2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Экология животных_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экология животных
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
экзамены 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
30,4
аудиторные занятия
76
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
44
44
44
44
Консультации (для студента)
1,6
1,6
1,6
1,6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
76
76
76
76
Кoнтактная рабoта
78,85
78,85
78,85
78,85
Сам. работа
30,4
30,4
30,4
30,4
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Конунова А.Н.
 
 
Экология животных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели:  формирование  представлений  о  многообразии   животных,их экологии и  их  основных  систематических  и экологических групп,  роли в природе и хозяйственном значении
1.2
Задачи: - дать магистрам современные представления о физиологических процессах животных их адаптации в связи с изменением экологических факторов;

- познакомить магистров с методологией экологии животных;

- показать роль и перспективы экологии животных и охраны окружающей среды.

- обучить магистров некоторым классическим и современным методам эколого-физиологических исследований, постановке и решению исследовательских задач.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общая экология и рациональное природопользование
2.1.2
Общая биогеография
2.1.3
Редкие животные Алтая
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Экология антропогенных ландшафтов и заповедное дело
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен осуществлять экологическую оценку состояния территорий и применять природоохранные биотехнологии на поднадзорных территориях.
 
Обладает знаниями о животных, об их экологии, о понятиях "экологическая оценка", "природоохранные технологии" 
ИД-1.ПК-1: Знает методы экологической оценки состояния территорий и природоохранные биотехнологии.
 
Умеет применять знания по экологии животных для природоохранных  технологий и для экологической оценки территории
ИД-2.ПК-1: Умеет применять природоохранные биотехнологии для экологической оценки территории.
 
Имеет навыки осуществлять экологическую оценку состояния территорий
ИД-3.ПК-1: Осуществляет экологическую оценку состояния территорий.
 
 
ПК-4: Способен составлять прогнозные оценки влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды с применением природоохранных биотехнологий
 
экологическую оценку состояния территори
ИД-1.ПК-4: Знает методы оценивания состояние окружающей среды.
 
Проводит оценку влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды 
ИД-2.ПК-4: Умеет проводить оценку влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды.
 
Обладает навыками и методами оценивания окружающей среды
ИД-3.ПК-4: Осуществляет оценку состояния окружающей среды с применением природоохранных биотехнологий.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Введение /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.2
Экология особей /Лек/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Популяционная экология /Лек/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Биогеоценология /Лек/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Основные экологические законы и принципы /Лек/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Практические
 
2.1
Экология особей /Пр/
10
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Популяционная экология /Пр/
14
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Биогеоценология /Пр/
14
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
2.4
Основные законы и принципы /Пр/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Экология особей /Ср/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Популяционная экология /Ср/
10
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Биогеоценология /Ср/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
3.4
Основные законы и принципы /Ср/
4,4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
5.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
5.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
5.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Экология животных.

Предмет, методы и задачи экологии животных Место экологии животных в ряду других биологических наук.

Объекты и методы экологии животных. 3 основных раздела экологии животных.

Сравнительно-экологический метод. Эколого-географический метод.

История дисциплины «экология животных» (Паллас, Рулье, Н.А.Северцов, Миддендорф и др.).

Классификация факторов: абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие. Закономерно-периодические факторы. Климатические факторы.

Основные абиотические факторы. Правило оптимума фактора внешней среды.

Правило Ю.Либиха об ограничивающем действии недостающего фактора.

Эврибионтность и стенобионтность. Термофилия, стенотермия и эвритермия.

Правило Бергмана (увеличение размеров гомойотермных позвоночных при продвижении в холодные климатические зоны).

Параметры литосферы, лимитирующие существование живых организмов: плотность и структурированность, влажность, газовый и ионный составы почвы.

Характеристика атмосферы и гидросферы как сред обитания организмов.

Водно-солевой обмен гидоробионтов и сухопутных животных.

Виды лучистой энергии. Свет и поведение животных

Суточные и сезонные циклы. Суточный ритм активности при различных режимах среды обитания.

Сезонная спячка теплокровных и холоднокровных животных. Сезонное запасание корма, нагул

Светочувствительность и зрение. Химическая чувствительность. Роль хеморецепции в поддержании интегративности популяции.

Ориентация как целостный процесс. Чувство направления, ориентация по внешним объектам, кинестетическая память.

Трофические уровни экосистемы. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Продуценты, консументы, редуценты.

Основные типы питания животных.

Способы добывания корма. Специализация питания.

Полифагия, эврифагия (многоядность), монофагия, стенофагия, олигофагия – экологические особенности вида, связанные с тем или иным видом питания.

Общие свойства особи и популяции, как биологических систем.

