2022-2023_46_04_01_2022_342М_plx_Менеджмент в профессиональной деятельности_История России в XIX - начале XXI вв
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Менеджмент в профессиональной деятельности
Учебный план
46.04.01_2022_342М.plx

46.04.01 История

История России в XIX - начале XXI вв.
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
20,7
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
36
36
36
36
Консультации (для студента)
0,3
0,3
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42,45
42,45
42,45
42,45
Сам. работа
20,7
20,7
20,7
20,7
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., декан ЭЮФ, Газукина Ю.Г.
 
 
Менеджмент в профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)
 
46.04.01 История
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 21.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование теоретических знаний и практических навыков у студентов в области менеджмента организации.
1.2
Задачи: - изучить основные понятия менеджмента организации; - изучить функции, принципы и методы управления и их применение в организации; - раскрыть и изучить особенности планирования деятельности организации; - рассмотреть основы организации деятельности; - изучить социально-психологические аспекты управления работы исполнителей и управления трудовыми коллективами; - определить роль мотивации труда в организации; - дать характеристику коммуникационным и контрольным процессам в организации; - сформировать навыки принятия управленческих решений по всем функциям менеджмента в организации; - сформировать навыки управления деятельностью организации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Управление проектами
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
знать: - понятия ситуации и системы; уметь: - анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; владеть навыками: - анализа проблемной ситуации.
ИД-1.УК-1: Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
 
уметь: - находить информацию, необходимую для решения поставленной проблемной ситуации; - критически анализировать собранную информацию в рамках поставленной проблемной ситуации; владеть навыками: - анализа информации.
ИД-2.УК-1: Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения
 
знать: - принципы построения иерархической структуры целей, работ (шагов); уметь: - разрабатывать последовательность взаимосвязанных шагов в рамках поставленной цели; владеть навыками: - прогнозирования ожидаемых результатов деятельности.
ИД-3.УК-1: Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
Знать: понятие планирования и его значимость для достижения заданного результата; Уметь: планировать деятельность и предвидеть результаты действий; Владеть: навыками планирования последовательности шагов для достижения заданного результата.
ИД-2.УК-2: Способен видеть образ результата деятельности и планировать последовательность шагов для достижения данного результата
 
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
стр. 5
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
Знает стратегию реализации поставленной цели; Умеет определять свою роль в команде; Владеет навыками эффективного использования стратегии сотрудничества.
ИД-1.УК-3: Вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели. 
 
Знать: социально-психологические аспекты управления; Уметь: учитывать в своей деятельности поведение групп людей; Владеть: навыками выделения особенностей поведения групп людей, с которыми взаимодействует.
ИД-2.УК-3: Учитывает в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий. 
 
знать: -  сущность функций менеджмента (организации, координации и др.); уметь: - организовать и координировать работу участников проекта; владеть: - навыками преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов.
ИД-3.УК-3: Обладает навыками преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон. 
 
уметь: - планировать свою деятельность и предвидеть результаты (последствия) личных действий; владеть: - навыками планирования последовательности шагов для достижения поставленной цели.
ИД-4.УК-3: Предвидит результаты (последствия) как личных, так и коллективных действий.
 
знать: - правила делегирования полномочий; уметь: - распределять поручения и организовать обсуждение разных идей и мнений; владеть навыками: - эффективного взаимодействия с другими членами команды.
ИД-5.УК-3: Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тема 1.  Основные понятия и характеристика менеджмента
 
стр. 6
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1.1
Тема 1. Основные понятия и характеристика менеджмента

Интерактивная лекция (эвристическая беседа)

Содержание лекции:

Менеджмент как наука и искусство управления; как вид деятельности и принятия управленческих решений в организациях; как аппарат управления организациями. Рыночная экономика и менеджмент. Менеджмент и предпринимательство. Основные категории менеджмента: управление, воздействие, субъект и объект управления, система управления, механизм управления, процесс управления, уровень управления, звено и элемент управления. Роль менеджеров в организации. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Тема 1. Основные понятия и характеристика менеджмента

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Дискуссия по заданной теме

3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Тема 1. Основные понятия и характеристика менеджмента

