2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Психология_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 3 зачеты с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
69
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
17
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
20
20
Практические
18
18
18
18
36
36
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
28
28
28
28
56
56
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
57,3
57,3
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
69
69
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Гонохова Т.А.
 
 
Психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: усвоение  студентами  системы  психологических  знаний,  закономерностей  психологического  развития,  учитывать  потенциальные  возможности,  возрастные  и  индивидуально-психологические  особенности  в  процессе  обучения  и воспитания детей.
1.2
Задачи: - овладение методами и методиками изучения психических процессов, свойств личности и межличностных отношений на разных возрастных периодах;

- раскрытие специфики познания самого себя и побуждение каждого студента к само-познанию  и самосовершенствованию;

- овладеть знаниями о взаимодействии человеческой психики со средой, основных условиях формирования, развития и совершенствования личности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Методология самостоятельной работы студентов
2.1.3
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культура и межкультурное взаимодействие
2.2.2
Практика по профилю профессиональной деятельности
2.2.3
Педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
знает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности умеет различать особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности владеет навыками выявления особенностей поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учета их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.).
ИД-2.УК-3:  Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п).
 
знает результаты (последствия) личных действий умеет предвидеть результаты (последствия) личных действий и планировать последовательность шагов для достижения заданного результата владеет основами предвидения результатов (последствий) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-3.УК-3: Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
знает свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и т.д.) умеет использовать свои ресурсы в работе применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.) для успешного выполнения порученной работы
ИД-1.УК-6: Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.) для успешного выполнения порученной работы.
 
знает основы организации своей деятельности умеет построить план достижения целей, план своей карьеры владеет навыками реализации целей деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
ИД-3.УК-6: Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. 
 
знает основы использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач умеет оценивать эффективность использования времени и других ресурсов в ходе решения задачи владеет навыками оценки эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата
ИД-4.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата. 
 
 
УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
 
знает основы дефектологических знаний для решения задач в профессиональной сфере деятельности умеет применять дефектологические знания для решения задач в социальной и профессиональной сферах деятельности владеет навыками применения необходимых дефектологических знаний для решения задач в социальной и профессиональной сферах деятельности
ИД-1.УК-9: Знает о важности и необходимости дефектологических знаний для решения задач в социальной и профессиональной сферах деятельности
 
знает основы коммуникации с различными людьми умеет коммуницировать с лицами с ограниченными возможностями здоровья владеет навыками коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологии
ИД-2.УК-9: Владеет основами коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологии.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общая психология
 
1.1
Тема 1. Психология как наука

Вопросы для обсуждения:

1.Психология как наука. Особенности явлений, изучаемых психологией.

2.Характеристика житейских и научных психологических знаний. 3.Задачи и место психологии в системе наук.

4.Классификация методов Б.Г. Ананьева.

5.Развитие психики в животном и человеческом мире.

/Пр/

2
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.2
Тема 2. Возможности психологического самопознания и познания других людей /Лек/
2
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.3
Тема 3. Индивидуально-типологические особенности личности /Лек/
2
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.4
Тема 4. Познавательная деятельность человека /Лек/
2
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.5
Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности /Лек/
2
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.6
Тема 2. Возможности психологического самопознания и познания других людей

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность.

2.Структура личности.

3.Факторы формирования личности.

4.Социальные условия развития личности.

5.Направленность личности, ценности и смысл жизни

6. Понятие о деятельности как совокупности внешней и внутренней активности человека.

7. Понятие общения и его функции.

8.Средства общения (вербальная и невербальная коммуникация).

9.Психология взаимодействия людей.

/Пр/

4
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.7
Тема 3. Индивидуально-типологические особенности личности

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о темпераменте и системе его проявлений.

2.Основные свойства темперамента.

3.Психологическая характеристика типов темперамента.

4.Понятие о характере.

5.Характер и темперамент.

6.Свойства и проявления характера.

7.Способность и деятельность.

8.Виды способностей.

/Пр/

6
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
2
презентация, рабочая  тетрадь
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.8
Тема 4. Познавательная деятельность человека

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие об ощущении и восприятии как перцептивной стадии познания.

2.Классификации восприятия и ощущений.

3.Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

4.Системная организация внимания: виды и свойства.

5.Память в системе психических явлений. Зависимость памяти от направленности личности.

6.Характеристика процессов памяти.

7.Мнемотехнические приемы запоминания.

8. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

9. Характеристика мыслительных операций. Логические формы мышления.

10. Место воображения в творческой деятельности человека.

/Пр/

4
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
4
таблица, рабочая тетрадь
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.9
Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

Вопросы для обсуждения:

1.Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека, их функции.

2.Формы переживания чувств. Внешнее выражение эмоций и чувств.

3.Классификация чувств.

4. Природа и структура волевого действия

5.Воля и познавательная деятельность. Воля и эмоциональная сфера личности.

/Пр/

2
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.10
Тема 1. Явления, изучаемые психологией. Развитие психики в животном и человеческом мире.

Задание 1.

Составить терминологический минимум по теме.

Задание 2. Подготовить реферат по одной из тем:

- Особенности явлений, изучаемых психологией.

- Соотношение житейских и научных психологических знаний.

- Интересное о психике в животном и человеческом мире

/Ср/

6
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.11
Тема 2: Возможности психологического самопознания     и     познания других людей

Задание 1.

Составить терминологический минимум по теме.

Задание 2.

Подготовить реферат по одной из тем:

1. Факторы формирования личности.

2. Социальные условия развития личности.

3. Направленность личности, ценности и смысл жизни

4. Самосознание и уровень притязаний. Самооценка личности.

5. Психология взаимодействия людей.

6. Механизм возникновения и протекания конфликта

Задание 3. Составить план самовоспитания.

/Ср/

6
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.12
Тема 3: Психологические свойства личности

Задание 1.

Составить терминологический минимум по теме.

Задание 2.

Подготовить сообщения по одной из тем:

1.Зависимость свойств темперамента и деятельности и поведения от

методов воспитания и жизненных условий индивида.

2. Особенности взаимосвязи темперамента и характера.

3. Акцентуации характера.

4. Развитие способностей человека, компенсация их в процессе деятельности.

/Ср/

7
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.13
Тема: 4. Особенности познавательной деятельности личности

Задание 1.

Составить терминологический минимум по теме.

Задание 2.

Разработать рекомендации по темам "Как стать внимательнее?", "Как развивать свою память?", "Как развивать мышление?"

/Ср/

9,5
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.14
Тема 5: Чувства и эмоции личности

Задание 1.

Составить терминологический минимум по теме.

Задание 2.

Подготовить сообщения по вопросам: "Формы переживания чувств".

"Внешние признаки выражение эмоций и чувств", "Воля и познавательная

деятельность", "Воля и эмоциональная сфера личности".

Задание 3.

Составить рекомендации «Как управлять своими эмоциями?».

/Ср/

6
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.15
Тема 1. Психология как наука /Лек/
2
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Консультации
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6 ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6 ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л2.1 Л2.2
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6 ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Возрастная психология
 
4.1
Тема 1. Предмет и методы возрастной психологии.  /Лек/
2
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
4
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.2
Тема 2. Характеристика дошкольного возраста /Лек/
4
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
4
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.3
Тема 3. Характеристика младшего школьного, подросткового и юношеского возраста /Лек/
4
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
4
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
4.4
Тема 1. Предмет и методы возрастной психологии

Вопросы для обсуждения

1.Основные понятия возрастной психологии (возраст, развитие, ведущий вид деятельности,

сенситивный период, и др.)

2.Движущие силы психического развития.

3.Методы исследования в возрастной психологии.

4. Подходы к изучению возрастной периодизации в отечественной и зарубежной психологии.

5.Проблемы возрастной психологии в современной науке.

/Пр/

4
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
4
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.5
Тема 2. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

1.Особенности развития ребенка в младенческом возрасте.

2.Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.

3.Особенности личностного развития ребенка до 3 лет. Кризис 3-х лет.

4.Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста.

5.Когнитивное развитие дошкольника.

6.Личностное развитие дошкольника.

7.Проблема готовности ребенка к обучению в школе.

/Пр/

6
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
4
2
таблица, рабочая тетрадь
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.6
Тема 3. Психологические особенности развития младших  школьников, подростков и юношей

Вопросы для обсуждения

1.Личностное развитие младшего школьника.

2.Когнитивное развитие ребенка младшего школьного возраста.

3. Кризис 7 лет.

4.Анатомо-физиологические особенности развития детей подросткового возраста.

5.Когнитивное развитие  подростка.

6.Личностное развитие подростка.

7. Кризис подросткового возраста.

9.Когнитивное развитие в юношеском возрасте.

