2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Гены и здоровье_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гены и здоровье
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
3,85
8,85
3,85
Итого
72
67
72
67
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Сафонова Оксана Владимировна
 
 
Гены и здоровье
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Расширение знаний по влиянию генов на здоровье человека
1.2
Задачи: - ориентироваться в современной научной и справочной информации по генетике; - решать генетические задачи высокого и повышенного уровня, применяя теоретические знания; 6 - пропагандировать здоровый образ жизни как один из факторов, исключающих наследственную патологию; - демонстрировать понимание закономерностей наследования признаков; - анализировать основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза; - понимать сущность и социальную значимость профессий, связанных со здоровьем человека.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
школьный курс биологии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогика
2.2.2
Охрана окружающей среды
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
Оценивает вероятность возникновения опасности для здоровья в повседневной жизни и профессиональной деятельности и способен принять меры по ее предупреждению 
ИД-2.УК-8: Оценивает вероятность возникновения опасности в повседневной жизни и про-фессиональной деятельности и способен принять меры по ее предупреждению для обес-печения устойчивого развития общества и сохранения природной среды.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение. 
 
1.1
Введение.

Генетика как наука. Этапы становления генетики в нашей стране.

Современные достижения генетиков /Лек/

1
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.2
Методы изучения генетики человека.

Человек как объект генетических исследований. Сложность изучения

генетики человека.

Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для

признаков с разным типом наследования. /Лек/

1
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Решение задач по теме: «Генеалогическое древо»

Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение

степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или

иных признаков у человека.

/Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Введение /Ср/
8
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости человека)
 
2.1
Изучение статистических закономерностей

модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных

количественных признаков человека) /Лек/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Изучение статистических закономерностей

модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных

количественных признаков человека) /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Изучение статистических закономерностей

модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных

количественных признаков человека) /Ср/

8
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Наследственный аппарат клеток
 
3.1
Наследственный аппарат клеток.

Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы

и половые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека.

Структура хромосом, хромосомные карты человека и группы сцепления.

/Лек/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Наследственный аппарат клеток

«Кариотип клетки на разных стадиях митотического

цикла»

Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного),

кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность

отдельных генов.

Международный проект «Геном человека»: цели, основные направления

разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
3.3
Наследственный аппарат клетки /Ср/
6
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Механизмы наследования различных признаков
 
4.1
Закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования

— аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный.

Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные

полом.

Сцепленное наследование. Закон Моргана. Кроссинговер, его роль в

обогащении наследственного аппарата клеток.

Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз,

полимерия, плейотропное взаимодействие генов.

Цитоплазматическое наследование у человека. /Лек/

4
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Решение задач по теме «Закон Моргана и

взаимодействие аллельных и неаллельных генов». Сцепленное наследование. /Пр/

6
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.3
Механизмы наследования признаков у человека /Ср/
8
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Генетические основы онтогенеза человека.
 
5.1
Генетические основы онтогенеза человека.

Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его

нарушения (мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса,

трансвестизм).

Психогенетика. Роль наследственности и среды в проявлении специфических

для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей,

таланта. Общая и специальная одаренность. /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.2
Генетические основы онтогенеза человека /Ср/
2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 6. Основы медицинской генетики
 
6.1
Основы медицинской генетики.

Мутации, встречающиеся в клетках человека Основные группы мутаций,

встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные;

летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные

и геномные.

Наследственные заболевания. /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.2
Основы медицинской генетики. /Ср/
2,5
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 7. Эволюционная генетика человека.
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
7.1
Эволюционная генетика человека.

Генетические основы антропогенеза. Генетическое родство и генетические

различия представителей разных рас. Перспективы человека как

биологического вида с точки зрения генетики. Евгеника.

Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы. /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
9.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
9.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные вопросы промежуточной аттестации:

1. Предмет и задачи генетики.

2. История развития и становления генетики как науки.

3. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, математический,

онтогенетический, популяционный, мутационный и др.

4. Гипотеза чистоты гамет и её цитологические основы.

5. Основные понятия генетики: митоз как способ деления соматических клеток.

6. Генетика соматических клеток.

7. Основные понятия генетики: мейоз. Кроссинговер, его значение.

8. Структура и функции нуклеиновых кислот.

9. Основные понятия генетики: ген, его структура. Структурные и функциональные

гены.

10. Генетический код. Принципы генетического кода.

11. Мутации их классификация. Физические и химические мутагены. Гены – мутаторы и

антимутаторы.

12. Основные понятия генетики: генотип и фенотип. Влияние среды на проявление

генотипа.

13. Основные понятия генетики: доминантные и рецессивные признаки. Промежуточное

наследование. Сцепленные признаки. Группы сцепления.

14. Генетика пола. Гомо– и гетерогаметный пол. Зависимость хромосомного определения

пола от факторов окружающей среды.

15. Хромосомы. Строение хромосом: хроматиды, хромонема, хромомеры. Центромеры.

Структура хромосом во время интерфазы и митоза.

16. Генетический анализ. Методы генетического анализа.

17. Моно- и полигибридное скрещивание. Закономерности наследования.

18. Теория наследственности Т.Моргана.

19. Представление об аллелях и их взаимодействиях: полное и неполное доминирование.

20. Неаллельные взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерия.

21. Генотип как система аллельных и неаллельных взаимодействий. Плейотропное

действие генов. Пенетрантность и экспрессивность.

22. Изменчивость, ее виды.

23. Геномные изменения – полиплоидия, анеуплоидия. Жизнеспособность и плодовитость

анеуплоидов.

24. Предмет и задачи популяционной генетики. Заслуга С.С. Четверикова.

25. Понятие о частотах генов и генотипов. Закон Харди-Вайнберга.

26. Генетическая гетерогенность популяций. Факторы, влияющие на динамику

генетического состава популяции.

27. Понятие о внутрипопуляционном генетическом полиморфизме и генетическом грузе.

28. Молекулярно-генетические основы эволюции.

29. Человек как объект генетических исследований.

30. Признаки качественные и количественные.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отдельный документ согласно положения ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Карманова Е.П., Болгов А.Е., Митютько В.И.
Практикум по генетике: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2018
https://e.lanbook.com/book/104872
 
Л1.2
Погиба С.П., Курносов Г.А., Казанцева Е.В., Погиба С.П.
Генетика. Текст лекций: учебное пособие для студентов спец. 260400 и 260500
Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2002
https://e.lanbook.com/book/104726
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Жимулёв И.Ф., Беляев Е. С., Акифьев А. П.
Общая и молекулярная генетика: учебное пособие для вузов
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65279.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
230 А1
Кабинет цитологии и генетики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, таблицы, стенды с учеными, схемы процессов, таблицы, микропрепараты, микроскопы
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
128 А1
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к теоретической части занятия

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к теоретической части лабораторного занятия. Цель – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Теоретическая часть занятия может проходить в различных формах

Как правило, в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 5-10 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 3-5 мин.

Домашнее задание (к каждому занятию).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом курса, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке конспектов

Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Собеседование проводится на каждом занятии в форме диалога преподавателя и студентов по теме. При этом в обсуждении предложенной преподавателем темы участвуют все студенты. Для ответа студенту необходимо поднять руку, после того как преподаватель предложит ему ответить, встать с места и ответить. При ответе оценивается знание материала, а так же правильность формулировок.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,

незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

- незнание терминов;

- неумение выделить в ответе главное;

- неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

- неумение делать выводы и обобщения;

- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

- неумение подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

- нарушение техники безопасности;

- небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах;

- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

- нерациональные приемы преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

- небрежное выполнение записей, схем, рисунков;

- орфографические и пунктуационные ошибки.

Методические указания по подготовки к тестированию

Система тестирования – универсальный инструмент определения уровня обученности студентов на всех этапах образовательного процесса, в том числе для оценки уровня остаточных знаний.

Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Тестовые задания и задания для самоконтроля, могут быть использованы обучающимися, при повторении материала и подготовке к сдаче зачета по дисциплине. Выполнять задания

можно в любой последовательности. Тестовые задания оцениваются в баллах. Все вопросы имеют свое балльное значение, что определяется, в первую очередь, сложностью самого вопроса. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. По завершении тестирования баллы суммируются. В результате  вы получаете оценку в баллах. Тесты могут быть следующего  вида:

1. Тестовое задание закрытой формы.

Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания называются заданиями с выбором одного правильного ответа или с единичным выбором. При использовании этой формы следует

Помимо этого, бывают задания с выбором нескольких правильных ответов или с множественным выбором. Вариантов выбора (дистракторов) должно быть не менее 4 и не более 7.

2. Тестовое задание открытой формы.

В заданиях открытой формы готовые ответы с выбором не даются. Требуется сформулированное самим тестируемым 

 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
заключение. Задания открытой формы имеют вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, буква, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента, ставиться прочерк или многоточие. Утверждение превращается в истинное высказывание, если ответ правильный и в ложное высказывание, если ответ неправильный.

4. Тестовые задания на установление правильной последовательности.

Такое задание состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.

Задание начинается со слова: “Последовательность…”

4. Тестовые задания на установление соответствия.

Такое задание состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними.

Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы) или 1:М (одному элементу первой группы соответствуют М элементов второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными.

Количество элементов второй группы может превышать количество элементов первой группы.  Задание начинается со слова: ”Соответствие…” Номера и буквы используются как идентификаторы (метки) элементов.

На занятиях на решение тестов, направленных на оценку текущей аттестации выделяется 10-15 мин. Далее происходит взаимопроверка студентов результатов выполненного теста  с последующим обсуждением правильных ответов.

На решение итогового теста студентам на занятии выделяется 40 мин. Задания берутся из фонда заданий итогового теста.

Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:

1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы) обведите в кружок.

2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.

3. В заданиях на соответствие заполните таблицу.

4. В заданиях на правильную последовательность впишите порядковый номер в квадрат.

5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. По завершении тестирования баллы суммируются. В результате  вы получаете оценку в баллах.

Методические указания по подготовки к лабораторной работе

Лабораторные проводятся вслед за лекциями, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение лабораторных занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний лабораторных работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

В зависимости от содержания лабораторного занятия, студенты могут вести необходимые промежуточные записи, заполнять предложенные отчѐтные формы или иначе фиксировать результаты выполнения заданий.

Лабораторные занятия могут выполняться каждым студентом индивидуально, несколькими студентами или всей группой студентов в зависимости от организации занятия по конкретной учебной дисциплине.

В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, выполнение одной лабораторной работы может проводиться в течение нескольких занятий.

Преподаватель в конце лабораторного занятия должен проверить объем выполненной студентом работы в течение конкретного занятия.

Итоговый письменный отчет о лабораторной работе может предусматривать включение самостоятельной работы студентов по подготовке отчета и выполнению отдельных заданий.

ЦЕЛЬ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

Организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практическ

деятельности.

ЗАДАЧИ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ:

- закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

- развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

- выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;

- приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования;

- обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

ФУНКЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ:

- познавательная;

- деятельностная – выработка практических навыков, соответствующих задачам конкретной учебной дисциплины;

- развивающая;

- воспитательная.

СТРУКТУРА ЛАБОРАТОРНОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ

Типичными структурными элементами лабораторного занятия являются:

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная часть.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий работы. В еѐ состав входят:

- формулировка темы;

- цели и задачи занятия;

- обоснование его значимости в профессиональной подготовке студентов;

- рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;

- варианты заданий для каждого студента, нескольких студентов или группы в зависимости от организации занятия;

- характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приѐмов к 

 
стр. 12
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
ихвыполнению;

- характеристика требований к результату работы;

- вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации технических средств (в соответствии с утверждѐнными Инструкциями по охране труда и технике безопасности);

- проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;

- пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;

- указания по самоконтролю результатов выполнения заданий

студентами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:

- дополнительными разъяснениями по ходу работы;

- устранением трудностей при выполнении заданий работы;

- текущим контролем и оценкой результатов работы;

- инструктированием по эксплуатации технических средств, оборудования;

- ответами на вопросы студентов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Содержит:

- подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;

- оценку результатов работы отдельных студентов;

- ответы на вопросы студентов;

- выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;

- сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки преподавателем;

- изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.