2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Педагогика_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 3 зачеты с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
69
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
17
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
20
20
Практические
18
18
18
18
36
36
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
28
28
28
28
56
56
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
57,3
57,3
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
69
69
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент, Кергилова Наталья Викторовна
 
 
Педагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование необходимой базы педагогических знаний, развитие общеучебных и профессиональных умений и навыков, личностных качеств студентов, необходимых для педагогической деятельности в современном обществе.
1.2
Задачи: • раскрыть сущность и специфику педагогической деятельности;

• изучить общие представления о педагогике как науке, её методологии и методах педагогических исследований;

• освоить научно-теоретические основы сущности процессов обучения и воспитания;

• ознакомить с историей возникновения и развития института образования и педагогической науки;

• совершенствовать навыки самостоятельной работы с научными, учебно-методическими и нормативно-правовыми источниками;

• овладеть основными методиками и технологиями педагогической науки;

• приобрести умение логически мыслить, вести дискуссию, работать в коллективе, решать педагогические задачи;

• научить использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методология самостоятельной работы студентов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
2.2.2
Культура и межкультурное взаимодействие
2.2.3
Проектная деятельность
2.2.4
Педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
 
знает о важности и необходимости дефектологических знаний для решения задач в социальной и профессиональной сферах деятельности
ИД-1.УК-9: Знает о важности и необходимости дефектологических знаний для решения задач в социальной и профессиональной сферах деятельности
 
владеет основами коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологии
ИД-2.УК-9: Владеет основами коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологии.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. МОДУЛЬ 1. Введение в педагогическую деятельность
 
1.1
Лекция 1. Профессия педагога и его роль в современном обществе /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
2
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.2
Тема 1. Личность педагога и его профессионально значимые качества /Ср/
2,5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.3
Тема 2. Профессионально-личностное становление и развитие педагога /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 2. МОДУЛЬ 2. Общие основы педагогики
 
2.1
Лекция 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
2.2
Тема 1. Методология и методы педагогического исследования  /Пр/
4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
2.3
Тема 2. Личность как объект и субъект воспитания  /Ср/
5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 3. МОДУЛЬ 3. История педагогики и образования
 
3.1
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль Средневековья и Возрождения /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.2
Тема 2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в эпоху Нового времени (2 часа) /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.3
Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древних времен до конца XVIII века  /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.4
Тема 4. Школа и педагогика России с XIX до начала 90-х гг. XX в.  /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.5
Тема 5. История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса  /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 4. МОДУЛЬ 4. Теория и методика воспитания
 
4.1
Лекция 1. Содержание, методы и средства воспитания в современной педагогике /Лек/
4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
2
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.2
Лекция 2. Формы воспитания в современной педагогике /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
2
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.3
Тема 1. Содержание, методы и средства воспитания в современной педагогике /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.4
Тема 2. Формы воспитания в современной педагогике /Пр/
6
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.5
Тема 3. Детский коллектив в педагогическом процессе /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
4.6
Тема 4. Методика работы классного руководителя в системе воспитания обучающихся  /Пр/
4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.7
Тема 1. Содержание, методы и средства воспитания в современной педагогике /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.8
Тема 2. Формы воспитания в современной педагогике /Ср/
5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.9
Тема 3. Детский коллектив в педагогическом процессе /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.10
Тема 4. Методика работы классного руководителя в системе воспитания обучающихся  /Ср/
4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.11
Тема 5. Семья в системе работы образовательной организации  /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.5 Л2.6
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 7. МОДУЛЬ 5. Теория обучения
 
7.1
Лекция 1. Сущность процесса обучения /Лек/
4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
7.2
Лекция 2. Методы и средства обучения /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
7.3
Лекция 3. Формы организации учебного процесса /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
7.4
Тема 1. Методы и средства обучения  /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
7.5
Тема 2. Формы организации учебного процесса  /Пр/
6
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
7.6
Тема 3. Диагностика и контроль в обучении /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
7.7
Тема 1. Методы и средства обучения  /Ср/
2,5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
7.8
Тема 2. Формы организации учебного процесса  /Ср/
5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
7.9
Тема 3. Диагностика и контроль в обучении /Ср/
5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 8. МОДУЛЬ 6. Педагогическая технология
 
8.1
Лекция 1. Педагогические ситуации, педагогические задачи. Проектирование и процесс решения педагогических задач /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
8.2
Тема 1. Педагогические ситуации, педагогические задачи. Проектирование и процесс решения педагогических задач

/Пр/

2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
8.3
Тема 2. Общая характеристика, особенности педагогических технологий /Пр/
4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
8.4
Тема 1. Педагогическая технология как научная дисциплина /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
8.5
Тема 2. Педагогические ситуации, педагогические задачи. Проектирование и процесс решения педагогических задач /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
8.6
Тема 3. Общая характеристика, особенности педагогических технологий /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 9. МОДУЛЬ 7. Социальная педагогика
 
9.1
Тема 1. Социальный педагог как педагогическая профессия  /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 10. МОДУЛЬ 8. Нормативно-правовое обеспечение образования
 
10.1
Тема 1. Законодательство, регулирующее  отношения в области образования. Современная система отечественного образования  /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
10.2
Тема 2. Правовой статус участников образовательного процесса /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 11. МОДУЛЬ 9. Управление образовательными системами
 
11.1
Тема 1. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
11.2
Тема 2. Основные принципы, методы и функции управления образовательными системами /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
11.3
Тема 3. Организация методической работы. Повышение квалификации и аттестация педагогических и руководящих работников /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
11.4
Тема 4. Делопроизводство в образовательной организации /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
11.5
Тема 5. Управленческая культура руководителя /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
11.6
Тема 6. Организация внутришкольного контроля /Ср/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 12. Консультации
 
12.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 13. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
13.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.5 Л2.6
 
13.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.5 Л2.6
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Формируется отдельным документом в с соответствии с Положением  о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Формируется отдельным документом в с соответствии с Положением  о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов, сообщений, эссе, творческих работ

по курсу «Педагогика»

Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность

1. Роль педагога в современном обществе.

