2022-2023_46_04_01_2022_342М_plx_Методика преподавания истории в средней и высшей школах_История России в XIX - начале XXI вв
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика преподавания истории в средней и высшей школах
Учебный план
46.04.01_2022_342М.plx

46.04.01 История

История России в XIX - начале XXI вв.
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
45,1
аудиторные занятия
98
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
80
80
80
80
Консультации (для студента)
0,9
0,9
0,9
0,9
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
98
98
98
98
Кoнтактная рабoта
100,15
100,15
100,15
100,15
Сам. работа
45,1
45,1
45,1
45,1
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, Нач. каф., Эбель Александр Викторович
 
 
Методика преподавания истории в средней и высшей школах
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)
 
46.04.01 История
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 11.06.2021 протокол № 12  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: теоретическая и практическая профессиональная подготовка аспирантов к преподаванию предмета «История» в высших учебных заведениях. Данная цель достигается через изучение основных тенденций развития высшего исторического образования, его содержания, методов формирования системного профессионального мышления, знания о технологиях организации обучения широкопрофильного специалиста.
1.2
Задачи: - анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса; - изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования; - организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям, и отражающих специфику предметной области; - проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса; - проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; - овладение разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала; - овладение аспирантами методами формирования умений самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей студентов; - овладение аспирантами основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессе; - формирование представления у магистрантов о «кухне» историка-исследователя.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные технологии в науке и образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Практика по получению   профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая)
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Преддипломная
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-2: Готов применять  исторические знания  в профессиональной, в том числе педагогической деятельности, с учетом психологических особенностей обучающихся
 
знает историю
ИД-1.ПК-2: демонстрирует знания по преподаваемому предмету
 
владеет навыками методической работы по предмету
ИД-2.ПК-2: умеет  проектировать и реализовывать предметную образовательную среду в соответствии с ФГОС и иными нормативными документами с учетом психологических особенностей обучающихся 
 
знает и владеет современные технологии обучения истории
ИД-3.ПК-2: владеет   современными образовательными технологиями в  педагогической деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. /Лек/
3
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
2
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1.2
Проектирование образовательного процесса /Лек/
3
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
2
Л1.1Л2.1
 
1.3
Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе. /Лек/
3
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
2
Л1.1Л2.1
 
1.4
Семинарские занятия в высшей школе. /Лек/
3
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
2
Л1.1Л2.1
 
1.5
Инновационные технологии реализации учебного процесса. /Лек/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
Самостоятельная работа студентов (СРС). /Лек/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Основы педагогического контроля в высшей школе

Психология высшей школы

/Лек/

2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Практические занятия
 
2.1
Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. /Пр/
14
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
2
Л1.1Л2.1
 
2.2
Проектирование образовательного процесса. /Пр/
12
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе. /Пр/
14
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.4
Семинарские занятия в высшей школе /Пр/
12
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.5
Инновационные технологии реализации учебного процесса. /Пр/
14
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.6
Самостоятельная работа студентов (СРС). /Пр/
14
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа студентов
 
3.1
Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. /Ср/
5
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Проектирование образовательного процесса. /Ср/
5
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе. /Ср/
9
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.4
Семинарские занятия в высшей школе /Ср/
10
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.5
Инновационные технологии реализации учебного процесса. /Ср/
5
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.6
Самостоятельная работа студентов (СРС). /Ср/
5
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.7
Основы педагогического контроля в высшей школе.  /Ср/
5
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.8
Психология высшей школы /Ср/
1,1
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
стр. 6
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
5.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
 
5.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
 
5.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к собеседованию: 1. Какие требования предъявляются к учебникам истории? 2. Назовите основные характеристики учебника. Определите роль дополнительных и основных текстов, назначение внетекстовых компонентов. 3. Найдите в учебниках примеры использования принципов хронологического, страноведческого, тематического характера. 4. Каким путем в учебнике располагается понятийный аппарат? 5. Каким путем в учебнике реализуется идея обогащения основных понятий курса истории? 6. Зачем необходимо шрифтовое выделение текста? 7. Что понимают под методическим аппаратом учебника? 8. Определите назначение иллюстративного материала и т.д. - анализ стандартов и программ по истории позволяет оценить способность студентов использовать нормативные документы в своей деятельности. На основе изучения структурных компонентов и основного содержания стандартов и программ студенты должны определить их значение для практической деятельности преподавателя, а также научиться использовать содержание стандартов и программ при подготовке к занятиям. Схема анализа стандарта: 1. Название, автор (авторы), год опубликования, для каких типов учебных заведений предназначен. 2. Анализ структуры стандарта. 3. Анализ содержания стандарта. 4. Сильные и слабые стороны стандарта. Студентам необходимо проанализировать  один из разделов программы и заполнить таблицу. Направления анализа содержания Программа высшей школы Альтернативная программа
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Роль высшего образования в современной цивилизации. Место университета в российском образовательном пространстве. Болонская система и Российская высшая школа.
 
