(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.01 Педагогическое образование
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
В совокупности с другими дисциплинами и базовой части профессионального цикла ФГОС ВО дисциплина «Повышение уровня правосознания и формирование антикоррупционных стандартов поведения» обеспечивает формирование следующей компетенции бакалавра:
- УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
- необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие правоотношения;
Уметь:
- соотносить главное и второстепенное, решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности с учетом полученных правовых знаний;
Владеть:
- навыками применения нормативно-правовой базы для решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности
- действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности и способы профилактики коррупции.
Уметь:
- анализировать, толковать и применять правовые нормы о противодействии коррупционному поведению.
Владеть:
- навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами.
- сущность коррупционного поведения и его взаимосвязь с социальными, политическими и иными условиями;
Уметь:
- определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов;
Владеть:
- навыками принятия управленческих решений и совершать иные действия, направленные на противодействие коррупции
ции
ракт.
/Лек/
1.Понятие и сущность коррупции в Российской Федерации.
2.Исторические этапы и международный опыт противодействия коррупции. (Специфика международных антикоррупционных инициатив. Опыт Организации Объединенных Наций, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Европейского Союза и др. Специфика национальных подходов к противодействию коррупции. Опыт США, Китая, европейских государств и других государств.)
3.Общее определение коррупции. Феноменология коррупции на различных уровнях власти (социальной организации), ее ветвях и органах.
4.Модель «принципал-агент-клиентских отношений» и понятие «коррупционного поведения».
5.Мотивация коррупционного поведения.
6. Основные виды коррупции.
7.Связь коррупции с организованной преступностью.
Решите задачу 1-5
/Ср/
1.Понятие и сущность коррупции в Российской Федерации.
2.Исторические этапы и международный опыт противодействия коррупции. (Специфика международных антикоррупционных инициатив. Опыт Организации Объединенных Наций, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Европейского Союза и др. Специфика национальных подходов к противодействию коррупции. Опыт США, Китая, европейских государств и других государств.)
3.Общее определение коррупции. Феноменология коррупции на различных уровнях власти (социальной организации), ее ветвях и органах.
4.Модель «принципал-агент-клиентских отношений» и понятие «коррупционного поведения».
5.Мотивация коррупционного поведения.
6. Основные виды коррупции.
7.Связь коррупции с организованной преступностью.
Решение задач 1-5
Просмотр учебного фильма
/Пр/
/Лек/
1.Общая типология противодействия коррупции. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации.
2. Стратегия устранения причин коррупции: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.
3.Стратегии борьбы и сознательной пассивности.
4.Ведомственные стратегии противодействия коррупции (на примерах конкретных министерств и служб).
Вопросы для эссе:
1. Какова природа коррупциологии: это юридическая или общественная наука?
2. В чем заключается научное значение коррупциологии.
3. Определите значение коррупциологии для формирования мировоззрения государственного и муниципального служащего.
4. Что означает термин «антикоррупционное мышление»?
5. Раскройте соотношение понятий «коррупция» и «коррупционное правонарушение».
6. Определите, присутствует ли уголовно-правовой признак в понятии и явлении «коррупция»?
7. Назовите основные причины латентной коррупции.
Задание для коллоквиума:
1. Проанализируйте существующее в настоящее время нормотворчество в виде федеральных программ и законов о противодействии коррупции в настоящее время.
2. Составить сравнительную таблицу определений коррупции.
3. Проанализируйте следующие высказывания: «коррупция – вечное явление», «коррупция – временное явление», «коррупция – искоренимое явление».
4. Раскройте соотношение таких понятий как коррупция и зло, коррупция и закон, коррупция и власть.
5. Охарактеризуйте причины низкой раскрываемости коррупционных преступлений.
Решите задачу 6-10
/Ср/
1.Общая типология противодействия коррупции. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации.
2. Стратегия устранения причин коррупции: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.
3.Стратегии борьбы и сознательной пассивности.
4.Ведомственные стратегии противодействия коррупции (на примерах конкретных министерств и служб).
Вопросы для эссе:
1. Какова природа коррупциологии: это юридическая или общественная наука?
2. В чем заключается научное значение коррупциологии.
