(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.04.02 География
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Задачи курса ««История, теория и методология географии»; развитие теоретических представлений о географии как целостной системе взаимосвязанных естественных и общественных наук. Историко-географические науки (история и методология географии, история географических открытий, историческая география), их различия,
взаимосвязь и содержание. Связь между развитием общества и развитием теории географической науки. Современная география как наука, изучающая пространственные (территориальные) динамические природные, природно-технические и антропогенные системы и методы управления данными системами. /Лек/
Наиболее известные научные школы в отечественной физической и социально-экономической географии. Основные научные теории и концепции в общественной географии. /Лек/
Основные школы зарубежной географии: немецкая антропогеография, французская школа географии человека, британо-американская географическая школа: основные парадигмы и направления исследований /Лек/
Теоретический уровень современной географии. Теоретическая география. Особая роль системно-структурного анализа. География и общая теория систем. Математические методы в современной географии. Дифференциация и интеграция географической науки Научное сотрудничество и борьба идей в современной мировой географической науке. /Лек/
Периодизация истории формирования теоретических географических представлений. Начало теоретических географических открытий.
Античная география и география эпохи возрождения. Влияние географических идей Аристотеля, Эратосфена. Страбона, Птолемея на развитие географии в Европе в средние века и в эпоху Возрождения.
Развитие картографии и теоретических концепций в географии XVI в. (Меркатор, Ортелий, Бодэн, Гвиччардини). Философские воззрения Ф. Бэкона и Р. Декарта. Развитие естествознания в XVII в. Практическая потребность в дифференциации географии в XVII
в. Труд Варена «Всеобщая география» и его значение для мировой науки.
Английская наука XVII – XVIII вв. Французские энциклопедисты XVIII в. и география. Экономическое развитие и формирование теории географии в России XVIII в. Татищев и Ломоносов. Русская научная географическая школа XVIII в. /Пр/
Начало новой географии XIX в. Наука в Германии: Гумбольдт, Риттер. Первая пространственная модель Тюнена. Борьба идей немецкой камеральной статистики и русской экономической географии. К.И. Арсеньев – первый профессиональный экономико-географ в мировой науке, значение его работ.
Роль эволюционного учения в развитии географических идей. Русские предшественники Дарвина – Рулье и Северцов. Ламарк и Дарвин и их географические идеи. Дарвинизм и географическая наука.
Развитие методологических основ географии. Значение трудов Маркса и Энгельса
для формирования методологии географии в целом и экономической географии. Влияние
марксистской теории на развитее географии. Русские прогрессивные ученые (Огарев, Чихачев), их теоретические идеи в географии. Развитие географии в США. Конструктивный
подход к географической среде и ее охране.
Два направления в географической науке во второй половине XIX в.: прогрессивное развитие русской и французской школы. Работы П.П. Семенова-Тян-Шанского. Соединение работы русских и французских исследователей в школе Реклю. П.А. Кропоткин,
Л.И. Мечников /Пр/
Школа Рихтгофена. Роль А.И. Воейкова в развитии конструктивного направления в географии. Теория и практика географии в работах Д.И. Менделеева. Научная школа Д.Н. Анучина и западные географические школы данного периода. Научная школа В.В. Докучаева и географическая наука: В.И. Вернадский, Г.И. Танфильев, Г.Н. Высоцеий, А.Н. Краснов, Г.Ф. Морозов.
Упадок географической науки начала XX в. Немецкая, французская, русская и американская антропогеографические школы начала XX в. Концепция А. Геттнера. Противостояние концепций русских и зарубежных географов. География в период первой мировой войны. Зарождение геополитики. /Пр/
Труды В.И. Ленина и их значение для географической науки. Принципы экономического районирования Советской России и развитие экономической географии. Труды И.Г. Александрова, А.Е, Ферсмана. Первые шаги советской физической географии. Формирование научных школ. Научные школы Л.С, Берга – А.А. Борзова; В.И. Вернадского – Б.Б. Полынова; В.Н. Сукачева, В.Г. Глушкова – С.Д. Муравейского; Ю.М. Шокальского – Н.Н. Зубова и др. Роль Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, И.А. Витвера. Р.М, Кабо в развитии советской экономической географии. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского. /Пр/
Американская география: Э. Геттингтон, Э.Симпл, И. Боуман, К. Зауер. Кризис французской школы «географии человека». Кризис английской коммерческой географии. Кризис немецкой
школы Геттнера. Развитие геополитики в Германии. Влияние немецкой геополитики на
американскую географию. Теория «центральных мест» В. Кристаллера и А. Леша, развитие ее в США, Англии, Швеции. /Пр/
Теоретический уровень современной географии. Теоретическая география. Особая роль системно-структурного анализа.
