2022-2023_44_03_01_2022_262-ЗФ_plx_ИКТ в образовании_География
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
ИКТ в образовании
Учебный план
44.03.01_2022_262-ЗФ.plx

44.03.01 Педагогическое образование

География
 
зачеты 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,85
самостоятельная работа
93,8
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
8
8
8
8
Консультации (для студента)
0,2
0,2
0,2
0,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10,35
10,35
10,35
10,35
Сам. работа
93,8
93,8
93,8
93,8
Часы на контроль
3,85
3,85
3,85
3,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.01_2022_262-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
К.ф-м.н., Доцент, Богданова Рада Александровна;Ст.преподаватель, Николаева Екатерина Григорьевна
 
 
ИКТ в образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.01_2022_262-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01_2022_262-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Целью освоения дисциплины «Информационные технологии в образовании» является обеспечение формирования ИКТ-компетентности педагога, определяющей его готовность решать профессиональные задачи с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, участвовать в построении информационной образовательной среды образовательной организации.
1.2
Задачи: - сформировать практические навыки эффективного применения современных информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "ИКТ в образовании" обучающиеся используют знания: "Информатика" в рамках школьной программы.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Модуль Методическая подготовка
2.2.2
Проектная деятельность
2.2.3
Педагогическая практика 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
владеет навыком разработки и использования электронных образовательных ресурсов для сопровождения учебной деятельности
ИД-4.ОПК-2: Может использовать  информационно-коммуникационные технологии при разработке основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов 
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
владеет навыком разработки и использования электронных образовательных ресурсов для сопровождения учебной деятельности
ИД-5.ОПК-3: Может использовать информационно-коммуникационные технологии как средства  организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся 
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
знает инструментальные средства  современных информационных технологий;
ИД-1.ОПК-9: Знает принципы работы современных информационных технологий
 
владеет навыком разработки веб-сайтов, как образовательных ресурсов; владеет навыком разработки и использования электронных образовательных ресурсов для сопровождения учебной деятельности
ИД-2.ОПК-9: Умеет использовать современные информационные технологии 
 
владеет навыком разработки веб-сайтов, как образовательных ресурсов; владеет навыком разработки и использования электронных образовательных ресурсов для сопровождения учебной деятельности
ИД-3.ОПК-9: Способен понимать и применять современные информационные технологии для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.01_2022_262-ЗФ.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Информационно-образовательная среда.
 
1.1
Информационно-образовательная среда. ИКТ-компетентность педагога и обучающихся. /Лек/
2
ИД-4.ОПК-2 ИД-5.ОПК-3 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9 ИД-3.ОПК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.2
Обзор электронно-образовательных ресурсов. Правила оформления презентаций. Правила использования ЭОР в образовательном процессе. /Пр/
2
ИД-4.ОПК-2 ИД-5.ОПК-3 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9 ИД-3.ОПК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.3
Разработка ЭОР с помощью прикладных программ. /Пр/
6
ИД-4.ОПК-2 ИД-5.ОПК-3 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9 ИД-3.ОПК-9
4
2
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.4
Разработка ЭОР с помощью прикладных программ. /Ср/
45,8
ИД-4.ОПК-2 ИД-5.ОПК-3 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9 ИД-3.ОПК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.5
Особенности применения

дистанционного и электронного обучения /Ср/

48
ИД-4.ОПК-2 ИД-5.ОПК-3 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9 ИД-3.ОПК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-4.ОПК-2 ИД-5.ОПК-3 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9 ИД-3.ОПК-9
4
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-4.ОПК-2 ИД-5.ОПК-3 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9 ИД-3.ОПК-9
4
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 3. Консультации
 
