2022-2023_46_04_01_2022_342М_plx_Педагогика и психология высшей школы_История России в XIX - начале XXI вв
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика и психология высшей школы
Учебный план
46.04.01_2022_342М.plx

46.04.01 История

История России в XIX - начале XXI вв.
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
38,7
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
8 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
54
54
54
54
Консультации (для студента)
0,3
0,3
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60,45
60,45
60,45
60,45
Сам. работа
38,7
38,7
38,7
38,7
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Гонохова Т.А.
 
 
Педагогика и психология высшей школы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)
 
46.04.01 История
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у магистрантов системы психолого-педагогических  знаний,  умений и навыков для эффективного выполнения функциональных обязанностей преподавателей высшей школы.
1.2
Задачи: - формировать у магистрантов знания методологических основ, основных положений содержания и методики воспитания и обучения в вузе;

- формировать систему знаний о психологических особенностях студенческого возраста на основе современной методологии психологических исследований;

- формировать у магистрантов научно-исследовательскую компетентность как составную часть их профессиональной подготовки;

- способствовать овладению магистрантами практическими навыками, необходимы-ми для психолого-педагогической деятельности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Социально-психологический тренинг
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
находит и творчески использует имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития и образования в течение всей жизни
ИД-1.УК-6: Находит и творчески использует имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития и образования в течение всей жизни. 
 
самостоятельно выявляет мотивы и стимулы для саморазвития и образования в течение всей жизни, определяя реалистические цели профессионального роста
ИД-2.УК-6: Самостоятельно выявляет мотивы и стимулы для саморазвития и образования в течение всей жизни, определяя реалистические цели профессионального роста. 
 
планирует профессиональную траекторию с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда.
ИД-3.УК-6: Планирует профессиональную траекторию с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда. 
 
действует в условиях неопределенности, корректируя планы и шаги по их реализации с учетом, имеющихся ресурсов.
ИД-4.УК-6: Действует в условиях неопределенности, корректируя планы и шаги по их реализации с учетом, имеющихся ресурсов.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Педагогика и психология высшей школы: предмет и место в системе наук об образовании 
 
1.1
Тема 1. Педагогика и психология высшей школы: предмет и место в системе наук об образовании  /Лек/
1
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1.2
Тема 1. Педагогика и психология высшей школы: предмет и место в системе наук об образовании

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и основные категории психологии и педагогики

2. Особенности развития высшего образования в России.

3. Особенности развития высшего образования за рубежом.

4. Современные тенденции высшего образования и их проекция на систему профессиональной подготовки кадров.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, его структура.

/Пр/

8
2
0
презентация
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Тема 1. Педагогика и психология высшей школы: предмет и место в системе наук об образовании   

Задание 1. Письменно. Проведите  анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки бакалавров, ответьте на вопросы:.

1. Какие разделы выделены в стандарте?

2. Область и объекты профессиональной деятельности бакалавра.

3. Виды профессиональной деятельности и решаемые бакалавром профессиональные задачи.

4. Какие компетенции формируются в результате освоения основной образовательной программы?

5. Структура основной образовательной программы бакалавриата.

6. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата.

7. Оценка качества освоения основной образовательной программы бакалавриата.

/Ср/

2,7
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Сущность процесса обучения в вузе                                      
 
2.1
Тема 2.  Сущность процесса обучения в вузе                                       /Лек/
1
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
2.2
Тема 2. Сущность процесса обучения в вузе

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об основных категориях дидактики.

2. Характеристика основных функций обучения в вузе.

3. Понятие о движущих силах процесса обучения в вузе.

4. Основные закономерности процесса обучения в вузе.

5. Характеристика общедидактических принципов и основных правил их реализации в учебном процессе вуза.

6. Методы, приемы, правила обучения в вузе.

/Пр/

8
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Тема 2. Сущность процесса обучения в вузе  

Задание 1. Письменно. Проведите экспертизу учебного плана, рабочей программы дисциплины и представить ее в письменном виде

Задание 2. Письменно. Проанализируйте учебную программу по любой дисциплине, обратите внимание на следующие вопросы:

-    какие разделы включены в программу;

-    содержание каждого раздела.