3. Определите значение коррупциологии для формирования мировоззрения государственного и муниципального служащего.
4. Что означает термин «антикоррупционное мышление»?
5. Раскройте соотношение понятий «коррупция» и «коррупционное правонарушение».
6. Определите, присутствует ли уголовно-правовой признак в понятии и явлении «коррупция»?
7. Назовите основные причины латентной коррупции.
Задание для коллоквиума:
1. Проанализируйте существующее в настоящее время нормотворчество в виде федеральных программ и законов о противодействии коррупции в настоящее время.
2. Составить сравнительную таблицу определений коррупции.
3. Проанализируйте следующие высказывания: «коррупция – вечное явление», «коррупция – временное явление», «коррупция – искоренимое явление».
4. Раскройте соотношение таких понятий как коррупция и зло, коррупция и закон, коррупция и власть.
5. Охарактеризуйте причины низкой раскрываемости коррупционных преступлений.
Решение задач 6-10, тестирование
Просмотр учебного фильма
/Пр/
/Лек/
1. Основные виды правонарушений коррупционного характера в системах государственной и муниципальной служб.
2.Коррупционные правонарушения при осуществлении закупок, поставок, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
3.Коррупционные правонарушения в сфере лицензирования и иного осуществления контрольно-разрешительной деятельности.
4.Коррупционные риски в процессе подготовки, принятия и реализации законов и иных нормативных правовых актов.
5.Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, порядок его предотвращения и урегулирования.
6.Факторы, влияющие на формирование коррупциогенного поведения государственного и муниципального служащих.
7.Основные проявления коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
8.Способы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
9.Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, исполнения ими обязанностей.
10.Организация предоставления государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
11.Правовой статус государственного органа и органа местного самоуправления,
12.Антикоррупционные программы государственных органов и органов местного самоуправления.
13.Правовое положение государственного гражданского и муниципального служащего.
14. Этические кодексы и этические программы поведения государственных гражданских и муниципальных
15.Работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
16.Конфликт интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
17.Ситуации возникновения конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
18.Предотвращение конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
19. Выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
Вопросы для эссе:
1.Раскройте эффективность конкурсных процедур по поводу использования государственного и муниципального имущества, средств соответствующих бюджетов.
2. Объясните вред покровительства и попустительства по службе?
3. Объясните, в чем разница между нормами уголовного кодекса и этическими правилами при анализе коррупционного поведения государственного и муниципального служащего?
4.В чем проявляется сдерживающая роль антикоррупционного законодательства в системе публичного управления?
5.Как понимать выражение: «коррупция на разных этажах властных структур»?
6.В чем проявляется уязвимость процедур регистрации юридических лиц, сделок с недвижимостью.
7.Раскройте отличие нравственного и правового статуса публичного служащего.
8.Обозначьте проблемы упорядочения государственных функций.
9.Какое значение имеет предоставление государственных услуг в электронной форме.
10.Раскройте проблемы реализации антикоррупционных программ в Республике Алтай?
11. Каковы обязанности чиновника в ситуации конфликта интересов?
12. Дайте определение терминов «предотвращение конфликта интересов» и «урегулирование конфликта интересов».
13. Как можно охарактеризовать стадии конфликта интересов и действия руководителя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на разных стадиях?
Задание для коллоквиума:
1.Проведите анализ существующих в Российской Федерации нормативных
2.Раскройте определения основных терминов, используемых в формулировке понятия «конфликт интересов», данной федеральными законами «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе РФ», «О муниципальной службе РФ».
3.Объясните, как административная реформа в РФ влияет на разрешение конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.
4. Проведите анализ возникновения конфликта интересов у организаторов и участников конкурса аукциона. Приведите примеры.
5. Проведите анализ возникновения конфликта интересов при осуществлении предпринимательской деятельности.
6.Раскройте роль независимых экспертов и порядок их включения в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
7.Какие решения может принимать комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления?
8. Какие меры должен принять представитель нанимателя (работодатель) на основании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
9.Проанализируйте подходы законодателя в раскрытии содержания терминов «предотвращение конфликта интересов» и «урегулирование конфликта интересов» в федеральном законодательстве.
10.Объясните, что означает добровольный отказ служащего от выгоды в ситуации конфликта интересов.
11.Объясните, почему этические правила не могут быть эффективными без механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
12. Проанализируйте уголовную статистику случаев коррупционных преступлений.
13. Сформулируйте механизмы взаимодействия служащего с руководством по вопросам коррупции.
14. Составьте анкету для изучения общественного мнения о случаях
15. Сформулируйте рекомендации по правилам антикоррупционного поведения.
Решите задачу 11-15
/Ср/
1. Основные виды правонарушений коррупционного характера в системах государственной и муниципальной служб.
2.Коррупционные правонарушения при осуществлении закупок, поставок, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
3.Коррупционные правонарушения в сфере лицензирования и иного осуществления контрольно-разрешительной деятельности.
4.Коррупционные риски в процессе подготовки, принятия и реализации законов и иных нормативных правовых актов.
5.Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, порядок его предотвращения и урегулирования.
6.Факторы, влияющие на формирование коррупциогенного поведения государственного и муниципального служащих.
7.Основные проявления коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
8.Способы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
9.Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, исполнения ими обязанностей.
10.Организация предоставления государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
11.Правовой статус государственного органа и органа местного самоуправления,
12. Антикоррупционные программы государственных органов и органов местного самоуправления.
13.Правовое положение государственного гражданского и муниципального служащего.
14. Этические кодексы и этические программы поведения государственных гражданских и муниципальных
15.Работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
16.Конфликт интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
17.Ситуации возникновения конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
18.Предотвращение конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
19. Выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе.
Контроль выполнения эссе.
Контроль выполнения заданий для коллоквиума.
Решение задач 11-15
/Пр/
/Лек/
1.Понятие антикоррупционной экспертизы.
2.Цели, задачи и методы осуществления экспертизы.
3.Этапы проведения антикоррупционных исследований.
4. Определения коррупциогенности правовых норм.
5.Причины возникновения коррупциогенных норм.
6.Типология коррупциогенных норм.
7.Основные стратегии и механизмы противодействия коррупциогенным нормам.
Задание для коллоквиума:
1. Раскройте специфику исследований по вопросам публичного управления.
2. Сформулируйте выводы и предложения по совершенствованию механизма проведения исследований в сфере публичного управления.
3.Использование знаний девиантологии для проведения экспертизы нормативных актов
4.Перечислите основные исследовательские подходы к анализу коррупциогенности нормативных правовых актов.
5. Опишите методику анализа нормативных актов на коррупциогенность нормативных правовых актов.
Решите задачу 16-20
/Ср/
/Лек/
1. Кодекс этического поведения в сфере публичного управления.
2.Административная ответственность сторон коррупционных отношений.
3. Уголовная ответственность сторон коррупционных отношений.
4.Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность
5. Соотношение терминов «взятка» и «обычный подарок».
6.Законодательство о государственной и муниципальной службе как инструмент противодействия коррупции.
получении вознаграждения, подарков, знаков гостеприимства.
Вопросы для эссе:
1. Почему этическое поведение является формой противодействия коррупционному поведению?
2. Раскройте значение наказания как формы противодействия коррупции?
3.Раскройте соотношение терминов «наказание» и «ответственность»?
4. Обозначьте свое отношение к ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения?
Задание для коллоквиума:
1. Как соотносятся термины: «суровость ответственности» и «неотвратимость ответственности»?
2. Проанализируйте пословицы «Не подмажешь, не подъедешь»; «Рука руку моет»; «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло»; «Дай грош – будешь хорош», «Ему жалованья не надо, допусти только казенного воробья кормить»; «И умный берет, когда глупый дает»; «Лучше бедность, да честность, нежели прибыль да стыд»; «Один закон для богатых, другой для бедных»; «Руки для того, чтобы брать»; «Рыба гниет с головы»; «С кого судья взял, то и прав стал»; «Скорее дело вершить, коли судью одарить»; «Ты мне, я тебе»; «Что мне законы, коли судьи знакомы».
Решите задачу 21-25
/Ср/
1. Кодекс этического поведения в сфере публичного управления.
2.Административная ответственность сторон коррупционных отношений.