стр. 7
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
Проектирование образовательного процесса. Проектирование содержания учебных предметов по истории. Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе. Семинарские занятия в высшей школе. Самостоятельная работа студентов (СРС) как развитие и самоорганизация личности обучаемых. Познавательная и исследовательская деятельность студентов. Основы педагогического контроля в высшей школе. Основы коммуникативной культуры педагога. Психология высшей школы. Инновационные технологии реализации учебного процесса. Информационные технологии обучения (ИТО). Информационно-предметное обеспечение технологий обучения. Технология проблемного обучения (проблемная лекция). Технология модульного обучения (лекция-беседа, диалогическая деятельность на практических занятиях). Технология дифференцированного обучения (лекция-пресс-конференция).
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
• работа над лекционным материалом; • работа над учебными пособиями; • изучение и конспектирование источников; • написание рефератов.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Дудина М.Н.
Дидактика высшей школы. От традиций к инновациям: учебно-методическое пособие
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015
http://www.iprbookshop.ru/66524.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Захарова Т.В.
Теория и методика обучения истории: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=556:teoriya-i-metodika-obucheniya-istorii&catid=18:history&Itemid=172
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
 
стр. 8
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Google Chrome
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS Office
6.3.1.7
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
311 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
311 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Семинарские занятия — одна из важнейших форм учебного процесса по курсу «Методика преподавания истории в средней и высшей школах». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в теории и практике предмета не возможно. Поэтому главным условием усвоения курса является не только тщательная подготовка студента к каждому семинару, но и выполнение практических заданий. Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке: 1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы и методическими рекомендациями к каждому занятию. 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов. 3. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради. 4. К каждому семинарскому занятию рекомендуется выполнение практических заданий. Семинарское занятие 1 Проектирование образовательного процесса. 1. Этапы и формы педагогического проектирования. 2. Классификация технологий обучения высшей школы. 3. Проектирование целей обучения на основе диагностических подходов. 4. Учение как деятельность образовательного процесса. 5. Проектирование содержания обучения. 6. Учебно-нормативные документы, организующие реализацию целей обучения. 7. Проектирование содержания учебного предмета как дидактическая задача. 8. Проектирование содержания учебных предметов по истории. Методические рекомендации. 1. Выписать в тетрадь определения следующих понятий, характеризующих элементы содержания образования: 
 
стр. 9
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
знания, умения, навык, способ деятельности, социальный опыт, культура, ценность, эмоционально-ценностное отношение, чувство. - Какие из этих понятий являются собственно дидактическими, а какие    заимствованы из других наук? - Каким образом межпредметные связи дидактики с другими науками содействуют решению проблемы совершенствования  содержания среднего и высшего образования? 2. Изучить и сделать сравнительный анализ документации и нормативно-   методических материалов педагогических образовательных учреждений (колледжа и вуза): - учебного плана; - учебных программ; - программы педагогической практики. Литература Основная литература Шарипов, Фанис Вагизович. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ф. В. Шарипов. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Логос, 2012. - 448 с. Дополнительная литература 1. Захарова, Т.В. Теория и методика обучения истории: учебное пособие / Т.В. Захарова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 136 с. Семинарское занятие 2 Основные формы занятий в вузе 1. Роль и место лекции в вузе. Структура лекции. Оценка качества лекции. 2. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Новые лекционные формы: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция. 3. Основы подготовки лекционных курсов по истории. Письменный текст как средство организации и передачи информации. Проектирование описательного учебного текста лекции. 4. Методические аспекты изложения лекционного текста. 5. Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции. 6. Цель практических занятий. Структура практических занятий. Типы семинаров и особенности их организации, при изучении курсов по истории. 7. Просеминар. Семинар. Спецсеминар. 8. Новые семинарские формы: семинар-исследование, семинар-дискуссия, семинар – «круглый стол», семинар – «карусель», «мозговой штурм», «деловая игра». 9. Критерии оценки семинарского занятия Методические рекомендации. 1.Составьте  тезисы популярной лекции по истории для выбранной вами категории слушателей с учетом всех дидактических требований к такой лекции. 2. Из числа авторефератов на соискание степени кандидата исторических наук подберите проблему, которая могла бы стать учебной для проведения проблемной лекцию. Составьте подробный план такой лекции. Подберите наводящие вопросы для руководства дискуссией. 3. Составьте  развернутый план лекции и подготовьте фрагмент лекции по истории, которую вы будете проводить во время  педагогической  практики в соответствии с требованиями к ее содержанию и чтению. 4. Разработайте учебную игру с профессиональной тематикой 5. Составьте план семинарского занятия и подготовьте фрагмент семинарского занятия по истории, который вы будете проводить во время  педагогической  практики в соответствии с требованиями к ее содержанию и чтению. Литература Основная литература Шарипов, Фанис Вагизович. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ф. В. Шарипов. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Логос, 2012. - 448 с. Дополнительная литература 1. Захарова, Т.В. Теория и методика обучения истории: учебное пособие / Т.В. Захарова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 136 с. Семинарское занятие 3 Инновационные технологии реализации учебного процесса. 1. Информационные технологии обучения (ИТО). Классификация ИТО. 2. Основные типы программно-методических комплексов (ПМК) и их взаимосвязь с методами обучения. 3. Технология дистанционного обучения. 4. Основные компоненты дистанционной образовательной технологии. 5. Возможные модели дистанционного обучения. 6. Дидактические особенности дистанционного обучения. Методические рекомендации. На любом из уровней образовательная инновация развивается в пять этапов. Первый этап - инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. 
 