/Ср/

2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации и воспитания студентов в социокультурной среде вуза 
 
3.1
Тема 3. Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации и воспитания студентов в социокультурной среде вуза

Вопросы для обсуждения:

1.Потенциал социализации и воспитания студентов в различных сферах социокультурной среды вуза.

2.Условия и технологии профессионально-личностного становления студента.

3.Методы воспитания. Методы формирования сознания, методы формирования опыта общественного поведения, методы коррекции и стимулирования поведения.

4.Организационные формы воспитательной работы в вузе.

5.Профессиональное воспитание в высшей школе.

6.Профессионально-корпоративная культура специальности (направления подготовки).

/Пр/

10
2
0
таблица
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
3.2
Тема 3. Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации и воспитания студентов в социокультурной среде вуза

Задание 1. Письменно. Опишите технологию профессионально-личностного становления студента.

Задание 2. Письменно. На основе анализа изученной литературы составьте таблицу – «Классификация методов воспитания»

/Ср/

2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Формы организации учебного процесса в высшей школе    
 
4.1
Тема  4. Формы организации учебного процесса в высшей школе     /Лек/
2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.2
Тема 4. Формы организации учебного процесса в высшей школе    

Вопросы для обсуждения:

1.  Лекция - основная форма организации обучения в вузе.

2. Практические занятия в учебном процессе вуза.

3. Организация самостоятельной работы студентов.

4. Научно-исследовательская работа студентов.

5. Педагогический контроль в вузе.

/Пр/

8
2
0
творческая работа
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.3
Тема 4. Формы организации учебного процесса в высшей школе

Задание 1. Письменно. Разработайте один конспект лекции по конкретной теме.

Задание 2. Письменно. Разработайте один конспект практического занятия по конкретной теме.

/Ср/

2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Оптимизация учебного процесса в вузе   
 
5.1
Тема 5. Оптимизация учебного процесса в вузе    /Лек/
2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 8
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
5.2
Тема 5. Оптимизация учебного процесса в вузе   

Вопросы для обсуждения:

1. Традиционные и инновационные технологии обучения

2. Технология программированного обучения

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология проектного обучения

5. Технология оценки качества профессиональной деятельности вузовского преподавателя.

6. Игровые технологии обучения.

7.  Информационные (компьютерные) технологии обучения. Дистанционное обучение как вид информационной технологии.

8. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения.

9. Активные методы обучения.

/Пр/

8
2
0
дискуссия 
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.3
Тема 5. Оптимизация учебного процесса в вузе

Задание 1. Изучите любую инновационную технологию и подготовьте сообщение, в котором нужно показать специфику данной технологии и возможности её использования при изучении конкретных дисциплин.

/Ср/

2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Личностные особенности преподавателя высшей школы и особенности общения субъектов образовательного процесса в высшей школе
 
стр. 9
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
6.1
Тема 6. Личностные особенности преподавателя высшей школы и особенности общения субъектов образовательного процесса в высшей школе

Вопросы для обсуждения:

1. Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории карьеры.

2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры.

3. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры преподавателя.

4. Стили и модели педагогического общения.

5. Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми.

6. Типы современных преподавателей.

7. Конфликт как форма взаимодействия. Приемы разрешения конфликта.

/Пр/

6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
6.2
Тема 6. Личностные особенности преподавателя высшей школы и особенности общения субъектов образовательного процесса в высшей школе

Задание 1.  Проведите самодиагностику качеств преподавателя, готовности к педагогической деятельности, профессиональной компетентности, компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.

Задание 2.  Составьте рекомендации по организации педагогического общения.

/Ср/

16
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Психологические особенности развития личности студента высшей школы    
 
7.1
Тема 7.  Психологические особенности развития личности студента высшей школы     /Ср/
10
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 10
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
7.2
Тема 7. Психологические особенности развития личности студента высшей школы  

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая характеристика студенческого возраста и развитие личности студента.

2. Социальная адаптация студентов в вузе.

3. Основные направления развития личности студента в процессе обучения в вузе.

4. Кризис юности – становление авторства в собственной жизни (17 лет- 21 год)

5. Психология учения и обучения студентов.

