2022-2023_05_04_02_2022_242М_plx_Проблемы социально-экономического развития регионов и их природных комплексов_Природопользование и охрана природы
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проблемы социально-экономического развития регионов и их природных комплексов
Учебный план
05.04.02_2022_242М.plx

05.04.02 География

Природопользование и охрана природы
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., , зав.кафедрой, Мердешева Е.В.
 
 
Проблемы социально-экономического развития регионов и их природных комплексов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)
 
05.04.02 География
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов комплексного систематизированного представления о проблемах социально-экономического развития регионов и их природных комплексов
1.2
Задачи: -усвоение студентами теоретического и фактологического материала, - овладение умениями и навыками самостоятельной работы по изучению экономических и демографических процессов; - ознакомление студентов с особенностями социально-экономического развития регионов и их природных комплексов. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Современные проблемы географии
2.1.2
Эколого - ландшафтное проектирование
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа  (получение навыков научно-исследовательской работы)
2.2.2
Научно-исследовательская работа
2.2.3
Устойчивое развитие горных территорий
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-2: Способен проводить экспертизы проектов и работ географической направленности
 
Знать:методы проведения комплексной диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем; основные закономерности функционирования и развития природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем района исследований; Уметь: применять методы географического районирования для систематизации информации о компонентах природы и общества; применять стандартные программные продукты для подготовки документов по результатам комплексной диагностики; Владеть:методами географического районирования для систематизации информации о компонентах природы и общества;  навыками использования стандартных  программных продуктов для анализа и визуализации результатов комплексной диагностики состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем.
ИД-1.ПК-2: Знает основные закономерности функционирования и развития, методы проведения диагностики состояния  природных, природно-хозяйственных  и социально-экономических территориальных систем
 
Знать:  стандартные методы пространственного анализа для прогнозирования, планирования и управления природными, природно-хозяйственными и социально-экономическими территориальными системами; Уметь: проводить сравнительный анализ параметров состояния природных природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем; Владеть:методами качественной и количественной оценки состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем на основе установленных показателей.
ИД-2.ПК-2: Проводит анализ параметров состояния, оценку состояния и развития  природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем
 
Знать: способы визуализации и оформления информации географической направленности; Уметь: проводить сравнительный анализ показателей состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем; анализ закономерностей функционирования и развития природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем района  исследований; Владеть: методами поиска, сбора, обработки, систематизации и хранения информации; методами определения и применения способов, приемов и средств обработки первичной информации, полученной в ходе исследования; 
ИД-3.ПК-2: Готовит экспертное заключение по комплексной географической экспертизе объектов (территорий, акваторий, ландшафтов) и работ
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины
 
1.1
Предмет и задачи. Регион как объект хозяйства и субъект государственного управления. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. /Лек/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Размещение производительных сил. /Пр/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Генеральная схема развитая и размещения производительных сил страны. Районные планировки. /Ср/
4
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Пространственная организация хозяйства. /Лек/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Формы пространственной организации хозяйства и расселения. /Пр/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Направления и методы регионального анализа /Лек/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Регион как социально-экономическая система /Пр/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Современные тенденции и направления развития регионов. Концептуальные подходы к устойчивому развитию  социально-экономических систем. /Пр/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Теоретические подходы к устойчивому развитию социально-экономических систем. /Ср/
6
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
Разработка механизмов реализации стратегии устойчивого развития региона. /Лек/
4
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.11
Анализ и диагностика социально-экономического развития региона. Природно-ресурсный потенциал региона. /Пр/
4
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.12
Оценка составляющих социально-экономического потенциала региона. /Пр/
4
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.13
Предпосылки формирования стратеги устойчивого развития региона. /Ср/
10
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.14
Кластерные образования в развитии региона /Пр/
2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.15
Научное обоснование вариативного подхода к разработке стратегии развития региона. Механизмы реализации стратегии развития региона. /Ср/
14,5
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Консультации
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
стр. 6
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Природные условия и ресурсы России и их экономическая оценка. 2. Численность населения России и его динамика. Воспроизводство населения. 3. Демографическая ситуация. Половозрастной и семейный состав населения. 4. Социальный состав и образовательный состав населения России. 5. Миграции населения в России. Основные миграционные потоки. 6. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации России. 7.Народное хозяйство России и его отраслевая структура. Основные формы территориальной организации хозяйства. 8. Факторы образования и развития районов, признаки, задачи и значение районирования. 9. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на современное развитие России. 10. Кластерный анализ в исследовании регионов. 11.  Схема территориально-административного устройства России: история развития и современное состояние 12. Понятие "регион" и его определение на макро-, мезо- и микроуровнях
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Не предусмотрены
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ».
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Горохов С.А., Роготень Н.Н.
Общая экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «География», «Мировая экономика», направлению «Сервис и туризм»
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81810.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Хрущев А.Т.
Экономическая и социальная география России: учебник для вузов
Москва: "Дрофа", 2002
 
Л2.2
Амирова М.А., Тасбаева А.Э., Беспальный [и др.] С.В., Симинова С.Г.
Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы международной научно-практической конференции
Тюмень: Тюменское книжное изд-во, 2017
http://www.iprbookshop.ru/83720.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
 
стр. 7
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
229 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, проектор, ноутбук, раздвижной экран для проектора, кафедра. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; ане-мометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по самостоятельной работе студента: Самостоятельная работа призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в рекомендуемой литературе, творчески его переработать и представить его для отчета в форме, рекомендованной планом самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания. Выполненные задания проверяются преподавателем. Методические указания по подготовке доклада Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы. Основные этапы работы над докладом 1. Формулирование темы. 2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников). 3. Обработка и систематизация информации.
 
стр. 8
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
4. Разработка плана доклада. 5. Написание доклада. 6. Публичное выступление с результатами исследования. Доклад должен иметь следующую структуру: - титульный лист - оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); - введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы); - основная часть (каждый раздел ее, раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы); - заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации); - список использованных источников. Методические рекомендации по подготовке презентации Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов. Методические рекомендации по созданию проекта Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проектная работа должна исключать какие-либо виды плагиата; все теоретические положения должны иметь ссылки на цитируемую литературу. Примерная структура проекта - Обоснование разработки проекта (актуальность темы, анализ исходной ситуации). - Проблема, предполагаемый масштаб ее решения. - Цель, задачи. - Ожидаемые результаты (продукт проектной деятельности): название, сфера и условия применения, описание и характеристики. - Ресурсное обеспечение. - План работы. Средства решения проблемы. - Библиографический список. Публичная защита проекта проводится в рамках семинарских и практических занятий. Время выступления 10 минут. В ходе выступления возможно использование электронной презентации и других дополнительных наглядных (пояснительных) и раздаточных материалов. По завершению выступления участники отвечают на вопросы преподавателя и студентов. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только сути заданного вопроса. Проектная работа представляется на бумажном и электронном носителях.