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

1,7
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Тема 2. Эволюция и научные основы менеджмента
 
2.1
Тема 2. Эволюция и научные основы менеджмента

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, работа в малых группах, выполнение

задания.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Составление  и обсуждение схемы деятельности образовательной организации

3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0,5
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Тема 2. Эволюция и научные основы менеджмента

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

1,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 7
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
2.3
Тема 2. Эволюция и научные основы менеджмента

Содержание лекции:

Эволюция менеджмента. Опыт менеджмента в России и за рубежом. Школа научного управления и ее современные модели. Административная (классическая) школа менеджмента. Школа человеческих отношений и ее развитие. Новые школы в управлении (управление с позиции организационного  поведения,  количественный подход в управлении). Современные научные подходы к управлению: процессный,  системный и ситуационный, их содержание и отличительные особенности.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Тема 3. Организация как объект управления
 
3.1
Тема 3. Организация как объект управления

Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)

Содержание лекции:

Понятие организации как группы лиц; как процесса; как состояния упорядоченности разрозненных элементов. Признаки организации. Стадии жизненного цикла организации. Внутренняя среда организации и ее переменные элементы. Организационная культура фирмы: понятие, элементы, функции, виды. Имидж организации, имидж менеджера. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Тема 3. Организация как объект управления

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Дискуссия по заданной теме

3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Тема 3. Организация как объект управления

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

1,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Тема 4.  Функции, принципы и методы управления
 
стр. 8
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
4.1
Тема 4. Функции, принципы и методы управления

Содержание лекции:

Сущность и классификация функций управления. Общие функции управления – планирование, организация, мотивация, контроль, - их особенности, взаимосвязь и взаимозависимость. Цикл управления. Принципы менеджмента: общие и частные.

Понятие и классификация методов менеджмента.  Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Тема 4. Функции, принципы и методы управления

Образовательные технологии:

Выполнение практических заданий, работа в малых группах.

План занятия:

1 Выполнение практических зааний

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.3
Тема 4. Функции, принципы и методы управления

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка доклада

Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,

опрос на занятии. /Ср/

1,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Тема 5. Планирование деятельности организаций
 
5.1
Тема 5. Планирование деятельности организаций

Содержание лекции:

Сущность, виды, методы и принципы планирования. Формы организации планирования. Цели и целеполагание управленческой деятельности. Требования, предъявляемые к целям.

Классификация целей образовательной организации. Миссия, генеральная, общеорганизационные и специфические цели. Дерево целей.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.2
Тема 5. Планирование деятельности организаций

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.

3 Выполнение проверочной работы (тест). /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
2
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 9
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
5.3
Тема 5. Планирование деятельности организаций

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка к проверочной работе

Форма отчетности: конспект, тест, опрос на занятии. /Ср/

1,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 6. Тема 6. Социально-психологические аспекты управления 
 
6.1
Тема 6. Социально-психологические аспекты управления

Содержание лекции:

Понятие и характеристика стилей руководства. Управленческая решетка Блейка-Моутона. Требования к современному менеджеру. Источники власти. Формы власти и воздействия на подчиненных. Влияние и способы воздействия на подчиненных. Источники авторитета менеджера.  Понятие лидерства. Власть и лидерство.  Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства. Новые концепции лидерства.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.2
Тема 6. Социально-психологические аспекты управления

Образовательные технологии:

Метод дискуссии.

План занятия:

1 Дискуссия по заданной теме

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.

/Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0,5
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.3
Тема 6. Социально-психологические аспекты управления

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка доклада

Форма отчетности: конспект, презентация, доклад, опрос на занятии. /Ср/

1,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 7. Тема 7. Организация деятельности предприятий 
 
стр. 10
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
7.1
Тема 7. Организация деятельности предприятий

Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)

Содержание лекции:

Понятие и принципы организации как функции менеджмента. Вертикальное и горизонтальное разделение труда работников аппарата управления. Характеристика уровней управления. Управленческие полномочия. Ответственность. Делегирование организационных полномочий: принципы, масштабы, требования, выгоды, сопротивление со стороны руководителей и подчиненных. Централизация и децентрализация управленческих полномочий.

Организационная структура управления предприятия и ее типы: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная. Современные организационные структуры. Проектирование организационных структур.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.2
Тема 7. Организация деятельности предприятий

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.3
Тема 7. Организация деятельности предприятий

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка доклада

Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,

опрос на занятии.

/Ср/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 8. Тема 8. Мотивация труда в организациях
 
стр. 11
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
8.1
Тема 8. Мотивация труда в организациях  

Содержание лекции:

Понятия «мотивация», «потребность». Значение мотивации в управлении образовательной организацией. Мотивационная структура. Мотивационный процесс.

Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторая теория Ф.Герцберга, теория приобретенных потребностей Мак Клелланда. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врума, теория справедливости или теория равенства С.Адамса, модель Портера-Лоулера.  Применимость теорий мотивации в практике управления образовательной организацией.  Стимулирование и его виды.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.2
Тема 8. Мотивация труда в организациях

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.

/Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.3
Тема 8. Мотивация труда в организациях

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

1,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 9. Тема 9. Управление персоналом в организации
 
9.1
Тема 9. Управление персоналом в организации

Содержание лекции:

Проблемы, связанные с управлением персоналом. Категории персонала на предприятии. Должностные инструкции сотрудников. Основные аспекты управления персоналом. Наем, оценка и отбор персонала на предприятиях. Оплата труда персонала в организациях. Развитие персонала в организациях. Формирование кадрового резерва. Повышение квалификации персонала. Управление процессом обучения персонала.  Деловая оценка персонала. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. /Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 12
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
9.2
Тема 9. Управление персоналом в организации

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
9.3
Тема 9. Управление персоналом в организации

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 10. Тема 10. Управленческие решения на предприятиях
 
10.1
Тема 10. Управленческие решения на предприятиях

Содержание лекции:

Понятие и виды управленческих решений. Факторы, определяющие эффективность управленческого решения. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Этапы подготовки, принятия и организации выполнения решений.

Методы принятия  и оптимизации управленческих решений: математическое моделирование; метод экспертных оценок; метод мозгового штурма; теория игр, метод дерева решений, метод сценариев и др. Человеческий фактор в процессе принятия и реализации управленческого решения. Организация и контроль за исполнением принятых решений. Риск в управленческих решениях.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
10.2
Тема 10. Управленческие решения на предприятиях

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
10.3
Тема 10. Управленческие решения на предприятиях

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 11. Тема 11. Коммуникационные процессы в организациях
 
стр. 13
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
11.1
Тема 11. Коммуникационные процессы в организациях

Содержание лекции:

Понятие и функции коммуникации. Элементы коммуникационного процесса. Классификация коммуникаций. Способы коммуникации. Коммуникационные барьеры.  

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
11.2
Тема 11. Коммуникационные процессы в организациях

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, тренинга.

План занятия:

1 Проведение тренинга

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
11.3
Тема 11. Коммуникационные процессы в организациях

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 12. Тема 12. Координация и контроль в организациях 
 
12.1
Тема 12. Координация и контроль в организациях

Содержание лекции:

Понятие и виды контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль.

Системы контроля. Требования к системе контроля. Этапы организации контроля. Установление стандартов контроля. Сопоставление достигнутых результатов со стандартами. Принятие необходимых корректирующих мероприятий. Эффективность контроля.

/Лек/

0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
12.2
Тема 12. Координация и контроль в организациях

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, работа в малых группах, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.

3 Выполнение проверочной работы (тест). /Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
12.3
Тема 12. Координация и контроль в организациях

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка к проверочной работе

Форма отчетности: конспект, тест, опрос на занятии. /Ср/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
стр. 14
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
Раздел 13. Консультации
 
13.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,3
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
 
 
Раздел 14. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
14.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
 
14.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-5.УК-3 ИД-2.УК-2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы:

1) Менеджмент как наука и искусство управления; как вид деятельности и принятия управленческих решений в организациях; как аппарат управления организациями.

2) Основные категории менеджмента: управление, воздействие, субъект и объект управления, система управления, процесс управления, уровни управления.

3) Роль менеджеров в организации. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров.

4) Эволюция менеджмента. Школы менеджмента, их содержание и отличительные особенности.

5) Современные научные подходы к управлению: процессный,  системный и ситуационный, их содержание и отличительные особенности.

6) Системный подход в управлении: его содержание и значение для организации.

7) Понятие  и признаки организации как группы лиц; как процесса; как состояния упорядоченности разрозненных элементов.

8) Внутренняя среда организации и ее переменные: цели, структура, задачи, технология, люди.

9) Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.

10) Внешняя среда организации: её виды и характеристики.

11) Необходимость исследования внешней и внутренней среды для построения модели управления современной организацией

12) Сущность и классификация функций менеджмента в организации.

13) Понятие и классификация методов менеджмента.

14) Сущность, виды, методы планирования.

15) Цели и целеполагание управленческой деятельности. Требования, предъявляемые к целям.

16) Понятие цели. Классификация целей организации.

17) Понятие миссии. Дерево целей организации.

18) Понятие и этапы стратегического планирования. Миссия.

19) Сущность SWOT-анализа. Матрица БКГ.

20) Тактическое планирование. Связь тактики со стратегией.

21) Жизненный цикл организации: понятие, этапы.

22) Вертикальное и горизонтальное разделение труда работников аппарата управления.

23) Делегирование организационных полномочий: принципы, требования, проблемы.

24) Современные подходы к формированию организационной структуры: механистический и органический.

25) Характеристика линейно-функциональной организационной структуры управления.

26) Особенности и характеристика современных организационных структур.

 
стр. 15
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
27) Понятия «мотивация», «потребность». Значение мотивации в управлении организации.

28) Характеристика содержательных теорий мотивации.

29) Характеристика процессуальных теорий мотивации.

30) Применимость теорий мотивации в практике управления современной организации.

31) Понятие и виды управленческих решений. Факторы, определяющие эффективность управленческого решения.

32) Виды управленческих решений.

33) Этапы подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений.

34) Процесс моделирования в менеджменте. Виды моделей.

35) Понятие и функции коммуникации. Элементы коммуникационного процесса.

36) Классификация коммуникаций. Виды коммуникаций в современной организации.

37) Особенности и требования к организации коммуникационного процесса современной организации.

38) Понятие и виды контроля. Требования к системе контроля.

39) Этапы организации процесса контроля в современной организации.

40) Понятие и типология конфликтных ситуаций.

41) Характеристика последствий и методов разрешения конфликтов в организации.

42) Понятие и виды имиджа. Формирование имиджа делового человека.

43) Основы лидерства: природа, понятие, стили лидерства.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в ходе учебного процесса. Основными формами текущего контроля знаний являются: обсуждение вынесенных в планах занятий тем, решение тестов и др.

Примерные тестовые задания:

1. Системный подход к управлению рассматривает менеджмент как…

a) сложную совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем

b) реализацию совокупности общих и специальных функций управления

c) использование различных методов управления в зависимости от конкретной ситуации

d) систему, основанную на разработке и реализации комплекса стратегических, тактических и оперативных целей управления

2. Какая из предложенных характеристик нетипична  для бюрократического типа управления?

a) Ясная и чёткая мотивация инициативы персонала;

b) Жесткое распределение функций и обязанностей  в системе управления;

c) Ориентация персонала на решение проблем;

d) Высокая исполнительская дисциплина;

e) Чрезмерное внимание документации.

3. Какие содержательные элементы наиболее полно и объективно выражают понимание цели?

a) Цель включает методологию разработки решений, информацию и человеческий фактор;

b) Цель – это результат, к достижению которого стремится менеджер;

c) Цель включает потребности и пути их реализации;

d) Цель – это модель факторов достижения эффективности управления;

e) Цель включает возможное, желательное и необходимое состояние системы.

4. Выберите наиболее полное определение понятия жизненного цикла организации:

a) ЖЦО – историческая эволюция, которую претерпевает организация, взаимодействуя с окружающей средой,  при изменении жизненного цикла продукции;

b) ЖЦО – историческая эволюция, которую претерпевает организация при взаимодействии с окружающей средой,  включающая предсказуемую последовательность качественно различающихся стадий;

c) ЖЦО – определённый временной интервал, включающий последовательность качественно различающихся стадий и этапов;

d) ЖЦО – необратимое, направленное, закономерное изменение  организации и её подразделений от стадии формирования до этапа ликвидации, которое руководитель должен изменить.

5. Что представляют собой полномочия?

a) Должностной статус руководителя;

b) Авторитет менеджера в среде его коллег;

c) Право на принятие управленческих решений;

d) Право воздействовать на деятельность людей;

e) Наличие знаний и опыта для осуществления управления.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Сущность менеджмента  и его значение в российском обществе. 2. Анализ современных подходов в управлении организацией. 3. Значимость планирования как функции менеджмента в организации. 4. Контроль в системе управления организацией. 5. Особенности организации как объекта управления. 6. Прогноз и планирование работы в организации. 7. Стратегическое планирование работы организации.
 
стр. 16
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
8. Бизнес-планирование в менеджменте. 9. Принципы менеджмента современной организации. 10. Стиль и методы управления современной организации. 11. Организация работы сотрудников современной организации как одна из основополагающих функций менеджмента. 12. Проектирование организационной структуры. 13. Разработка и принятие управленческих решений. 14. Управление персоналом современной организации. 15. Искусство делового общения и его значение для современной организации. 16. Организация и проведение делового совещания. 17. Управление конфликтами в современной организации. 18. Теории лидерства и управление современной организацией. 19. Теории мотивации и их использование в управлении сотрудниками организации. 20. Формальная и неформальная организация внутренней среды современной организации. 21. Система вознаграждения как элемент повышения производительности. 22. Миссия современной организации. 23. Информационное обеспечение менеджмента. 24. Самоменеджмент  - сущность, особенности 25. Особенности методов коллективного решения проблем. 26. Управление организационными изменениями в современной организации. 27. Взаимосвязь основных функций менеджмента. 28. Лидерство и стили управления руководителя. 29. Факторы повышения эффективности управления в современной организации. 30. Управленческие решения на уровне организации и на уровне индивида. 31. Содержание и особенности управленческого труда в современной организации. 32. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления. 33. Формирование стратегии предприятия в современных условиях. 34. Социальная сфера как внешняя среда современной организации. 35. Влияние политики на развитие современной организации. 36. Анализ внутренней среды современной организации. 37. Характеристика внешней среды современной организации. 38. Технология разработки имиджевой компании в современной организации.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств представлен в отдельном документе
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Комплект примерных тестовых заданий

Вопросы для дискуссии

Практические задания

Темы рефератов (конспектов)

Вопросы к зачету

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Короткий С.В.
Менеджмент: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2018
http://www.iprbookshop.ru/72358.html
 
Л1.2
Цибульникова В.Е.
Общие основы менеджмента в образовании: учебное пособие для студентов педагогических вузов
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016
http://www.iprbookshop.ru/79043.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Герчикова И.Н.
Менеджмент: учебник
Москва: Юнити-Дана, 2017
www.iprbookshop.ru/81661.html
 
Л2.2
Крылова Т.Д.
Формирование системы менеджмента качества услуг делового образования в научных учреждениях: монография
Москва: ИД Экономическая газета: ИТКО�, 2012
http://www.iprbookshop.ru/8384.html
 
Л2.3
Шарипов Ф.В.
Менеджмент общего и профессионального образования: учебное пособие
Москва: Логос, 2014
http://www.iprbookshop.ru/27267.html
 
стр. 17
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.2
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Гарант
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
ситуационное задание
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
202 А2
Лаборатория психолого-педагогического образования. Лаборатория информационно-коммуникационных технологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V25, ноутбук, кресло-мешок Алова, музыкальный центр Samsung MX-F730DB, Пузырьковая колонна «Стандарт в-1500мм,д – 100 мм. Подсветка мультиколор», Телевизор LG 32LB628U=(3D), Чемодан психолога. Диагностический комплект «Семаго», ящик-песочница (набор для экспериментирования с песком), настольные психологические игры, набор метафорических ассоциативных карт

 
311 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и конспектирование. Для того чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается 

 
стр. 18
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в рекомендуемой литературе, творчески его переработать и представить его для отчета в рекомендованной  форме.

Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания. Выполненные задания проверяются преподавателем.