(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.04.02 География
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- сформировать способности проводить экспертизы проектов и работ географической направленности.
ции
ракт.
/Лек/
Краткое содержание разбираемых вопросов:
Формирование горных систем. Типы, формы, размеры гор и горных систем. Горные пояса Земли /Пр/
Краткое содержание разбираемых вопросов.
Реализация принципов устойчивого развития в основных секторах развития общества:
Непрерывность экономического, социального, технологического и экологического улучшения для промышленного сектора. Достижение экологической эффективности путем предоставления по конкурентно-способным ценам товаров и услуг, которые удовлетворяют человеческие и социальные потребности и улучшают качество жизни при уменьшении экологического воздействия и интенсивности использования ресурсов по всему жизненному циклу продукции, до уровня, по крайней мере, соответствующего расчетной потенциальной емкости экологической системы в отношении биологического многообразия экосистемы. Улучшение производственных условий и промышленной безопасности для работающих. Применение устойчивых стратегий в отношении ресурсов, процессов, продуктов и услуг.
Природа, функции и система экономических аспектов устойчивого развития. Базовый набор экономических индикаторов. Экономические индексы по проблемам и объектам. Повестка дня на 21 век – конкретные примеры. Достижения и трудности на пути к устойчивому развитию. Экологическая доктрина РФ. Программа экологической безопасности России.
Изменения парадигмы мышления и деятельности, формирование нового мировоззрения. Построение гражданского общества, осознание ответственности за ресурсное обеспечение будущих поколений. Изменение структуры потребления, формирование нового стиля жизни, экологизация всех ключевых видов деятельности /Пр/
Задание: Используя материалы для примера и один из вариантов задания подготовьте итоговый проект
/Пр/
При рассмотрении теоретических вопросов используется форма работы - дискуссия
Тема 6: Индикаторы социальных аспектов устойчивого развития. Социальный подход к концепции устойчивого развития. Базовый набор социальных индикаторов (демографическая динамика, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни, урбанизация и др.). Этнокультурные аспекты устойчивого развития. Индексами (темп роста населения, доля городского населения и др.). /Пр/
При рассмотрении теоретических вопросов используется форма работы - дискуссия
Тема 7: Индикаторы экологических аспектов устойчивого развития. Экологический подход к концепции устойчивого развития. Основные экологические индикаторы (атмосфера, водные, земельные и другие ресурсы). Роль ООПТ в системе устойчивого развития. /Пр/
Краткое содержание материала для изучения:
История формирования концепции. Анализ экологических проблем в работах ученых и мыслителей ХХ века. Учение о биосфере и ноосферная концепция В.И.Вернадского. Идеи и глобальные модели Римского клуба. Работы Н.Н.Моисеева. Междисциплинарный характер исследований, предвидение и проектирование различных сценариев развития общества в будущем.
Первая конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.). Международная комиссия по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд). Появление термина «sustainable development», переведенного на русский язык как «устойчивое развитие». Первые определения устойчивого развития. Подготовка материалов для ООН.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и ее основные документы. Декларация ООН по окружающей среде и развитию: основные принципы устойчивого развития. Глобальная повестка дня на 21 век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию. Другие документы, принятые на этой конференции.
Устойчивое развитие с экологической, экономической и социальной точек зрения. Поиск синтеза экологических, экономических и социальных аспектов развития. Улучшение качества жизни как генеральная цель развития общества. Индекс развития человеческого потенциала.
Задание:
1. Изучите существующие методики, модели индикаторов оценки устойчивого экологосоциально-экономического развития.
2. Разработайте авторскую модель индикаторов оценки устойчивого эколого-социально-экономического развития.
/Ср/
Изучите дополнительную литературу, проанализируйте материал и обобщите ответив на вопросы:
1. Какова специфика традиционного природопользования в горных территориях.
2. В чем заключаются особенности решений социально-экологических проблем в горных территориях с малыми народами.
3. Какие Управленческие, экономические, информационные, правовые и рекреационные способы содействия устойчивому развитию развиты в вашем регионе.
4. В чём заключается стратегия сохранения биоразнообразия. /Ср/
Изучив предложенную литературу сделай конспект по работе: Повестка дня на 21 век
Работа с дополнительной литературой, конспект.
Подготовка к практической работе (постановка цели, формулировка задач, составление плана работы).
