2022-2023_44_03_05_2022_332_plx_Спортивные и подвижные игры_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Спортивные и подвижные игры
Учебный план
44.03.05_2022_332.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты 2, 4, 6, 3, 5
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
304
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
328
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
18 1/6
13 5/6
16 2/6
18 1/6
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
66
66
66
66
66
66
66
66
40
40
304
304
Итого ауд.
66
66
66
66
66
66
66
66
40
40
304
304
Кoнтактная рабoта
66
66
66
66
66
66
66
66
40
40
304
304
Сам. работа
24
24
24
24
Итого
66
66
66
66
66
66
66
66
64
64
328
328
 
 
УП: 44.03.05_2022_332.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Старший преподаватель, Талпа К.В.
 
 
Спортивные и подвижные игры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2022_332.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2022_332.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование знаний, умений и навыков в области спортивных и подвижных игр; готовности к применению их в практической деятельности.
1.2
Задачи: -  обучение студентов приемам спортивных  и подвижных игр, входящих в учебные программы по физической культуре образовательных учреждений;

- освоение студентами методики обучения технике и тактике спортивных  и подвижных игр, развития физических качеств;

- практическая реализация положений теории и методики физического воспитания с учетом специфики спортивных  и подвижных игр.

- формировать положительные личностные качества студентов, необходимые им в будущей  деятельности;

- организация и проведение внеклассных мероприятий в области организационно-управленческой деятельности:

- укрепление и сохранение здоровья студентов;

- организация внеурочной деятельности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.11
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Зимние виды спорта
2.2.2
Легкая атлетика
2.2.3
Общая физическая подготовка
2.2.4
Физкультурно-спортивное совершенствование
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
знать: основы физической подготовки и медицины уметь: поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдать нормы здорового образа жизни владеть: знаниями в области физической культуры и спорта и медицы и применять их для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
ИД-1.УК-7: Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и демонстрирует основы медицинских знаний, соблюдает нормы здорового образа жизни
 
знать: основы физической физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий уметь: Использовать основы физической культуры для реализации конкретной профессиональной деятельности владеть: знаниями в области физической культуры и спорта и здоровьесберегающих технологий
ИД-2.УК-7: Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации конкретной профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Спортивные  игры в системе физического воспитания: футбол
 
1.1
Спортивные  игры в системе физического воспитания: футбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2022_332.plx
 
1.2
Спортивные  игры в системе физического воспитания: футбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.3
Спортивные  игры в системе физического воспитания: футбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.4
Спортивные  игры в системе физического воспитания: футбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.5
Спортивные  игры в системе физического воспитания: футбол /Пр/
10
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.6
Спортивные  игры в системе физического воспитания: футбол /Ср/
6
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 2. Спортивные  игры в системе физического воспитания: волейбол
 
2.1
Спортивные  игры в системе физического воспитания: волейбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.2
Спортивные  игры в системе физического воспитания: волейбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.3
Спортивные  игры в системе физического воспитания: волейбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.4
Спортивные  игры в системе физического воспитания: волейбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.5
Спортивные  игры в системе физического воспитания: волейбол /Пр/
10
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.6
Спортивные  игры в системе физического воспитания: волейбол /Ср/
6
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 3. Спортивные  игры в системе физического воспитания: баскетбол
 
3.1
Спортивные  игры в системе физического воспитания: баскетбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
3.2
Спортивные  игры в системе физического воспитания: баскетбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
3.3
Спортивные  игры в системе физического воспитания: баскетбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
3.4
Спортивные  игры в системе физического воспитания: баскетбол /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
3.5
Спортивные  игры в системе физического воспитания: баскетбол /Пр/
10
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
3.6
Спортивные  игры в системе физического воспитания: баскетбол /Ср/
6
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 4. Спортивные  игры в системе физического воспитания: настольный теннис
 
4.1
Спортивные  игры в системе физического воспитания: настольный теннис /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
4.2
Спортивные  игры в системе физического воспитания: настольный теннис /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
4.3
Спортивные  игры в системе физического воспитания: настольный теннис /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
4.4
Спортивные  игры в системе физического воспитания: настольный теннис /Пр/
14
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2022_332.plx
 
4.5
Спортивные  игры в системе физического воспитания: настольный теннис /Пр/
10
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
4.6
Спортивные  игры в системе физического воспитания: настольный теннис /Ср/
6
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 5. Подвижные  игры в системе физического воспитания.
 
