Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
рабочая программа дисциплины (модуля)
06.03.01_2022_112.plx
06.03.01 Биология
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 06.03.01_2022_112.plx
к.б.н., доцент, Конунова Айана Николаевна
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 06.03.01_2022_112.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: - формирование у будущего специалиста понимание взаимосвязей в системе человек-общество-природа, в которой общество и природа рассматриваются в качестве среды обитания человека и необходимо определяют развитие качеств человека как биосоциального существа.
Задачи: - ознакомить студентов с основами социальной экологии, как научной и учебной дисциплины;
- охарактеризовать объект и предмет социальной экологии, его связь с другими дисциплинами, изучающими природу и общество;
- ознакомить студентов с проблемами социально-экологического взаимодействия;
- изучить значение экологии в связи с производственной и непроизводственной деятельностью человека;
- ознакомиться с методами оценки состояния окружающей среды;
- изучить общие принципы и способы защиты окружающей среды;
- оказать социально-экологические последствия нерациональной экологической деятельности;
- ознакомить студентов с экологической токсикологией, и её значением для здоровья человека;
- изучить службу экологического контроля и мероприятия по охране окружающей среды;
- дать представление об экологической культуре и экологическом воспитании;
- изучить роль научных и общественных организаций, объединений, движений в защите окружающей среды;
- показать значение соблюдения правил личной гигиены, уровня культуры индивидуума, его нравственных устоев в профилактике загрязнения окружающей среды на производстве и в быту;
- показать существующие возможности социально-экологического контроля и сотрудничества на государственном и международном уровне, особенности социальной экологии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Учение о экосистемах и биосфере
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Экология антропогенных ландшафтов и заповедное дело
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-4: Способен осуществлять мероприятия по охране, использованию, мониторингу и восстановлению биоресурсов, используя знание закономерностей и методов общей и прикладной экологии;
Обладает знаниями о среде обитания организмов, о факторах среды о популяционной экологии, экологии сообществ.
ИД-1.ОПК-4: Знает основы взаимодействия организмов со средой их обитания, факторы среды и механизмы ответных реакций организмов на них, принципы популяционной экологии, экологии сообществ; основы организации и устойчивости экосистем и биосферы в целом.
Может использовать методы анализа и моделирования экологических процессов, антропогенного воздействия на живые системы; обосновывает экологические принципы рационального природопользования и охраны природы
ИД-2.ОПК-4: Использует методы анализа и моделирования экологических процессов, антропогенного воздействия на живые системы; обосновывает экологические принципы рационального природопользования и охраны природы.
Выявляет и прогнозирует реакции живых организмов, сообществ и экосистем на антропогенное воздействие
ИД-3.ОПК-4: Выявляет и прогнозирует реакции живых организмов, сообществ и экосистем на антропогенное воздействие.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Особенности социальной экологии. Понятие и предмет социальной экологии. /Лек/
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4
Экологический кризис и возможности его решения. Причины экологического кризиса. /Лек/
Поведение человека в окружающей среде. Адаптация человека к условиям среды. Потребности человека в качественной жизни. /Лек/
Социальная среда и её составляющие. Депривационные процессы в социальной среде. Проблемы социопатий. Социальные патологии /Лек/
Экологические аспекты здоровья. Экологическая токсикология. Токсины и их влияние на здоровье человека /Лек/
Экологическая этика и экологическое сознание. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. /Лек/
Понятие «экологическая культура». Формирование экологической культуры. /Лек/
Раздел 2. Практические работы
Становление социальной экологии. Развитие экологических представлений людей /Пр/
Современный экологический кризис и пути его преодоления. Современные экологические проблемы /Пр/
Понятие окружающей среды. Среда человека и ее элементы. Качество жизни и качество окружающей среды /Пр/
Потребности человека в качественной окружающей среде /Пр/
Социальная среда и её составляющие. Депривационные процессы в социальной среде. /Пр/
Проблемы социопатий. Социальные патологии /Пр/
Экологическая этика и экологическое сознание. /Пр/
Понятие «экологическая культура». Формирование экологической культуры. /Пр/
Раздел 3. Самостоятельная работа
Среда человека и ее элементы. Качество жизни и качество окружающей среды /Ср/
Поведение человека в окружающей среде. Адаптация человека к условиям среды. /Ср/
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Социальная среда и её составляющие. Депривационные процессы в социальной среде. /Ср/
Проблемы социопатий. Социальные патологии /Ср/
Экологические аспекты здоровья. Экологическая токсикология. Токсины и их влияние на здоровье человека /Ср/
Демэкология и народонаселение. Демографическая и социальная политика как факторы социальной среды. /Ср/
Основы экологического права. Уровни и источники экологического права. Экологическая ответственность и её виды. Принципы экологической безопасности /Ср/
Общие принципы и способы защиты окружающей среды. Экологический надзор и экологический контроль. /Ср/
Экологическая этика и экологическое сознание. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. /Ср/
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
Подготовка к зачёту /Зачёт/
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4
Контактная работа /KСРАтт/
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4 ИД-3.ОПК-4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. Современный экологический кризис и его проявления
2. Современные экологические проблемы
3.Понятие социальная экология. Подходы к пониманию предмета социальной экологии.