10.Личностное развитие в юношеском возрасте.

/Пр/

8
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
4
4
таблица, рабочая тетрадь
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.7
Тема 1. Предмет и методы возрастной психологии

Задание 1.

Составить терминологический минимум по теме.

Задание 2. Аннотация статей по проблемам возрастной психологии.

/Ср/

10
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
4
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
4.8
Тема 2. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Задание 1

Составить терминологический минимум по теме.

Задание 2. Разработать рекомендации для родителей по преодолению кризиса 3-х лет.

Задание 3.

Составить схему личностного развития ребенка.

/Ср/

10
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
4
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.9
Тема 3. Психологические особенности развития подростков и юношей

Задание 1.

Составить терминологический минимум по теме.

Задание 2.

Составление рекомендаций для родителей по профилактике трудностей в общении с подростками.

/Ср/

14,5
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6
4
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6 ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л2.1 Л2.2
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6 ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-1.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6 ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов и эссе

Раздел 1. Общая психология

1. Использование психологических знаний в социальной практике.

2. Загадки сознания.

 
стр. 12
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
3. Психология на службе человека и общества.

4. Психологическая культура: проблемное поле, дискуссия, находки.

5. Значение психологии и психологов в современном обществе.

6.  Речь и мышление - связь психических явлений.

7. Темперамент и проблема саморегуляции.

8. Френология - учение о характере.

9. Акцентуации характера и их влияние на взаимодействие.

10. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.

11. Способности женщины и мужчины.

12. Саморегуляция психических состояний,

13 Способы профилактики психологического стресса.

14. Бессознательные явления в жизни человека.

15. Эффективное общение и конфликты.

16. Психология переживания. Переживание как деятельность личности по преодолению критических ситуаций своего бытия.

17. Многообразие образных явлений в сознании человека. Образы восприятия. Предметность образов восприятия. Послеобразы. Фантомные образы. Галлюцинации.

18. Восприятие событий. Восприятие реальных движений, иллюзий.

19.Особенности восприятия, учитывающиеся в теории и практике нейролингвистического программирования (НЛП).

20. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов (память, мышление, речь, воображение).

21. Условия совершенствования памяти человека.

22. Внимание – основа эффективного запоминания.

23. Внимание – необходимое условие эффективности деятельности человека.

24. Основные нарушения внимания.

25. Особенности осмысления изучаемого материала.

26. Эвристический подход к мышлению.

27. Интеллект в структуре психики.

28. Креативность и ее диагностика,

29. Понятие социального интеллекта. Его роль в межличностном взаимодействии.

30. Условия совершенствования ума.

31. Воображение и творчество.

32. Барьеры, возникающие в общении.

33. Психология массовидных явлений.

34. Восприятие и познание людьми друг друга при общении.

35. Избирательное влияние эмоций на поведение и познавательные процессы.

Раздел 2. Педагогическая психология

1. Школьная зрелость как комплексное психическое образование.

2. Школьная успеваемость и социальный статус ребенка в учебной группе.

3. Студенчество, как особая социальная категория.

4. Мотивация педагогической деятельности.

5. Личностные и профессиональные качества педагога.

6. Функциональные и структурные характеристики педагогического общения.

7. Идентификация и рефлексия как основные механизмы педагогической перцепции.

8. Коммуникативные барьеры во взаимодействии субъектов образовательного процесса.

9. Стереотипы и установки в педагогическом общении.

10. Специфика педагогического общения на разных этапах образовательной системы.

11. Талант и гениальность как уровни развития способностей.

12. Основные направления изучения способностей в психологии.

13. Педагогическое воображение как основа прогностических способностей.

14. Структура педагогических способностей.

15. Базовые организаторские умения педагога.

16. Педагогическая акмеология.

17. Педагогическое общение глазами психологов.

18. Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе, их характеристика.

19. Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе.

20. Основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.

21. Типы взаимосвязи обучения и воспитания.

22. Воспитывающее обучение.

23. Формирование нравственной основы учащихся.

24. Роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся.

25. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения.

26. Программированное обучение: достоинства и недостатки.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету Модуль 1. Общая психология

 
стр. 13
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. Общее понятие о психологии как науке. Отрасли психологии

2. Житейская и научная психология

3.. Методы психологического исследования (Б.Г. Ананьев).