География и общая теория систем. Математические методы в современной географии.
Дифференциация и интеграция географической науки Научное сотрудничество и борьба
идей в современной мировой географической науке.
География в народном хозяйстве, повседневной жизни народа, науке, образовании,
культуре. Географический прогноз. Методы географического прогнозирования. Проблема
географического прогнозирования и ее осуществление в реальной действительности. /Пр/
/Ср/
методы в географии. Метод районирования в географии. /Ср/
1. Научные теории и концепции в социально-экономической географии.
2. Немецкая школа экономической географии.
3. Французская школа «географии человека».
4. Британо-американская школа экономической географии.
5. Российские научные школы в социально-экономической географии.
6. Современное состояние социально-экономической географии в России.
1. Традиционные методы исследований в географии.
2. Картографический метод исследования.
3. Математико-статистические методы в географии
4. Метод районирования в географии
5. Социологический метод в географии
6. Современные методы географических исследований
Темы рефератов
1. Влияние географических идей Аристотеля, Эратосфена. Страбона, Птолемея на развитие географии в Европе в средние века и в эпоху Возрождения.
2. Философские воззрения Ф. Бэкона и Р. Декарта.
3. Татищев и Ломоносов.
4. Первая пространственная модель Тюнена.
5. Русские предшественники Дарвина – Рулье и Северцов.
6. Значение трудов Маркса и Энгельса для формирования методологии географии в целом и экономической географии.
7. Работы П.П. Семенова-Тян-Шанского.
8. П.А. Кропоткин, Л.И. Мечников.
9. Роль А.И. Воейкова в развитии конструктивного направления в географии.
10. Научная школа Д.Н. Анучина и западные географические школы данного периода.
11. В.И. Вернадский, Г.И. Танфильев, Г.Н. Высоцкий, А.Н. Краснов, Г.Ф. Морозов.
12. Труды В.И. Ленина и их значение для географической науки.
13. Научные школы Л.С. Берга – А.А. Борзова; В.И. Вернадского – Б.Б. Полынова; В.Н. Сукачева, В.Г. Глушкова – С.Д. Муравейского; Ю.М. Шокальского – Н.Н. Зубова и др.
14. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского.
15. Кризис немецкой школы Геттнера.
Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.
Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с заданиями практического занятия, которые включают в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Приступить к выполнению практического задания, которое может выполняться в виде заполнения таблиц, построения графиков и диаграмм, выполнения контурных карт, письменно в виде сравнительных характеристик географических объектов.
Методические рекомендации для студентам по подготовке рефератов
Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеется). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата, ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра __________________________________
Реферат
Тема:__________________________________________________
Выполнил: студент _____гр.
_________________________
ФИО
Научный руководитель:
к.г.н., доцент Мердешева Е.В.
Горно-Алтайск, 20__
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2010). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее - 2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Проектное задание выполняется обучающимися самостоятельно во внеаудиторное время.
Задание должно включать:
– описание цели и задач работы;
– круг рассматриваемых проблем и методы их решения;
– результаты анализа используемого материала, их интерпретация и общие выводы.
Основные требования, предъявляемые к выполнению проектного задания:
– четкость и последовательность изложения материала;
– наличие обобщений и выводов, сделанных на основе изучения информационных источников;
– аргументированность основных положений и выводов;
– использование современных способов поиска, обработки и анализа информации;
– самостоятельность выполнения.