3. Уголовная ответственность сторон коррупционных отношений.
4.Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность
5. Соотношение терминов «взятка» и «обычный подарок».
6.Законодательство о государственной и муниципальной службе как инструмент противодействия коррупции.
получении вознаграждения, подарков, знаков гостеприимства.
Контроль выполнения эссе.
Контроль выполнения заданий для коллоквиума.
Решение задач 21-25
/Пр/
1.Признаки коррупции. Особенности ее проявления в Российской Федерации.
2.Социально-политическая сущность коррупции в Российской Федерации
3.Общественная опасность коррупции в системе государственного управления.
4.Понятие коррупции.
5.Экономическая сущность коррупции.
6.Виды коррупционных проявлений в Российской Федерации.
7.Духовно-нравственные причины коррупции.
8.Психологический механизм возникновения коррупционного отношения.
9.Международно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией, их содержание.
10. Основные направления борьбы с коррупцией в современной России.
11. Принципы антикоррупционной деятельности в Российской Федерации и их характеристика.
12. Полномочия государственных органов в сфере противодействия коррупции.
13. Меры по профилактике коррупции в государственном управлении.
14. Механизм возникновения коррупционных сделок при размещении государственных и муниципальных заказов.
15. Антикоррупционный потенциал законодательного установления ограничений запретов в сфере прохождения государственной службы.
16. Основные запреты и ограничения, установленные законодательством для государственного служащего, их краткая характеристика.
17. Обязанность государственного служащего предоставить сведения о доходах и обязательствах имущественного характера, порядок и сроки ее исполнения.
18. Понятие и сущность конфликта интересов на государственной службе.
19. Порядок создания и полномочия комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной службе.
20. Необходимость проведения и принципы антикоррупционной экспертизы законодательства.
21. Коррупциогенные факторы законодательства. Характеристика фактора «широта дискреционных полномочий».
22. Отсутствие или неполнота административных процедур как фактор коррупциогенности законодательства.
23. Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
25. Правовая основа и алгоритм проведения антикоррупционной экспертизы актов органов государственного управления.
26. Методика проведения антикоррупционной экспертизы актов органов государственного управления.
27. Содержание экспертного заключения (оформление результатов антикоррупционной экспертизы законодательства).
28. Независимая антикоррупционная экспертиза и порядок учета ее результатов в нормотворческой деятельности органов государственного управления.
29. Этические требования, предъявляемые к служебному поведению государственных служащих.
30. Антикоррупционная правовая культура.
31. Антикоррупционное воспитание: необходимость, понятие, сущность, основные направления осуществления.
32. Правовая пропаганда и правовая агитация как средства антикоррупционного воспитания.
33. Криминологическая характеристика коррупции в Российской Федерации.
34. Дисциплинарная ответственность государственного служащего за коррупционные правонарушения.
35. Административная ответственность государственного служащего за коррупционные правонарушения.
36. Признаки коррупционного поведения государственного служащего.
37. Коррупционные преступления, предусмотренные УК РФ.
38. Субъективная сторона коррупционных преступлений.
39. Уголовно-правовая характеристика взяточничества.
40. Превышение должностных полномочий и злоупотребление должностными полномочиями.
Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)
Результат зачета:
– «Зачтено», 84-100% повышенный уровень: студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные в процессе подготовки результаты. Всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала. Умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Проявление творческих способностей в понимании, изложении и использовании изученного материала.
- «Зачтено», 61-84%, пороговый уровень: студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литературой. Знание учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии. Выполнение заданий, предусмотренных программой. Знакомство с основной литературой, рекомендованной программой. Погрешности в ответе на зачете и при выполнении заданий, но обладание необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
- «Не зачтено», до 60% уровень не сформирован: при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Пробелы в знаниях основного учебного материала. Принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Не понимание сути вопроса, попытка подменить ответ общими рассуждениями. Отсутствие реакции на наводящие вопросы преподавателя, отсутствие логики, многочисленные содержательные ошибки.
Вопросы для эссе:
1. Раскройте эффективность конкурсных процедур по поводу использования государственного и муниципального имущества, средств соответствующих бюджетов.
2. Объясните вред покровительства и попустительства по службе?
3. Объясните, в чем разница между нормами уголовного кодекса и этическими правилами при анализе коррупционного поведения государственного и муниципального служащего?
4. В чем проявляется сдерживающая роль антикоррупционного законодательства в системе публичного управления?
5. Как понимать выражение: «коррупция на разных этажах властных структур»?
6. В чем проявляется уязвимость процедур регистрации юридических лиц, сделок с недвижимостью.
7. Раскройте отличие нравственного и правового статуса публичного служащего.
8. Обозначьте проблемы упорядочения государственных функций.
9. Какое значение имеет предоставление государственных услуг в электронной форме.
10. Раскройте проблемы реализации антикоррупционных программ в Республике Алтай?
11. Каковы обязанности чиновника в ситуации конфликта интересов?
12. Дайте определение терминов «предотвращение конфликта интересов» и «урегулирование конфликта интересов».
13. Как можно охарактеризовать стадии конфликта интересов и действия руководителя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на разных стадиях?
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» 84-100%, повышенный уровень: выставляется студенту, если содержание работы полностью соответствует теме, глубоко и аргументировано раскрывается тема, что свидетельствует об отличном знании проблемы и дополнительных материалов, необходимых для ее освещения, умение делать выводы и обобщения, стройное по композиции, логическое и последовательное изложение мыслей, четко сформулирована проблема эссе, связно и полно доказывается выдвинутый тезис, написано правильным литературным языком и стилистически
- Оценка «хорошо», 66-83%, пороговый уровень: выставляется студенту, если достаточно полно и убедительно раскрывается тема с незначительными отклонениями от нее, обнаруживаются хорошие знания материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения, логическое и последовательное изложение текста работы, четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис, написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию, имеются единичные фактические неточности, имеются незначительные нарушения последовательности в изложении
мыслей, заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части.
- Оценка«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень: выставляется студенту если раскрывается тема, дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала, обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения, материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей, выводы не полностью соответствуют содержанию основной части.
- Оценка «неудовлетворительно», уровень не сформирован: менее 50%, выставляется студенту если тема полностью нераскрыта, что свидетельствует о поверхностном знании, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без вывода и обобщений, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями, выводы не вытекают из основной части, многочисленные(60-100%) заимствования текста из других источников, отличается наличием грубых речевых ошибок.
Задание для коллоквиума:
1. Проведите анализ существующих в Российской Федерации нормативных правовых актов по регулированию конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.
2. Раскройте определения основных терминов, используемых в формулировке понятия «конфликт интересов», данной федеральными законами «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе РФ», «О муниципальной службе РФ».
3. Объясните, как административная реформа в РФ влияет на разрешение конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.
4. Проведите анализ возникновения конфликта интересов у организаторов и участников конкурса аукциона. Приведите примеры.
5. Проведите анализ возникновения конфликта интересов при осуществлении предпринимательской деятельности.
6. Раскройте роль независимых экспертов и порядок их включения в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
7. Какие решения может принимать комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления?
8. Какие меры должен принять представитель нанимателя (работодатель) на основании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
9. Проанализируйте подходы законодателя в раскрытии содержания терминов «предотвращение конфликта интересов» и «урегулирование конфликта интересов» в федеральном законодательстве.
10. Объясните, что означает добровольный отказ служащего от выгоды в ситуации конфликта интересов.
11. Объясните, почему этические правила не могут быть эффективными без механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
12. Проанализируйте уголовную статистику случаев коррупционных преступлений на территории Республики Алтай.
13. Сформулируйте механизмы взаимодействия служащего с руководством по вопросам коррупции.
14. Составьте анкету для изучения общественного мнения о случаях коррупции.
15. Сформулируйте рекомендации по правилам антикоррупционного поведения.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» 84-100%, повышенный уровень: выставляется студенту, если даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы, при ответах выделялось главное, развернутый ответ без принципиальных ошибок; логически выстроенное содержание ответа; мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии; полное знание терминологии по данной теме; четкое выделение причинно-следственных связей между основными категориями; умение ответить на вопрос без использования индивидуального письменного конспекта; использование презентационных материалов.
- Оценка «хорошо», 66-83%, пороговый уровень: выставляется студенту, если даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно решены практические задания; при ответах не всегда выделялось главное, отдельные положения недостаточно увязывались с требованиями программы, ответы в основном были краткими, но не всегда четкими; практически полное знание терминологии данной темы; использование презентационных материалов.
- Оценка«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень: выставляется студенту, если даны в основном правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении практических задач студент использовал прежний опыт и не применял новые знания, однако, на уточняющие вопросы даны правильные ответы; при ответах не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности; на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы.
Примерная тематика докладов и рефератов:
1. Понятие и признаки коррупции.
2. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический.
3. Причины, условия и факторы, стимулирующие рост коррупции.
4. Специфика российской публичной службы и управления через призму коррупции.
5. Региональная специфика коррупции (на примере Республики Алтай).
6. Экономические последствия коррупции.
7. Реформа государственной службы и коррупция.
8. Коррупция как культурная проблема.
9. Коррупция как политическая проблема.
10. Демократия и коррупция: стимулы к коррупции и реформы.
11. Роль международного сообщества в борьбе с коррупцией.
12. Меры профилактики в борьбе с коррупцией.
13. Этика поведения – основа организации работы по противодействию коррупции.
14. Теоретические и эмпирические проблемы мониторинговой экспертной деятельности в сфере нормотворчества
15. Антикоррупционная экспертиза как действенный механизм противодействия коррупции
16. Уголовная и административная ответственность сторон коррупционных отношений.
17. Роль гражданского общества в реализации антикоррупционных стратегий.
Критерии оценки:
– «Зачтено»,повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.
«Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.
«Не зачтено», уровень не сформирован, тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.
Лекции
Лекции – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы, как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания
Методические указания по подготовке к коллоквиумам
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к коллоквиуму на занятии (темы и вопросы к коллоквиумам дает преподаватель или можно посмотреть их самостоятельно в рабочей программе дисциплины). Коллоквиум – одна из форм учебных занятий - беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения знаний.
Как правило, коллоквиумы проводятся в виде:
- опроса или развернутой беседы – обсуждение, основанное на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также задаются дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, можно обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения коллоквиума на занятии:
1. Вступительное слово преподавателя – 1-3 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 5-15 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 3-5 мин.
Домашнее задание (к каждому коллоквиуму).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно- личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1.Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2.Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3.Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1.Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2.По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки: на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Методические рекомендации по подготовке ЭССЕ
Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно выражать и формулировать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений; ясно излагать свою точку зрения; структурировать информацию; использовать основные категории анализа; выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Роль студента:
•внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;
•подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;
•выбрать главное и второстепенное;
•составить план эссе;
•лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;
•оформить эссе и сдать в установленный срок.
Структура эссе
1.Титульный лист;
2. Введение. Краткое содержание, в котором необходимо: четко определить и обосновать тему и предмет исследования или основные тезисы; кратко описать структуру и логику развития материала;
3. Основная часть содержит основные теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
4. Заключение. В нем следует четко выделить результаты исследования, обобщения и полученные аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения; обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования. Оно подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
5. Библиография.
При формулировании цели эссе рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы:
•Почему выбрали эту тему?
•В чем состоит актуальность выбранной темы?
•Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?
•В чем состоит новизна предлагаемого подхода?
•Конкретная задача в рамках темы, на решение которой направлено эссе?