4. Развитие психики в животном мире

5. Законы ВНД. Функциональная ассиметрия больших полушарий мозга. Роль левого и правого полушария в процессе обучения

6. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека

7. Механизмы психологической защиты

8.  Основные психические параметры структуры личности

9. Факторы и движущие силы развития личности.

10. Самооценка, внешняя оценка, уровень притязаний и методы их определения.

11. Направленность личности как система мотивов. Виды направленности.

12.  Специфика человеческих потребностей и их основные виды.

13. Понятие группы и коллектива.

14. Влияние личности на коллектив и коллектива на личность

15. Виды и средства общения.

16. Качества личности, необходимые для общения. Развитие общительности у детей.

17. Особенности деятельности человека.  Основные виды  деятельности.

18. Понятие о темпераменте, основные компоненты. Психологические свойства темперамента.

19. Соотнесение типов ВНД с типом темперамента по И.П. Павлову.

20. Темперамент и индивидуальный стиль личности.

21 Характер как система проявления отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к себе и к вещам.

22. Природа характера.  Характер и темперамент.

23. Понятие «акцентуация характера».

24. Понятие и структура способностей. Задатки как условия развития способностей.

25. Виды способностей. Проблемы их диагностики.

26. Виды внимания. Рекомендации по развитию внимания у детей.

27. Свойства внимания. Условия и пути развития внимания.

28. Понятие об ощущении и восприятии, их виды  

29. Сходства и различия между ощущением и восприятием.

30. Наблюдение и условия его развития.

31. Память в системе психических явлений. Теории памяти.

32. Процессы памяти. Явление реминисценции. Мнемотехнические приемы.

33. Виды и представления памяти. Память и деятельность.

34. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

35. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Единство мышления и речи.

36. Логические формы мышления. Формирование понятий в процессе обучения.

37. Основные виды мышления. Мышление и практическая деятельность.

38. Качества ума. Индивидуальные особенности мышления.

39. Особенности творческого мышления и условия его развития в обучении.

40. Виды речи, восприятие речи. Формирование речи у детей.

41. Понятие о воображении. Социальная природа воображения.

42. Виды воображения. Пути развития воображения.

43. Приемы создания образов воображения.

44. Воображение, эмоции и органические процессы.

45. Высшие чувства как результат развития личности. Их виды и значение в жизни человека.

46. Виды эмоциональных состояний.

47. Классификация эмоций. Психологические проблемы воспитания эмоциональной сферы личности.

48. Стресс и фрустрация.

49. Воля. Структура волевого действия. Функции воли.

50. Волевые качества личности. Условия и пути воспитания и самовоспитания личности.

Вопросы к зачету Модуль 2. «Возрастная психология»

1. Предмет и задачи возрастной психологии. Связь с другими науками. Методы возрастной психологии.

2. Проблема развития в психологии. Источники, движущие силы и условия развития.

3. Факторы и закономерности психического развития.

4. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

5. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития. Понятия сензитивности, возрастного кризиса.

6. Проблема возрастной периодизации. Периодизация Д.Б. Эльконина.

7. Психологическая характеристика младенчества. Кризис 1-го года жизни.

8. Предпосылки формирования личности в раннем детстве. Психологическая характеристика новообразований раннего детства. Кризис 3-х лет.

9. Особенности психического развития  дошкольника. Кризис 7 лет.

10. Психологическая готовность ребенка к школе.

 
стр. 14
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
11. Проблема адаптации к школьному обучению.

12. Особенности личностного развития младшего школьника.

13. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

14. Основные новообразования и ведущая деятельность подростка. Подростковый кризис.

15. Особенности развития познавательных процессов подростка в учебной деятельности.

16. Акцентуация характера у подростков.

17. Понятие «трудные» в психологии. Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.

18. Социальная ситуация развития старшего школьника. Становление нового уровня самосознания и устойчивого образа «Я» в юности.

19. Психология юношеской дружбы и любви.

20. Характеристика жизненных планов и перспектив в юности. Готовность к профессиональному самоопределению старшеклассника.

21. Характеристика акмеологического периода в развитии человека.

22. Периодизация взрослости.

23. Жизненный цикл и возрастные кризисы взрослости.

24. Основные стадии геронтогенеза.