6. Психолого-педагогические действия, направленные на повышение успеваемости студентов.

/Пр/

6
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
7.3
Тема 7. Психологические особенности развития личности студента высшей школы

Задание 1. Разработайте рекомендации по преодолению проблем адаптации студента-первокурсника к условиям высшей школы.

/Ср/

2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,3
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
9.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
 
9.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к зачету

1. Предмет и категории педагогической науки

2. Связь педагогической науки с другими науками

3. Сущность и структура дидактики

4. Методы обучения в высшей школе.

5. Принципы обучения в высшей школе

6. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

7. Структура педагогической деятельности

8. Общее представление о лекционной форме преподавания.

9. Виды и функции лекций

10. Методические аспекты подготовки лекции

11. Методика проведения лекционного занятия

12. Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции

13. Сущность и виды семинарских занятий

14. Методика проведения семинарского занятия

 
стр. 11
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
15. Методические аспекты проведения лабораторных занятий

16. Классификация технологий обучения

17. Виды рейтингового контроля при модульном обучении

18. Методы активного обучения

19. Проблемное обучение в вузе

20. Культура речи педагога вуза

21. Стили педагогического общения

22. Этапы педагогического общения

23. Особенности развития личности студента

24. Социальная адаптация студентов в вузе

25. Типология личности студента и преподавателя вуза

26. Способы коммуникативных воздействий преподавателя

27. Проблемы повышения успеваемости студентов

28. Психологические особенности воспитания студентов

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тестирование, кластер, кейс-ситуации, рефераты
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Шарипов Ф.В.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие
Москва: Логос, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66421.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С., Гриншпун И.Б.
Введение в профессию "психолог": учебно-методическое пособие
Москва: МПСИ, 2004
 
Л2.2
Загвязинский В.И., Атаханов Р.
Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2003
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Firefox
6.3.1.5
Google Chrome
6.3.1.6
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.7
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.8
MS WINDOWS
6.3.1.9
Paint.NET
6.3.1.10
Яндекс.Браузер
6.3.1.11
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
стр. 12
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А2
Лаборатория психолого-педагогического образования. Лаборатория информационно-коммуникационных технологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V25, ноутбук, кресло-мешок Алова, музыкальный центр Samsung MX-F730DB, Пузырьковая колонна «Стандарт в-1500мм,д – 100 мм. Подсветка мультиколор», Телевизор LG 32LB628U=(3D), Чемодан психолога. Диагностический комплект «Семаго», ящик-песочница (набор для экспериментирования с песком), настольные психологические игры, набор метафорических ассоциативных карт

 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»

Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только провокацией, катализатором следующего за ним обсуждения. Сообщение должно занимать по времени не более 3 - 5 минут. Основной вид работы на семинаре - участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для подачи аудитории.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.

Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование -один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от тек¬ста.

Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение.

Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.

Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:

- на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;

- если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми фразами;

- выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.

 
стр. 13
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе.

По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки. Таким образом практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Вышеприведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену магистрант повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Магистранту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.

Методические указания к подготовке и проведению учебной дискуссии по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы»

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Во время дискуссии обучающиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

- подготовка (информированность и компетентность) студентов по предложенной проблеме;

- семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми участниками);

- корректность поведения участников;

- умение преподавателя проводить дискуссию.

Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

На первой стадии вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.

Вторая стадия – стадия оценки – обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.

Третья стадия – стадия консолидации – предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция.

Критерии оценивания дискуссии:

Оценка «5» (отлично) ставится, если: обучающийся полно усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков.

Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, учащийся не может применить теорию в новой ситуации.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.

Методические указания по составлению  и заполнению таблицы

Таблица - это графическая форма представления количественных и качественных данных в предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных.

 
стр. 14
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы.

Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию.

В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Виды таблиц:

- простая таблица, содержащая перечень данных об одном явлении;

-  групповая таблица, где данные разделяются по конкретному признаку;

-  комбинированная таблица, где деление данных осуществляется сразу по нескольким признакам.

