(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
06.03.01 Биология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- изучить основы Биомеханики, Биотермодинамики, Биоэлектричества, Биооптики, Радиационной биофизики.
- овладеть методами лабораторных исследований;
- выработать умения по применению законов физики и биофизики в практической деятельности.
ции
ракт.
2. Исследование утомляемости при статистической динамической работе.
3. Проба Штанге-Генче. /Лаб/
2. Влияние силы тяжести на скорость кровотока.
3. Изучение прочности трубчатой кости. /Лаб/
2.Определение Эдс и внутреннего сопротивления биологического источника тока. /Лаб/
2. Наблюдения реакции зрачка на свет -.
3. Определение наименьшего расстояния зрения. /Лек/
2. Определение степени тренированности сердца . /Лаб/
Примерные вопросы и задания к зачету
МЕХАНИКА
1. Кинематика движения материальной точки в пространстве. Система отсчета и система координат.
2. Траектория. Вектор перемещения. Средняя скорость. Мгновенная скорость.
3. Ускорение. Равномерное движение. Равноускоренное движение. Относительность движения.
4. Основные понятия динамики. Три закона Ньютона.
5. Механическая работа, мощность и энергия.
6. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии.
7. Основные понятия теории колебаний и волн. Механические колебания.
ТЕРМОДИНАМИКА
1. Концентрация молекул. Давление газа. Связь давления со средним значением квадрата скорости молекулы.
2. Основное уравнение кинетической теории газа Распределение Максвелла — Больцмана.
3. Моль вещества. Число Авогадро. Молярная масса.
4. Уравнение состояния идеального газа. Закон Дальтона. Внутренняя энергия идеального газа.
5. Изотермический процесс. Изохорический процесс. Изобарический процесс. Газовые законы.
6. Адиабатический процесс. Энтропия идеального газа.
7. Первое и второе начала термодинамики.
ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ
1. Элементарные частицы, имеющие электрический заряд. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда изолированной макроскопической системы.
3. Напряженность электрического поля. Потенциал электрического поля.
4. Работа при перемещении заряда в постоянном электрическом поле. Силовые линии и эквипотенциальные поверх¬ности.
5. Поляризация диэлектрика. Свободные и связанные заряды. Поляризованность.
6. Электростатическая индукция.
7. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Соединения конденсаторов.
8. Сила тока. Закон сохранения заряда.
9. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников.
10. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
11. Закон Джоуля —Ленца. Мощность тока.
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
1. Периодические колебания.
2. Частота. Период.
3. Гармонические колебания.
4. Амплитуда и фаза.
5. Пружинный маятник. Уравнение движения пружинного маятника.
6. Физический и математический маятники.
7. Резонанс.
8. Фронт волны. Уравнение волны.
9. Энергия, переносимая упругой волной.
10. Звук. Ультразвук. Инфразвук.
Практические задания.
1. Описать ход эксперимента по лабораторной работе.
2. Ответить на контрольные вопросы к лабораторной работе.
Темы рефератов и письменных работ
1. Законы Ньютона в биологии.
2. Работа и энергия. Мощность.
3. Закон сохранения полной механической энергии в биологических системах.
4. Статика. Условия равновесия твердого тела.
5. Периодические колебания в природе.
6. Газовые законы в жизни и технике.
7. Закон Джоуля —Ленца в технике.
8. Магнитное поле. Движение заряженной частицы в однородном и постоянном магнитном поле.
9. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
10. Электромагнитное поле и его влияние на живые организмы.
11. Интерференция и дифракция света вокруг нас.
12. Законы геометрической оптики в биосистемах.
13. Фотоэффект. Законы фотоэффекта в технике.
14. Корпускулярно-волновой дуализм – исторический аспект.
15. Радиоактивность в природе.
16. Историография радиации.
17. Атом на службе человека.
18. Поражающие действия радиации и защита от них.
19. Периодическая система элементов Менделеева и физика.
20. Леонардо да Винчи – художник и ученый.
21. Роль И. Ньютона в развитии физики.
22. Гений Николы Тесла.
23. Альберт Эйнштейн и теория относительности.
24. Династия Кюри.
25. Д.К. Максвелл и его труды в области физики.
26. Механическая картина мира.
27. Электромагнитная картина мира.
28. Квантово-полевая картина мира.
29. Роль физических революций в формировании естественнонаучной картины мира.
30. Проблемы и перспективы развития физики в XXI веке.
Методические указания к лекционным, практическим, семинарским и лабораторным занятиям, а также к самостоятельной работе дисциплины «Физика» составлены для основного уровня образовательной программы: бакалавриат по направлению 06.03.01 «Биология» профиль подготовки «Биоэкология».
Цели и задачи методических указаний заключаются в разъяснении студентам основного плана занятий, в ходе которых должны быть сформированы физические знания необходимые для успешного овладения последующих дисциплин профессионального цикла.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Общие положения
Рекомендуется:
1. Сначала ознакомиться с содержанием курса по рабочей программе дисциплины.
2. Выписать (скачать) из соответствующей рабочей программы:
• список рекомендованной литературы;
• наименования лекционных разделов курса;
• темы лабораторных занятий;
• теоретические вопросы к зачету.
Студентам рекомендуется в соответствии с расписанием лекционных и лабораторных занятий по данной дисциплине запланировать дни недели и часы для самостоятельной работы, которая будет включать в себя подготовку к лекциям, лабораторным занятиям, а также подготовку к промежуточному (рейтинговому) контролю и зачету.
2. Подготовка к лекционным занятиям (теоретический курс)
Рекомендации:
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть материал предыдущей лекции по своему конспекту;
- ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
При затруднениях в восприятии материала необходимо обратиться
- к основным литературным источникам, лекциям;
- к лектору по графику его консультаций;
- к преподавателю на лабораторных и семинарских занятиях.
3. Подготовка к лабораторным занятиям
Лабораторные занятия нацелены на закрепление теоретических знаний, развитие и формирование практических навыков и
Рекомендации:
- при подготовке к лабораторному занятию необходимо руководствоваться содержанием тематического плана п. 5.3 в рабочей программе дисциплины, т.е. знать основные понятия, определения, законы и формулы;
- при подготовке к соответствующему лабораторному занятию необходимо по лекционному конспекту просмотреть примеры, рассмотренные на лекции.
Необходимо:
- на занятии, выполнив все задания, показать результаты и получить отметку о выполнении работы в журнале преподавателя;
- выполнять все домашние задания, выдаваемые преподавателем в течение занятий, сдача и прием которых могут быть осуществлены на консультациях в соответствие с графиком его проведения.
4. Самостоятельная работа студентов и подготовка к зачету
Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к лабораторным, лекционным занятиям, выполнение самостоятельных работ студента (СРС) в соответствие с графиком самостоятельной работы рабочей программы дисциплины «Физика».
Рекомендации:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы в рабочей программе дисциплины;
- СРС необходимо выполнять в соответствии с указанным преподавателем варианта и оформлять в тетрадях; задания СРС представлены в ФОС дисциплины «Физика»;
- разбирать на занятиях и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам, выполнению и сдаче лабораторных работ и СРС.