Самостоятельная работа – высший тип учебной деятельности, требующий от обучающегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий студенту удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания. СРС – ведущая и активизирующая форма обучения, так как знания, навыки, умения, убеждения, духовность не передаются от преподавателя к студенту, и каждый овладевает ими путём самостоятельной познавательной деятельности.
Самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе самостоятельной работы наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, способности критического мышления, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Самостоятельная работа студентов - один из наиболее сложных моментов организации учебного процесса, так как по сравнению с аудиторными формами (лекциями, практическими занятиями, семинарами) самостоятельная работа оказывается наименее поддающаяся управлению извне. Однако СРС является едва ли не наиболее эффективной формой учебной работы студентов и адекватная, рациональная ее организация – один из наиболее мощных резервов совершенствования образовательного процесса.
Самостоятельная работа развивает мотивационную составляющую образовательной деятельности студентов, акцентируясь на самообразовании и самовоспитании, осуществляемых в интересах повышения профессиональной компетенции. Она развивает систему общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации:
• планировать собственную образовательную деятельность,
• четко ставить систему задач,
• вычленять среди них главные направления работы,
• избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач,
• осуществлять оперативный контроль за выполнением задания,
• оперативно вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать промежуточные и общие итоги работы,
• сравнивать полученные результаты с намеченными в начале работы целями, выявлять причины отклонений и определять пути их коррекции в дальнейшей работе.
Самостоятельная работа формирует готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) – одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.
Изменяется роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С традиционной, контролирующей функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т.д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т.п.
Таким образом, преподаватель сопровождает самостоятельную работу студентов: предлагает задания различного типа, консультирует студента в процессе его работы, помогает преодолеть возникающие затруднения, оценивает совместно со студентом трудоёмкость и качество выполненной работы, организует публичность обсуждения результатов (на конференц-неделе, практических занятиях, конференциях).
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы:
1. полезность, возможность практического применения результатов выполняемой работы;
2. организация образовательной среды активного участия студентов в творческой познавательной деятельности;
3. использование интерактивных технологий обучения для развития внутренней мотивации саморазвития компетенций самостоятельной образовательной деятельности;
4. организация участия студентов в конкурсных видах деятельности: олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских и т.д.;
5. использование мотивирующих факторов контроля знаний (портфолио, накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры, внедрение процедур самооценивания, взаимооценивания результатов СРС);
6. поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы);
7. индивидуализация заданий в соответствии с интересами, способностями и мотивацией студентов;
8. владение преподавателем коммуникативными компетенциями: направленность на интересы студента, открытость и готовность к диалогу, соблюдение социальных норм общения;
использование нестандартных форм организации учебного процесса (например, как цикловое обучение, модульное обучение, индивидуальные образовательные программы, индивидуальные темпы продвижения в обучении).
Проектирование самостоятельной работы студентов опирается на её уровни, определяемые сложностью познавательной деятельности.
• Репродуктивная самостоятельная работа предполагает работу студентов, использующих методические материалы и пособия, в которых указывается последовательность изучения материала дисциплины, обращается внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, представляются алгоритмы решения типовых задач. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений, тренажёров, решением алгоритмических (типовых) задач.
• Познавательно-поисковая (реконструктивная) самостоятельная работа предполагает выполнения заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, деловым играм и тематическим дискуссиям; подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях; подбор