Подготовка сообщения /Ср/
Вариант 1:
• на основе картографического материала и статистических данных министерств и ведомств изучите эколого - экономические особенности региона (экономическая структура, биоразнообразие, модели потребления и производства, урбанизация, экологическое состояние атмосферы и др)
2. Заполните таблицу
3. Проведите анализ, выделите проблемы, отражающие совокупность экономических и экологических изменений (пример 1, материалы для подготовки). /Ср/
1.Вставьте пропущенное слово в следующее определение: «Римский клуб – это международная … организация, объединяющая ученых, общественных деятелей, деловых людей более 30 стран мира».
1) правительственная 3) коммерческая
2) неправительственная 4) некоммерческая
2.Самым известным докладом Римскому клубу считается доклад под названием:
1. «Стратегия выживания»,
2. «Пределы роста»,
3. «Цели для человечества»,
4. «За пределами века расточительства»,
5. «Энергия: обратный счет»,
6. «Третий мир: три четверти мира»,
7. «Будущее мировой экономики».
3.Автором самого известного (популярного) доклада Римскому клубу является:
1) Дж. Форрестер, 4) Э. Пестель,
2) Д. Медоуз, 5) Э. Ласло,
3) М. Месарович, 6) Л. Клейн.
4.Установите правильные соответствия между названиями специализированных учреждений Организации Объединенных Наций и содержанием их деятельности:
1) ЮНЕП, 4) ВМО,
2) ЮНИДО, 5) ВОЗ,
3) ЮНЕСКО, 6) ФАО.
Примерные тесты для промежуточной аттестации в форме тестирования:
А. Всемирная метеорологическая организация.
Б. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.
В. Программа ООН по координации природоохранной деятельности и распространению экологических знаний.
Г. Учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры.
Д. Учреждение ООН по промышленному развитию.
Е. Учреждение ООН по вопросам здравоохранения.
5.В рамках глобального моделирования первая попытка дифференциации мирового сообщества на регионы была сделана в работе:
1) Дж. Форрестера, 3) М. Месаровича и Э. Пестеля,
2) Э. Медоуза, 4) Э. Ласло.
6. Мировоззрение, акцентирующее внимание на тревожных (негативных, катастрофических, кризисных) последствиях научно – технического и социокультурного развития: это – А – алармизм; Б – географический детерменизм.
7. Межправительственный форум на высшем уровне (Рио – де – Жанейро, 1992), подведший итоги «экологического двадцатилетия», прошедшего после Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972), наметивший стратегию устойчивого развития цивилизации на 21 век –
__________________________________________________________.
8. Устойчивое развитие – это …
1) промышленное развитие с устойчивыми темпами роста на протяжении ряда последних лет;
2) развитие, которое обеспечивает постоянное воспроизводство производственного потенциала на перспективу;
3) сохранение сложившихся темпов прироста населения.
9. Вставьте пропущенное слово: «Устойчивость экосистемы__________________________ с усложнением ее структуры:
1) возрастает 2) снижается
10. Укажите правильный вариант ответа: «Человек является частью ______________:
1) биосферы 2) тропосферы
3) техносферы 4) литосферы
Примерные вопросы промежуточной аттестации при выборе студента сдачу в виде экзамена:
1. Актуальность и значение проблемы перехода к устойчивому развитию на глобальном, региональном, национальном и локальном уровнях.
2. Формирование идей устойчивого развития. Первая конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.).
3. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х.Брундтланд). Первые определения устойчивого развития. Подготовка материалов для ООН.
4. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): итоги, принятые документы, значение.
5. Декларация ООН по окружающей среде и развитию. Основные принципы устойчивого развития.
6. Глобальная Повестка дня на XXI век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию.
7.Современные проблемы развития общества.
8.Практическая реализация принципов устойчивого развития на глобальном, региональном и локальном уровнях.
9. Основные декларации по продвижению к устойчивому развитию в Европе.
10.Устойчивое развитие с экологической точки зрения.
11.Устойчивое развитие с экономической точки зрения.
12.Устойчивое развитие с социальной точки зрения.
13.Принципы устойчивости в развитии энергетики.
14.Устойчивое развитие в промышленности и бизнесе.
15.Принципы устойчивости в производстве товаров и в потреблении.
16.Устойчивое развитие транспорта.
17.Принципы устойчивого развития в пространственном планировании.
18.Устойчивое развитие туризма.
19.Изменение традиционных принципов и структуры управления при переходе к устойчивому развитию города.
20.Инструменты управления устойчивым развитием.
21.Широкое участие в процессе принятия решений по устойчивому развитию.
22.Интеграция социальных, экономических и экологических аспектов в процессе принятия решений.
23.Глобализация, позитивные и негативные последствия.
24.Устойчивое развитие Республики Алтай.
25.Локальная повестка 21: методические подходы к разработке и анализ конкретных примеров.
