(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
06.03.01 Биология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
2. Выработать умение анализа процессов морфогенеза, клеточной дифференцировки и роста в индивидуальном развитии.
ции
ракт.
2.Фолликулярные клетки и их функции. Созревание ооцита и виды фолликулов.
3.Оогенез. Схема оогенеза.
4.Блок мейоза ооцита и его биологический смысл. Виды блоков мейоза.
5.Вителлогенез. Классификация яиц по количеству и расположению откладываемого желтка. Эндогенный и экзогенный желток.
6.Сперматогенез. Схема сперматогенеза. Спермиогенез.
7.Оплодотворение. Виды оплодотворения (наружное и внутреннее). Функции сперматозоида при оплодотворении. Взаимодействие гамет при оплодотворении (дистантные, контактные).
8.Акросомная реакция и реакция активации яйцеклетки. События, происходящие после вхождения сперматозоида в яйцеклетку.
9.Партеногенез. Классификация партеногенеза (естественный и искусственный, гаплоидный и диплоидный, амейотический и мейотический). Пути восстановления диплоидности. Андрогенез.
10.Дробление. Функции дробления. Характеристика синхронного и асинхронного подпериодов дробления. Типы дробления
11.Типы и виды дробления в зависимости от количества и расположения желтка в цитоплазме
12.Бластуляция. Строение бластулы. Типы бластул.
13.Гаструляция. Способы гаструляции. Строение гаструлы.
14.Типы закладки мезодермы. Карты презумптивных зачатков.
15.Нейруляция. Строение нейрулы.
16.Основные производные зародышевых листков.
17.Процессы, лежащие в основе органогенеза.
18.Ранние стадии развития ланцетника.
19.Ранние стадии развития амфибий.
20.Ранние стадии развития птиц.
21.Ранние стадии развития млекопитающих.
22.Имплантация. Функции плаценты. Типы плацент.
23.Провизорные органы. Желточный мешок. Амнион. Аллантоис. Строение и функции.
Морфология гамет. Процессы клеточного деления
Гаметогенез
Оплодотворение
Дробление
Гаструляция. Нейруляция
Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника
Индивидуальное развитие амфибий на примере лягушки
Индивидуальное развитие птиц
Индивидуальное развитие высших млекопитающих
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Методические указания по подготовке к лабораторным занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к лабораторному занятию. Цель подготовки – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Выполнению работы предшествует обсуждение и повторение теоретического материала. Повторение теоретического материала может быть проведено в форме развернутой беседы – обсуждение (дискуссия),
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.
Домашнее задание (к каждому занятию).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Биология размножения и развития» завершается сдачей зачёта. Зачёт является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачёту студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы зачёта.
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал и итоговому тестированию в системе Moodle.gasu.ru. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросу студенту дается 15 минут с момента получения им вопроса.