Специфика популяции как биологической системы по Ю. Одуму.

Виды, подвиды и мелкие таксономические единицы: племена, расы, экотипы, сезонные фазы животных

Географические, экологические, элементарные популяции по Н.П. Наумову.

Рождаемость, плодовитость, смертность, скорость роста популяций.

Способы регуляции плотности населения.

Факторы популяционной динамики, зависимые и независимые от её плотности. Ключевой фактор

Образ жизни – одиночный, одиночно-семейный, групповой (колониальный или стадный) – и связанная с ним потребность в территории

Отношения хищник-жертва. Приспособления хищников и жертв.

Комменсализм (нахлебничество). Нейтрализм. Аменсализм, аменсал, ингибитор. Мутуализм (обоюдно выгодное сожительство).

Биосфера. Живое и косное вещество по В.И. Вернадскому. Роль консументов в круговороте веществ и энергии в биосфере. Ноосфера.

Причины различий зональных сообществ: климат, геологический субстрат, рельеф, доминирующее направление ветра.

Эндемики, узко и широко распространенные виды животных и растений. Автохтоны (аборигены) и аллохтоны (пришельцы). 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Представлены в ФОС
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов:

1. Экология животных как раздел науки. Краткая история экологии животных.

2. Биосферная роль животных и многообразие их влияния на окружающую

среду.

3. Основные понятия, связанные с охраной и использованием животного мира. Федеральный закон о животном мире.

4. Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных. Совокупность факторов, вызывающих гибель особей, популяций и видов в целом.

5. Экологические факторы. Классификация экологических факторов.

6. Закон оптимума. Закономерности действия экологических факторов на животных.

7. Биологические циклы в жизни животных: суточные, сезонные, многолетние.

8. Свет в жизни животных. Свет как экологический фактор: солнечная радиация, действие разных участков спектра солнечного излучения на животных.

9. Свет в жизни животных. Свет как условие ориентации животных. Дневные и

ночные животные. Полнота зрительного восприятия. Свет и поведение животных.

10.Вода в жизни животных. Значение воды в жизни животных. Экологические

группы животных по отношению к воде. Способы поступление воды в организм животного и ее выделение.

11.Экологические группы водных животных по типу тоничности жидкостей тела

и способов регуляции тоничности. Пресноводная осморегуляция.

12.Экологические группы водных животных по типу тоничности жидкостей тела

и способов регуляции тоничности. Осморегуляция в море у костных и хрящевых рыб.

13.Водный обмен у наземных животных: амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие.

14.Приспособление к обитанию в аридных условиях: метаболическая вода,

кожные влагопотери, выведение воды через почки, регуляция диуреза, кишечная реабсорбция, адоптивное поведение.

15.Солевой обмен у наземных позвоночных. Почечная экскреция солей. Солевые железы. Адаптивное поведение; приспособление к солевой недостаточности.

16.Принципы водного дыхания. Животные не имеющие специальных органов

дыхания. Специальные органы водного дыхания. Механизм и эффективность водного газообмена. Приспособление к изменению содержания кислорода в воде.

17.Дыхание у насекомых. Воздушное дыхание у рыб. Газообмен в воздушной

среде.

18.Принципы воздушного дыхания. Роль кожи в дыхании. Дыхание амфибий,

рептилий и млекопитающих. Дыхание у птиц. Приспособление к гипоксии.

Газообмен у ныряющих животных.

19.Пойкилотермия. Температура тела при пойкилотермии. Метаболизм и интенсивность жизнедеятельности. Механизмы температурной адаптации.

Элементы терморегуляции. Адаптивное поведение. 

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Дауда Т.А., Кощаев А.Г.
Экология животных: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2015
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56164
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П.
Зоология позвоночных: учебник для вузов
Москва: Академия, 2011
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
Moodle
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
128 А1
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации для выполнения и защиты практических работ

План практических работ и семинаров предусмотрен рабочей программой.

Требования к выполнению работ:

. При подготовке к выполнению работы студенты дома повторяют материал по основным и дополнительным источникам.

Весь ход работы и её итоги, и вывод записываются в тетрадь для практических работ. Требования к тетради

1. Все записи должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ.

2. Если задании к  работе задается вопрос, то в выводе записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.

3. Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину страницы.

4. Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.

5. Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.

6. В конце каждой работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы) и глоссарий по теме.

Методические указания для выполнения рефератов, научных сообщений, презентаций,  и самостоятельной работы.

Темы рефератов

Цель: приобретение навыков анализа научной литературы по определенной теме.

Тематика рефератов:

1. Экология животных как раздел науки. Краткая история экологии животных.