При составлении таблицы важно выбрать существенные характеристики предмета изучения, точно сгруппировать материал, учесть сопоставимость данных, их однородность.

В таблицах необходимо приводить только точные данные.

При работе с заполнением таблицы может использоваться формализованный конспект, где записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению сводной (обобщающей) таблицы:

1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.

2. Проанализируйте учебный материал, выявите необходимые и достаточные для заполнения сравнительной таблицы сведения (характерные признаки, черты, виды и т.д.).

3. Ознакомьтесь с образцом оформления таблицы (при наличии).

4. Продумайте и начертите сетку таблицы. Обозначьте заголовки граф таблицы.

5. Заполните таблицу.

6. Содержание таблицы полностью должно соответствовать заданной теме. Не следует вносить излишнюю информацию, не принадлежащую рассматриваемой теме.

7. Представленный материал должен быть кратко и лаконично сформулирован.

8. Не допускайте пустых незаполненных граф.

9. Проверьте структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.

Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Запись учебного материала в виде таблицы позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

Критерии оценки:

-  соответствие содержания теме;

-  логичность структуры таблицы;

-  правильный отбор информации;

-  наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

- соответствие оформления требованиям;

-  работа сдана в срок.

Критерии оценки в баллах:

5» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена аккуратно карандашом и заполнена без помарок.

«4» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных терминов. В оформлении таблицы имеются помарки.

«3» – в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена ручкой.

«2» – таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена небрежно.

Методические указания по выполнению творческой работы

Процесс работы над  любым исследованием, в том числе и над исследованием по литературе  включает в себя ряд последовательных действий.

1. Определение темы творческой работы

Успешность творческой работы во многом зависит от выбранной темы. Важно, чтобы тема была не только актуальна, но и интересна самому студенту, отражала круг его интересов и вызывала эмоциональных отклик.

Как правило, существует перечень тем для творческих работ, рефератов и т.д. Тема может быть предложена как преподавателем, так и обучающимся (в этом случае ее целесообразность обязательно оговаривается с руководителем, при необходимости корректируется формулировка).

Рекомендуется выбирать конкретные узкие темы, что позволит детальнее рассмотреть вопрос, сделать интересные наблюдения по тексту.

Следует отдавать предпочтение темам, мало изученным на сегодняшний день.

 
стр. 15
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
2. Чтение и перечитывание выбранного текста

Этот этап работы является одним из важнейших при работе над исследованием. Произведение должно быть прочитано внимательно, вдумчиво («под лингвистическим микроскопом»). В процессе чтения обязательно делаются необходимые пометки, акцентируется внимание на значимых для исследования моментах. Фиксироваться могут и эмоциональные реакции читающего, возникающие образы.

Однако важно в дальнейшем еще и структурировать, сгруппировать все наблюдения по тексту. Здесь полезным будет составление картотеки, где будут приведены необходимые цитаты и обязательно указана страница.

Набранный материал потребуется для дальнейшей работы над творческим исследованием и будет пополняться.

Для написания творческой работы  нельзя ограничиваться лишь первым прочтением текста, произведение должно быть прочитано еще раз под определенным углом зрения, заявленным самой темой.

3. Подбор и изучение научных публикаций по теме исследования

Изучение базовых научных трудов позволит существенно расширить и скорректировать сложившиеся представления и знания о проблеме. Целесообразно начинать изучение литературы с учебных пособий, после этого можно переходить к рассмотрению монографий, статей, словарей, материалов электронных источников. Следует обращать внимание на авторитетные источники.

Важно не просто изучить научную литературу по теме, но и сделать необходимые выписки с обязательным указанием источника и страницы, попытаться систематизировать этот материал и сделать соответствующие выводы.

4. Составление плана и формирование структуры исследования

Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследование, в нем отражаются основные этапы развертывания темы. При его составлении следует учитывать, что:

- план должен быть развернутым;

- части должны быть примерно одинаковы по объему;

- план должен соответствовать содержанию исследования.