5.1
Подвижные  игры в системе физического воспитания. /Пр/
10
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5.2
Подвижные  игры в системе физического воспитания. /Пр/
10
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5.3
Подвижные  игры в системе физического воспитания. /Пр/
10
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5.4
Подвижные  игры в системе физического воспитания. /Пр/
10
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерный комплекс тестовых заданий по теоретической подготовленности

«Элективные дисциплины по физической культуре и спорту: спортивные и подвижные игры»

1. Как выполняется ведение мяча в баскетболе?

А) Правой рукой;

Б) Левой рукой;

В) То правой, то левой;

Г) Двумя руками.

2. Размеры волейбольной площадки:

А) 18/9

Б) 16/8

В) 20/15

Г) 17/9

Д) 15/8

3. К методам обучения относится:

A) словесные, наглядные и практические методы

Б) рассказ и объяснения

В) наглядный метод

Г) словесный метод

Д) все выше перечисленное

4. Размеры линий волейбольной площадки

А) 3см

Б) 5см

В) 6см

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2022_332.plx
 
Г) 10см

Д) 8см

5. С какого года баскетбол является олимпийским видом спорта:

A) 1953г

Б) 1964г

В) 1935г

Г) 2000г

Д) 1895г

6. Высота кольца в мужском баскетболе:

A) 3,05м

Б) 3м

В) 3,10м

Г) 4,05м

Д) 2,95м

7. Размеры футбольных ворот:

A) 6,79/2,98м

Б) 8,56/3,05м

В) 7,32/2,44м

Г) 7,90/2,98м

Д) 8,02/3,64м

8. В раздел спортивные игры входит:

A) легкая атлетика

Б) лыжи

В) подвижные игры

Г) тяжелая атлетика

Д) нет правильного ответа

9. Сколько времени дается игроку, чтобы выполнить бросок в баскетболе из-за боковой линии:

A) 5сек

Б) 8сек

В) 4сек

Г) 10сек

Д) 14сек

10. Соревнования это:

A) одна из форм повышения тренированности, выработки волевых качеств

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2022_332.plx
 
Б) повышения силы, быстроты

В) повышения роста техники и тактики игр

Г) повышения выносливости

Д) все выше перечисленное

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1 История развития игры в России и мире. Эволюция правил игры техники и тактики.

2 Соревновательная деятельность. Способы регистрации игры, значение и планирование соревнований.

3. Спортивные игры на уроках физической культуры со школьниками разного возраста. Специфика задач, средств и методики обучения.

4. Классификация спортивных игр.

5. Разминка в спортивных играх. Цель, задачи, содержание, внимание на психологическую и функциональную готовность к соревнованиям

6. Медико-биологическое и гигиеническое обеспечение занятий по спортивным играм.

7. Возникновение, развитие баскетбола. Современное представление об игре.

8. Оценка уровня развития быстроты и методика ее воспитания в спортивных играх.

9. Соревновательная подготовка и соревнования как высшая форма интегральной подготовки.

10. Многолетний характер подготовки спортсменов игровиков.

11. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности

в спортивных играх.

12. История возникновения и развития волейбола.

13. История возникновения и развития баскетбола.

14. История возникновения и развития гандбола.

15. История возникновения и развития футбола.

16. Основные средства обучения и тренировки в спортивных играх.

17. Принципы обучения в спортивных играх.

18. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм.

19. История развития футбола в России.

20. Воспитание физических качеств баскетболистов.

21. Возникновение и значение игры.

22. Особенности физического развития детского организма.

23. Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков в подвижной игре

24. Подготовка к проведению подвижной игры.

25. Подготовка площадки и инвентаря для проведения подвижной игры.

26. Подвижные игры в детских оздоровительных лагерях.

27. Методика проведения игр во внеурочное время.

28. Особенности проведения игры в 5-6 классах.

29. Особенности проведения игры 10-11 классах.

30. Особенности проведения игры в 7-9 классах.

31. Особенности проведения игры в1-4 классах.

32. Игры на переменах.

33. Подвижные игры в учебно-тренировочном процессе.

34. Подвижные игры в зимнее время.

35. Подвижные игры в группах продлённого дня.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Тест, реферат
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Смолин Ю.В.
Основы теории спортивных соревнований и подвижных игр: учебно-методическое пособие
Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016
http://www.iprbookshop.ru/70459.html
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2022_332.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.2
Гераськин А.А., Рогов И.А., Сокур [и др.] Б.П.
Основы обучения технике игры в волейбол: учебное пособие
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014
http://www.iprbookshop.ru/65006.html
 
Л1.3
Ковыршина Е.Ю., Эртман Ю.Н., Кириченко В.Ф.
Разновидности спортивных игр: учебное пособие
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017
http://www.iprbookshop.ru/74277.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ермаков Н. А., Сидоров С. С.
Спортивные игры: организация соревнований и правила судейства (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, хоккей с мячом, настольный теннис): учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2022
https://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=4667:1072&catid=25:sport&Itemid=179
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Google Chrome
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
ролевая игра
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
Спортивная площадка
Спортивная площадка
Информационный щит, турник разноуровневый, шведская стенка, снаряд для прыжков в длину с места, рукоход, скамья для измерения уровня гибкости, скамья для пресса, упор для отжима, тренажер восемь перекладин
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
007 А1
Зал для занятий специальной медицинской группы, Учебная аудитория для проведения занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Фитболы, степ-доска, бодибар
 
стр. 10
УП: 44.03.05_2022_332.plx
 
318 А1
Спортивный зал. Учебная аудитория для проведения занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Бревно гимнастическое высокое 5м., брусья гимнастические женские со стеклопластиковыми жердями, брусья спортивные, кольца гимнастические (на блоч. подвеске), конь с ручками (спортивный маховый), конь для прыжков, маты гимнастические, перекладина универсальная, сетка волейбольная, стойка волейбольная, табло электронное, шест гимнастический, щит баскетбольный, канат, сетка баскетбольная, измеритель высоты сетки, кассы для замены игроков, табло электронное, антенны для сетки, защита стоек волейбольная, карманы для антенн, волейбольная форма, монометр мяч волейбольный, футбольный, баскетбольный
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ОСНОВНОЙ ГРУППЫ

Учебный материал раздела направлен на повышение функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и  занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

- преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

- студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

- студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Контрольные тесты и зачетные нормативы студенты сдают с учетом особенностей обучения в учебном отделении (основное, специальное отделение).

В каждом семестре студентам планируется не более пяти контрольных тестов, которые выполняются  в соответствии с правилами данного вида спорта.

Студены, пропустившие учебные занятия (и не прошедшие необходимую подготовку) допускаются к тестированию только после соответствующей подготовки. В случае пропуска занятий по уважительной причине студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов. Студенты, освобожденные на длительный срок, сдают зачет по теоретическому и методическому разделам программы и готовят реферат.

Для студентов всех учебных отделений 1-3 курсов основным критерием положительной оценки при получении зачета должно быть улучшение показателей тестов в процессе всего периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Специальная медицинская группа «А»: в специальную группу зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья на основании соответствующих рекомендации медицинских учреждений. Студенты обучающиеся в специальной медицинской группе «А» выполняют практические задания в форме которая доступна по состоянию здоровья. Контрольные тесты и зачетные нормативы студенты сдают с учетом особенностей обучения в специальной группе.

Специальная медицинская группа «Б»: в специальную группу зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья на основании соответствующих рекомендации медицинских учреждений. Критерием успешности освоения учебного материала на очной форме обучения является экспертная оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения учебных занятий, знания теоретического раздела программы, выполнение установленных на данный семестр тестов.

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2022_332.plx
 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат одна из основных научно-исследовательских работ студентов.

Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но студент может проявлять и свою инициативу.

Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и др.

При написании реферата от студента требуется умение выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Структура реферата должна включать следующие составные части и разделы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основное содержание.

5. Заключение (выводы).

6. Список литературы.

7. Приложения (если имеются).

1. Титульный лист.

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название и вид работы (реферат), данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

2. Содержание (оглавление) - это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц. Заголовки должны быть написаны так, чтобы по расположению можно было судить об их соотношении между собой по значимости (главы, разделы, параграфы и т.п.).

3. Введение. Обоснование выбора темы:

- актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

- новые, современные подходы к решению проблемы;

- наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

- противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересованном факте;

- личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

- цель и значимость темы.

4. Основное содержание

- сущность проблемы или изложение объективных научных сведений по теме реферата;

- критический обзор источников;

- собственные версии, сведения, оценки

5. Заключение:

- основные выводы;

- результаты и личная значимость проделанной работы; перспективы продолжения работы над темой.

6. Список использованной литературы:

В списке литературы дается перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и нумерацией по порядку. При этом в него включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте или выдержки, из которой они цитировались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем на иностранном.

7. Приложения.

В приложения включается второстепенный материал, например анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов и т. п.

Требования к оформлению текстового материала

Реферат должен быть отпечатан на пишущей машинке через два или принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 210x297 мм с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - 20, правое - 10, левое - 30 мм. Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая межсловные интервалы, шрифт – 14. Объем реферата не должен превышать 30 и быть не менее 12 страниц машинописного текста.

Номера страниц указываются на середине верхней части листа без точек и литерных знаков. Каждая страница нумеруется. Первой страницей считается титульный лист (нумерация на ней не ставится), второй – оглавление. Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов – строчными. Заголовки даются по центру и сверху и снизу отделяются от основного текста тремя интервалами; точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся и переносы в них не рекомендуются.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ 5 печатных знаков.

Оформление ссылок на источники.

Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры.

Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника.

Внутристраничный вариант: в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указывается номер источника по общему библиографическому списку и номер (а) использованной (ых) страниц.

Работа по библиографическому поиску.

Как правило, при подготовке реферата используются следующие группы источников: словари, справочники; монографии, сборники, научные доклады на конференциях, симпозиумах, энциклопедии и т. д.; газетные и журнальные статьи, в 

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2022_332.plx
 
которых приводятся новые данные науки и фактологический материал. В них - расшифровка терминов, понятий, история вопроса, анализируются различные точки зрения на проблему и т. д.

По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого подвопроса и всего вопроса в целом.

После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст.

Оформление реферата целесообразнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графических редакторов, электронных таблиц.

Библиографическое описание научно-методической литературы в списке

В список литературы входят различные источники, описание которых имеет свою специфику. Ниже приведены некоторые примеры.

1) Описание книг, монографий, учебников и учебных пособий:

1. Веретенникова, Л.К. Подготовка будущего учителя  к  формированию творческого потенциала школьника: Монография / Л.К. Веретенникова.– Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 134 с.

2. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. – М., 1982. – 280 с.

3. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С.Лукин. – М.: Прсвещение, 1995. – 316 .

4. Петров, П.К. Гимнастика в школе: Учеб.пособие / П.К. Петров. – Ижевск, 1996. – 460с.

2) Описание статей из журналов:

1. Столяров, В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи / В.И.Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – №4. – С. 13-20.

2. Столяров, В.И. философско-культурологический анализ физической культуры / В.И. Столяров // Вопросы философии. – 1988. - № 4. – С. 78-91.

3) Описание статей из сборников научных трудов и тезисов докладов:

1. Иванов, И.И. Педагогическая деятельность и контроль за физическим состоянием / И.И. Иванов // Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном процессе: Межвуз. сб. науч. трудов. – Ижевск, 1996. – С. 23-39.

2. Жданов, Ю. Д. Требования к специалистам физической культуры и спорта / Ю.Д. Жданов // Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования факультета физической культуры (ФФК). – Ижевск, 1999. – С. 13-46.

4) Описание авторефератов диссертаций:

1. Холодов, Ж. К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Ж.К.Холодов; Моск.гос.ун-т – М., 1996. – 40 с.

2. Райзих, А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности: Автореф. дисс... канд. пед. наук / А.А.Райзих; Омск.гос.ун-т ФК – Омск., 1997. – 24 с.

Не позже чем за две недели до намеченного срока, реферат представляется на рецензию научному руководителю.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научится работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а за-тем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного мате-риала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.