(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.04.02 География
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
полученные в процессе обучения:
- создание и развитие у студентов навыков работы с научной литературой
- изучение выбранной для исследования научной проблемы
- развитие навыков работы в информационных поисковых системах
- совершенствование навыков участия в научной дискуссии и навыков презентации результатов собственных исследований
- подготовка теоретической части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
- изучение роли и значения науки в современных условиях развития
общества;
- изучение сущности, функций, структуры, содержания и логики научного
познания в развитии науки;
- изучение основных направлений развития науки и научных исследований в
географии;
- изучение особенностей внедрения результатов исследований в практику;
- формирование навыков организации конкретных научных исследований в
вузе и навыков их использования в самостоятельной деятельности.
ции
ракт.
эффективность. Типовые этапы научно-исследовательских работ /Пр/
НИР. /Лек/
Формулирование актуальности, цели, задач и проблемы исследования. /Пр/
Выбор методов исследования и их характеристика. Технология проведения научного эксперимента. /Пр/
Обобщение результатов исследования. Оформление научной работы. Подготовка к публикации самостоятельного научного произведения. Оформление таблиц, схем, рисунков, формул, библиографических ссылок. Требования к содержанию и оформлению результатов научной работы
/Пр/
1. Назовите основные этапы логической схемы научного исследования.
2.В чем состоит сущность научной проблемы и каков порядок ее определения.
3.Что собой представляет метод создания научной теории?
4.Назовите отличительные признаки научного исследования.
5.Назовите основные средства научно-теоретического исследования.
6.В чем состоит сущность проблемной ситуации?
7. Назовите общенаучные методы познания.
8.Назовите дисциплинарные методы познания в зависимости от направления подготовки.
9. Что представляет собой композиция научного произведения?
10.Какие основные компоненты включает в себя введение к научной работе?
11.Что представляет собой основная часть научной работы?
12.Какие материалы основной части научной работы обычно помещают в приложении?
13.Что представляет собой рубрикация текста научной работы?
14. Назовите виды библиографических ссылок в зависимости от месторасположения в тексте.
15.Назовите принципы построения библиографических/пристатейных ссылок.
16.Назовите требования к оформлению иллюстративного материала.
17.Какими цифрами нумеруются иллюстрации в тексте?
18.Назовите правила нумерации иллюстраций.
19.Какие слайды обязательно должны присутствовать в презентации?
Вопросы к зачету:
1. Общая характеристика и требования к организации научного исследования.
2. Этапы научно-исследовательской работы. Краткая характеристика каждого этапа.
3. Классификация методов научного исследования.
4. Выбор темы научного исследования.
5. Формулирование проблемы, объекта, цель, задач и гипотезы исследования.
6. Сущность теоретического анализа как метода научного исследования.
7. Сбор информации научного исследования. Составьте план сбора научной информации.
8. Планирование научно-исследовательской работы.
10.Использование Интенет-ресурсов.
11.Основные понятия, используемые при проведении эксперимента: наблюдение, учет, вариант, повторность и др.
12.Структура научно-исследовательской работы.
13.Оформление таблиц.
14.Графический способ представления экспериментальных данных.
15.Оформление библиографического списка использованной литературы.
16.Оформление ссылок (сносок) на литературные источники.
17.Особенности подготовки докладов.
18.Анализ полученных данных, формулировка выводов (или заключения).
19.Использование математической обработки результатов, полученных в научном исследовании.
20.Выбор темы, подготовка, оформление и защита выпускной квалификационной работы.
22.Подготовка научного материала к публикации
23. База данных (БД). Банк данных (БнД).
21. Формы оформления и апробации результатов исследования.
22. Классификация научных исследований.
24.Особенности индивидуальной научной деятельности.
25. Особенности коллективной научной деятельности.
26. Чем обоснована актуальность темы исследований?
28. Актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы выпускной квалификационной работы (ВКР).
29. Этапы выполнения ВКР.
30. Написание и оформление ВКР.
31. Процедура защиты ВКР.
32. Правила составления и чтения доклада по ВКР
2. Определение индекса УДК научной публикации.
3. Оформление справочно-библиографического аппарата.
4. Подготовка публикации, доклада и презентации к выступлению на студенческой конференции
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Практическое занятие – форма систематических учебных занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины. Практические занятия предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку, позволяют сформировать профессиональные компетенции, навыки научно-исследовательской работы.
При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.
На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к занятию:
1. Проработать конспект лекций;
2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;
3. Ответить на вопросы семинарского занятия;
4. Выполнить домашнее задание;
5. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением. Максимальное
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.
Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно -синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
Тесты являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты используются для проверки знаний в качестве формы текущего и промежуточного контроля.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос. Оценка результатов выполнения задания выставляется автоматически в системе MOODLE.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения.
Методические указания по подготовке к зачету
Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.При подготовке к зачету следует обратится к пройденному учебному материалу. Литература для подготовки к зачету указана в рабочей программе дисциплины. Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать дополнительные и уточняющие вопросы.