26.Роль местной администрации в процессе разработки Локальной повестки дня на 21 век.
27.Проблемы перехода России к устойчивому развитию.
28.Энергетическое обеспечение устойчивого социально-экономического развития РА
29.Экологическое образование в РА.
30.Экономические показатели устойчивого развития. Условия устойчивости.
31.Хартия устойчивого развития европейских городов.
32.Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских районов.
33.Население и устойчивость.
34.Сравнительный анализ основополагающих положений концепций устойчивого развития США и России.
35.Концепция устойчивого развития Российской Федерации.
36.Экологические задачи на предстоящие 30 лет.
37.Подход «Давление – Состояние – Реакция» к разработке индикаторов устойчивого развития.
37.Расчет индекса развития человеческого потенциала.
38.Научные и технические круги в обеспечении устойчивого развития.
40.Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
41.Концепция устойчивого развития городов Российской Федерации.
42.Характеристика состояния экологического образования в Российской Федерации.
43.Глобальные экологические проблемы человечества. Специфика для различных регионов планеты.
44.Различные сценарии развития человеческих сообществ.
45.Наука в целях устойчивого развития.
46.Деловые и промышленные круги в обеспечении устойчивого развития.
47.Этические и экономические предпосылки появления концепции устойчивого развития.
48.Международное сотрудничество в целях устойчивого развития.
49.Усиление роли фермеров в обеспечении устойчивого развития.
50.Организация устойчивого места жительства (устойчивое развитие и планирование городов).
51.Сотрудничество с неправительственными организациями в обеспечении устойчивого развития.
52.Эволюция биосферы.
53Эффективность энергопотребления в биосфере и техносфере.
54. Биосферные ограничения развития цивилизации.
55. Общие причины возникновения важнейших проблем цивилизации.
56. Проблема роста населения и изменения его качества.
1. Биоразнообразие и проблемы экологии Горного-Алтая: настоящее, прошлое, будущее.
2. Биосфера-область активной жизни. Постепенное изменение состава атмосферы, воды и почвы.
3. Местные повестки дня на XXI век: положительное и отрицательное.
4. Интеграция и дезинтеграция в современном мире.
5. Глобализация, позитивные и негативные последствия.
6. Вероятные сценарии будущего развития человечества.
7. Оценка использования альтернативных источников энергии в Республике Алтай.
8. Концепция научно-технического и социального прогресса человечества при стабильном энергопотреблении.
9. Возможность сооружения гелиоустановок в Республике Алтай.
10. Региональный аспект образования для устойчивого развития (на примере Республики Алтай).
Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.
Примерная тематика рефератов
1. Коэволюция природы и общества.
2. Информационное обеспечение устойчивого развития.
3. Понятие «социум» и его роль в устойчивом развитии.
4. Роль культуры и традиций в разработке моделей устойчивого развития.
5. Духовная составляющая устойчивого развития.
6. Что такое индикаторы УР и для чего они нужны?
7. Принципы рационального природопользования и их отношение к устойчивому развитию.
8. Особенности устойчивого развития России.
9. Демографические проблемы России.
10. Специфика перехода РФ к устойчивому развитию.
11. Средства реализации программ устойчивого развития.
12. Модели и сценарии УР России.
13. Характеристика социально – демографической составляющей в моделях устойчивого развития России.
14. Проблема оптимизации экологии и экономики.
15. Роль экологии, экономики и социологии в создании моделей устойчивого развития территорий.
16. Особенности моделей УР глобального, национального, регионального и локального уровней.
17. «Информатизация» общества и устойчивое развитие.
18. Возникновение понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции.
19. Современные теории устойчивости биосферы.
20. Внешние факторы устойчивости биосферы.
21. Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями.
22. Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Проблемы торговли квотами на выброс парниковых газов.
23. Изменение озонового слоя – темпы, причины и следствия.
24. Проблема сохранения биоразнообразия.
25. Проблема использования природных ресурсов. Возможности исчерпания природных ресурсов. Состояние возобновляемых ресурсов.
26. Проблема использования новых химических веществ.
27. Глобализация и ее последствия.
28. Интеграция и дезинтеграция в современном мире.
29. Критерии и показатели устойчивого развития.
30. Соотношение управления и самоорганизации.
31. Современное развитие России.
32. Разработка международных документов по обеспечению устойчивого развития.
33. Разработка государственных документов по обеспечению устойчивого развития в разных странах.
34. Международные органы и организации в области устойчивого развития.
35. Повестка дня на XXI век.
36. Йоханнесбург: Рио+10.
37. Современное развитие России.
38. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210; измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы