2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Общая биология_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общая биология
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,3
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
14
14
14
14
Консультации (для студента)
0,7
0,7
0,7
0,7
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,85
28,85
28,85
28,85
Сам. работа
34,3
34,3
34,3
34,3
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., зав. кафедрой, Польникова Елена Николаевна
 
 
Общая биология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний о структуре живой материи, наиболее общих   ее законах, знакомство с многообразием жизни и историей ее развития на Земле
1.2
Задачи: - понимание роли биологического многообразия  как  ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

- умение осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

- знание особенностей строения и функционирования основных систем органов животных и человека; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме;

- изучение представлений об единстве и многообразии  клеточных типов,

- знание проявлений фундаментальных свойств организма - наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организменном и популяционном);

- изучение принципов генетической инженерии и ее использовании в биотехнологии, иметь представление о генетике популяций и эволюционной генетике, генетике человека, генетических основах и методах селекции;

- знание основные закономерности биологии размножения животных и растений;

- рассмотрение последствий антропогенных  воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране;

- изучение экологических принципов рационального природопользования;

- понимание роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции видообразования, уметь аргументировать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины Общая биология обучающие используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов
2.1.2
школьной программы.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения биологии
2.2.2
Общая биогеография
2.2.3
Генетика и селекция
2.2.4
Биогеография
2.2.5
Ботаническая география
2.2.6
Теория эволюции
2.2.7
Экология растений
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
 
- Понимает основные концепции и методы, современные направления биологии
ИД-1.ОПК-6: Понимает основные концепции и методы, современные направления биологии, физики, химии и наук о Земле.
 
- Способен приобретать новые естественно-научные знания с использованием современных образовательных и информационных технологий
ИД-2.ОПК-6: Способен приобретать новые математические и естественно-научные знания с использованием современных образовательных и информационных технологий
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Модуль 1
 
1.1
Химический состав живого /Лаб/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Клеточные структуры и их функции /Лаб/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Клеточные структуры и их функции /Лек/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Химический состав живого /Лек/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Обмен веществ и энергии /Лек/
4
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Обмен веществ и энергии /Лаб/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Современная стратегия охраны природы /Лек/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Охрана природы и рациональное природопользование    /Лаб/
4
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
2
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Предмет и задачи курса. Сущность жизни /Лек/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Модуль 2
 
2.1
Теория эволюции органического мира /Лек/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Теория эволюции органического мира /Лаб/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
2
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции /Лаб/
2
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Предмет и задачи курса. Сущность жизни /Ср/
4,3
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Химический состав живого /Ср/
6
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Клеточные структуры и их функции /Ср/
5
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
Обмен веществ и энергии /Ср/
5
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.5
Воспроизведение живых систем /Ср/
8
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.6
Основы генетики и селекции /Ср/
6
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,7
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Предмет и задачи курса. Дифференциация и интеграция биологии 2.Основные биологические методы 3.Связь биологии с другими науками 4. Новые направления в науке 5. Правила работы со световым микроскопом 6.Сущность жизни 7.Фундаментальные свойства живого 8.Уровни организации жизни 9.Биологические методы 10.Виды микроскопов. 11.Приготовление временных и постоянных препаратов. 12.Теория эволюции  Ч. Дарвина. 13.Основные положения СТЭ.    14.Направления генетической инженерии. Клеточная инженерия 15.Неорганические вещества живых систем. 16.Биогенные макроэлементы. 17.Биогенные микроэлементы. 18.Вода, ее роль в живых системах. 19.Уникальные свойства воды. 20.Значение, особенности строения моносахаридов. 21.Органические полимеры – полисахариды. 22.Структурная организация белковых молекул. Функции белков. 23.Структура и значение липидов. 24.Строение и функции нуклеиновых кислот. 25.Принципиальное единство строения нуклеиновых кислот. 26.Прокариоты.  Строение, функции. 27.Вирусы. Строение, функции. 28.Строение растительной клетки (световая микроскопия). 29.Строение животной клетки (световая микроскопия). 30.Отличие животной клетки от растительной. 31.Структура и функции клеточной  мембраны. 32.Клетка эукариот. Строение и функции цитоплазмы. 33.Классификация структурных компонентов клетки. 34.Строение и функции рибосом. 35.Строение и функции лизосом. 36.Аппарат Гольджи, его строение и функции. 37.Строение и функции Э.П.Р. 38.Строение и функции ядра. 39.Анаболизм и катаболизм. 40.Поступление веществ в клетку. 41.Подготовка энергии к использованию. 42.Анаэробная фаза дыхания – гликолиз. 43.Аэробная фаза дыхания – цикл Кребса. 44.Автотрофные  и гетеротрофные организмы. Вопросы второй промежуточной аттестации 1.Бесполое размножение. 2.Вегетативное размножение. 3.Половое размножени
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
4.Отдел Покрытосеменные. 5.Гаметогенез. 6.Сперматогенез. 7.Оплоотворение. 8.Принципы и методы классификации организмов 9.ЦарствоГрибы. Отделы: Настоящие грибы, Оомицеты и Лишайники. 10.Царство Растения. Подцарство Баг¬рянки. 11.Подцарство Настоящие водоросли.Подцарство 12.Высшие растения. Отдел Моховидные. 13.Отдел Плауновидные.Отдел Хвоще¬видные 14. Отдел Папоротниковидные. 15.Отдел Голосемен¬ные. 16.Сравнительная характеристика типов -  Губки, Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. 17.Сравнительная характеристика типов - Членистоногие, Мягкотелые, Иглокожие. 18.Характеристика типа Хордовые. 19.Характеристика классов Круглоротые, Хрящевые, Костные рыбы. 20.Характеристика классов Земноводные, Пресмыкающиеся. 21.Характеристика класса Птицы. 22.Характеристика класса Млекопитающие. 23.Абиотические факторы среды. 24.Биотические факторы среды. 25.Факторы  защиты организма. 26.Антропогенные факторы среды. 27.Популяции. 28.Классификация природных ресурсов. 29.Аспекты охраны природы. 30.Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. 31.Охрана вод. 32.Распределение и запасы минерального сырья в мире и в России. 33.Охрана почв. 34.Загрязнение воздуха. 35.Загрязнение пресных вод. 36.Загрязнение Мирового океана. 37.Охрана растительности и животного мира. 38.Охрана ландшафтов. 39.Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Памятники природы. 40.Глобальные экологические последствия. 41.Природоохранные мероприятия. 42.Заповедные территории. Заповедники. Заказники. Природные национальные парки.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Генная инженерия.

2. Кибернетика.

3. Синергетика.

4. Молекулярная биология.

5. Структурно-функциональная организация цитоплазмы.

6. Связи между атомами.

7. Вода – вещество привычное и необычное.

8. Углеводы.

9. Липиды.

10. Белки.

11. Ферменты.

12. Клеточная мембрана.

13. Происхождение митохондрий и пластид.

14. Т. Шванн – автор клеточной теории.

15. Энергия и жизнь.

16. Фотосинтез и дыхание.

17. Первые эксперименты по фотосинтезу.

18. Писатели-фантасты о возможных иных формах жизни.

19. Самопроизвольное зарождение.

20. Что такое жизнь.

21. SETI – поиск внеземного разума.

22. Может ли человек путешествовать в иные космические миры.

23. Основные направления антидарвинизма конца XIX – начала  XX в.

24. Карл Линней. 1707-1778.

25. Жизнь и творческая деятельность Чарльза Дарвина.

26. Номенклатура и классификация организмов.

 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
27. Размножение и рост цветковых растений.

28. Вегетативное размножение.

29. Конкуренция между представителями одного вида.

30. Загрязнение среды.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Основными формами текущего контроля знаний являются:  защита реферата, обсуждение вопросов практических занятий, контрольных вопросов, тестирование

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Тулякова О.В.
Биология: учебник
Саратов: Вузовское образование, 2014
http://www.iprbookshop.ru/21902.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Пехов А.П.
Биология с основами экологии: учебник для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2007
 
Л2.2
Комарова Л.А.
Общая биология: учебно-практическое издание
Бийск: Алтайская госуд. акад. образования, 2013
https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/3138/read.php
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
круглый стол
 
портфолио
 
ситуационное задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; пси-хрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рекомендации по выполнению  самостоятельной работы

Согласно учебному плану направления 06.03.01 Биология самостоятельная работа по общей биологии в объеме 34,3 ч выполняется на I курсе в сессионный период I семестра.

Студент должен получить консультацию у преподавателя общей биологии: составить план выполнения самостоятельной работы, уточнить список литературы, правила оформления отчетных материалов, сроки проверки выполненных заданий.

Студент самостоятельно выполняет задания, используя литературные источники, указанные в методических рекомендациях. Проверка выполнения заданий самостоятельной работы проводится на лабораторных занятиях, аттестации, на индивидуальных занятиях.

Самостоятельная работа способствует закреплению и углублению знаний, полученных на аудиторных занятиях, развивает творческие навыки, инициативу, умение организовать свое время.

Для выполнения плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать и усвоить теоретический материал по основным литературным источникам. Необходимо творчески переработать изученный материал и представить его для отчета в форме письменных ответов на вопросы, конспектов, схем, таблиц, решения задач.

Выполненные задания по самостоятельной работе оформляются в тетради, от руки. На титульном листе нужно указать название университета, ее исполнителя, факультет, курс, научного руководителя, место и год выполнения работы.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушал лекции и изучал материал в свободное время в библиотеке. По всем недостаточно понятным вопросам он своевременно получил консультацию преподавателя.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по общей биологии должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2019). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и 

 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

    Текст реферата должен быть написан разборчиво, а при возможности напечатан. Для выступления по реферату студенту отводится от 5 до 10 минут на семинарах. При выступлении предпочтительнее, чтобы он не читал текст, а говорил свободно, лишь заглядывая в написанную работу. Реферат обсуждается участниками занятия и оценивается преподавателем. Если озвучивание реферата невозможно (нет времени, у студента болит горло или имеется иная серьезная причина), он сдается для оценки преподавателю.

    Под докладом подразумевается итог самостоятельной исследовательской работы студента. Чтобы его подготовить, необходимо не только познакомиться с определенной научной литературой, но и выдвинуть свою гипотезу, провести сбор эмпирического материала (например, в школе), используя самостоятельные наблюдения, применяя устные опросы, анкеты, тесты, изучить необходимые документы и т.д., проверить гипотезу, прийти к обоснованным выводам, доказать правильность собственного решения проблемы и оформить полученные результаты в виде письменной работы. Остальные требования к докладу такие же, как и к реферату.

    Оценка за реферат, доклад и т.п. учитывает не только содержание выполненной работы, но и качество устного выступления:  умение говорить публично, заинтересовать слушателей, владение речью, ясность, образность, живость речи и т.д.   

    Круглый стол. В современном значении выражение «круглый стол» употребляется как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Этот способ характеризуется следующими особенностями: все участники круглого стола выступают в роли пропонентов, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У пропонента две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и

поверили; все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Чаще всего круглый стол играет скорее информационную роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

   Портфолио - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.

   Виды портфолио в вузе: деятельность

1. индивидуальная (портфолио студента, аспиранта,выпускника вуза)

2. групповая (портфолио студенческой группы образовательная (портфолио кафедры, факультета, специализации,вуза)

3. профессиональная (портфолио преподавателя, административного работника вуза)

    В век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно  рекомендуется, чтобы студенты развивали онлайн-портфолио (электронное).

Ситуационная задача - предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др. Ситуаций может быть представлено несколько или одна. Обсуждение ситуаций может организовываться как в малых группах, так и со всей аудиторией одновременно. При работе в малых группах студенты делятся на несколько малых групп. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.

Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.