2. Социальная ценность и гуманизм труда учителя.

3. Учитель вчера, сегодня, завтра.

4. Возникновение и становление педагогической профессии.

5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России.

6. Особенности педагогической профессии.

7. Педагоги-классики о профессии учителя.

8. К.Д. Ушинский о роли учителя в российском обществе.

9. Л.Н. Толстой о роли учителя в российском обществе.

10. Н.К. Крупская о роли советского учителя.

11. А.С. Макаренко о роли учителя в обществе.

12. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.

13. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к личности педагога.

14. Я. Корчак – педагог-гуманист.

15. Современный учитель – педагог-гуманист.

16. Любовь к детям как ведущий фактор выбора педагогической профессии.  

17. Социальная миссия и профессиональные функции педагога.

18. Профессиональный статус учителя.

19. Формирование профессионализма личности современного педагога.

20. Специфика деятельности учителя сельской школы.

21. Понятие и сущность педагогической деятельности.

22. Основные виды педагогической деятельности.

23. Непрофессиональная педагогическая деятельность.

24. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

25. Мотивация педагогической деятельности.

26. Целеполагание педагогической деятельности.  

 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
27. Профессионально-ценностные ориентации учителя.

28. Педагогическая деятельность как творческий процесс.

29. Сущность и особенности деятельности учителя современного образовательного учреж-дения.

30. Сущность и особенности деятельности социального педагога.

31. Развитие современной системы служб социальной помощи населению.

32. Гуманистическая направленность деятельности учителя.

33. Правовая основа профессиональной деятельности учителя.

34. Профессиональная компетентность учителя и ее структура.

35. Компетентность и компетенции педагога.

36. Структура профессиональных способностей учителя.

37. Профессиограмма педагога.

38. Педагогическая деятельность как творчество.

39. Педагогическое мастерство учителя.

40. Искусство как средство развития духовности учителя.

41. Театральная педагогика в деятельности учителя.

42. Речевое искусство педагога.

43. Этика профессиональной деятельности учителя.

44. Необходимые психолого-педагогические умения современного педагога

45. Педагогический такт и его сущность.

46. Эмоциональное развитие учителя.

47. Общение: наука и искусство.

48. Стили общения и стили педагогического руководства

49. Общение учителя в процессе педагогической деятельности.

50. Конфликты в работе учителя, воспитателя: теория, методика и практика разрешения.

51. Общая и профессиональная культура современного педагога.

52. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры.

53. Педагог в современной культурно-образовательной среде.

54. Способы развития профессиональной педагогической культуры.

55. Система непрерывного профессионально-педагогического образования.

56. Особенности учебно-познавательной деятельности студента.

57. Виды учебных занятий в вузе.

58. Техника личной работы студента вуза.

59. Образовательный стандарт профессиональной подготовки учителя.

60. Личностные и правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного про-цесса.

61. Современные технологии обучения в вузе.

62. Основы самообразовательной работы студентов.

63. Основы профессионального самовоспитания педагога.

64. Профессиональное самосовершенствование личности педагога.

65. Саморазвитие личности педагога.

66. Профессиональный потенциал педагога.

67. Педагогическая карьера.

68. Затруднения молодых учителей и способы их преодоления.

69. Перспективы развития педагогической профессии.

70. Школа будущего рождается сегодня.

Модуль 2. Общие основы педагогики

1. Педагогика как наука о воспитании.

2. Основные этапы развития педагогических идей за рубежом.

3. Основные этапы развития отечественной педагогики.

4. К.Д. Ушинский о предмете педагогики.

5. Задачи и функции педагогики.

6. Реализация прогностической функции педагогики в современной практике образова-ния.

7. Структура педагогической науки.

8. Предметная область возрастной педагогики.

9. Предмет и задачи педагогики высшей школы.

10. Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили.

11. К.Д. Ушинский о воспитании.

12. Философские основы педагогики.

13. Межнаучные коммуникации педагогики и психологии.

14. Интеграция педагогики и биологии.

15. Взаимосвязь педагогики и истории.

16. Методологические основы педагогики.

17. Уровни и принципы методологии науки.

18. Методология педагогики, ее понятие и сущность.

19. Логика научного исследования в педагогике.

20. Личность современного педагога-исследователя.

 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
21. Этика профессиональной деятельности педагога-исследователя.

22. Методы теоретического исследования в педагогике.

23. Метод моделирования в педагогике.

24. Наблюдение и его виды.

25. Комплексный педагогический эксперимент в современной педагогике.

26. Тестирование: история и современные тенденции развития технологии.

27. Опросные методы исследования.

28. Анкетирование в педагогическом исследовании.

29. Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта.

30. Социометрические измерения в деятельности педагога

31. Анализ продуктов деятельности учащихся в системе методов педагогического исследо-вания.

32. Интервьюирование в системе методов педагогического исследования.

33. Научное педагогическое исследование в учреждениях разных типов.

34. Проблема целеобразования и целеполагания в педагогике.

35. Педагогические цели и образовательные стандарты.

36. Личность как педагогическая  категория.

37. Категория развития в педагогике.

38. Природное и социальное в развитии человека.

39. Личность и ее развитие в детском возрасте.

40. Личность как предмет воспитания.

41. Идеи развития личности в педагогике М. Монтессори.

42. Л.С. Выготский о развитии личности в процессе обучения.

43. Н.С. Лейтес о развитии умственных способностей учащихся.

44. Школьное детство в возрастных периодизациях жизни человека.

45. Понятие и сущность явления социализации.

46. Социализация и воспитание.

47. Становление личности в процессе социализации.

48. Глобальные факторы социализации и их влияние на человека.

49. Проблемы социализации современного подростка в условиях мегаполиса.

50. Национальный язык как фактор социализации личности.

51. Семья в системе факторов социализации.

52. Школа в системе факторов социализации.

53. Воспитание в системе факторов социализации.

54. Мегафакторы социализации и их влияние на человека.

