2022-2023_46_04_01_2022_342М_plx_Современные методы сбора и обработки научной информации_История России в XIX - начале XXI вв
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные методы сбора и обработки научной информации
Учебный план
46.04.01_2022_342М.plx

46.04.01 История

История России в XIX - начале XXI вв.
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
54
54
54
54
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64,65
64,65
64,65
64,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Гончарова О.А.
 
 
Современные методы сбора и обработки научной информации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)
 
46.04.01 История
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 12  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: познакомить магистрантов с предметом, задачами дисциплины. Обратить внимание на ведущую роль и значение методов научного познания в целом и методов исторического исследования в частности для развития науки как отрасли знания, показать методы научного исследования  как конкретное средство, которое реализует потенции теории и методологии, движет познание вперед и дает возможность получать новое знание. 
1.2
Задачи: - развитие способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности междисциплинарные подходы в современной исторической науке; - развитие способности к использованию в исследовательской практике современных междисциплинарных подходов в современной исторической науке (с учетом потребностей соответствующей области знаний); - развитие способности к использованию междисциплинарных подходов в современной исторической науке при реализации организационно-управленческих функций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ по истории
 
владеет знаниями от новых методологических подходах научных исследований
ИД-1.ПК-1: знает методологию научных исследований, современные научные подходы
 
может анализировать и обобщать результаты научно-исследовательских работ с использованием современных достижении науки и техники
ИД-2.ПК-1: анализирует и обобщает результаты научно-исследовательских работ с использованием современных достижении? науки и техники 
 
способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, и других видов научно-исследовательских работ
ИД-3.ПК-1: способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, и других видов научно-исследовательских работ
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Основы теории исторической науки. 
 
1.1
Основы теории исторической науки.  /Лек/
5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Основы теории исторической науки.  /Пр/
14
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Основы теории исторической науки.  /Ср/
10
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Методологические проблемы исторических  исследований 
 
стр. 5
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
2.1
Методологические проблемы исторических  исследований  /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Методологические проблемы исторических  исследований  /Пр/
16
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Методологические проблемы исторических  исследований  /Ср/
11,5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Методы исторического исследования
 
3.1
Методы исторического исследования /Лек/
3
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Методы исторического исследования /Пр/
24
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Методы исторического исследования /Ср/
13
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Кейс-задача: Найдите в Сети по своей теме 5-10 коллекций информации и источников. Систематизируйте. Опишите коллекции. Какие конкретно вопросы можно раскрыть по вашей теме, используя найденные коллекции. 1. Назовите основные характеристики научного познания. 2. Каков механизм воздействия научного исторического знания на массовое историческое сознание. 3. Назовите признаки цивилизационного перехода от модерна к постмодерну. 4. Соотношение микро- и макроистории. 5. Соотношение истории как процесса и истории как науки. 6. Соотношение исторического меторассказа и теории истории. 7. Какие составляющие теории исторического процесса являются обязательными. 8. Как связана цель исторического исследования и восприятие исторического времени. 9. Какие изменения мировоззрения при переходе от средневековья к новому времени обусловили интерес к истории и становление истории как науки. 10. В чем отличие философски умозрительных и собственно исторических концепций исторического процесса 11. Как вы понимаете credo историзма. 12. Что такое «философская истории. 13. Как соотноситься социология и история в позитивизме. 14. Почему историческая теория Маркса-Энгельса называется историческим материализмом. 15. В чем суть «морфологического» метода О Шпенглера. 16. Что нового было привнесено А.Тойнби в историческое знание. 17. Каковы функции метода сравнения и сравнения как метода. 18. Как осуществляются исторические исследования в рамках стадиальных теорий исторического процесса 19. Понятие гипотезы, цели и задачи в историческом исследовании. 20. Определение предмета и объекта в исторических исследованиях.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы контрольных работ
 
