться к итоговой аттестации необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед итоговой аттестацией за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к итоговой аттестации простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.
При получении неудовлетворительно, повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.