2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Биогеография_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биогеография
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
экзамены 8 зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
43,6
самостоятельная работа
45,8
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
11 5/6
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
24
24
Лабораторные
14
14
14
14
28
28
Консультации (для студента)
0,6
0,6
0,6
0,6
1,2
1,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,25
0,25
0,4
0,4
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
26
26
26
26
52
52
Кoнтактная рабoта
26,75
26,75
27,85
27,85
54,6
54,6
Сам. работа
36,4
36,4
9,4
9,4
45,8
45,8
Часы на контроль
8,85
8,85
34,75
34,75
43,6
43,6
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н, доцент, Конунова А. Н.
 
 
Биогеография
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - знакомство с биогеографией, как наукой, изучающей общие географические закономерности органического мира Земли и составляющих его компонентов; - изучение принципов биогеографического анализа; - освоение характеристик основных зональных биомов и их биоценозов; - анализ биофилотических царств и областей суши; - биогеография морских и пресноводных водоемов; - в рамках компетентностного подхода, сформировать совокупность ключевых, базовых и специальных профессиональных знаний и умений, составляющих соответственно ключевую, базовую и специальную профессиональную компетентность учителя биологии.
1.2
Задачи: - дать студентам  представление о живом населении биосферы и роли организмов в жизни планеты, о закономерностях распространения сообществ по Земному шару; - познакомить студентов с основными этапами развития органического мира, с современным состоянием флоры и фауны разных регионов планеты; - показать возможности практического использования знаний в области биогеографии в различных разделах экологии, биоиндикации, мониторинга, медицины, ландшафтоведения и др.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Редкие животные Алтая
2.1.2
Ботаника
2.1.3
Зоология
2.1.4
Науки о земле (геология, география)
2.1.5
Общая биология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Экология антропогенных ландшафтов и заповедное дело
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен осуществлять экологическую оценку состояния территорий и применять природоохранные биотехнологии на поднадзорных территориях.
 
Знать методы экологического состояния территорий и природоохранные биотехнологии
ИД-1.ПК-1: Знает методы экологической оценки состояния территорий и природоохранные биотехнологии.
 
Применяет природоохранные биотехнологии для экологической оценки территории
ИД-2.ПК-1: Умеет применять природоохранные биотехнологии для экологической оценки территории.
 
Может осуществлять оценку состояния территорий
ИД-3.ПК-1: Осуществляет экологическую оценку состояния территорий.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Предмет и объекты изучения биогеографии. Основы учения об ареале. /Лек/
2
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.2
Флористическое районирование суши. /Лек/
2
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Фаунистическое районирование суши. /Лек/
2
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Географические закономерности дифференциации живого покрова суши. География культурных растений и животных. /Лек/
2
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Сообщества организмов океана.Биогеографическое районирование океана. /Лек/
2
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
Биогеографические особенности озер, рек, подземных водоемов.  /Лек/
2
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.7
Зоогеографическое деление мирового океана /Лек/
6
8
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
1.8
Зоогеографическое деление суши /Лек/
6
8
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
 
Раздел 2. Практические работы
 
2.1
Предмет и объекты изучения    биогеографии   /Лаб/
2
7
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Основы учения об ареале /Лаб/
2
7
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Флористистическое районирование суши /Лаб/
4
7
0
Защита презентации
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.4
Фаунистическое районирование   суши /Лаб/
2
7
0
Предоставление конспекта
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.5
География культурных растений и   животных /Лаб/
2
7
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.6
Система широтной зональности и высотной поясности. Краткая характеристика биомов тундры, летнезеленых лесов, степей, субтропических, тропических листопадных и дождевых лесов, пустынь умеренного и тропического поясов.  /Лаб/
2
7
0
Предоставление конспекта
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.7
Характеристика типов высотной поясности, экологические характеристики биомов высотных поясов.

/Лаб/

2
8
0
Защита презентации
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.8
Сообщества организмов океана. /Лаб/
2
8
0
Предоставление конспекта
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.9
Биогеографическая характеристика морей, омывающих берега России /Лаб/
2
8
0
Предоставление конспекта
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.10
Схема биогеографического районирования Мирового океана и характеристика областей.

