2022-2023_05_04_02_2022_242М_plx_История_ теория и методология географии_Природопользование и охрана природы
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История, теория и методология географии
Учебный план
05.04.02_2022_242М.plx

05.04.02 География

Природопользование и охрана природы
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
58,6
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
10 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
26
26
26
26
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40,55
40,55
40,55
40,55
Сам. работа
58,6
58,6
58,6
58,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., зав.кафедрой, Мердешева Е.В.
 
 
История, теория и методология географии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)
 
05.04.02 География
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели:  представление о географии как целостной системе взаимодействия естественных и общественных наук, ее современных теоретических и методологических основах
1.2
Задачи: - рассмотреть историю географической науки; - рассмотреть изменение подходов к понимаю объекта, предмета и структуре географии; - подготовить к работе с научной литературой и другими источниками; - подготовить к проведению научно-исследовательской работы.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа  (получение навыков научно-исследовательской работы)
2.2.2
Научно-исследовательская работа
2.2.3
Методика организации научно-исследовательской работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен организовывать, выполнять работы и оказывать услуги географической направленности
 
Знать: классические и современные концепции физической и социально-экономической географии в исследовательской деятельности; современные методы обработки и интерпретации общей и отраслевой географической информации при проведении научных иследований. Уметь: представлять результаты исследовательского проекта в форме доклада и/или публикации. Способен: объективно оценивать полученные результаты, формулировать выводы, практические рекомендации.
ИД-1.ПК-1: Знает базовые знания фундаментальных разделов географии,основные подходы и методы комплексных географических исследований для выполнения работ, оказания услуг и реализации проектов географической направленности
 
 
ПК-2: Способен проводить экспертизы проектов и работ географической направленности
 
Знать: основные закономерности функционирования и развития  природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных системам. Уметь: проводить сравнительный анализ показателей состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем. Владеть: методами, формами и средствами научной деятельности; навыками осуществлять их выбор с учетом результатов научных исследований.
ИД-1.ПК-2: Знает основные закономерности функционирования и развития, методы проведения диагностики состояния  природных, природно-хозяйственных  и социально-экономических территориальных систем
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины
 
стр. 5
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1.1
Объект и предмет географии. Цели и задачи географических исследований.

Задачи курса ««История, теория и методология географии»; развитие теоретических представлений о географии как целостной системе взаимосвязанных естественных и общественных наук. Историко-географические науки (история и методология географии, история географических открытий, историческая география), их различия,

взаимосвязь и содержание. Связь между развитием общества и развитием теории географической науки. Современная география как наука, изучающая пространственные (территориальные) динамические природные, природно-технические и антропогенные системы и методы управления данными системами.  /Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Основные научные школы, теории и концепции отечественной географии.

Наиболее известные научные школы в отечественной физической и социально-экономической географии. Основные научные теории и концепции в общественной географии.  /Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
Основные научные школы, теории и концепции зарубежной географии.

Основные школы зарубежной географии: немецкая антропогеография, французская школа географии человека, британо-американская географическая школа: основные парадигмы и направления исследований /Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Современная теория и методы географии.

Теоретический уровень современной географии. Теоретическая география. Особая роль системно-структурного анализа. География и общая теория систем. Математические методы в современной географии. Дифференциация и интеграция географической науки Научное сотрудничество и борьба идей в современной мировой географической науке.  /Лек/

6
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1.5
История развития географической науки.

Периодизация истории формирования теоретических географических представлений. Начало теоретических географических открытий.

Античная география и география эпохи возрождения. Влияние географических идей Аристотеля, Эратосфена. Страбона, Птолемея на развитие географии в Европе в средние века и в эпоху Возрождения.

Развитие картографии и теоретических концепций в географии XVI в. (Меркатор, Ортелий, Бодэн, Гвиччардини). Философские воззрения Ф. Бэкона и Р. Декарта. Развитие естествознания в XVII в. Практическая потребность в дифференциации географии в XVII

в. Труд Варена «Всеобщая география» и его значение для мировой науки.

Английская наука XVII – XVIII вв. Французские энциклопедисты XVIII в. и география. Экономическое развитие и формирование теории географии в России XVIII в. Татищев и Ломоносов. Русская научная географическая школа XVIII в. /Пр/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
4
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1.6
Новая география XIX в.

Начало новой географии XIX в. Наука в Германии: Гумбольдт, Риттер. Первая пространственная модель Тюнена. Борьба идей немецкой камеральной статистики и русской экономической географии. К.И. Арсеньев – первый профессиональный экономико-географ в мировой науке, значение его работ.

Роль эволюционного учения в развитии географических идей. Русские предшественники Дарвина – Рулье и Северцов. Ламарк и Дарвин и их географические идеи. Дарвинизм и географическая наука.

Развитие методологических основ географии. Значение трудов Маркса и Энгельса

для формирования методологии географии в целом и экономической географии. Влияние

марксистской теории на развитее географии. Русские прогрессивные ученые (Огарев, Чихачев), их теоретические идеи в географии. Развитие географии в США. Конструктивный

подход к географической среде и ее охране.