Содержательная часть творческой работы имеет следующую структуру:

- титульный лист

- оглавление

-введение (отражает понимание актуальности исследования, его целей и задач, практической значимости);

- основная часть (может дробиться на главы, параграфы, пункты, при этом обязательна логичность изложения, после каждой главы, параграфа делаются выводы и обобщения)

- заключение (подводит итоги всей работы, в нем отражаются результаты и предполагается видение дальнейших перспектив)

- список использованной литературы (обязателен в любой научно-исследовательской работе, располагается в конце в алфавитном порядке с точным указанием выходных данных);

приложение  - по необходимости.

5. Написание текста творческой работы

После составления плана переходят непосредственно к самому изложению материала, где подтверждаются выдвинутые гипотезы. Особое внимание следует обратить на оформление работы.

После написания творческая работа предоставляется научному руководителю для проверки, внесения замечаний и корректировки.

Исследование дорабатывается с учетом замечаний, вносятся необходимые изменения. Только после этого оформляется чистовой вариант.

Творческая работа должна быть написана научным языком с соблюдением правил грамматики, орфографии и пунктуации, с учетом особенностей научной речи (точность, однозначность, логичность и т.д.). Следует помнить, что в современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной, где недопустимым является употребление личного местоимения «я». Так, вместо фразы «я считаю» следует употреблять «мы считаем» или «считается».

Творческая работа должна представлять собой целостное стилистически однородное и завершенное исследование.

Оформление творческой работы

Творческая работа – исследование, к которому предъявляются конкретные требования.

1.Работа начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с принятыми стандартами.

2. Исследование выполняется 14 кеглем, шрифт – Times New Roman,  междустрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине.

3. Страницы текста должны быть пронумерованы и иметь поля – по 2 см сверху и снизу, слева – 3 см, справа – 1 см. Нумеровать страницы следует, начиная с 3 страницы (на титульном листе и на странице с оглавлением номер не ставится)

4. Каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, список литературы) начинается с новой страницы. Заголовки  пишутся строчными буквами, выравниваются   по центру строки  и выделяются жирным шрифтом. После названия раздела, главы, параграфа, располагаемого по центру строки, точка не ставится. Не допускается подчеркивание  и перенос заголовков.

5. Примеры из литературных источников  заключаются в кавычки и  выделяются  курсивом, после них  оформляются сноски.

6. Цитаты из научной литературы также закавычиваются и требуют после себя ссылки на источник.

6. Ссылки набираются в квадратных скобках. Например, [9, 27]. Здесь 9- номер источника, указанного в списке литературы, 27 – номер страницы. Ссылка может оформляться и по-другому. Например [Есин 2008: 32]. (Фамилия автора, год издания, страница)

7. Особое внимание обращается на оформление списка литературы.

Защита творческой работы

Защита творческой работы может осуществляться на научно-практических конференциях, на занятиях, а также  в рамках устного экзамена.

Защита творческого  исследования – это публичное краткое, но содержательное представление работы, после которого 

 
стр. 16
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
обучающийся отвечает на вопросы, возникшие у слушателей по ходу выступления.

Содержание доклада (сообщения)  должно быть тщательно продумано, т. к. на процедуру защиты отводится ограниченное количество времени (не более 10 минут).

При подготовке к защите следует еще раз прочитать текст творческой работы. В целях соблюдения регламента необходимо заранее самостоятельно определить, сколько времени занимает выступление и исключить несущественное.

Выступление должно быть четким, продуманным и отражать основные положения творческой работы. Обязательны примеры. Лучше, если защита будет сопровождаться каким-либо раздаточным материалом или электронной презентацией.

Следует следить за речью, избегать грамматических ошибок, также необходимо обращать внимание на интонацию, темп речи (он не должен быть слишком быстрым или, напротив, медленным),  и дикцию.

После выступления обучающийся должен быть готов ответить на вопросы. Отвечать нужно четко на поставленный вопрос, соблюдать тактичность. Если содержание вопроса не являлось объектом исследования и не рассматривалось в работе (следовательно, студент испытывает затруднения при ответе), необходимо корректно заявить об этом и обязательно принять во внимание указанный вопрос при дальнейшей работе над творческим проектом.

Методические рекомендации по подготовке к зачету по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»

Изучение дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету магистранты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка магистранта к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.

Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету магистрантам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.