25. Личностные изменения в пожилом возрасте.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Смирнова Е.О.
Детская психология: учебник
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017
http://www.iprbookshop.ru/69228.html
 
Л1.2
Заяц Н.М., Бондаренко М.А.
Практикум по общей и экспериментальной психологии: учебное пособие для студентов обуч. по напр. подг. бакалавров Психология, Психолого-педагогическое образование
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=31:praktikum-po-obshchej-i-eksperimentalnoj-psikhologii&catid=19:pedagogy&Itemid=175
 
Л1.3
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н.
Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов
Москва: Академический проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110032.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Резепов И.Ш.
Общая психология: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/79807.html
 
Л2.2
Цаплина О.В.
Психология воспитания: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/72813.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Moodle
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
проблемная лекция
 
рабочая тетрадь
 
стр. 15
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
таблица
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
328 А1
Кабинет анатомии и морфологии растений. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, таблицы по анатомии и морфологии растений, по систематике растений, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, определители, пеналы, коллекции лекарственных растений, фиксированные и живые объекты, гербарий научный и учебный, папки для гербария, коллекции мхов и лишайников, определители растений, микроскопы, бинокуляры, лупы, покровные и предметные стекла, микропрепараты по анатомии и морфологии растений, посуда, влажные препараты, термостат, фиксированные и живые объекты, постоянные и временные микропрепараты по водорослям и грибам, практикумы, определители, таблицы по систематике растений, раздаточный материал, карточки для занятий, покровные и предметные стекла, предметные стекла с вышлифованным углублением, препаровальные иглы, петли для пересева, стеклянные палочки, спиртовка, микропрепараты, посуда, растворы красителей, весы ВТ-500 торсионные, весы лабораторные ВЛТЭ 150 с гирей копировочной, питательные среды, бурав, высотомер, мерная вилка, полнотометр Биттерлиха, керны, спилы древесных растений, коллекции лекарственных растений, рефрактометры ИРФ-454Б2М, химические реактивы
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические рекомендации по подготовке к лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует 

 
стр. 16
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям

Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только провокацией, катализатором следующего за ним обсуждения. Сообщение должно занимать по времени не более 3 - 5 минут. Основной вид работы на семинаре - участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для по¬дачи аудитории.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.

Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование - один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от текста.

Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение.

Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.

Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:

- на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;

- если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми 

 
стр. 17
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
фразами;

- выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.

На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе.

По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки. Таким образом практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Вышеприведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.

Методические рекомендации по ведению рабочей тетради

Рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

Модель рабочей тетради включает в себя 4 блока: основной, контрольный, вспомогательный и справочный.

Основной блок содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания изученного материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.

Контрольный блок предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку обучающихся, требует умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.

Вспомогательный блок содержит материал для выполнения заданий основного блока.

Разделы следуют логике расположения учебного материала в основном учебнике с учетом требований ФГОС и содержат несколько учебных тем. Каждая тема включает задания следующих видов: вопросы, основные задания, задания на проверку знаний, задания творческого характера и тематику сообщений. Вопросы направлены на активизацию опорных знаний по теме.

Основные задания носят различный характер: тренировочные упражнения, практические работы.

Тренировочные упражнения выполняются в тетради, в специально отведенных блоках.

Практические задания необходимо представлять на проверку в печатном виде на листах формата А4.

Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах. Задания на проверку знаний образуют блок «Проверь себя», входящий в каждую их тем. Он представлен в форме теста с однозначным или многозначным выбором ответов и предназначен для проверки знаний по рассматриваемой теме. Бланк ответов предложен в конце теста. Для оперативности проверки знаний все тесты представлены в электронном варианте и входят в состав электронного приложения.

Проверка знаний обучающихся позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях обучающихся. В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой.

Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он полно и грамотно дает ответы на поставленные вопросы, аргументировано поясняет схемы, алгоритмы, умеет выделять главное, обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи; отсутствуют ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает весь изученный программный материал, но в ответе на вопросы допускает недочеты, незначительные (негрубые) ошибки, применяет полученные знания на практике, испытывает затруднения при самостоятельном воспроизведении, требует незначительной помощи учителя;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он при ответе допускает существенные недочеты (не менее 60% правильных ответов от общего числа), знает материал на уровне минимальных требований программы, затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, дает ответы с существенными недочетами (менее 60% правильных ответов от общего числа), отсутствуют умения работать на уровне воспроизведения, допускает затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 
стр. 18
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Методические рекомендации по составлению  и заполнению таблицы

Таблица - это графическая форма представления количественных и качественных данных в предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных.

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы.

Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию.

В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Виды таблиц:

- простая таблица, содержащая перечень данных об одном явлении;

-  групповая таблица, где данные разделяются по конкретному признаку;

-  комбинированная таблица, где деление данных осуществляется сразу по нескольким признакам.

При составлении таблицы важно выбрать существенные характеристики предмета изучения, точно сгруппировать материал, учесть сопоставимость данных, их однородность.

В таблицах необходимо приводить только точные данные.

При работе с заполнением таблицы может использоваться формализованный конспект, где записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению сводной (обобщающей) таблицы:

1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.

2. Проанализируйте учебный материал, выявите необходимые и достаточные для заполнения сравнительной таблицы сведения (характерные признаки, черты, виды и т.д.).

3. Ознакомьтесь с образцом оформления таблицы (при наличии).

4. Продумайте и начертите сетку таблицы. Обозначьте заголовки граф таблицы.

5.Заполните таблицу.

6.Содержание таблицы полностью должно соответствовать заданной теме. Не следует вносить излишнюю информацию, не принадлежащую рассматриваемой теме.

7.Представленный материал должен быть кратко и лаконично сформулирован.

8.Не допускайте пустых незаполненных граф.

9.Проверьте структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.

Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Запись учебного материала в виде таблицы позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

Критерии оценки:

-  соответствие содержания теме;

-  логичность структуры таблицы;

-  правильный отбор информации;

-  наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

- соответствие оформления требованиям;

-  работа сдана в срок.

Критерии оценки в баллах:

«отлично» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена аккуратно карандашом и заполнена без помарок.

«хорошо» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных терминов. В оформлении таблицы имеются помарки.

«удовлетворительно» – в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена ручкой.

«неудовлетворительно» – таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена небрежно.

Методические рекомендации по составлению презентации

Презентация (от англ. «рrеsепtаtіоп» - представление) - это набор картинок-слайдов на определенную тему, которые хранятся в файле специального формата. На каждом слайде можно содержать произвольную текстовую, графическую или видеоинформацию, анимацию, звук из подготовленного аудиофайла,  а так же и записанный с микрофона. На слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления.

Требования к презентации:

1.Презентация создается с помощью программы MS Power  Point.

2.Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название темы; сведения об 

 
стр. 19
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
авторе.

3.Общее количество  слайдов в презентации не должно быть меньше 10 слайдов и более 15.

4.Информация на слайдах должна быть структурирована и представлена последовательно, не перегружена текстом: объем текста на слайде – не больше 7 строк; отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках; значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации; общее количество слов не должно превышать 50.

5.Каждый слайд должен отражать одну мысль.

6.Шрифт: не менее 24пт для основного текста и не менее 28 пт для заголовка; полужирный шрифт используется для названия структур документа, курсив — логическое ударение, в частности, на формулировании основных положений, определений и т.д.,«прямой» обычный - основной текст; не использовать более трех различных шрифтов на одном слайде.

7.Цветовая схема должна быть одинаковой для всех слайдов. Слайды должны быть не слишком яркими, без лишних украшений. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

8.Выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) должны соответствовать содержанию. Иллюстрации используются хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

9.Должно быть логическое завершение презентации, содержащее: заключение, обобщения, выводы.

10.Заключительный слайд должен содержать список использованной литературы и источников

11.Всю текстовую информацию необходимо тщательно проверить на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

Методические указания по выполнению тестовых заданий

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания магистрантов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться:

– студентами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;

– преподавателями для проверки знаний, в качестве проверки остаточных знаний студентов, изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Методические рекомендации по подготовке к зачету по дисциплине "Психология"

Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов к зачету.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Основным источником  подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет проводится в форме собеседования, охватывающего весь пройденный материал.

Критерии оценки ответа на зачете:

«Зачтено» - выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.

«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной  и дополнительный вопросы

Методические рекомендации по подготовке к зачету с оценкой

На зачете определяется качество и объем усвоенных студентами знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения, а также умение работать с нормативными документами в 

 
стр. 20
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
рамках дисциплины. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра.

Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины.

Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.

Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность.

Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям студентов определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.

Цель зачета - проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные  вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра.

Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и профессиональной подготовки.

При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить усвоение материала.

Критерии оценки ответа на зачете с оценкой:

- оценка «отлично» ставится студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоившему основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

- оценка «хорошо» ставится студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющему предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, обнаружившему знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.