Модуль 3. История педагогики и образования

1. М. Монтень — взгляды на личность и ее воспитание.

2. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».

3. Домострой о воспитании и нравственности.

4. Система педагогических взглядов Г. Спенсера.

5. Р. Штейнер о воспитании ребенка с позиций антропософии.

6. Педагогические идеи Г. Гегеля.

7. Философско-педагогические взгляды Н. Бердяева.

8. Педагогическая деятельность и взгляды П. Каптерева.

9. Д. Менделеев как педагог.

10. Учебные книги для детей в России XVIII в. (XIX в.).

11. Уникальная система работы с трудными подростками В. Сороки-Росинского.

12. Я. Корчак и его концепция любви к детям.

13. М. Монтессори как первый теоретик дошкольного воспитания.

14. Гуманистическая педагогика С. Френе.

15. Педагогика ненасилия и гуманизма на Западе в XX в. (К. Роджерс, М. Маслоу, Р. Штейнер и др.).

16. Культурология и педагогика П. Флоренского.

17. Сущность, содержание и методы православной педагогики.

18. История женского воспитания и образования в России.

19. Царскосельский лицей: элитное учебное заведение России.

20. Русская национальная школа и ее возрождение.

21. Проблема самообразования (учителя) в истории культурного развития России.

22. В. Татищев как яркий представитель педагогики петровского времени.

23. Г. Сковорода — «подвижник истины» и учитель жизни.

24. И. Бецкой как организатор системы просвещения в России.

25. Ф. Янкович в истории российского образования.

26. Н. Новиков — просветитель XVIII в.

27. Ученичество как вид обучения в средние века в мировой практике.

28. Рациональность и иррациональность средневековой педагогики.

29. Педагогическая мысль Византии.

 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
30. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королев-ский двор, университет.

31. Античное педагогическое наследие в средневековой педагогике.

32. Образ учителя в истории педагогики.

33. Образ ученика в сочинениях разных эпох.

34. Церковные и монастырские школы раннего средневековья.

35. Возникновение первых высших школ в истории человеческой культуры.

36. Университет (от истоков до наших дней) как тип высшей школы.

37. Ближневосточная книжная мудрость и средневековая образованность.

38. Монашеские уставы как историко-педагогаческие источники.

39. Принципы и методы обучения в разные периоды средневековья на Западе (Алкуин, Эльфрик, Ножанский, Абеляр, Гуго Сен-Викторский и др.).

40. Ребенок и детство в философии и педагогике от античности до наших дней.

41. Понимание человека и его места в философских, религиозных педагогических взглядах от античности до современности.

42. Педагогико-риторические принципы Древней Руси (России Нового времени).

43. Педагогические идеи и народная педагогика К. Ушинского.

44. Идея полезности обучения и образования в педагогике в ее исторической ретроспекти-ве.

45. Педагогика как прикладная философия.

46. Педагогический аскетизм средних веков.

47. Зарубежная система подготовки учителей в их историческом становлении.

48. Альтернативная педагогика 20-х гг. в Советской России.

49. Земская школа России: история, опыт, возрождение.

50. Идеи воспитания нового человека в русской общественно-политической и педагогиче-ской мысли.

51. Педагогический практицизм Древнего Рима.

52. Проблемы русской национальной школы в исторической ретроспективе.

53. Мыслители раннего христианства о воспитании.

54. Развитие образования в странах Востока (в различные исторические периоды).

55. Педагогические взгляды восточных мыслителей средневековья.

56. Развивающее обучение в дидактике П. Каптерева.

57. Опыт авторской школы В. Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.

58. Теория свободного воспитания в воспитательных системах русских педагогов.

59. Русская философско-религиозная педагогическая мысль в конце XIX — первой трети XX в.

60. Экспериментальные школьные площадки в 20—30-е гг. в Советской России (С. Шац-кий, П. Блонский и др.).

61. А. Луначарский и Н. Крупская как теоретики и организаторы народного образования в советский период.

62. Педагогический опыт работы А. Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.

63. Деятельность земств по развитию образования в России во второй половине XIX в.

64. Авторские школы в России во второй половине XIX в. (Н. Корф, Н. Бунаков, Л. Тол-стой, С. Рачинский).

65. История детского (молодежного) движения в советский период: возникновение, разви-тие, проблемы и противоречия, современная оценка.

66. Народная педагогика на Руси и ее значение для развития теории и практики школьного обучения и воспитания.

67. Школьные реформы и контрреформы в России второй половины XIX в.

68. Школьные реформы в советский период.

Модуль 4. Теория и методика воспитания

1. Воспитание как категория педагогической науки.

2. Идеи гуманизации образования и воспитания в современной школе.

3. Педагогика ненасилия и возможные пути ее реализации в современной системе воспитания и обучения.

4. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной среды образовательного уч-реждения.

5. Система воспитательной работы в современной школе.

6. Формирование нравственной культуры личности.

7. Формирование здорового образа жизни как основа предупреждения негативных явле-ний в школьной среде.

8. Эстетическое воспитание детей во внеучебной деятельности.

9. Трудовое воспитание школьников в свете современных воспитательных ценностей.

10. Характеристика воспитательной системы школы (по выбору).

11. Управление воспитательным процессом в школе.

12. Социальное пространство воспитательного процесса.

13. Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка.

14. Коллектив как объект и субъект воспитания.

15. Типы и структура детского коллектива.

16. Личность ребенка и ее развитие в коллективе.

17. Методология и методы изучения воспитательного процесса школы.

18. Методы изучения коллектива в воспитании.

19. Методы изучения личности в воспитании.

 
стр. 12
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
20. Соотношение коллективного и индивидуального воспитания.

21. Трудновоспитуемость и одаренность как социальное явление.

22. Права и функциональные обязанности классного руководителя.

23. Классный наставник в условиях новых воспитательных парадигм.

24. Принципы деятельности классного руководителя: гуманистическая направленность, коллегиальность, системность, целесообразность и природосообразность.

25. Проблемы организации деятельности классного руководителя в современной школе.

26. Инновационная деятельность учителя.

27. Раннее выявление способностей и профориентация в школе.

28. Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования детей.

29. Воспитатель в системе дополнительного образования.

30. Воспитательный потенциал методики коллективного творческого дела.

31. Современные формы воспитательной работы в школе.

32. Игра как фактор развития личности учащихся.

33. Предмет и задачи семейной педагогики.

34. Изучение семьи школьника и индивидуальная работа с ней.

35. Проблемы взаимодействия школы и семьи. Воспитательный климат семьи и его влия-ние на становление личности детей.

36. Методы семейного воспитания.

37. Педагогическое просвещение родителей и формы работы с ними.

38. Педагогическое просвещение родителей и формы работы с ними.

39. Религиозное воспитание в семье.

40. Воспитание медлительного ребенка (левши, агрессивного ребенка, ребенка «с характером») в семье.

41. Эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие одаренных детей в семье.

42. Психолого-педагогические основы преодоления агрессивности детей в семье.

43. Воспитание в неполной (многодетной) семье.

44. Педагогический всеобуч родителей.

45. Понимание и принятие ребенка в семье как условия благоприятного формирования личности.

46. Скаутская методика педагогически организованной деятельности.

47. Становление и развитие пионерской организации в России.

48. Летние оздоровительные лагеря в современных условиях.

49. Движение детских и молодежных социальных инициатив.

50. Проблемы и перспективы развития детских и юношеских организаций и движений.

Модуль 5. Теория обучения

1. Дидактика как педагогическая теория обучения.

2. Развитие дидактических идей классиками педагогики.

3. Я. А. Коменский о принципах дидактики.

4. Дидактические идеи Ж.Ж. Руссо.

5. Вклад в развитие дидактики И.Г. Песталоцци.

6. Принципы обучения.

7. Функции обучения.

8. Законы и закономерности процесса обучения.

9. Развитие личности в обучении.

10. Л.С. Выготский о взаимосвязи обучения и развития.

11. Преподавание как творческий процесс.

12. Традиционные дидактические концепции.

13. Проблемное обучение.

14. Программированное обучение.

15. Образование как общественное явление.

16. Концептуальные идеи непрерывного образования.

17. Проблема стандартизации образования в Российской Федерации.

18. Актуальные проблемы содержания образования.

19. Идеи дифференциации обучения в отечественной дидактике.

20. Идеи индивидуализации обучения в отечественной дидактике.

21. Система методов обучения и их классификации.

22. Средства обучения в современной школе.

23. Технические средства обучения.

24. Компьютер в системе средств обучения.

25. Кабинетная система в организации учебной деятельности.

26. Индивидуальная и коллективная формы обучения.

27. Общие формы организации обучения.

28. Классно-урочная система обучения.

29. Организационные формы обучения.

30. Дидактическое назначение школьного учебника.

 
стр. 13
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
31. Учебник как средство обучения.

32. Урок как основная форма организации обучения.

33. Типология и структура уроков в современной школе.

34. Методы, приемы и средства обучения в опыте отечественных педагогов-новаторов.

35. Методика и техника урока в инновационном образовательном учреждении.

36. Дидактическая игра как средство стимулирования познавательной активности уча-щихся.

37. Педагогическое руководство самообразованием учащихся.

38. Проблема оценки знаний учащихся.

Модуль 6. Педагогические технологии

1. Проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе.

2. История развития технологического знания в отечественной педагогике.

3. История развития технологических идей в зарубежной педагогике.

4. Понятие «педагогическая технология» в отечественной и зарубежной

литературе.

5. Методологические основы педагогической технологии.

6. Критерии технологической деятельности педагога.

7. Цели обучения в современных образовательных технологиях.

8. Особенности применения педагогических технологий в современном образовании.

9. Классификация педагогических технологий.

10. Традиционная технология обучения: за и против.

11. Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения.

12. Сущность технологии коллективного взаимообучения.

13. Достоинства и недостатки коллективного способа обучения.

14. Особенности группового способа обучения.

15. Проблема использования технологии личностно – ориентированного

образования на современном этапе.

16. Деловая игра как игровая технология обучения.

17. Использование технологии витагенного обучения.

18. Эффективность использования технологии проблемного обучения.

19. Использование информационных технологий в обучении.

20. Программированное обучение как технология.

21. Особенности технологии интегративного обучения.

22. Технология модульного обучения как основа гибкого и вариативного

педагогического процесса.

23. Возможности использования технологии дистанционного образования.

24. Особенности дидактической системы В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина.

25. Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова.

26. Метод проблемных учебных задач.

27. Технология педагогических мастерских.

28. Технология обучения в школе С. Френе.

29. Технология концентрированного обучения.

30. Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко.

31. Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с ис-пользованием опорных схем).

32. Этнопедагогические технологии.

33. Технология интегративного обучения.

34. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

35. Технология укрупнения дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев).

36. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович).

37. А.С. Макаренко о технологии воспитания в коллективе.

38. Технология саморазвития в концепции М. Монтессори.

39. Технологии дифференцированного обучения.

40. Информационные технологии обучения.

41. Педагогические технологии авторских школ (по выбору студента).

42. Проектные технологии в обучении.

43. Технологии дистанционного образования.

44. Мультимедиа-технологии обучения.

45. Технология портфолио.

46. Технология коллективной творческой деятельности.

47. Технологии педагогического общения.

48. Технология педагогического мастерства.

49. Социально-педагогические технологии.

50. Этнокультурные технологии воспитания учащихся.

 
стр. 14
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
51. Технология адаптивного обучения.

52. Педагогическое общение как творческий процесс.

53. Стили профессионально-педагогического общения.

54. Речевые способности учителя и пути их реализации.

55. Конфликтные ситуации в педагогической деятельности и пути их преодоления.

56. Учитель и его имидж в общей системе взаимодействия.

57. Мастерство учителя в управлении собой.

58. Мастерство учителя в управлении детьми.

59. Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогичес¬кой деятельности.

60. Педагогический такт учителя.

61. Педагогическая культура учителя.

62. Внимательность и наблюдательность учителя и их развитие.

63. Убеждение как коммуникативный способ взаимодействия.

64. Организаторская техника в структуре педагогического мастер¬ства.

65. Творческая лаборатория учителя.

Модуль 7. Социальная педагогика

1. Культурно-исторические предпосылки социально-педагогической деятельности в Рос-сии.

2. История развития социальной педагогики в России.

3. Ребенок и социум как объекты изучения социальной педагогики.

4. Норма и отклонения от нормы в социальной педагогике.

5. Одаренность как отклонение от нормы.

6. Семья, образование, религия и культура – основные институты социализации личности ребенка.

7. Планетарно-мировые проблемы как факторы социализации.

8. Развитие социальных служб для детей в современных условиях.

9. Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей.

10. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

11. Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки дет-ства.

12. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.

13. Методы и формы работы с неполной семьей.

14. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

Модуль 8. Нормативно-правовое обеспечение образования

1. Образование как основа формирования интеллектуального потенциа¬ла общества.

2. Законодательство Российской Федерации в области образования.

3. Реализация права гражданина Российской Федерации на образование.

4. Правовой статус участников образовательного процесса.

5. Нормативные акты Российской Федерации о целях и приоритетах развития образова-ния.

6. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.

7. Проблемы соотнесения образовательных систем мира и Российской

Федерации.

8. Всеобщая декларация прав человека в системе международного образовательного пра-ва.

9. Конвенция ООН о правах ребенка как глобальный документ о правах детского населе-ния Земли.

10. Цели и основные задачи модернизации российского образования.

11. Приоритеты модернизации педагогического образования.

12. Законодательное право Республики Алтай об образовании.

13. Новые социальные требования к системе российского образования.

14. Роль государства как гаранта равенства образовательных возможнос¬тей личности.

15. Конституционные и социальные гарантии прав граждан на образование.

16. Перспективы развития законодательства в сфере образования.

17. Правовой статус образовательных учреждений в системе образова¬ния Российской Фе-дерации.

18. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государ-ством.

19. Особенности финансирования ОУ.

20. Порядок создания и регламентации деятельности ОУ.

21. Система оценки качества деятельности ОУ: лицензирование, аттестация и государст-венная аккредитация.

22. ЕГЭ как форма итоговой аттестации школьников.

23. Система государственного и общественного контроля качества образования.

24. Инспекционный контроль качества образования.

25. Формы и методы инспектирования.

26. Мониторинг качества реализации регионального компонента каче¬ства реализации со-держания образования.

27. Правовой статус работников ОУ.

28. Нормативно-правовое урегулирование деятельности педагога.

29. Правовое обеспечение деятельности классного руководителя.

30. Формы защиты прав работников ОУ.

 
стр. 15
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
31. Права, социальные гарантии и льготы педагогических работников сельской местности.

32. Правовые основы аттестации работников образовательных учреждения.

33. Правовые акты международного и российского законодательства, определяющие га-рантии основных прав ребенка.

34. Права ребенка в Российской Федерации.

35. Правовое положение ребенка в семье.

36. Гражданский Кодекс РФ о правах детского населения.

37. Основы семейного законодательства РФ.

38. Ответственность родителей за ненадлежащее осуществление сво¬их обязанностей.

39. Формы правовой защиты основных прав ребенка.

40. Правовые акты международного и российского законодательства, определяющие га-рантии основных прав ребенка.

41. Особенности правового регулирования ответственности несовершеннолетних.

42. Ювенальная юстиция.

43. Проблемы гуманизации профессионального образования.

44. Основные направления и механизмы демократизации высшего и послевузовского про-фессионального образования.

45. Нормативные акты в системе профессионального педагогического образования.

46. Сравнительный анализ типового положения о вузе и устава вуза.

47. Многоуровневые модели высшего профессионального образования.

48. Модели послевузовского профессионального образования.

49. Нормативно-правовая база деятельности учреждения общего образования.

50. Правила предоставления платных образовательных услуг.

51. Платная образовательная деятельность учреждения образования.

52. Нормативно-правовая база специального образования.

53. Особенности регулирования трудовых отношений в сфере образования.

Модуль 9. Управление образовательными системами

1. Стратегические направления государственной образовательной политики.

2. Основы теории образовательного менеджмента: цели, задачи, принципы, методы.

3. Образовательное учреждение как управляемая, саморазвиваю¬щаяся система.

4. Опыт проектирования концептуальных документов развития школы.

5. Личность руководителя образовательного учреждения, его профессиональные качества.

6. Директор и заместители: становление управленческой команды.

7. Заместитель директора по науке: должностные обязанности и основные направления деятельности.

8. Культура общения в школьном коллективе.

9. Особенности управления воспитательной системой школы.

10. Инновации в образовательных учреждениях.

11. Инновационные технологии в управлении образованием.

12. Особенности управления инновационной деятельностью педагогов.

13. Авторская школа как субъект общественно-государственной школьной системы.

14. Современные широкомасштабные педагогические эксперименты.

15. Платные образовательные услуги, их реализация в образовательном учреждении.

16. Теория и практика опытно-экспериментальной работы в шко¬ле (описание конкретного эксперимента).

17. Научно-методическая служба школы как объект управления.

18. Научная организация труда учителя и руководителя образовательного учреждения.

19. Педагогическая диагностика в системе управления образовательным учреждением.

20. Проблемы демократизации школьного образования в России.

21. Проблемы сотрудничества школы и семьи в воспитании и образовании.

22. Экспериментальные школы России.

23. Проблемы гарантии права на образование в отечественной школе.

24. Современные проекты и программы в области образования.

25. Организация самообразования учителей в образовательном учреждении.

26. Аттестация учителя на основе «модели компетентного педагога».

27. Проблемы взаимодействия администрации школы и ученического самоуправления.

28. Формирование методологической компетентности учителя как управленческая проблема.

29. Управление системой образования на федеральном уровне.

30. Управление системой образования на уровне субъектов Федерации.

31. Управление образованием на муниципальном уровне.

32. Управление образованием на уровне ОУ.

33. Опыт рационального планирования образовательного процесса (по материалам кон-кретного учебного заведения).

34. Опыт неформального и действенного контроля за образовательным процессом (из практики).

35. Проблема качества образования как основная проблема педа¬гогического менеджмента.

36. Характеристика и структура качественных показателей эф¬фективности образовательного процесса.

 
стр. 16
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
37. Современные проблемы функционирования разных типов школ.

38. Современные требования к деловым и личностным качествам руководителя школы.

39. Система внутришкольного контроля: содержание, формы и методы.

40. Проблемы взаимодействия педагогического и ученического коллектива.

41. Педагогический  анализ урока как путь повышения педагогического мастерства учите-лей.

42. Педагогический анализ воспитательного дела как средство совершенствования воспи-тательной работы в школе.

43. Управление образовательными учреждениями (государственными и

негосударственными).

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
МОДУЛЬ 1. Введение в педагогическую деятельность

Возникновение и становление профессии учителя

Профессия педагога и её значение в современном обществе

Гуманистическая направленность деятельности учителя

Сущность и структура педагогической деятельности

Характеристика видов и функций педагогической деятельности

Профессионально-ценностные характеристики педагогической деятельности

Профессионально-значимые качества личности педагога и их влияние на уровень реализации педагогической деятельности

Структура профессиональных способностей педагога

Понятие и структура профессиональной компетентности педагога

Содержание теоретической готовности педагога

Содержание практической готовности педагога

Нравственно-психологический образ педагога. Требования к современному педагогу

Общая и профессиональная культура педагога

Профессионально-педагогическая культура и её структура

Педагогическое мастерство учителя

Театральная педагогика в деятельности учителя

Речевое искусство педагога

Сущность и содержание педагогического мастерства и творчества

Сущность и значение общения в профессиональной деятельности педагога

Стили общения и стили педагогического руководства

Этика профессиональной деятельности учителя

Педагогический такт и его сущность

Условия и источники педагогического творчества

Этика педагогического конфликта

Правовая основа профессиональной деятельности учителя

Система непрерывного педагогического образования

Общая характеристика ФГОС ВПО, содержание основных положений документа

Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога

Самообразование и самовоспитание как формы профессионального развития педагога

Профессиональное развитие педагога, его движущие силы

Имидж и карьера педагога

МОДУЛЬ 2. Общие основы педагогики

Становление педагогики как науки.

Аксиологические основы педагогики: понятие о ценностях, классификация педагогических ценностей.

Объект, предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики.

Взаимодействие педагогики с другими науками.

Система педагогических наук.

Понятие о педагогической антропологии и её роли в повышении эффективности педагогического процесса

Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

Движущие силы развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности.

Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности.

Роль деятельности и общения в развитии личности.

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Мотивы и структура самовоспитания.

Сущность образования как педагогической категории.

Образование как процесс и результат педагогической деятельности.

Генезис образования как социального явления.

Российские и международные документы по образованию.

Понятие о методологии педагогической науки.

Методологические принципы научно-педагогического исследования.

Теоретические методы педагогического исследования.

Эмпирические методы педагогического исследования.

Структура педагогического исследования.

 
стр. 17
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 

МОДУЛЬ 3. История педагогики и образования

Предмет и задачи курса «История педагогики и образования».

Педагогика первобытного общества

Педагогика Древнего Востока

Педагогика Античного Общества

Педагогика в Средние Века и в Эпоху Возрождения  (V-XVII вв.)

Основные периоды раз¬вития образования в Древней Руси

Особенности семейного воспи¬тания. «Домострой» как образец педагогического мышления

Организация первых школ на Руси, содержание и методы работы в них   

Я. А. Коменский о роли образования в формировании личности. Содержание образования

Дидактические принципы Я. А. Коменского. Анализ книги «Великая дидактика»

Эпоха Просвещения в истории педагогики и образования. Выдающиеся мыслители и политические деятели Просвещения об образовании

Социально-политические и философские взгляды Дж. Локка. Концепция воспитания джентльмена. Педагогический анализ работы «Мысли о воспитании»

Жизнь и педагогическая деятельность Ж.–Ж. Руссо. Социально-политические и философские взгляды Руссо. Теория естественного и свободного воспитания. Педагогический анализ романа «Эмиль или о воспитании»

Этапы жизни и педагогической деятельности И. Песталоцци. Теория элементарного образования И. Песталоцци. Основные идеи развивающего обучения

Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега. Правила развивающего и воспитывающего обучения

Просветительные реформы в XVIII — первой половине XIX вв. Начало организации государственной системы образования

Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в. России и его представители  

Педагогическая концепция ненасильственной педагогики Л.Н. Толстого

Идея народного воспитания — основа педагогической системы К.Д.Ушинского (на материале работы «О народности в общественном воспитании»)

Ушинский К. Д. о роли труда в психическом и воспитательном значении для ребенка

Дидактические идеи К.Д.Ушинского. Ушинский о методах обучения и воспитания

Реформирование системы народного образования в послереволюционной России. Основные документы об образовании

Школьная политика и педагогическая мысль в России середины XX в.

Первые опыты коллективного воспитания в педагогической деятельности А. С. Макаренко. Методы коллективного воспитания. Личность и коллектив. Современная критика педагогических взглядов А. Макаренко

Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского, Сухомлинский о коллективе как условии для развития личности. Межличностное общение в коллективе. Коллективная общественно-трудовая деятельность

Российская школа и педагогика в период реформации образования (конец XX - XXI вв.)

Зарубежная школа и педагогика XX в. Основные педагогические течения

Современная педагогика в России и за рубежом. Основные направления развития педагогической мысли

МОДУЛЬ 4. Теория и методика воспитания

Характеристика воспитания как процесса целенаправленного формирования личности. Цели и задачи воспитания.

Закономерности процесса воспитания.

Системный подход к рассмотрению воспитательного процесса. Принципы воспитания.

Воспитание базовой культуры личности.

Понятие о методах, приемах и средствах воспитания.

Характеристика методов формирования сознания личности.

Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Характеристика методов стимулирования, мотивации деятельности и поведения личности

Характеристика методов контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

Критерии оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная  среда развития и воспитания личности

Система семейного воспитания. Методы  и правила семейного воспитания

Взаимодействие семьи, образовательных и культурно-просветительских учреждений в воспитании личности

Признаки и структура  коллектива

Динамика и этапы развития детского коллектива

Динамика развития «малой группы» по Л.И. Уманскому, А.В. Петровскому и др.

Педагогическое руководство процессом формирования  коллектива

Проблема взаимоотношения коллектива и личности

Авторитет и лидерство в детском коллективе. Проблема лидерства в современных общественных условиях воспитания

Диагностика, прогнозирование и проектирование воспитательного процесса

Содержание воспитания в современной школе

Основные проблемы воспитания в современных образовательных учреждениях

Назначение классного руководителя в современной школе. Функции, должностные обязанности и права

Содержание деятельности классного руководителя

Планирование работы классного руководителя. Назначение и функции плана. Требования к планированию

Работа классного руководителя с родителями учащихся. Основные задачи. Формы работы с родителями

 
стр. 18
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Виды и структура плана воспитательной работы

Особенности организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Воспитательная система класса – как сложное социально-педагогическое явление

Воспитательная система класса и ее основные компоненты

Этапы развития воспитательной системы, критерии оценки

Сущность и задачи педагогической диагностики личности и коллектива.

Характеристика форм воспитательной работы

Технология подготовки и проведения воспитательных дел по Н.Е. Щурковой, И.П. Иванову и др.

Классный час в системе работы классного руководителя (воспитателя)

МОДУЛЬ 5. Теория обучения

Понятие и функции обучения.

Основные концепции обучения.

Гносеологические основы процесса обучения.

Движущие силы  и закономерности процесса обучения.

Системный подход к рассмотрению процесса обучения. Структура учебного процесса.

Понятие закономерности обучения Характеристика основных законов и закономерностей обучения.

Понятие принципа обучения. Основные принципы и правила реализации принципов педагогического процесса.

Сущность процесса обучения.

Виды обучения и их характеристика.

Назначение и структура деятельности преподавателя.

Деятельность обучающихся в процессе обучения.

Сущность содержания образования. Исторический характер содержания образования.

Характеристика федерального государственного образовательного стандарта и его компонентов. Отражение в нем потребностей общества и личности в образовании.

Основные положения ФГОС ОО

Учебный план образовательного учреждения. Его сущность, структура.

Основные теории формирования содержания образования.

Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

Требования к разработке основной образовательной программы общеобразовательной организации в условиях ФГОС

Учебные программы. Структура и способы изложения учебного материала в программах.

Учебник, его основные функции и структура. Учебные пособия.

Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Классификация методов обучения.

Характеристика методов обучения по источнику получения знаний.

Характеристика методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Характеристика методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения.

Средства обучения. Выбор методов и средств обучения.

Понятие форм обучения и форм организации обучения. Генезис форм обучения.

Формы организации учебного процесса. Урок как основная форма организации учебной работы.

Типология и структура уроков. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе.

Структура современного урока на основе системно-деятельностного подхода

Диагностика качества обучения

Виды, формы и методы контроля

МОДУЛЬ 6. Педагогические технологии

Педагогическая технология как научная дисциплина

Научные основы педагогических технологий

Методологические подходы к образовательному процессу

Технология, педагогическая техника, мастерство

Основные качества современных педагогических технологий

Специфические черты и признаки технологии обучения

Классификация педагогических технологий

Основные характеристики технологий (описание, анализ, экспертиза)

Современное традиционное обучение

Педагогика сотрудничества

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

Игровые технологии

Интерактивные технологии

Проблемное обучение

Технология современного проектного обучения

Технология программированного обучения

Технологии модульного обучения

 
стр. 19
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Педагогика свободы Л.Н. Толстого

Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

Технология саморазвития (М. Монтессори)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Технология коллективного воспитания А.С. Макаренко

Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова

Технология дистанционного обучения

Технология портфолио

Понятие, сущность, виды педагогических задач

Проектирование и процесс решения педагогических задач

МОДУЛЬ 7. Социальная педагогика

Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Категории и принципы социальной педагогики

Понятие, сущность  и составляющие процесса социализации

Воспитание и социальное воспитание. Личностный подход в социальном воспитании

Факторы социализации. Мегафакторы и макрофакторы     

Факторы социализации. Мезофакторы и микрофакторы

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребёнка

Основные функции семьи

Социальный статус семьи и её типология

Нормативно-правовая база по защите прав семьи

Семейное воспитание

Социально-педагогическая деятельность с семьей

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения

Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя, наркотических средств

МОДУЛЬ 8. Нормативно-правовое обеспечение образования

«Нормативно-правовое обеспечение образования» как педагогическая дисциплина. Объект, предмет, цели и задачи курса

Нормативно-правовое обеспечение дальнейшей модернизации образования в РФ.

Федеральное законодательство РФ, регулирующее отношения в области общего и профессионального образования

Характеристика Национальной Доктрины развития образования России на период до 2025г.

Краткая характеристика ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Сравнительная характеристика ФЗ «Об образовании» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Законодательство Республики Алтай, регулирующее отношения в области общего и профессионального образования

Устав как основной документ образовательного учреждения, его структура и содержательная характеристика

Трудовой договор как основной документ, регулирующий трудовые отношения

Характеристика локальной нормативно-правовой базы общеобразовательного учреждения

Конвенция о правах ребенка как основной международный документ по защите детства

ФЗ «Об образовании в РФ» о субъектах образовательного процесса

Характеристика учебно-методической документации общеобразовательного учреждения

Характеристика финансово-хозяйственной документации общеобразовательного учреждения

Конвенция Международной организации труда как основополагающий документ, регулирующий и регламентирующий трудовые отношения

Федеральный государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по ФЗ «Об образовании в РФ»

Правовое образование и правовое воспитание обучающихся

Правовая культура педагогических и руководящих работников, понятие и содержание

Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических и руководящих работников

Охрана труда и техника безопасности в образовательном учреждении: нормативно-правовое регулирование

Санитарно-гигиенические требования и их нормативно-правовое обеспечение

ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» как основной документ, регулирующий отношения в сфере высшего профессионального образования

Порядок проведения конкурсных выборов на вакантные должности в системе образования

Правовые компетенции органов коллегиального управления образовательных учреждений

Типовое положение об учреждениях общего и профессионального образования

Основные положения Устава ГАГУ

Официально-деловой стиль в нормативно-правовой практике руководителя образовательного учреждения

 
стр. 20
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Марусева И.В.
Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов
Саратов: Вузовское образование, 2016
http://www.iprbookshop.ru/39001
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., Сластенин В.А.
Педагогика: учебник для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2012
 
Л2.2
Крившенко Л.П.
Педагогика: учебник для бакалавров
Москва: Проспект, 2013
 
Л2.3
Джуринский А.Н.
Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за рубежом (сравнительный анализ): учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65721.html
 
Л2.4
Джуринский А.Н.
Педагогика в многонациональном мире: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2017
http://www.iprbookshop.ru/67341.html
 
Л2.5
Джуринский А.Н.
Педагогика России: история и современность: монография
Саратов: Вузовское образование, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65728.html
 
Л2.6
Цаплина О.В.
Психология воспитания: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/72813.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
402 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, нетбук
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 21
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Подготовка к семинару

Семинар – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.

Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:

- появляется возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы памяти;

- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;

- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;

- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;

- на семинаре студент приобретает навыки публичного выступления, учится дискутировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих юристов и управленцев;

- возможность выступления в рамках семинарских занятий способствует расширению словарного запаса студента, а также усвоению им соответствующей терминологии.

На практике существует 3 основных вида семинаров:

а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения  курса в целом;

б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса;

в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКИ К ДЕЛОВОЙ ИГРЕ

Деловая игра – это метод, предполагающий создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д.

Цель деловой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение самостоятельно (автономно) или в кооперации (в команде) пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению. Деловая игра должна содержать  игровую и учебные задачи. Игровая задача – выполнение играющим определенной профессиональной деятельности. Учебная задача – овладение знаниями и умениями.

Де¬ловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей содержание игры. Продолжительность деловой игры зависит от трудоемкости и размера задачи. Есть немало задач, которые «помещаются» в два-четыре аудиторных часа. Кроме того, почти все деловые задачи сравнительно легко поддаются расчленению.

Подготовка деловой игры требует от преподавателя внимания и собранности. Если он сам составляет игровую задачу, он должен продумать ее учебные цели. Если он берет для игры готовую задачу, он обязан в нее вникнуть и со стороны игрока, и со стороны ведущего. Основными проблемами, с которыми при¬ходится сталкиваться при проведении деловой игры, являются создание творческой, соревновательной атмосферы, вовлечение участников в игру и поддержание высокого уровня эмоциональ-ной напряженности в течение всей игры.

Игра должна быть описана – это обязательное условие. Нельзя задавать условия и цели игры «с голоса». Количество экземпляров описания игры должно быть достаточно для всех.

Крайне важно исходить из того, что все знают правила игры, но кое-что в них забыли или неточно помнят. Поэтому необходимо раздать участникам деловой игры материал с выдержками из документов, регламентирующих наиболее «скользкие» вопросы (узлы) решения деловой задачи. Например,  фрагменты из источников, Конституции, законов, инструкций, постановлений, указов и т. п.

Деловая игра требует соблюдения некоторых последовательных шагов:

Первое  – доведение задачи до участников. Распечатанный текст задачи должен быть у каждого участника (что касается условий игры, то заранее следует договориться: принимаются ли они те же, что и в реальной жизни при решении сходных задач, или же  вносятся какие-либо игровые изменения).

Второе – это создание команд. Команды формируются любым образом, при этом они вправе  присвоить себе какие-нибудь названия или номера.

Третье – это непосредственная работа команд.

Затем каждая команда готовит короткий (до 10 минут) устный доклад о своих подходах и методах решения задачи и о самом решении. Доклад составляется в произвольной формы. Выбор формы доклада – тоже игровой результат.

После заслушивания докладов необходимо оценить их, сравнить и подвести итоги. Это важная часть учебного процесса.

Если времени мало, то итоги подводит преподаватель. И здесь важно не сводить дело к «пьедесталу почета», определению победителя и призеров, а лучше отметить успехи каждой из команд. Если время позволяет, то подведение итогов и разбор результатов могут стать вторым туром обучения в рамках деловой игры. Тогда формируется жюри из представителей каждой команды во главе с ведущим – председателем жюри. Жюри начинает «принародно» обсуждать итоги игры. В ходе такого обсуждения приоритет подчеркивания успехов или недостатков определяется в зависимости от ценностного потенциала участников. Но преподавателю стоит, ничуть не ломая избранного жюри критерия «справедливой оценки», стремиться подчеркнуть успехи каждой из групп.

Неплохо было бы выдать и специальные призы за успехи (например, книги с дарственными надписями преподавателей кафедры).

В зависимости от содержания задачи при проведении деловой игры могут потребоваться калькуляторы, учебная доска или ватман для изображения схем и формул, справочники, тексты законов и нормативных актов, а также необходимо иметь не менее двух аудиторий для работы групп.

Деловую игру желательно вести силами двух преподавателей. Некоторые моменты игры могут заставить одновременно выполнять разные функции, например, придумывать следующий игровой поворот и удерживать группу «в игровом 

 
стр. 22
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
тонусе». Но и без таких ситуаций двум преподавателям хватает работы, особенно при наблюдении за работой команд.

Методические указания по подготовке к зачету

Итоговой формой контроля знаний студентов заочной формы обучения по дисциплине является зачет. Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Методические рекомендации по подготовке к  экзамену

Изучение дисциплины  завершается сдачей экзамена. Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.