2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Научные основы сохранения редких видов растений_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Научные основы сохранения редких видов растений
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты с оценкой 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
103,9
аудиторные занятия
66
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
22
22
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
28
28
28
28
Консультации (для студента)
1,1
1,1
1,1
1,1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
66
66
66
66
Кoнтактная рабoта
67,25
67,25
67,25
67,25
Сам. работа
103,9
103,9
103,9
103,9
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Польникова Е.Н.
 
 
Научные основы сохранения редких видов растений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: -  углубить и расширить представления о ценопопуляциях растений и их признаках
1.2
Задачи: - истории развития представлений о жизненных формах растений;

- возрастной периодизации растений;

- знаний фенологических наблюдений при изучении флоры и растительности;

-  формирование научного мировоззрения и высоких нравственных качеств личности студента: патриотизма, гордости за отечественную науку, ответственного отношения к делу, коллективизма, уважительного отношения к людям и их мнению и др.;

- воспитание бережного отношения к природе, разумному использованию ее ресурсов, заботливому и бережному обращению с землей.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ботаника
2.1.2
Лекарственные растения
2.1.3
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ботаника)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Экология растений
2.2.2
Биогеография
2.2.3
Ботаническая география
2.2.4
Теория эволюции
2.2.5
Основы биологического мониторинга и биоиндикации
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-4: Способен составлять прогнозные оценки влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды с применением природоохранных биотехнологий
 
- Знает  основные методы и принципы охраны растительного мира
ИД-1.ПК-4: Знает методы оценивания состояние окружающей среды.
 
- Умеет оценивать категорию редкости охраняемых видов и комплекс необходимых мер по их охране
ИД-2.ПК-4: Умеет проводить оценку влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды.
 
- Осуществляет оценку состояния окружающей среды 
ИД-3.ПК-4: Осуществляет оценку состояния окружающей среды с применением природоохранных биотехнологий.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тематика Лекций
 
1.1
Популяции: понятия, свойства, основные характеристики /Лек/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Онтогенез растений /Лек/
12
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Жизненные формы растений /Лек/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Модели побегообразования /Лек/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.5
Особенности онтоморфогенеза у растений разных жизненных форм /Лек/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Типы экологических стратегий. Самоподдержание популяций растений /Лек/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Практические работы
 
2.1
Онтогенез растений /Пр/
10
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
6
12
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Жизненные формы растений /Пр/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
2
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Модели побегообразования /Пр/
4
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
4
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.4
Особенности онтоморфогенеза у растений разных жизненных форм /Пр/
4
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.5
Типы экологических стратегий. Самоподдержание популяций растений /Пр/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.6
Демографическая структура популяций /Пр/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.7
Жизненность ценопопуляций /Пр/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.8
Динамика популяций /Пр/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Популяции: понятия, свойства, основные характеристики /Ср/
20
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Онтогенез растений /Ср/
20
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Жизненные формы растений /Ср/
22
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
Модели побегообразования /Ср/
10
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.5
Особенности онтоморфогенеза у растений разных жизненных форм /Ср/
11,9
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.6
Типы экологических стратегий. Самоподдержание популяций растений /Ср/
8
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.7
Демографическая структура популяций /Ср/
4
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.8
Жизненность ценопопуляций /Ср/
4
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.9
Динамика популяций /Ср/
4
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Лабораторные работы 
 
4.1
Структура и задачи современной экологии. Методы экологических исследований. Основы

природопользования и охраны природы. Биологические ресурсы. /Лаб/

2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.2
Биологическое разнообразие и его биоэкологическое значение. Эволюционные аспекты биоразнообразия. Современное состояние биоразнообразия на Земле. Таксономическое биоразнообразие. /Лаб/
2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
4.3
Проблема сокращения биоразнообразия на Земле. Антропогенные и естественные факторы

вымирания видов. Последствия сокращения биоразнообразия. /Лаб/

2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.4
Общие принципы охраны природы, охраны биоты и биресурсов. Особо охраняемые при-

родные территории. Природоохранные организации. Красные книги. Экологизация хозяйственной

деятельности. Экологическое образование, экологическая культура и этика. /Лаб/

2
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.5
Современное состояние биоразнообразия растений. Основные методы охраны растительного мира. Красная книга и охраняемые виды растений. /Лаб/
8
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,1
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
6
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
6.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
6
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Междисциплинарный комплекс курса.

