2022-2023_05_04_02_2022_242М_plx_Методика организации научно-исследовательской работы_Природопользование и охрана природы
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика организации научно-исследовательской работы
Учебный план
05.04.02_2022_242М.plx

05.04.02 География

Природопользование и охрана природы
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
8,7
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
10 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
12
12
12
12
Консультации (для студента)
0,3
0,3
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18,45
18,45
18,45
18,45
Сам. работа
8,7
8,7
8,7
8,7
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., зав.кафедрой, Мердешева Е.В.
 
 
Методика организации научно-исследовательской работы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)
 
05.04.02 География
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: подготовить студента к самостоятельному осуществлению научно-исследовательской деятельности, сформировать интерес к научным исследованиям, расширить и углубить профессиональные знания,

полученные в процессе обучения:

- создание и развитие у студентов навыков работы с научной литературой

- изучение выбранной для исследования научной проблемы

- развитие навыков работы в информационных поисковых системах

- совершенствование навыков участия в научной дискуссии и навыков презентации результатов собственных исследований

- подготовка теоретической части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

1.2
Задачи: - овладение теоретико-методологическими основами научных исследований;

- изучение роли и значения науки в современных условиях развития

общества;

- изучение сущности, функций, структуры, содержания и логики научного

познания в развитии науки;

- изучение основных направлений развития науки и научных исследований в

географии;

- изучение особенностей внедрения результатов исследований в практику;

- формирование навыков организации конкретных научных исследований в

вузе и навыков их использования в самостоятельной деятельности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
ФТД.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы научного исследования и статистической обработки данных
2.1.2
Современные проблемы географии
2.1.3
Философия и методология науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Управление проектами
2.2.2
Научно-исследовательская работа
2.2.3
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Научно-исследовательская работа  (получение навыков научно-исследовательской работы)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
знать: перечень категорий и основных понятий изученных тем; особенности их интерпретации различными исследователями в историографии истории науки, специфику их исторической эволюции;
ИД-1.УК-1: Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
 
уметь: выявлять проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы;   определять этапы разрешения проблемной ситуации; находить, критически анализировать и на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ИД-2.УК-1: Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения
 
владеть: навыками выявлять проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы; рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, логично, аргументированно формулировать собственные суждения.
ИД-3.УК-1: Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тема 1. Методология и организация научного исследования
 
1.1
Тема 1. Структура, предмет и задачи дисциплины. Специфика научного исследования. /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Тема 1. Понятие организации научных исследований, их планирование и

эффективность. Типовые этапы научно-исследовательских работ /Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Тема 1. Информационное обеспечение научно-исследовательского процесса. Формы организации и управления наукой. Классификация научных учреждений. /Ср/
1
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Тема 2. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе
 
2.1
Тема 2. Система организации НИР в вузе, ее основные цели и задачи. Виды и формы НИР. Взаимодействие ВУЗа и предприятия в целях решения прикладных задач в рамках

НИР. /Лек/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Тема 2. Комплексные целевые программы НИР. Подготовка выпускной квалификационной работы.

Формулирование актуальности, цели, задач и проблемы исследования.  /Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Тема 2. Самостоятельная работа студента в НИР. Этические нормы научной работы. Цитирование. Особенности применения цитат в научном исследовании. Уникальность текста. /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.4
Тема 2. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе.  Изучение теоретического материала и подготовка к зачету. /Ср/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Тема 3. Методика выполнения научно-исследовательской работы
 
3.1
Тема 3. Подготовка, организация и планирование научного исследования. Выбор методов исследования и их характеристика /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Тема 3. Подготовка, организация и планирование научного исследования.

Выбор методов исследования и их характеристика. Технология проведения научного эксперимента. /Пр/

2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
3.3
Тема 3. Определение этапов и задач в научной работе. Статистическая обработка результатов эксперимента.

Обобщение результатов исследования. Оформление научной работы. Подготовка к публикации самостоятельного научного произведения. Оформление таблиц, схем, рисунков, формул, библиографических ссылок. Требования к содержанию и оформлению результатов научной работы

/Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.4
Тема 3. Обобщение результатов исследования. Оформление научной работы. Подготовка к публикации самостоятельного научного произведения.  /Ср/
5,7
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,3
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы для текущего контроля:

1. Назовите основные этапы логической схемы научного исследования.

2.В чем состоит сущность научной проблемы и каков порядок ее определения.

3.Что собой представляет метод создания научной теории?

4.Назовите отличительные признаки научного исследования.

5.Назовите основные средства научно-теоретического исследования.

6.В чем состоит сущность проблемной ситуации?

7. Назовите общенаучные методы познания.

8.Назовите  дисциплинарные  методы  познания  в  зависимости  от  направления подготовки.

9. Что представляет собой композиция научного произведения?

10.Какие основные компоненты включает в себя введение к научной работе?

11.Что представляет собой основная часть научной работы?

12.Какие  материалы  основной  части научной  работы  обычно  помещают  в приложении?

13.Что представляет собой рубрикация текста научной работы?

14. Назовите виды библиографических ссылок в зависимости от месторасположения в тексте.

15.Назовите принципы построения библиографических/пристатейных ссылок.

16.Назовите требования к оформлению иллюстративного материала.

17.Какими цифрами нумеруются иллюстрации в тексте?

18.Назовите правила нумерации иллюстраций.

19.Какие слайды обязательно должны присутствовать в презентации?

Вопросы к зачету:

1. Общая характеристика и требования к организации научного исследования.

2. Этапы научно-исследовательской работы. Краткая характеристика каждого этапа.

3. Классификация методов научного исследования.

4. Выбор темы научного исследования.

5. Формулирование проблемы, объекта, цель, задач и гипотезы исследования.

6. Сущность теоретического анализа как метода научного исследования.

7. Сбор информации научного исследования. Составьте план сбора научной информации.

8. Планирование научно-исследовательской работы.

 
стр. 7
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
9. Справочно-информационные издания.

10.Использование Интенет-ресурсов.

11.Основные понятия, используемые при проведении эксперимента: наблюдение, учет, вариант, повторность и др.

12.Структура научно-исследовательской работы.

13.Оформление таблиц.

14.Графический способ представления экспериментальных данных.

15.Оформление библиографического списка использованной литературы.

16.Оформление ссылок (сносок) на литературные источники.

17.Особенности подготовки докладов.

18.Анализ полученных данных, формулировка выводов (или заключения).

19.Использование математической обработки результатов, полученных в научном исследовании.

20.Выбор темы, подготовка, оформление и защита выпускной квалификационной работы.

22.Подготовка научного материала к публикации

23. База данных (БД).  Банк данных (БнД).

21. Формы оформления и апробации результатов исследования.

22. Классификация научных исследований.

24.Особенности индивидуальной научной деятельности.

25. Особенности коллективной научной деятельности.

26. Чем обоснована актуальность темы исследований?

28. Актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы выпускной квалификационной работы (ВКР).

29. Этапы выполнения ВКР.

30. Написание и оформление ВКР.

31. Процедура защиты ВКР.

32. Правила составления и чтения доклада по ВКР

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Обоснование темы исследования, целей, задач, актуальности и новизны выбранной темы, методов исследования.

2. Определение индекса УДК научной публикации.

3. Оформление справочно-библиографического аппарата.

4. Подготовка публикации, доклада и презентации к выступлению на студенческой конференции

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ».
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Пещеров Г.И., Слоботчиков О.Н.
Методология научного исследования: учебное пособие
Москва: Институт мировых цивилизаций, 2017
http://www.iprbookshop.ru/77633.html
 
Л1.2
Хожемпо В. В., Тарасов К. С., Пухлянко М. Е.
Азбука научно-исследовательской работы студента: учебное пособие
Москва: Российский университет дружбы народов, 2010
http://www.iprbookshop.ru/11552.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Черныш А.Я., Анисимов Е.Г., Багмет [и др.] Н.П.
Основы научных исследований: учебник
Москва: Российская таможенная академия, 2011
http://www.iprbookshop.ru/69494.html
 
Л2.2
Астанина С. Ю., Чмыхова Е. В., Шестак Н. В.
Организация научно-исследовательской работы студентов в дистанционном вузе: учебно-методическое пособие
Москва: Современная гуманитарная академия, 2010
http://www.iprbookshop.ru/16932.html
 
Л2.3
Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Самсонова М.В.
Учебно-методическое пособие по организации прохождения всех видов практик и выполнения научно-исследовательских работ: учебно-методическое пособие
Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019
http://www.iprbookshop.ru/82560.html
 
стр. 8
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
лекция с применением презентаций в MS Power Point
 
подготовка докладов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
229 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, проектор, ноутбук, раздвижной экран для проектора, кафедра. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; ане-мометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
стр. 9
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; пси-хрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы и планом самостоятельной работы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре дисциплины.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Практическое занятие – форма систематических учебных занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины. Практические занятия предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку, позволяют сформировать профессиональные компетенции, навыки научно-исследовательской работы.

При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.

На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.

Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к занятию:

1. Проработать конспект лекций;

2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;

3. Ответить на вопросы семинарского занятия;

4. Выполнить домашнее задание;

5. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением. Максимальное 

 
стр. 10
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно -синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине

Тесты  являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты  используются  для проверки знаний в качестве формы текущего и промежуточного контроля.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д.  На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос. Оценка результатов выполнения задания выставляется автоматически в системе MOODLE.

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения.

Методические указания по подготовке к зачету

Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.При подготовке к зачету следует обратится к пройденному учебному материалу.  Литература для подготовки к зачету  указана в рабочей программе дисциплины. Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать дополнительные и уточняющие вопросы.