(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.04.02 География
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Структура программы эксперимента. Обоснование темы эксперимента. Формулирование темы эксперимента. Методологический аппарат исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Формулировка цели эксперимента. Определение задач эксперимента. Гипотеза эксперимента.
Тема 2. Методы опытно-экспериментальной работы. Сроки и этапы эксперимента.
Методы опытно-экспериментальной работы. Эмпирические методы. Теоретические методы. Сроки эксперимента. Этапы эксперимента. База эксперимента.
Тема 3. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента. Экспертиза программы эксперимента.
Нормативно-правовое обеспечение инноваций в образовательном учреждении.
Тема 4. Предварительная работа с данными.
Электронные таблицы. Общие понятия об электронных таблицах. Основы пользования пакетом MS Excel. Базы данных MS Excel, Quattro Pro, Lotus 1-2-3. Пакеты статистических программ и работа с ними. Универсальные статистические программы Statistica, SPSS, STADIA. Объекты. Признаки - свойства объектов, позволяющие отличать их друг от друга и измерять расстояние между ними. Типы признаков. Допустимые преобразования и сравнения. Средние и дисперсии выборки. Прочие описательные статистики. Нормировка и центрирование.
/Лек/
исследования.
Тема: Методы опытно-экспериментальной работы. Сроки и этапы
эксперимента.
Тема:Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента. Экспертиза программы эксперимента. Нормативно-правовое обеспечение инноваций в образовательном учреждении.
Тема: Базовые понятия многомерного анализа, кластерный анализ.
Тема: Анализ главных компонент и факторный анализ.
/Пр/
Тема 2. Методы опытно-экспериментальной работы. Сроки и этапы эксперимента. База эксперимента.
Тема 3. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента. Экспертиза программы эксперимента.
Нормативно-правовое обеспечение инноваций в образовательном учреждении.
Тема 4. Базовые понятия многомерного анализа, кластерный анализ.
Тема 5. Анализ главных компонент и факторный анализ.
Тема 6. Дискриминантный анализ
/Ср/
Понятие «педагогический эксперимент».
Основные понятия педагогической инноватики (новое, новшество, инновация, инновационный процесс).
Структуры инновационного процесса.
Типы нововведений в школе.
Источники идей развития образовательного учреждения.
Оценка идей развития образовательного учреждения.
Структура программы эксперимента.
Обоснование темы эксперимента.
Формулирование темы эксперимента.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Формулировка цели эксперимента.
Определение задач эксперимента.
Гипотеза эксперимента.
Сроки эксперимента.
Этапы эксперимента
База эксперимента.
Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента
Критерии результативности.
Критерии затрат времени.
2. Типы нововведений в школе.
3. Источники идей развития образовательного учреждения.
4. Оценка идей развития образовательного учреждения.
Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с заданиями практического занятия, которые включают в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Приступить к выполнению практического задания, которое может выполняться в виде заполнения таблиц, построения графиков и диаграмм, выполнения контурных карт, письменно в виде сравнительных характеристик географических объектов.
Методические рекомендации по подготовке докладов (сообщений)
При подготовке докладов или сообщений студент должен правильно оценить выбранный для освещения вопрос. При этом необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Самый современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по изучаемой проблеме.
Доклад – вид самостоятельной работы, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы. Она включает несколько этапов:
- составление плана доклада путем обобщения и логического построения материала доклада;
- подбор основных источников информации;
- систематизация полученных сведений путем изучения наиболее важных научных работ по данной теме;
- формулировка выводов и обобщений в результате анализа изученного материала, выделения наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и требования нормативных документов.
Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении обозначается актуальность исследуемой в докладе темы, устанавливается логическая связь ее с другими темами.
В заключении формулируются выводы, делаются предложения и подчеркивается значение рассмотренной проблемы.
При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение.
Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Необходимо выразить свое мнение по поводу поставленных вопросов и построить свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями. Выполнения определенных требований к выступлениям студентов на семинарах являются одним из условий, обеспечивающих успех выступающих. Среди них можно выделить следующие:
1) взаимосвязь выступления с предшествующей темой или вопросом;
2) раскрытие сущности проблемы во взаимосвязи со своими записями;
3) методологическое значение исследуемого вопроса для научной, профессиональной и практической деятельности.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Презентация – представление подготовительного содержательного сообщения. Отличительной особенностью презентации является ее интерактивность: сообщение делается в режиме диалога с участниками. Цель презентации: каждое деловое общение предполагает точное формулирование цели, которые должны быть достигнуты.
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки.
На слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успевают осознать содержание слайда.
Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Алгоритм презентации:
1. Постановка цели.
2. Определение концепции.
3. Выбор структур.
4. Подбор материалов.
5. Оценка качества материалов.
6. Выбор средств в приемов для лучшего донесения материалов. Создание презентации.
7. Представление презентаций.
Презентация оценивается по следующим критериям:
1. Научная содержательность.
2. Информативность.
3. Понимание логики представленного материала.
4. Актуальность.
5. Степень глубины представленного материала.
6. Дизайн.