2.Формы эволюции растений согласно учения А.Н. Северцова.

3.Формы воспроизведения пройденных стадий эволюции в онтогенезе у растений.

4.Проблема вида у растений.

5.Периоды развития учения о виде в истории биологии.

6.Политипическая и монотипическая концепции вида растений.

7.Осложнение понимания вида у растений связанное с явлениями апомиксиса, гибридизации и полиплоидии.

8.Система ЖФ И. Г. Серебрякова

9.Классификация ЖФ датского ученого К. Раункиера.

10.Симподиальная полурозеточная модель побегообразования.

11.Симподиальная длиннопобеговая модель побегообразования.

12.Моноподиальная розеточная модель побегообразования.

13.Моноподиальная длиннопобеговая модель побегообразования.

14.Модели побегообразования многолетних трав (по Т.И. Серебряковой).

15.Характеристика общей схемы формирования моноподиальных и симподиальных систем побега.

16.Дихазиальное акросимподиальное нарастание вегетативных ветвей.

17.Реализация одномодульных и многомодульных структур в пределах жизненного цикла растений.

18.Соотношение моделей побегообразования некоторых горечавок.

19.Характеристика популяции, фитоценоза, ценопопуляции.

20.Признаки описания популяций растений.

21.Классификация форм разнообразия особей внутри популяции растений по Ю.А. Злобину.

22.Гетерогенность популяций растений.

23.Возрастная периодизация растений по Т.А. Работнову и А.А.  Уранову.

24.Общие признаки возрастных состояний цветковых растений.

25.Варианты полного онтогенеза по Л.А. Жуковой.

26.Онтогенез однолетних травянистых растений.

27.Онтогенез клубнеобразующих травянистых многолетников.

28.Онтоморфогенез корневищных травянистых многолетников.

29.Онтоморфогенез каудексовых травянистых многолетников.

30.Онтогенез травянистых многолетников с двулетними замещающимися клубнями.

 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
31.Характеристика латентного периода цветковых растений.

32.Биология прорастания семян.

33.Прегенеративный период: проростки, ювенильное, имматурное и виргинильное возрастные состояния.

34.Генеративный период: молодое генеративное, среднее и старое генеративное состояние.

35.Методика изучения реальной и потенциальной семенной продуктивности.

36.Постгенеративный период: субсенильное, сенильное и отмирающее возрастное состояние.

37.Инвазионный тип ценопуполяций растений по Т. А. Работнову

38.Гомеостатический тип ценопуполяций растений.

39.Регрессивный тип ценопуполяций растений по Т. А. Работнову.

40.Ложноинвазионный тип ценопопуляций.

41.Жизненность (виталитет) популяций растений.

42.Варианты оценки виталитета: одномерный и многомерный.

43.Три типа жизненных стратегий растений.

44.Виоленты, патиенты и эксплеренты по Л. Раменскому.

45.Половой состав. Банки диаспор и проростков.

46.Цели и задачи фенологических наблюдений.

47.Фенологические фазы растений, их обозначение и форма учета.

48.Онтогенез высших споровых.

49.Онтоморфогенез полукустарников.

50.Онтоморфогенез кустарников и кустарничков.

51.Особенности морфогенеза деревьев.

52.Положение соцветий в побеговой системе растений.

53.Способы нарастания соцветий.

54.Методика изучения всхожести, энергии прорастания семян.

55.Фенологические карты, кривые, спектры.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Индивидуальная рабата по курсу «Онтогенетические основы популяционной биологии» заключается в подготовке и оформлении гербарной коллекции содержащей онтогенетический ряд возрастных состояний определенного вида.

При подготовке индивидуальных работ студент самостоятельно выполняет задания в соответствии с планом,  с соблюдением предъявляемых требований к оформлению гербария.

Онтогенез может быть представлен следующих растений:

1. Купальница азиатская – Trollius asiaticus

2. Ветреница алтайская – Anemone altaica

3. Лютик ползучий – Ranunculus repens

4. Адонис весенний – Adonis vernalis

5. Пион марьин корень – Paeonia anomala

6. Чистотел большой – Chelidonium majus

7. Хохлатка крупноцветковая, желтая – Corydalis bracteata

8. Звездчатка средняя, мокрица – Stellaria crassifolia

9. Звездчатка ланцетовидная – Stellaria holostea

10. Марь белая – Chenopodium album

11. Лебеда дикая -  Atriplex fera

12. Щавель пирамидальный -  Rumex thyrsiflorus

13. Горец малый – Persicaria minor

14. Зверобой продырявленный – Hypericum perforatum

15. Проломник нитевидный – Androsace filiformis

16. Фиалка собачья – Viola canina

17. Свербига восточная – Bunias orientalis

18. Клубника, земляника зеленая -  Fragaria viridis

19. Лапчатка гусиная – Potentilla anserine

20. Манжетка обыкновенная -  Alchemilla vulgaris

21. Недотрога обыкновенная – Impatiens noli-tangere

22. Истод сибирский – Polydala hybrida

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Основными формами текущего контроля знаний являются:  защита реферата, обсуждение вопросов практических занятий, контрольных вопросов, тестирование

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Польникова Е.Н.
Онтогенетические основы популяционной биологии: курс лекций
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=465:ontogeneticheskie-osnovy-populyatsionnoj-biologii&catid=3:biology&Itemid=161
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Смиряев А.В., Кильчевский А.В.
Генетика популяций и количественных признаков: учебник для вузов
Москва: КолосС, 2007
 
Л2.2
Доспехов Б.А.
Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований): учебник для вузов
Москва: Альянс, 2011
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
круглый стол
 
портфолио
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
328 А1
Кабинет анатомии и морфологии растений. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, таблицы по анатомии и морфологии растений, по систематике растений, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, определители, пеналы, коллекции лекарственных растений, фиксированные и живые объекты, гербарий научный и учебный, папки для гербария, коллекции мхов и лишайников, определители растений, микроскопы, бинокуляры, лупы, покровные и предметные стекла, микропрепараты по анатомии и морфологии растений, посуда, влажные препараты, термостат, фиксированные и живые объекты, постоянные и временные микропрепараты по водорослям и грибам, практикумы, определители, таблицы по систематике растений, раздаточный материал, карточки для занятий, покровные и предметные стекла, предметные стекла с вышлифованным углублением, препаровальные иглы, петли для пересева, стеклянные палочки, спиртовка, микропрепараты, посуда, растворы красителей, весы ВТ-500 торсионные, весы лабораторные ВЛТЭ 150 с гирей копировочной, питательные среды, бурав, высотомер, мерная вилка, полнотометр Биттерлиха, керны, спилы древесных растений, коллекции лекарственных растений, рефрактометры ИРФ-454Б2М, химические реактивы
 
201 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор, ноутбук с доступом в интернет, доска маркерная, презентационная трибуна общие географические карты.

Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
    Студент самостоятельно выполняет план работы, используя литературные источники, указанные в программе. Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических, индивидуальных занятиях.

Самостоятельная работа способствует закреплению и углублению знаний, полученных на аудиторных занятиях, дисциплинирует, развивает творческие навыки, инициативу, умение организовать свое время.

    Для выполнения плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать и усвоить теоретический материал по основным и дополнительным литературным источникам. Необходимо творчески переработать изученный материал и представить его для отчета в форме устной защиты,  собеседования и др.

    Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что 

 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
студент достаточно активно работал в аудитории, слушал лекции и изучал материал на практических занятиях. По всем недостаточно понятным вопросам он своевременно получил консультацию преподавателя.

    В случае пропуска лекций и практических занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.

Для подготовки к занятиям нужно обратить внимание на контрольные вопросы, при необходимости просмотреть рекомендуемую литературу, выписать непонятные пункты для уяснения их на предстоящем занятии.

Подготовка к зачету должна осуществляться на основе материала лекционных и практических занятий с обязательным использованием основной литературы по учебному курсу. Это поможет исключить ошибки в понимании материала.

Написание реферата является

- одной из форм обучения студентов, направленной на  организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;

- одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.

     Реферат, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.

     При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.

Темы рефератов определяются преподавателем и содержатся в программе курса. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.

   Портфолио  - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.

    Круглый стол. В современном значении выражение «круглый стол» употребляется как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Этот способ характеризуется следующими особенностями: все участники круглого стола выступают в роли пропонентов, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У пропонента две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и

поверили; все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

    Чаще всего круглый стол играет скорее информационную роль, а не служит  инструментом выработки конкретных решений.