стр. 6
УП: 44.03.01_2022_262-ЗФ.plx
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,2
ИД-4.ОПК-2 ИД-5.ОПК-3 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9 ИД-3.ОПК-9
4
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Текущий контроль осуществляется по выполнению практических работ, результаты которых проверяются в конце занятия. Примерные вопросы для подготовки к тестированию: 1. Концепция информатизации образования. 2. Целесообразность и эффективность использования средств информатизации образования. 3. Требования к информационной образовательной среде. 4. Классификация электронных образовательных ресурсов. 5. Требования к электронным образовательным ресурсам. 6. Технические средства ИКТ. 7. Технологии создания образовательных мультимедийных ресурсов. 8. Дистанционные образовательные технологии. 9. Сравнительный   анализ   различных   образовательных   платформ   дистанционного обучения. 10. Правила проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет. 11. Информационное обеспечение учебного процесса.   12. Программные средства управления учебным процессом. 13. Различные   подходы   к   использованию   информационных   и   коммуникационных технологий в учебном процессе (утилитарный, технократический, инновационный). 14. Функции ИКТ в образовании. 15. Цели внедрения ИКТ в учебный процесс. 16. Задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. 17. Инструментальные  программные  средства   для  разработки   электронных  материалов учебного назначения. 18. Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности. 19. Сервисы Google в образовательном процессе. 20. Интерактивная доска как современное средство обучения.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Конспект по теме "Особенности применения дистанционного и электронного обучения" 1. Понятие дистанционного обучения. 2. Понятие электронного обучения. 3. Различия дистанционного и электронного обучения. 4. Средства дистанционного обучения (Google Класс, Moodle, Stepik). 5. Современные системы дистанционного обучения. 6. Обзор платформ для организации вебинаров. Конспект предоставляется на проверку в виде текстового файла. Правильность выполнения проверяется к зачету.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тест, примерные вопросы для подготовки к тестированию, конспект, примерные задания для практических работ
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Лобачев С.Л.
Основы разработки электронных образовательных ресурсов: учебное пособие
Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2019
http://www.iprbookshop.ru/79711.html
 
стр. 7
УП: 44.03.01_2022_262-ЗФ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.2
Кручинин В.В., Тановицкий Ю.Н., Хомич С.Л.
Компьютерные технологии в науке, образовании и производстве электронной техники: учебное пособие
Томск: Томский государственный университет, 2012
http://www.iprbookshop.ru/13941
 
Л1.3
Павлова О.А., Чиркова Н.И.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2018
http://www.iprbookshop.ru/75273.html
 
Л1.4
Фатеев А.М.
Информационные технологии в педагогике и образовании: учебное пособие для студентов-бакалавров
Москва: Московский городской педагогический университет, 2012
http://www.iprbookshop.ru/26491.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Шабанов А.Г.
Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития: монография
Москва: Современная гуманитарная академия, 2009
http://www.iprbookshop.ru/16946.html
 
Л2.2
Кудашова Е.И., Кречетова С.Ю.
Использование цифровых мультимедийных ресурсов в образовании: учебное пособие для студентов по напр. подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=123:ispolzovanie-tsifrovykh-multimedijnykh-resursov-v-obrazovanii&catid=19:pedagogy&Itemid=175
 
Л2.3
Минин А.Я.
Информационные технологии в образовании: учебное пособие
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016
http://www.iprbookshop.ru/72493.html
 
Л2.4
Власова И.Н., Лурье М.Л., Мусихина [и др.] И.В.
Информационные технологии в образовании: лабораторный практикум: учебное пособие
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015
http://www.iprbookshop.ru/70624.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
стр. 8
УП: 44.03.01_2022_262-ЗФ.plx
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рекомендуется: 1. Ознакомиться с содержанием курса по рабочей программе дисциплины. 2. Выписать (скачать) из соответствующей рабочей программы: • список рекомендованной литературы; • наименования лекционных разделов курса; • темы практических и лабораторных работ; • теоретические вопросы к зачету. Необходимо: - на практическом (лабораторном) занятии, выполнив все задания, показать результаты преподавателю и ответить на все вопросы к работе (при необходимости) и получить отметку о выполнении работы в журнале преподавателя. 3. Конспект должен содержать краткий справочный материал по заданным вопросам. Содержание конспекта должно соответствовать материалам учебников, приведенных в списке литературы рабочей программы дисциплины. В случае использования других учебников или источников необходимо указать ссылку на них. Не допускается использование в качестве источников литературы рефератов. Рекомендуется: 1. Ознакомиться с содержанием курса по рабочей программе дисциплины. 2. Выписать (скачать) из соответствующей рабочей программы:     • список рекомендованной литературы;     • наименования лекционных разделов курса;     • темы практических и лабораторных работ;     • теоретические вопросы к зачету. Необходимо: - на практическом (лабораторном) занятии, выполнив все задания, показать результаты преподавателю и ответить на все вопросы к работе (при необходимости) и получить отметку о выполнении работы в журнале преподавателя. Организация самостоятельной работы студента Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня. Этот вид работы предусматривает следующие виды учебной деятельности. 1. Составление конспекта Методические рекомендации по составлению конспекта: 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Выделите главное, составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически 
 
стр. 9
УП: 44.03.01_2022_262-ЗФ.plx
 
обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. 3. Консультации Если в процессе самостоятельной  работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки. 4. Методические указания по подготовке к зачету Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая аттестация, зачеты и экзамены. Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к зачету у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки. качестве источников литературы рефератов.