2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Экология антропогенных ландшафтов и заповедное дело_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экология антропогенных ландшафтов и заповедное дело
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
экзамены 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
30,4
аудиторные занятия
76
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
44
44
44
44
Консультации (для студента)
1,6
1,6
1,6
1,6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
76
76
76
76
Кoнтактная рабoта
78,85
78,85
78,85
78,85
Сам. работа
30,4
30,4
30,4
30,4
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Конунова А.Н.
 
 
Экология антропогенных ландшафтов и заповедное дело
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - формирование систематизированных знаний в области экологии антропогенных ландшафтов и заповедного дела.
1.2
Задачи: - ввести представление об антропогенных ландшафтах; - охарактеризовать основные типы естественных и антропогенных ландшафтов; - выделить возможные пути эволюции ландшафтов; – сформировать представление о глобальных, региональных и локальных экологических проблемах, роль заповедного дела в их решении; - сформировать представление о морально-этических и нравственно-философских подходах и мировоззрениях на современное заповедное дело; - дать представление о Законе Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». – заповедники среди других категорий особо охраняемых природных территорий
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Редкие животные Алтая
2.1.2
Ботаника
2.1.3
Зоология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Преддипломная практика, в том числе научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен осуществлять экологическую оценку состояния территорий и применять природоохранные биотехнологии на поднадзорных территориях.
 
Ориентируется в понятиях и методах экологической оценки состояния территорий , знает природоохранные биотехнологии
ИД-1.ПК-1: Знает методы экологической оценки состояния территорий и природоохранные биотехнологии.
 
Применяет знания по  природоохранным биотехнологиям для экологической оценки территории
ИД-2.ПК-1: Умеет применять природоохранные биотехнологии для экологической оценки территории.
 
Умеет осуществлять экологическую оценку состояния территорий
ИД-3.ПК-1: Осуществляет экологическую оценку состояния территорий.
 
 
ПК-4: Способен составлять прогнозные оценки влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды с применением природоохранных биотехнологий
 
обладает знаниями о состоянии окружающей среды и методах оценивания
ИД-1.ПК-4: Знает методы оценивания состояние окружающей среды.
 
Умеет оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды.
ИД-2.ПК-4: Умеет проводить оценку влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды.
 
Владеет навыками оценивания состояния окружающей среды с применением природоохранных биотехнологий
ИД-3.ПК-4: Осуществляет оценку состояния окружающей среды с применением природоохранных биотехнологий.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.1
Основные этапы становления антропогенных ландшафтов.

История возникновения антропогенных ландшафтов у разных народов и на разных континентах.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Основные типы антропогенных ландшафтов.

Агросистемы. Урбосистемы. Отличительные особенности.

/Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Исторические мотивы формирования заповедных территорий.

История заповедования у разных народов. Основные типы заповедования территорий. Религиозная. Военная. Частного землевладения. Места захоронения предков.

/Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях».

Государственные природные заповедники. Государственные национальные парки. Природные парки (различного подчинения). Заказники (различного назначения и подчинения). Памятники природы.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Представление конспекта
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.5
Морально-этические и нравственно-философские подходы к заповедному делу.

Ресурсизм (история возникновения, предлагаемые типы ООПТ, ученые, поддерживающие данное направление, обоснование данной концепции).  /Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Представление конспекта
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.6
6. Современный этап развития заповедного дела.

Этапы развития заповедного дело в Российской империи, СССР, Российской федерации /Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.7
Государственные природные заповедники России.

История возникновения. /Лек/

8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.8
Структура и организации государственных национальных парков России и зарубежных стран. /Лек/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Практические работы
 
2.1
Основные этапы становления антропогенных ландшафтов. /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Основные типы антропогенных ландшафтов. /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Исторические мотивы формирования заповедных территорий. /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Конспект
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.4
Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Презентация
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.5
Морально-этические и нравственно-философские подходы к заповедному делу. /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Сообщениес презентацией
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
2.6
Современный этап развития заповедного дела. /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.7
Государственные природные заповедники мира /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Презентация
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.8
Государственные природные заповедники России. /Пр/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.9
Государственные природные заповедники, природные парки Республики Алтай /Пр/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.10
Структура и организации государственных национальных парков России и зарубежных стран. /Пр/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Анализ Фильма
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Организация и функционирование ландшафта. Ландшафт и человек. /Ср/
4,4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Основные типы антропогенных ландшафтов /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Конспект
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Основные этапы становления антропогенных ландшафтов. /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Конспект
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.4
Исторические мотивы формирования заповедных территорий у разных народов /Ср/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Конспект
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.5
Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.6
Современный этап развития заповедного дела. /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Реферат
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.7
Государственные природные заповедники России. /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Презентации
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.8
Другие типы ООПТ России. /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-1.ПК-4
8
0
Презентации
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
8
0
Л1.2
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
5.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
8
0
Л1.2
 
5.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
8
0
Л1.2
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
5.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
8
0
Л1.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Естественные и антропогенные ландшафты экваториального пояса Естественные ландшафты средиземноморского типа и закономерности их антропогенной перестройки Основные типы антропогенных ландшафтов Естественные и антропогенные ландшафты субтропических влажных лесов Естественные и антропогенные ландшафты саванн Естественные и антропогенные ландшафты пустынь и полупустынь Естественные и антропогенные ландшафты степей и лесостепей Естественные и антропогенные ландшафты лесов умеренного пояса Естественные и антропогенные ландшафты тундры и лесотундры Горные регионы Азональные ландшафты Прибрежные ландшафты. Аквальные ландшафты Урболандшафты. Этапы становления антропогенных ландшафтов Цель и задачи заповедного дела. Типы антропогенных ландшафтов Основные глобальные экологические проблемы и роль охраняемых природных территорий в их решении. Основная причина возникновения государственных заповедников в России. Академический подход к заповедному делу. Охотохозяйственный подход к заповедному делу. Основные этапы истории заповедного дела в России. Важнейшие заповедники России. Этнические территории как способ решения экологических проблем. Роль заповедников в экологическом воспитании населения. Национальные парки мира. Национальные парки России. Антропогенная трансформация заповедных экосистем. Управление динамикой природных экосистем в условиях заповедников. Влияние заповедников на природно-хозяйственную ситуацию на сопредельных с заповедниками территориях.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Глобальные экологические проблемы человечества на современном этапе. Приведите примеры территорий, где произошли разрушения экосистем, в результате хозяйственной деятельности человека и отсутствия природоохранной работы. Дать характеристику религиозной основе формирования заповедных территорий. Дать характеристику военной основе формирования заповедных территорий. Дать характеристику материальной основе формирования заповедных территорий. Ресурсизм. История возникновения. Типы охраняемых природных территорий. Ученые, поддерживающие данные философские взгляды. Отношение к природе. Классическое заповедование. История возникновения. Типы охраняемых природных территорий. Ученые, поддерживающие данные философские взгляды. Отношение к природе. Экоцентризм или этика дикой природы. История возникновения. Типы охраняемых природных территорий. Ученые, поддерживающие данные философские взгляды. Отношение к природе. Закон Российской Федерации. Об особо охраняемых природных территориях (общие положения). Закон Российской Федерации. Государственные природные заповедники: определение; задачи, структура и порядок ведения. Закон Российской Федерации. Национальные парки: определение; задачи, структура и порядок ведения. Закон Российской Федерации. Природные парки: определение; задачи, структура и порядок ведения. Закон Российской Федерации. Заказники (региональные, местные): определение; задачи, структура и порядок ведения. Закон Российской Федерации. Ботанические сады и дендрологические парки: определение; задачи, структура и порядок ведения. Закон Российской Федерации. Памятники природы: определение; задачи, структура и порядок ведения. История формирования заповедников в дореволюционной России. История заповедников СССР. Современные заповедники России, их положение, размеры, функции, подчинение, структура организации. Российские и иностранные ученые, сделавшие значительный вклад, в развитие заповедного дела. Важнейшие научные мероприятия, связанные с развитием заповедного дела
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Научная деятельность заповедников. Природоохранная деятельность заповедников. Просветительская деятельность заповедников. История деятельности человечества, как объекта приводящего к экологическим изменениям на планете.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Основными формами текущего контроля знаний являются:  защита реферата, обсуждение вопросов практических занятий, контрольных вопросов, тестирование
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Байлагасов Л.В.
Теория и практика заповедного дела: учебное пособие для вузов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=652:zapoved2013&catid=8:ecology&Itemid=166
 
Л1.2
Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.И.
Ландшафтоведение: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2015
https://e.lanbook.com/book/60035#authors
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Маринин А.М., Манеев А.Г., Малков [и др.] Н.П.
Красная книга Республики Алтай: особо охраняемые территории и объекты: научное издание
Горно-Алтайск: Госкомприроды Республики Алтай, 2000
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
метод проектов
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
128 А1
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по выполнению самостоятельной работы Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах Как правило, семинары проводятся в виде: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления. Примерный план проведения семинарского занятия. 1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару). 1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Методические указания по подготовке конспектов Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста. Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты. При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать. Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Методика составления конспекта 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. Методические указания по подготовке рефератов Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и 
 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. 1. (Например: Спасская Н.Н. Заповедное дело [Электронный учебник]  : учебник для вузов / Н. Н. Спасская, 2011, РГАУ-МСХА. - 217 с. Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=200127 Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Критерии оценки реферата. Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем. В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки. Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами. Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении. Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер