Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра географии и природопользования
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проблемы социально-экономического развития регионов и их природных комплексов
05.04.02_2022_242М.plx
05.04.02 География
Природопользование и охрана природы
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
к.г.н., , зав.кафедрой, Мердешева Е.В.
Проблемы социально-экономического развития регионов и их природных комплексов
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: формирование у студентов комплексного систематизированного представления о проблемах социально-экономического развития регионов и их природных комплексов
Задачи: -усвоение студентами теоретического и фактологического материала,
- овладение умениями и навыками самостоятельной работы по изучению экономических и демографических процессов;
- ознакомление студентов с особенностями социально-экономического развития регионов и их природных комплексов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Современные проблемы географии
Эколого - ландшафтное проектирование
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Научно-исследовательская работа (получение навыков научно-исследовательской работы)
Научно-исследовательская работа
Устойчивое развитие горных территорий
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-2: Способен проводить экспертизы проектов и работ географической направленности
Знать:методы проведения комплексной диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем; основные закономерности функционирования и развития природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем района исследований;
Уметь: применять методы географического районирования для систематизации информации о компонентах природы и общества; применять стандартные программные продукты для подготовки документов по результатам комплексной диагностики;
Владеть:методами географического районирования для систематизации информации о компонентах природы и общества; навыками использования стандартных программных продуктов для анализа и визуализации результатов комплексной диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем.
ИД-1.ПК-2: Знает основные закономерности функционирования и развития, методы проведения диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем
Знать: стандартные методы пространственного анализа для прогнозирования, планирования и управления природными, природно-хозяйственными и социально-экономическими территориальными системами;
Уметь: проводить сравнительный анализ параметров состояния природных природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем;
Владеть:методами качественной и количественной оценки состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем на основе установленных показателей.
ИД-2.ПК-2: Проводит анализ параметров состояния, оценку состояния и развития природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем
Знать: способы визуализации и оформления информации географической направленности;
Уметь: проводить сравнительный анализ показателей состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем; анализ закономерностей
функционирования и развития природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем района исследований;
Владеть: методами поиска, сбора, обработки, систематизации и хранения информации; методами определения и применения способов, приемов и средств обработки первичной информации, полученной в ходе исследования;
ИД-3.ПК-2: Готовит экспертное заключение по комплексной географической экспертизе объектов (территорий, акваторий, ландшафтов) и работ
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Содержание дисциплины
Предмет и задачи. Регион как объект хозяйства и субъект государственного управления. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Размещение производительных сил. /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Генеральная схема развитая и размещения производительных сил страны. Районные планировки. /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Пространственная организация хозяйства. /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Формы пространственной организации хозяйства и расселения. /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Направления и методы регионального анализа /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Регион как социально-экономическая система /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Современные тенденции и направления развития регионов. Концептуальные подходы к устойчивому развитию социально-экономических систем. /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Теоретические подходы к устойчивому развитию социально-экономических систем. /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Разработка механизмов реализации стратегии устойчивого развития региона. /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Анализ и диагностика социально-экономического развития региона. Природно-ресурсный потенциал региона. /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Оценка составляющих социально-экономического потенциала региона. /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Предпосылки формирования стратеги устойчивого развития региона. /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Кластерные образования в развитии региона /Пр/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Научное обоснование вариативного подхода к разработке стратегии развития региона. Механизмы реализации стратегии развития региона. /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
Подготовка к зачёту /Зачёт/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Контактная работа /KСРАтт/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. Природные условия и ресурсы России и их экономическая оценка.
2. Численность населения России и его динамика. Воспроизводство населения.
3. Демографическая ситуация. Половозрастной и семейный состав населения.
4. Социальный состав и образовательный состав населения России.
5. Миграции населения в России. Основные миграционные потоки.
6. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации России.
7.Народное хозяйство России и его отраслевая структура. Основные формы территориальной организации хозяйства.
8. Факторы образования и развития районов, признаки, задачи и значение районирования.
9. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на современное развитие России.
10. Кластерный анализ в исследовании регионов.
11. Схема территориально-административного устройства России: история развития и современное состояние
12. Понятие "регион" и его определение на макро-, мезо- и микроуровнях
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ».
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Горохов С.А., Роготень Н.Н.
Общая экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «География», «Мировая экономика», направлению «Сервис и туризм»
http://www.iprbookshop.ru/81810.html
6.1.2. Дополнительная литература
Экономическая и социальная география России: учебник для вузов
Амирова М.А., Тасбаева А.Э., Беспальный [и др.] С.В., Симинова С.Г.
Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы международной научно-практической конференции
Тюмень: Тюменское книжное изд-во, 2017
http://www.iprbookshop.ru/83720.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Межвузовская электронная библиотека
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, проектор, ноутбук, раздвижной экран для проектора, кафедра. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; ане-мометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210; измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по самостоятельной работе студента:
Самостоятельная работа призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в рекомендуемой литературе, творчески его переработать и представить его для отчета в форме, рекомендованной планом самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.
Выполненные задания проверяются преподавателем.
Методические указания по подготовке доклада
Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы.
Основные этапы работы над докладом
1. Формулирование темы.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).
3. Обработка и систематизация информации.
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
4. Разработка плана доклада.
5. Написание доклада.
6. Публичное выступление с результатами исследования.
Доклад должен иметь следующую структуру:
- титульный лист
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);
- список использованных источников.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов.
Методические рекомендации по созданию проекта
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов-партнеров, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для
участников проекта.
Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
Проектная работа должна исключать какие-либо виды плагиата; все теоретические положения должны иметь ссылки на цитируемую литературу.
Примерная структура проекта
- Обоснование разработки проекта (актуальность темы, анализ исходной ситуации).
- Проблема, предполагаемый масштаб ее решения.
- Цель, задачи.
- Ожидаемые результаты (продукт проектной деятельности): название, сфера и условия применения, описание и характеристики.
- Ресурсное обеспечение.
- План работы. Средства решения проблемы.
- Библиографический список.
Публичная защита проекта проводится в рамках семинарских и практических занятий. Время выступления 10 минут. В ходе выступления возможно использование электронной презентации и других дополнительных наглядных (пояснительных) и раздаточных материалов. По завершению
выступления участники отвечают на вопросы преподавателя и студентов. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только сути заданного
вопроса.
Проектная работа представляется на бумажном и электронном носителях.