стр. 6
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1. Научное познание как предмет методологического  анализа. 2. Базисные определения и понятия теоретических знаний. 3. Сущность понятия «метод», классификация и содержание основных методов исследования. 4. Концепции системного подхода к научным исследованиям. 5. Роль метода в научном познании. 6. Компоненты и структура научного метода. 7. Типология научных методов. 8. Методы исторического исследования. 9. Общенаучные методы  и их место в историческом исследовании. 10. Исторический источник  как носитель социальной информации. 11. Роль понятий и категорий в историческом исследовании. 12. Исторический факт. Основные проблемы методологии. 13. Постановка исследовательской задачи. 14. Проблемы истинности исторического знания. 15. Методология и методы научного исследования. 16. Логика процесса научного исследования. 17. Моделирование исторических процессов и явлений. 18. Формализация и измерение исторических явлений. 19. Место количественных методов в исторических исследованиях.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Собеседование, практические задания
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Анкудинова Т.В.
Организация научной работы: учебно-методическое пособие для магистрантов по специальности 030600.68 История
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=655:organizatsiya-nauchnoj-raboty&catid=38:naukovedenie&Itemid=174
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Анкудинова Т.В.
Методы исторического исследования: учебно-методическое пособие для магистров по направлению подготовки 030600.68 История
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=648:metod-histor-2013&catid=18:history&Itemid=172
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Foxit Reader
6.3.1.5
Google Chrome
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.7
MS Office
6.3.1.8
MS WINDOWS
6.3.1.9
Paint.NET
6.3.1.10
Яндекс.Браузер
6.3.1.11
AIMP
 
стр. 7
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
6.3.1.12
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
лекция-визуализация
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации студентам при подготовке к практическим занятиям Практическое занятие – форма систематических учебных занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении. При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения  дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке. На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике  занятий.
 
стр. 8
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к  занятию: 1. Проработать конспект лекций; 2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу; 3. Ответить на вопросы плана семинарского занятия; 4. Выполнить домашнее задание; 5. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. Критерии оценки знаний студентов Оценка теоретических знаний Оценка 5 – «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Оценка 4 – «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы. Оценка 3 – «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал практической работы, ответил не на все  уточняющие и дополнительные вопросы. Оценка 2 – «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы. Оценка практических навыков Оценка «5» – ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания.   Оценка «4» – ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания. Оценка «3» – ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя. Оценка «2» – ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий. Самопроверка После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств. В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале. Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала – умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений. Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы студента Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис-тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения,  получить навыки повышения профессионального уровня. Этот вид работы предусматривает следующие виды учебной деятельности: подготовка к практическим занятиям, подготовка к коллоквиуму, выполнение домашних работ, выполнение индивидуальных работ, выполнение контрольных работ, конспектирование, подготовка к зачету и экзамену. Если в процессе самостоятельной  работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки. Методические рекомендации по составлению конспекта: 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Выделите главное, составьте план;
 
стр. 9
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. Методические рекомендации по подготовке к коллоквиуму: Коллоквиум - средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимся по самостоятельно подготовленной студентом теме. Целью коллоквиума является формирование у студента навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы. В процессе занятия выясняется степень усвоения студентами базовых понятий и терминов по важнейшим темам, и умение студентов применять полученные знания для решения конкретных заданий. От студента требуется: - владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме; - умение использовать межпредметные связи (алгебра, геометрия); - умение правильно формулировать проблему и предлагать её решение. Коллоквиум - это не только форма контроля, но и метод углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в процессе изучения темы по различным источникам. С другой стороны, коллоквиум - это не консультация и не экзамен. Его задача - добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у студента стремление к изучению дополнительной литературы. Подготовка к коллоквиуму предполагает несколько этапов:   УП: 46.03.01_2018_318.plx стр. 12 1. Подготовка к коллоквиуму начинается с установочной консультации (преподавателя), на которой разъясняется постановка проблемы, рекомендуется литература и объясняется процедура проведения коллоквиума; 2. Как правило, на самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 1-2 недели. Самостоятельная подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы. 3. Коллоквиум проводится в виде индивидуальной беседы преподавателя с каждым студентом, или беседы в небольших группах (3-5 чел.). 4. Обычно преподавателем задаётся несколько кратких конкретных вопросов, позволяющих выяснить степень добросовестности работы с рекомендованной литературой, если нужно, оценивается содержание реферата. Далее, более подробно обсуждается какая-либо сторона поставленной проблемы, чтобы оценить уровень понимания. 5. По итогам коллоквиума выставляется дифференцированная оценка, имеющая большой удельный вес в определении текущей успеваемости студента. Участие в коллоквиуме позволяет студенту приобрести опыт работы с основной и дополнительной литературой, что, в свою очередь, поможет ему в дальнейшем готовить курсовые работы и при подготовке к экзаменам. Критерии оценки коллоквиума: Оценка ОТЛИЧНО выставляется студенту, если: - студент знает формулировки определений и может привести несколько примеров к каждому определению; - студент знает формулировки всех утверждений и теорем; - студент знает план доказательства всех утверждений и теорем, умеет при необходимости провести подробное доказательство каждого пункта; - студент может излагать ответы на вопросы коллоквиума у доски. Оценка ХОРОШО выставляется, студенту, если: - студент знает формулировки определений и может привести несколько примеровк каждому определению; - студент знает формулировки всех утверждений и теорем; - студент знает план доказательства всех утверждений и теорем, но испытывает затруднения при подробном изложении некоторых пунктов доказательства; Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если: - студент знает формулировки определений и может привести пример к каждому определению; - студент знает формулировки всех утверждений и теорем; Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если: - студент не знает формулировки определений или не умеет приводить примеры для них; - студент не знает формулировки основных утверждений и теорем; - студент не может изложить ответ на заданные вопросы. Методические указания по подготовке к зачету и экзамену Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая 
 
стр. 10
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
аттестация, зачеты и экзамены. Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к зачету у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки. Критерии оценки зачета: Оценка ЗАЧТЕНО выставляется студенту, если: - студент знает формулировки определений, вынесенных на зачет, и может приве- сти пример к каждому определению; - студент знает формулировки всех утверждений и теорем, вынесенных на зачет; - решены все индивидуальные задания; - контрольные работы и коллоквиумы были сданы на оценки не ниже чем УДО- ВЛЕТВОРИТЕЛЬНО. Оценка НЕЗАЧТЕНО выставляется студенту, если: - студент не знает формулировки определений, вынесенных на зачет, или не умеет приводить примеры для них; - студент не знает формулировки основных утверждений и теорем, вынесенных на зачет; - индивидуальные задания решены не в полном объеме; - контрольные работы и коллоквиумы не были сданы либо сданы на оценки НЕУДО- ВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.   Критерии оценки экзамена: Оценка ОТЛИЧНО выставляется студенту, если: - студент знает формулировки определений и может привести несколько примеров к каждому определению; - студент знает формулировки всех утверждений и теорем; - студент знает план доказательства всех утверждений и теорем, умеет при необходимости провести подробное доказательство каждого пункта; - студент может ответить на дополнительные вопросы по курсу без предварительной подготовки. - студент может излагать ответы на вопросы экзамена у доски. Оценка ХОРОШО выставляется, студенту, если: - студент знает формулировки определений и может привести несколько примеров к каждому определению; - студент знает формулировки всех утверждений и теорем; - студент знает план доказательства всех утверждений и теорем, но испытывает затруднения при подробном изложении некоторых пунктов доказательства; - студент может ответить на дополнительные вопросы по курсу без предварительной подготовки. Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если: - студент знает формулировки определений и может привести пример к каждому определению; - студент знает формулировки всех утверждений и теорем; - студент может ответить на дополнительные вопросы по курсу без предварительной подготовки. Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если: - студент не знает формулировки определений или не умеет приводить примеры для них; - студент не может изложить ответ на заданные вопросы.