/Лаб/

2
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.11
Биогеографические особенности озер, рек, подземных водоемов.  /Лаб/
4
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
2.12
Сохранение разнообразия биосферы на видовом и экосистемном уровнях. Охрана редких и исчезающих видов.  /Лаб/
2
8
0
Ответ на семинаре
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Предмет, цели, задачи, разделы и объекты изучения биогеографии /Ср/
8
7
0
Защита реферата
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Основы учения об ареале /Ср/
6
7
0
Защита реферата
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Флористическое районирование суши /Ср/
6
7
0
Защита реферата
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.4
Фаунистическое районирование суши /Ср/
6
7
0
Анализ фильма
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.5
География культурных растений и животных /Ср/
6,4
7
0
Защита реферата
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.6
Географические закономерности дифференциации живого покрова суши /Ср/
4
7
0
Защита реферата
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.7
Сообщества океана /Ср/
2
8
0
Защита презентации
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.8
Биогеографическое районирование океана /Ср/
2
8
0
Анализ фильма
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.9
Биогеографические особенности озер, рек, подземных водоемов /Ср/
2
8
0
Защита презентации
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.10
Биологическое разнообразие и его  охрана /Ср/
3,4
8
0
Анализ фильма
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
4.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
8
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
4.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
8
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
4.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
8
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
8
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
7
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
7
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
7
0
Л1.2Л2.1 Л2.3
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Предмет, задачи и объекты изучения  биогеографии. 2. Место биогеографии среди других наук, ее структура. 3. Основные направления современной биогеографии. 4. Методы биогеографии. 5. Проблемы биогеографии. 6. Понятие о биосфере, биоценозе, экосистеме и биогеоценозе 7. Географические свойства биоты. 8. Космические факторы влияния. 9. Влияние планетарных факторов. 10. Географические предпосылки видообразования 11. Ареал. Выявление ареала и методы его изображения. 12. Размеры ареала. Конфигурация. Типы. 13. Формирование ареала. 14. Структура ареала. 15. Принципы биогеографического районирования. 16. Что такое флора и фауна. По каким критериям сравнивают флору и фауну. 17. Флористическое районирование суши 18. Фауна и типы фаун. 19. Роль животных в биосфере. Способы расселения животных 20. Островные и материковые фауны 21. Общая характеристика Голарктической области 22. Эфиопская фаунистическая область 23. Полинезийская фаунистическая область 24. Австралийская фаунистическая область. 25. Границы фаунистических областей Земного шара 26. Зоогеографические области Мирового океана 27. Новозеландская фаунистическая область. 28. Неотропическая фаунистическая область 29. Индо-Малайская фаунистическая область. 30. Мадагаскарская фаунистическая область 31. Животный мир Арктики 32. Животный мир гор. 33. Животный мир пустынь 34. Животный мир смешанных и широколиственных лесов 35. Животный мир степей 36. Животный мир тайги 37. Животный мир тундр 38. Заповедники и национальные парки России. 39. Географические принципы размещения особо охраняемых природных территорий. 40. Принципы сохранения биоразнообразия. 41. Основные закономерности распространения животных в связи с условиями среды их существования (среда и факторы среды). 42. Международное сотрудничество в области охраны живой природы. 43. Охрана редких и исчезающих видов.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Специфика Земли в системе планет Солнечной системы. 2. Геосинклинальное горообразование и возникновение современной системы континентов. 3. Циркуляция атмосферы как главный фактор перераспределения тепла и влаги. 4. Основные планетарные направления ветров. 5. Принципиальная схема климатического районирования Земли. 6. Система циркуляции вод на суше и в океане как система путей и препятствий для распространения жизни. 7. Биогеосистемы с «избыточным» застойным увлажнением. 8. Биогеосистемы с господством нисходящего стока. 9. Биогеосистемы с господством восходящих токов. 10. Ландшафт, урочище, фация. Специфика выявления границ ландшафтов. 11. Катенные серии ландшафтов. 12. Методы изучения флоры.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Основными формами текущего контроля знаний являются:  защита реферата, обсуждение вопросов практических занятий, контрольных вопросов, тестирование
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Радченко Т.А., Михайлов Ю.Е., Валдайских В.В.
Биогеография: курс лекций
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015
http://www.iprbookshop.ru/68320.html
 
Л1.2
Петров К.М.
Биогеография: учебник для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110177.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Второв П.П., Дроздов Н.Н.
Биогеография: учебник для вузов
Москва: Владос-Пресс, 2001
 
Л2.2
Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Платонов С.В.
Биологическое разнообразие: учебное пособие
Москва: ВЛАДОС, 2004
 
Л2.3
Бабенко В.Г., Марков М.В., Дмитриева В.Т.
Биогеография: учебное пособие
Москва: Московский городской педагогический университет, 2011
http://www.iprbookshop.ru/26452.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
128 А1
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации для выполнения и защиты практических работ План работ предусмотрен рабочей программой. Весь ход  работ и её итоги, и вывод записываются в тетрадь или альбом. Требования к альбому: 1. Все записи в альбомах  должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ. 2. Если задании к  работе задается вопрос, то в выводе записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица. 3. Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину страницы. 4. Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали. 5. Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. 6. В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы) и глоссарий по теме. Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. РМетодические указания по подготовке рефератов Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка &quot;ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ&quot; в содержании реферата быть не должно. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими
 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. (Например: Биология с основами экологии : курс лекций / сост. С. В. Долговых, 2009, РИО ГАГУ. - 256 с.) Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово &quot;Приложение&quot; и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Методические рекомендации по подготовке презентации Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки: на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: ▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию; ▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. 
 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление. Методические рекомендации по подготовке к  тестированию Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов. Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы,  отражающие основные разделы курса. При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо: а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы; б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.); в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам; г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант. д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце. е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.