Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
рабочая программа дисциплины (модуля)
06.03.01_2022_112.plx
06.03.01 Биология
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 06.03.01_2022_112.plx
к.б.н, доцент, Конунова А.Н
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 06.03.01_2022_112.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: Целью освоения дисциплины «Редкие животные Алтая» является:
- ознакомление студентов с редкими, исчезающими и слабоизученными видами животных Алтая, занесенными в Красную книгу Республики Алтай (1996, 2007);
- в рамках компетентностного подхода, сформировать совокупность ключевых, базовых и специальных профессиональных знаний и умений, составляющих соответственно ключевую, базовую и специальную профессиональную компетентность учителя биологии.
Задачи: Основной задачей преподавания дисциплины является дать студентам представление об основных систематических группах, включенных в Красную книгу. Познакомить студентов с историей создания Красных книг. Ознакомить с описанием морфологических признаков и мест находок редких видов на территории Республики Алтай. Показать возможности практического использования знаний в области географии редких видов в различных разделах экологии, биоиндикации, мониторинга, ландшафтоведения и др
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теория систематики и методика полевых исследований
Специальные главы биологии
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Экология антропогенных ландшафтов и заповедное дело
Биология и экология животных
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-2: Способен оценить риск и осуществлять меры профилактики возникновения очагов заражения организмов на поднадзорных территориях с применением природоохранных биотехнологий.
Обладает знаниями профилактики возникновения очагов заражения организмов
ИД-1.ПК-2: Знает меры профилактики возникновения очагов заражения организмов на территориях.
Оценивает риски возникновения очагов заражения
ИД-2.ПК-2: Умеет проводить оценку риска возникновения очагов заражения.
Может осуществлять профилактику возникновения очагов заражения с применением природоохранных биотехнологий
ИД-3.ПК-2: Осуществляет профилактику возникновения очагов заражения с применением природоохранных биотехнологий.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Предмет и задачи курса. Основы систематики животных /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Обзор фауны Республики Алтай и Алтайского края /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие беспозвоночные Республики Алтай /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Редкие рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Республики Алтай /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие птицы Республики Алтай /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие млекопитающие Республики Алтай /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Проблемы охраны редких и исчезающих видов животных /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Раздел 2. Практические занятия
Предмет и задачи курса. Основы систематики животных /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Обзор фауны Республики Алтай и Алтайского края /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие беспозвоночные Республики Алтай /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Республики Алтай /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие птицы Республики Алтай /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие млекопитающие Республики Алтай /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Проблемы охраны редких и исчезающих видов животных /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Раздел 3. Самостоятельная работа
Предмет и задачи курса. Основы систематики животных /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Обзор фауны Республики Алтай и Алтайского края /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие беспозвоночные Республики Алтай /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Республики Алтай /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие птицы Республики Алтай /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Редкие млекопитающие Республики Алтай /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Проблемы охраны редких и исчезающих видов животных /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Контактная работа /KСРАтт/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. Положение о Красной книге Республики Алтай 1996 и 2007 гг. (в новой редакции).
2. Закон республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай».
3. Положение о Красной книге Российской Федерации (от 24 октября 1994 г.).
4. Перечень таксонов, рекомендованных для включения в Красную книгу Республики Алтай.
5. Постановление Государственного собрания – Эл Курултай о законе Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай».
6. Компетенции органов местного самоуправления по вопросам создания и функционирования особо охраняемых природных территорий.
7. Участие общественности в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий.
8. Государственные природные заповедники РА.
9. Национальные парки РА.
10. Природно-хозяйственные парки РА.
11. Этноприродные парки РА.
12. Государственные заказники РА.
13. Памятники природы РА.
14. Дендрологические парки и ботанические сады РА.
15. Зоны покоя РА.
16. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных РА.
17. Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые. Виды, внесенные в список нуждающихся в охране.
18. Виды из класса Костные рыбы, занесенные в Красную книгу РА.
19. Виды из класса Земноводные, занесенные в Красную книгу РА.
20. Виды из класса Пресмыкающиеся, занесенные в Красную книгу РА.
21. Виды из класса Птицы, занесенные в Красную книгу РА.
22. Виды из класса Млекопитающие, занесенные в Красную книгу РА.
23. Виды из класса Насекомые, занесенные в Красную книгу РА.
24. Библиографический список литературы Красной книги РА (2007 г.).
25. Список видов животных, исчезнувших с территории Республики Алтай.
26. Список видов (дополнительный) животных, нуждающихся в особом внимании к их состоянию природной среде.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые. Виды, внесенные в список нуждающихся в охране.
2. Виды из класса Костные рыбы, занесенные в Красную книгу РА.
3 Виды из класса Земноводные, занесенные в Красную книгу РА.
4. Виды из класса Пресмыкающиеся, занесенные в Красную книгу РА.
5. Виды из класса Птицы, занесенные в Красную книгу РА.
6. Виды из класса Млекопитающие, занесенные в Красную книгу РА.
7. Виды из класса Насекомые, занесенные в Красную книгу РА.
8. Библиографический список литературы Красной книги РА (2007 г.).
9. Список видов животных, исчезнувших с территории Республики Алтай.
10. Список видов (дополнительный) животных, нуждающихся в особом внимании к их состоянию природной среде.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Основными формами текущего контроля знаний являются: защита реферата, обсуждение вопросов практических занятий, контрольных вопросов, тестирование
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Малков П.Ю., Малков Ю.П., Бондаренко [и др.] А.В.
Курс лекций по редким животным на примере Алтая: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Звери Алтая и их следы на снегу: определитель
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=659:zveri-altaya-i-ikh-sledy-na-snegu&catid=3:biology&Itemid=161
Красная книга Республики Алтай: Животные: справочное издание
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2143:krasnaya-kniga-respubliki-altaj-zhivotnye&catid=3:biology&Itemid=161
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор, ноутбук с доступом в интернет, доска маркерная, презентационная трибуна общие географические карты.
Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210; измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ММетодические рекомендации для выполнения и защиты практических работ
План работ предусмотрен рабочей программой.
Весь ход работ и её итоги, и вывод записываются в тетрадь или альбом. Требования к альбому:
1. Все записи в альбомах должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ.
2. Если задании к работе задается вопрос, то в выводе записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
3. Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину страницы.
4. Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
5. Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.
6. В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы) и глоссарий по теме.
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная,
прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме
исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и
УП: 06.03.01_2022_112.plx
параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается
соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,
объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет
исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения
по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения,
оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и
полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание
решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как
правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата.
Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы,
оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в
основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо
вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и
неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие
подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате
выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список
литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими
требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество
источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их
рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при
включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных
данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного
текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением
следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14.
Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на
страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы
нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный
лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент
реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке
по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой
последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и
материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии,
учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до
последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов),
полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и
брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год
выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и
далее название книги (сборника) и ее выходные данные. (Например: Биология с основами
экологии : курс лекций / сост. С. В. Долговых, 2009, РИО ГАГУ. - 256 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих
страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы
справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь
заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается
прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения
следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
УП: 06.03.01_2022_112.plx
на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.
Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы, отражающие основные разделы курса.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.);
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.