стр. 10
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением лидера организации, но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самой организации. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу - от педагогов-новаторов. Второй этап - теоретический, т.е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и под.). Этот этап является самым сложным, так как педагогические раздумья и способность "помыслить иную педагогическую реальность" (Г.П. Щедровицкий) предполагают: ·владение психолого-педагогической теорией; ·умение выстроить в единую концепцию свои идеи; ·обоснование необходимости или неизбежности инновации; ·выделение факторов, способствующих внедрению новшества. Этот этап предполагает также информационное обеспечение планируемого нововведения. Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс. Третий этап - организационно-практический - это создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. На этом этапе важно найти сторонников инновационной идеи, особенно из числа влиятельных и авторитетных в организации лиц. Кроме того, надо предвосхитить отношение к новации многих других сотрудников из числа тех, кого прямо затронут эти новшества. Этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона. Четвертый этап - аналитический - это обобщение и анализ полученной модели. На этом этапе надо осознать, на каком уровне осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате нововведения. Если соответствия не состоялось, надо найти ответ на вопрос: почему? Пятый этап - внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов: ·от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество; ·от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности; ·от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.). Так, В.И. Добрынина и Т.Н. Кухтевич прямо отмечают, что внедрению нововведений в высшей школе в значительной степени препятствует высокая конфликтность по линиям "преподаватель - студент" и "преподаватель - преподаватель" [7]. Структура инновационной деятельности может быть описана в разных аспектах: аксиологическом, рефлексивно-деятельностном, социально-психологическом и др. Аксиологический подход к инновационной деятельности раскрывает ее с позиций ценностных установок педагога. В процессе овладения новшеством преподаватель присваивает общечеловеческие культурно-педагогические ценности в той мере, в какой ему это позволяет уровень развития самосознания и глубина внутреннего мира. Профессиональное сознание внутренне мотивировано, именно оно позволяет педагогу самоопределиться относительно внедрения новшества в учебный процесс. Как показывают работы В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской и др., доминирующей аксиологической функцией в системе педценностей служат цели профессионально-педагогической деятельности. Именно цели инновационной деятельности (желание использовать альтернативные подходы в обучении и воспитании подопечных; стремление к самоопределению; изменение себя; преодоление препятствий для самореализации; тяга к профессиональной свободе) выступают детерминантом новаторской деятельности учителя. Модель инновационной деятельности должна разрабатываться на основе модели социального взаимодействия, которая создана в зарубежной педагогической инноватике (Ю. Вооглайд, Б. Мор, И. Перлаки, Э. Роджерс). Построение модели также должно учитывать рефлексивно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна и А.Л. Леонтьева. Соединение этих двух источников позволило Л.С. Подымовой предложить такую модель инновационной деятельности учителя, в которой нашлось место всем элементам инновационного процесса как социального явления Литература Основная литература Шарипов, Фанис Вагизович. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ф. В. Шарипов. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Логос, 2012. - 448 с. Дополнительная литература 1. Захарова, Т.В. Теория и методика обучения истории: учебное пособие / Т.В. Захарова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 136 с. Семинарское занятие 4 Самостоятельная работа студентов (СРС). 1. Роль самостоятельной работы в академической (образовательной) деятельности студента 2. Внеаудиторная и аудиторная формы СРС. 3. Индивидуальная и групповая формы СРС. Коллоквиум. Три уровня СРС. 4. Мотивация самостоятельной работы студентов. 5. Проектирование самостоятельной работы студентов с учетом уровней сложности 6. Этапы работы над курсовыми, дипломными и диссертационными исследованиями. 7. Проектная деятельность студентов. Методические рекомендации
 
стр. 11
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
Самостоятельная работа – высший тип учебной деятельности, требующий от обучающегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий студенту удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания. СРС – ведущая и активизирующая форма обучения, так как знания, навыки, умения, убеждения, духовность не передаются от преподавателя к студенту, и каждый  овладевает ими путём самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе самостоятельной работы наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, способности критического мышления, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции. Самостоятельная работа студентов - один из наиболее сложных моментов организации учебного процесса, так как по сравнению с аудиторными формами (лекциями, практическими занятиями, семинарами) самостоятельная работа оказывается наименее поддающаяся управлению извне. Однако СРС является едва ли не наиболее эффективной формой учебной работы студентов и адекватная, рациональная ее организация – один из наиболее мощных резервов совершенствования образовательного процесса. Самостоятельная работа развивает мотивационную составляющую образовательной деятельности студентов, акцентируясь на самообразовании и самовоспитании, осуществляемых в интересах повышения профессиональной компетенции. Она развивает систему общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации: • планировать собственную образовательную деятельность, • четко ставить систему задач, • вычленять среди них главные направления работы, • избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, • осуществлять оперативный контроль за выполнением задания, • оперативно вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать промежуточные и общие итоги работы, • сравнивать полученные результаты с намеченными в начале работы целями, выявлять причины отклонений и определять пути их коррекции в дальнейшей работе. Самостоятельная работа формирует готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) – одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность. Изменяется роль преподавателя в самостоятельной  работе студентов. С традиционной, контролирующей функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т.д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т.п. Таким образом, преподаватель сопровождает самостоятельную работу студентов: предлагает задания различного типа, консультирует студента в процессе его работы, помогает преодолеть возникающие затруднения, оценивает совместно со студентом трудоёмкость и качество выполненной работы, организует публичность обсуждения результатов (на конференц-неделе, практических занятиях, конференциях). Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы: 1. полезность, возможность практического применения результатов выполняемой работы; 2. организация образовательной среды активного участия студентов в творческой познавательной деятельности; 3. использование интерактивных технологий обучения для развития внутренней мотивации саморазвития компетенций самостоятельной образовательной деятельности; 4. организация участия студентов в конкурсных видах деятельности: олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских и т.д.; 5. использование мотивирующих факторов контроля знаний (портфолио, накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры, внедрение процедур самооценивания, взаимооценивания результатов СРС); 6. поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы); 7. индивидуализация заданий в соответствии с интересами, способностями и мотивацией студентов; 8. владение преподавателем коммуникативными компетенциями: направленность на интересы студента, открытость и готовность к диалогу, соблюдение социальных норм общения; использование нестандартных форм организации учебного процесса (например, как цикловое обучение, модульное обучение, индивидуальные образовательные программы, индивидуальные темпы продвижения в обучении). Проектирование самостоятельной работы студентов опирается на её уровни, определяемые сложностью познавательной деятельности. • Репродуктивная самостоятельная работа предполагает работу студентов, использующих методические материалы и пособия, в которых указывается последовательность изучения материала дисциплины, обращается внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, представляются алгоритмы решения типовых задач. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений, тренажёров, решением алгоритмических (типовых) задач. • Познавательно-поисковая (реконструктивная) самостоятельная работа предполагает выполнения заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, деловым играм и тематическим дискуссиям; подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях; подбор 
 
стр. 12
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
литературы; выполнение контрольных работ; составление планов, конспектов, аннотаций; выполнение упражнений, схем/чертежей, расчетно-графических работ; решение ситуационных, практических/ профессиональных задач; моделирование компонентов профессиональной деятельности и т.д.). • Творческая самостоятельная работа предполагает анализ проблемной ситуации, получение новой информации, самостоятельный выбора средств и методов решения задач (самостоятельное составление различных текстов, учебно-исследовательские  и проектные задания, курсовые и дипломные работы). Формирование умений творческого характера достигается при подготовке научных докладов, индивидуальных нестандартных заданий, при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта, овладении новых способов деятельности и т.п. Такие задания нацеливают студентов на развитие у них навыков творческого мышления, инновационных методов решения поставленных задач. Для достижения набольшей результативности СРС преподавателю следует: • знать начальный уровень знаний и умений студентов; • обсудить со студентами цели СРС, средства их достижения и средства контроля; • сформировать посильные для самостоятельного решения задания; • дозировать материал СРС в соответствии с учебными возможностями студентов; • обеспечить деятельностную ориентацию самостоятельной работы; • организовать публичность предъявления результатов СРС. Литература Основная литература Шарипов, Фанис Вагизович. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ф. В. Шарипов. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Логос, 2012. - 448 с. Дополнительная литература 1. Захарова, Т.В. Теория и методика обучения истории: учебное пособие / Т.В. Захарова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 136 с.