2. Биосферная роль животных и многообразие их влияния на окружающую

среду.

3. Основные понятия, связанные с охраной и использованием животного мира. Федеральный закон о животном мире.

4. Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных. 

 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Совокупность факторов, вызывающих гибель особей, популяций и видов в целом.

5. Экологические факторы. Классификация экологических факторов.

6. Закон оптимума. Закономерности действия экологических факторов на животных.

7. Биологические циклы в жизни животных: суточные, сезонные, многолетние.

8. Свет в жизни животных. Свет как экологический фактор: солнечная радиация, действие разных участков спектра солнечного излучения на животных.

9. Свет в жизни животных. Свет как условие ориентации животных. Дневные и

ночные животные. Полнота зрительного восприятия. Свет и поведение животных.

10.Вода в жизни животных. Значение воды в жизни животных. Экологические

группы животных по отношению к воде. Способы поступление воды в организм животного и ее выделение.

11.Экологические группы водных животных по типу тоничности жидкостей тела

и способов регуляции тоничности. Пресноводная осморегуляция.

12.Экологические группы водных животных по типу тоничности жидкостей тела

и способов регуляции тоничности. Осморегуляция в море у костных и хрящевых рыб.

13.Водный обмен у наземных животных: амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие.

14.Приспособление к обитанию в аридных условиях: метаболическая вода,

кожные влагопотери, выведение воды через почки, регуляция диуреза, кишечная реабсорбция, адоптивное поведение.

15.Солевой обмен у наземных позвоночных. Почечная экскреция солей. Солевые железы. Адаптивное поведение; приспособление к солевой недостаточности.

16.Принципы водного дыхания. Животные не имеющие специальных органов

дыхания. Специальные органы водного дыхания. Механизм и эффективность водного газообмена. Приспособление к изменению содержания кислорода в воде.

17.Дыхание у насекомых. Воздушное дыхание у рыб. Газообмен в воздушной

среде.

18.Принципы воздушного дыхания. Роль кожи в дыхании. Дыхание амфибий,

рептилий и млекопитающих. Дыхание у птиц. Приспособление к гипоксии.

Газообмен у ныряющих животных.

19.Пойкилотермия. Температура тела при пойкилотермии. Метаболизм и интенсивность жизнедеятельности. Механизмы температурной адаптации.

Элементы терморегуляции. Адаптивное поведение.

Содержание и объем пояснительной записки (или введения): актуальность проблемы, обоснование темы. Постановка цели и задач. Объем: 2-3 стр. (2 ч).

Основная часть: должна включать основные вопросы, подлежащие освещению. Самостоятельной работой студента является подбор и составление полного списка литературы (кроме указанных преподавателем) для освещения и обобщения новейших достижений науки по теме реферата. Выявление дискуссионных, выдвигающих спорные вопросы и проблемы ученых. Объем: 15-20 стр. (8 ч.).

Заключение: должно включать обобщение анализа литературы и вы¬воды. Объем: 2-3 стр. (1 ч).

Список использованной литературы: не менее 10-15 источников.

Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.

Темы научных сообщений

Научное сообщение готовится в виде презентации.

Требования к оформлению презентации

1. Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные моменты доклада - презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Обоснована актуальность, цель и задачи.

Материалы чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах.

Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах.

Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.

В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы, выделен личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение. Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана, не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать своё время.

Задачи самостоятельной работы бакалавра:

• развить познавательную деятельность, сформировать познавательную  самостоятельность,  умение  работать  с  учебником,  дополнительной литературой, сетевыми ресурсами Internet; сформировать навыки и умения по обобщению и сопоставлению полученных знаний;

• научить применять базовые знания зоологической терминологии и современной систематики в 

 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
профессиональной деятельности; развить творческую активность,  инициативу,  умения  и  навыки

При изучении «Экология животных» самостоятельная работа включает:  

•  самостоятельное изучение теоретического материала, в том числе, подготовку к лабораторным занятиям;

•  выполнение  домашних контрольных работ;

•  написание реферативных работ по предложенным темам ;

•  написание конспектов

Самостоятельная  работа  выполняется  на  основе  учебно-методических материалов, приведенных в библиографическом списке в рабочей программе. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списка, но и познакомится с публикациями в периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчёта в форме реферата или конспекта. Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на лабораторных занятиях до выполнения работы и на индивидуальных занятиях.

1. Изучение теоретического материала проводится по лекциям, рекомендованной в рабочей программе  литературе.

Основная  задача  изучения  теоретического  материала  как  вида  самостоятельной работы – сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным. Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной литературой, ресурсами Internet, по темам: