2022-2023_05_04_02_2022_242М_plx_Методы научного исследования и статистической обработки данных_Природопользование и охрана природы
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы научного исследования и статистической обработки данных
Учебный план
05.04.02_2022_242М.plx

05.04.02 География

Природопользование и охрана природы
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
36,5
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
10 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
16
16
16
16
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26,65
26,65
26,65
26,65
Сам. работа
36,5
36,5
36,5
36,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Аванесян Роман Альбертович
 
 
Методы научного исследования и статистической обработки данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)
 
05.04.02 География
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - познакомить магистрантов с современными знаниями в области методологии и методов научного исследования - теоретическое и практическое освоение компьютерных технологий и программного обеспечения, применяемых в сфере профессиональной деятельности магистра-географа
1.2
Задачи: - изучение основ опытно-экспериментальной работы, технологии разработки программы педагогического исследования, методологии и методов исследования; - изучение этапов разработки программы опытно-экспериментальной работы, методов педагогических исследований, критериев эффективности эксперимента, технологии экспертизы программы ОЭР; - овладеть теоретическими знаниями о методах и сферах применения компьютерных технологий в географии; - изучить методы и технологии сбора, систематизации и целенаправленной обработки пространственной информации об объектах земной поверхности на локальном, муниципальном, региональном и глобальном уровнях; - знать современное состояние и возможности программных средств создания и использования цифровых географических карт; способы получения, хранения, редактирования и анализа пространственных данных
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Современные проблемы географии
2.1.2
Методика организации научно-исследовательской работы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Природно-климатический потенциал
2.2.2
ГИС-технологии в географии
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен самостоятельно проводить комплексные и отраслевые географические исследования, формулировать и проверять достоверность научных гипотез и инновационных идей в избранной области географии и смежных наук
 
Знает основы географии и природопользования, методику проведения географических исследований
ИД-1.ОПК-1: Знает методики географических исследований в области природопользования и охраны природы
 
Умеет формулировать научные гипотезы в области географических исследований
ИД-2.ОПК-1: Формулирует и проверяет научные гипотезы и инновационные идеи в профессиональной области
 
Умеет проводить комплексные и отраслевые исследования в области природопользования и охраны природы
ИД-3.ОПК-1: Проводит комплексные и отраслевые исследования в области природопользования и охраны природы
 
 
ПК-1: Способен организовывать, выполнять работы и оказывать услуги географической направленности
 
Знает теоретические основы фундаментальных разделов географии,основные подходы и методы комплексных географических исследований для выполнения работ, оказания услуг и реализации проектов географической направленности
ИД-1.ПК-1: Знает базовые знания фундаментальных разделов географии,основные подходы и методы комплексных географических исследований для выполнения работ, оказания услуг и реализации проектов географической направленности
 
 
ПК-2: Способен проводить экспертизы проектов и работ географической направленности
 
Знает основные закономерности функционирования и развития географических систем
ИД-1.ПК-2: Знает основные закономерности функционирования и развития, методы проведения диагностики состояния  природных, природно-хозяйственных  и социально-экономических территориальных систем
 
Умеет проводить оценку состояния и развития природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем
ИД-2.ПК-2: Проводит анализ параметров состояния, оценку состояния и развития  природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины
 
1.1
Тема 1. Структура программы эксперимента. Методологический аппарат исследования.

Структура программы эксперимента. Обоснование темы эксперимента. Формулирование темы эксперимента. Методологический аппарат исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Формулировка цели эксперимента. Определение задач эксперимента. Гипотеза эксперимента.

Тема 2. Методы опытно-экспериментальной работы. Сроки и этапы эксперимента.

Методы опытно-экспериментальной работы. Эмпирические методы.  Теоретические методы. Сроки эксперимента. Этапы эксперимента. База эксперимента.

Тема 3. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента. Экспертиза программы эксперимента.

Нормативно-правовое обеспечение инноваций в образовательном учреждении.

Тема 4. Предварительная работа с данными.

Электронные таблицы. Общие понятия об электронных таблицах. Основы пользования пакетом MS Excel. Базы данных MS Excel, Quattro Pro, Lotus 1-2-3. Пакеты статистических программ и работа с ними. Универсальные статистические программы Statistica, SPSS, STADIA. Объекты. Признаки - свойства объектов, позволяющие отличать их друг от друга и измерять расстояние между ними. Типы признаков. Допустимые преобразования и сравнения. Средние и дисперсии выборки. Прочие описательные статистики. Нормировка и центрирование.

/Лек/

10
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1.2
Тема:  Структура программы эксперимента. Методологический аппарат

исследования.

Тема:  Методы опытно-экспериментальной работы. Сроки и этапы

эксперимента.

Тема:Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента. Экспертиза программы эксперимента. Нормативно-правовое обеспечение инноваций в образовательном учреждении.

Тема: Базовые понятия многомерного анализа, кластерный анализ.

Тема: Анализ главных компонент и факторный анализ.

/Пр/

16
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Тема 1. Структура программы эксперимента. Методологический аппарат исследования.

Тема 2. Методы опытно-экспериментальной работы. Сроки и этапы эксперимента. База эксперимента.

Тема 3. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента. Экспертиза программы эксперимента.

Нормативно-правовое обеспечение инноваций в образовательном учреждении.

Тема 4. Базовые понятия многомерного анализа, кластерный анализ.

Тема 5. Анализ главных компонент и факторный анализ.

Тема 6. Дискриминантный анализ

/Ср/

36,5
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Консультации
 
стр. 7
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень примерных вопросов для промежуточной аттестации:

Понятие «педагогический эксперимент».

Основные понятия педагогической инноватики (новое, новшество, инновация, инновационный процесс).

Структуры инновационного процесса.

Типы нововведений в школе.

Источники идей развития образовательного учреждения.

Оценка идей развития образовательного учреждения.

Структура программы эксперимента.

Обоснование темы эксперимента.  

Формулирование темы эксперимента.  

Объект исследования.  

Предмет исследования.  

Формулировка цели эксперимента.  

Определение задач эксперимента.  

Гипотеза эксперимента.  

Сроки эксперимента.  

Этапы эксперимента  

База эксперимента.  

Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента

Критерии результативности.

Критерии затрат времени.  

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Структуры инновационного процесса.

2. Типы нововведений в школе.

3. Источники идей развития образовательного учреждения.

4. Оценка идей развития образовательного учреждения.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Пещеров Г.И., Слоботчиков О.Н.
Методология научного исследования: учебное пособие
Москва: Институт мировых цивилизаций, 2017
http://www.iprbookshop.ru/77633.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Клименко И.С.
Методология системного исследования: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2020
http://www.iprbookshop.ru/89238.html
 
Л2.2
Гордеева С.М.
Практикум по дисциплине "Статистические методы обработки и анализа гидрометеорологической информации"
Санкт-Петербург: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2010
http://www.iprbookshop.ru/12518.html
 
 
стр. 8
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; пси-хрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим занятиям

Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.

 
стр. 9
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с заданиями практического занятия, которые включают в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Приступить к выполнению практического задания, которое может выполняться в виде заполнения таблиц, построения графиков и диаграмм, выполнения контурных карт, письменно в виде сравнительных характеристик географических объектов.

Методические рекомендации по подготовке докладов (сообщений)

При подготовке докладов или сообщений студент должен правильно оценить выбранный для освещения вопрос. При этом необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Самый современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по изучаемой проблеме.

Доклад – вид самостоятельной работы, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы. Она включает несколько этапов:

- составление плана доклада путем обобщения и логического построения материала доклада;

- подбор основных источников информации;

- систематизация полученных сведений путем изучения наиболее важных научных работ по данной теме;

- формулировка выводов и обобщений в результате анализа изученного материала, выделения наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и требования нормативных документов.

Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении обозначается актуальность исследуемой в докладе темы, устанавливается логическая связь ее с другими темами.

В заключении формулируются выводы, делаются предложения и подчеркивается значение рассмотренной проблемы.

При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение.

Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Необходимо выразить свое мнение по поводу поставленных вопросов и построить свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями. Выполнения определенных требований к выступлениям студентов на семинарах являются одним из условий, обеспечивающих успех выступающих. Среди них можно выделить следующие:

1) взаимосвязь выступления с предшествующей темой или вопросом;

2) раскрытие сущности проблемы во взаимосвязи со своими записями;

3) методологическое значение исследуемого вопроса для научной, профессиональной и практической деятельности.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Презентация – представление подготовительного содержательного сообщения. Отличительной особенностью презентации является ее интерактивность: сообщение делается в режиме диалога с участниками. Цель презентации: каждое деловое общение предполагает точное формулирование цели, которые должны быть достигнуты.

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки.

На слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успевают осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

 
стр. 10
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Алгоритм презентации:

1. Постановка цели.

2. Определение концепции.

3. Выбор структур.

4. Подбор материалов.

5. Оценка качества материалов.

6. Выбор средств в приемов для лучшего донесения материалов. Создание презентации.

7. Представление презентаций.

Презентация оценивается по следующим критериям:

1. Научная содержательность.

2. Информативность.

3. Понимание логики представленного материала.

4. Актуальность.

5. Степень глубины представленного материала.

6. Дизайн.