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. Обычно доклад задаётся студенту в ходе текущей учебной деятельности, чтобы он выступил с ним устно на одном из семинарских или практических занятий. На подготовку отводится достаточно много времени (от недели и более). Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые постоянно сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно для аудитории подано. Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления. Преподаватель обычно заранее сообщает, сколько времени отводится докладчику. Уложиться в регламент очень важно, так как этот момент даже выходит на первое место среди критериев оценки доклада. В противном случае вас прервут, вы не успеете сказать всего, что рассчитывали, причем, вероятно, самого главного, поскольку обычно в конце доклада делаются выводы. От того качество выступления станет намного ниже и произведенное вами впечатление, как и полученная оценка, оставят желать лучшего. Поэтому не меньшее внимание, чем написание самого доклада, следует уделить его чтению. Написав черновой вариант, попробуйте прочесть его самому себе или кому – то из взрослых и друзей вслух. При этом нужно читать не торопясь, но без лишней медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Дело в том, что волнение во время чтения доклада перед аудиторией помешает вам всё время контролировать темп своей речи, и она всё равно самопроизвольно приобретет обычно свойственный темп, с той лишь разницей, что будет несколько более быстрой из – за волнения. Так что если ваш текст окажется невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит делать вывод, что читать нужно вдвое быстрее. Лучше просто пересмотреть доклад и постараться сократить в нём самое главное, избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов – там, где без них можно обойтись. Сделав первоначальное сокращение, перечитайте снова текст. Если опять не удалось уложиться в регламент, значит, нужно что – то радикально менять в структуре текста: сократить смысловую разбежку по вводной части (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главному), сжать основную часть, в заключительной части убрать всё, кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально чёткими и краткими.
Методические указания к подготовке и проведению учебной дискуссии
При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения. Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:
•подготовка (информированность и компетентность) студентов по предложенной проблеме;
•семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми студентами);
•корректность поведения участников;
•умение преподавателя проводить дискуссию.
Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.
На первой стадии вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом перед преподавателем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:
1.Сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.
2.Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).
3.Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений, так как общий регламент определяется продолжительностью практического занятия.
4.Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых — выступить должен каждый. Кроме того,
5.Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.
Вторая стадия — стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед преподавателем ставятся следующие задачи:
1.Начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам.
2.Собрать максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого студента. Выступая со своим мнением, студент может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.
3.Не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло»,
4.Поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих студентов.
5.Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать студентам, предлагая им временную роль ведущего.
6.В конце дискуссии предоставить право студентам самим оценить свою работу (рефлексия).
Третья стадия — стадия консолидации — предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция. Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:
1.Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
2.Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
3.Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
4.В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
5.Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения дискуссии.
С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:
•Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».
•Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак — наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.
С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.
Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.
С педагогической точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.
В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если студент задает сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых. Ответы на вопросы могут быть: точными и неточными, верными и ошибочными, позитивными (желание или попытка ответить) и негативными (прямой или косвенный уход от ответа), прямыми и косвенными, односложными и многосложными, краткими и развернутыми, определенными (не допускающими различного толкования) и неопределенными (допускающими различное толкование).
Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого преподаватель должен:
•заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;
•не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
•не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных студентов или преподавателя со студентом;
•не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать студентов, своевременно организуя их критическую оценку;
•не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала дискуссии: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;
•следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;
•сравнивать разные точки зрения, вовлекая студентов в коллективный анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.
Методические указания к тестовым заданиям
В форме теста может проводиться как промежуточный и итоговый контроль знаний.
Тесты разработаны по всему изученному материалу дисциплины. Целью теста является выявление формирования системы знаний, концепций, терминологий, исторической последовательности событий у студентов пройденного материала.
Проведение тестов преследует не только образовательную (дидактическую), но и развивающую цель. У студентов происходит развитие логического мышления (умение выделять главное, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи). Предполагает развитие внимания, развитие памяти, владеть приемами рационального запоминания.
Методические указания для решения задач
Решение задач - наиболее эффективный метод освоения той или темы занятий, приближающий к условиям будущей профессиональной деятельности студентов. При их решении необходимо увязывать теоретические вопросы исследуемой темы с действующим законодательством. При решении задач, необходимо усвоить по каждой теме нормативный материал, отработать вопросы, предложенные к рассмотрению, используя при этом рекомендованную литературу. Внимательно изучите условия задачи, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как иногда именно она содержит необходимые для решения данные, фактические обстоятельства, изложенные в задачах, следует считать установленными и доказанными. Тот или иной ответ должен быть сопряжен с анализом смежных институтов и норм законодательства. Особое внимание должно быть уделено аргументации решения задач с применением конкретных норм законодательства. Нельзя ограничиваться ответами типа: «Да виноват, не виновен, нет состава, и т.д.». Решение должно быть мотивированным, со ссылкой на положения закона, постановления Пленума Верховного Суда РФ и т.п.