4.Методы и задачи социальной экологии.
5.Этапы развития социальной экологии. Возникновение социальной экологии как экологии города в 20-х годах ХХ века (Парк и Берджесс).
6.Основные категории социальной экологии.
7.Междисциплинарность социальной экологии. Связь с другими науками.
8.Экологические взаимодействия в системе «человек-общество-природа»: «человек-общество», «человек-природа», «общество-природа».
9.Человек. Общество. Природа. Социальная и природная среда обитания человека
10.Элементы окружающей среды. Средовые факторы и их воздействие на человека.
11.Поведение человека в окружающей среде. Уровни регуляции поведения.
12.Активность и реактивность.
13. Потребности человека в качественной окружающей среде. Классификации потребностей А.Маслоу и Н.Ф.Реймерса.
14.Социальная среда и её составляющие. Социальная среда как фактор физического и социального здоровья человека.
15.Социальная патология: понятие, социальные и биологические факторы, пути преодоления.
УП: 06.03.01_2022_112.plx
16.Понятие здоровья. Общественное и индивидуальное здоровье
17. Демографические характеристики здоровья.
18 Экопатология. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека..
19 Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Адаптации человека
20 Экологическая токсикология. Токсины и виды и воздействие на здоровье человека.
21 Основные теории экологической этики.
22Культура как совокупность материальных и духовных ценностей.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Газовый состав атмосферы. Проблема озоновой дыры
2. Проблема выживания в современном мире.
3. Понятие адаптивности и адаптированности человека в его отношениях с окружающей средой.
4. Игромания - как социальная патология
5. Социальные болезни как следствие социальных явлений.
6. Поведение человека в районе стихийного бедствия или техногенной катастрофы.
7. Экологические аспекты развития патологий у человека. Схема формирования экологозависимых заболеваний у человека.
8. Фактор среды в развитии личности.
9. Стихийные бедствия в сознании и поведении людей.
10. Социальная экология семьи.
11. Общечеловеческие ценности как оптимальная форма взаимодействия человека с миром.
12. Адаптация человека к условиям стихийных бедствий.
13. Проблема взаимодействия человека с окружающим миром (в восточных религиях, в христианстве).
14. Экологическая токсикология, её влияние на образ жизни человека.
15. Экологические модели развития современного мира.
16. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
17. Возрастание агрессивности среды как глобальная экологическая проблема.
18. Экологические аспекты здоровья населения в Иркутской области.
19. Проблема истощения озонового слоя: последствия и пути преодоления.
20. Загрязнение окружающей среды: демографические и соматические последствия.
21. Охрана здоровья населения от воздействия экологических факторов производства.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Основными формами текущего контроля знаний являются: защита реферата, обсуждение вопросов практических занятий, контрольных вопросов, тестирование
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б.
Социальная экология: учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Социальная экология: учебник для вузов
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
УП: 06.03.01_2022_112.plx
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210; измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; пси-хрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210; измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; пси-хрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания для выполнения семинарских занятий, проработке лекционного материала, подготовки, докладов, рефератов, научных сообщений, презентаций, и самостоятельной работы.
Темы рефератов
Цель: приобретение навыков анализа научной литературы по определенной теме.
Тематика рефератов:
1. Развитие экологических представлений в период рабовладельческого строя.
2. Развитие экологических представлений и естественных наук в средние века (эпоха возрождения).
3. Экологические представления в новое время.
4. Новейшие времена и их влияние на экологические представления человека.
5. Радиационная обстановка и здоровье населения.
6. Сельскохозяйственное загрязнение.
7. Оценка состояния природной среды: загрязнение компонентов биосферы, истощение природных ресурсов, деградация экосистем.
Содержание и объем пояснительной записки (или введения): актуальность проблемы, обоснование темы. Постановка цели и задач. Объем: 2-3 стр. (2 ч).
Основная часть: должна включать основные вопросы, подлежащие освещению. Самостоятельной работой студента является подбор и составление полного списка литературы (кроме указанных преподавателем) для освещения и обобщения новейших достижений науки по теме реферата. Выявление дискуссионных, выдвигающих спорные вопросы и проблемы ученых. Объем: 15-20 стр. (8 ч.).
Заключение: должно включать обобщение анализа литературы и вы¬воды. Объем: 2-3 стр. (1 ч).
Список использованной литературы: не менее 10-15 источников.
Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.
Темы научных сообщений
Научное сообщение готовится в виде презентации.
Требования к оформлению презентации
1. Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные моменты доклада - презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Обоснована актуальность, цель и задачи.
Материалы чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют
УП: 06.03.01_2022_112.plx
акцентированию внимания на наиболее важных моментах.
Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах.
Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.
В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы, выделен личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение. Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.
Тематика научных сообщений:
1. Социально-бытовая среда и ее экологизация: а) урбанизированная среда, б) жилищная среда.
2. Трудовая среда и ее условия. Экологизация трудовой среды.
3. Рекреационная среда и ее условия. Экологизация рекреационной среды.
8. Рекреационные объекты нашего региона
9. Статистика природных катастроф.
10. Стихийные бедствия века.
11. Демографический взрыв и демографическая стабилизация.
12. Демографическая политика и ее влияние на деторождение и здоровье детей.
Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.