Два направления в географической науке во второй половине XIX в.: прогрессивное развитие русской и французской школы. Работы П.П. Семенова-Тян-Шанского. Соединение работы русских и французских исследователей в школе Реклю. П.А. Кропоткин,

Л.И. Мечников /Пр/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
4
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.7
География в конце XIX – начале XX в.

Школа Рихтгофена. Роль А.И. Воейкова в развитии конструктивного направления в географии. Теория и практика географии в работах Д.И. Менделеева. Научная школа Д.Н. Анучина и западные географические школы данного периода. Научная школа В.В. Докучаева и географическая наука: В.И. Вернадский, Г.И. Танфильев, Г.Н. Высоцеий, А.Н. Краснов, Г.Ф. Морозов.

Упадок географической науки начала XX в. Немецкая, французская, русская и американская антропогеографические школы начала XX в. Концепция А. Геттнера. Противостояние концепций русских и зарубежных географов. География в период первой мировой войны. Зарождение геополитики. /Пр/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
4
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 8
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1.8
Становление и развитие советской географии.

Труды В.И. Ленина и их значение для географической науки. Принципы экономического районирования Советской России и развитие экономической географии. Труды И.Г. Александрова, А.Е, Ферсмана. Первые шаги советской физической географии. Формирование научных школ. Научные школы Л.С, Берга – А.А. Борзова; В.И. Вернадского – Б.Б. Полынова; В.Н. Сукачева, В.Г. Глушкова – С.Д. Муравейского; Ю.М. Шокальского – Н.Н. Зубова и др. Роль Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, И.А. Витвера. Р.М, Кабо в развитии советской экономической географии. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского. /Пр/

6
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.9
Зарубежная географическая наука после первой мировой войны.

Американская география: Э. Геттингтон, Э.Симпл, И. Боуман, К. Зауер. Кризис французской школы «географии человека». Кризис английской коммерческой географии. Кризис немецкой

школы Геттнера. Развитие геополитики в Германии. Влияние немецкой геополитики на

американскую географию. Теория «центральных мест» В. Кристаллера и А. Леша, развитие ее в США, Англии, Швеции. /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.10
Современная теория и методы географии.

Теоретический уровень современной географии. Теоретическая география. Особая роль системно-структурного анализа.

География и общая теория систем. Математические методы в современной географии.

Дифференциация и интеграция географической науки Научное сотрудничество и борьба

идей в современной мировой географической науке.

География в народном хозяйстве, повседневной жизни народа, науке, образовании,

культуре. Географический прогноз. Методы географического прогнозирования. Проблема

географического прогнозирования и ее осуществление в реальной действительности. /Пр/

6
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.11
Введение. География как система наук и объекты географического изучения. /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.12
Теоретическая география. Подходы к структуризации географии. /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 9
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
1.13
Методологические основы географии.

/Ср/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.14
История развития географической науки /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.15
Новая география XIX в. /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.16
География в конце XIX – начале XX в. /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.17
Основные научные школы, теории и концепции отечественной и зарубежной географии /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.18
Системный подход в географии /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.19
Современная теория и методы географии. Методы географических исследований. Картографический метод анализа. Математико-статистические

методы в географии. Метод районирования в географии. /Ср/

12
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.20
Представление результатов географических исследований /Ср/
10,6
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-1.ПК-1 ИД-1.ПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету 1. Историко-географические науки (история и методология географии, история географических открытий, историческая география), их различия, взаимосвязь и содержание. 2. Современная география как наука, изучающая пространственные (территориальные) динамические природные, природно-технические и антропогенные системы и методы управления данными системами. 3. Начало теоретических географических открытий. 4. Влияние географических идей Аристотеля, Эратосфена. Страбона, Птолемея на развитие географии в Европе в средние века и в эпоху Возрождения. 5. Философские воззрения Ф. Бэкона и Р. Декарта. 6. Практическая потребность в дифференциации географии в XVII в. 7. Английская наука XVII – XVIII вв. 8. Экономическое развитие и формирование теории географии в России XVIII в. 9. Русская научная географическая школа XVIII в. 10. Наука в Германии: Гумбольдт, Риттер. 11. Борьба идей немецкой камеральной статистики и русской экономической географии. 12. Роль эволюционного учения в развитии географических идей. 13. Ламарк и Дарвин и их географические идеи. 14. Развитие методологических основ географии. 15. Влияние марксистской теории на развитие географии. 16. Развитие географии в США. 17. Два направления в географической науке во второй половине XIX в.: прогрессивное развитие русской и французской школы. 18. Соединение работы русских и французских исследователей в школе Реклю. 19. Школа Рихтгофена. 20. Теория и практика географии в работах Д.И. Менделеева. 21. Научная школа В.В. Докучаева и географическая наука: В.И. Вернадский, Г.И.Танфильев, Г.Н. Высоцкий, А.Н. Краснов, Г.Ф. Морозов.
 
стр. 10
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
22. Немецкая, французская, русская и американская антропогеографические школы начала XX в. 23. Противостояние концепций русских и зарубежных географов. 24. Зарождение геополитики. 25. Принципы экономического районирования Советской России и развитие экономической географии. 26. Первые шаги советской физической географии. 27. Научные школы Л.С, Берга – А.А. Борзова; В.И. Вернадского – Б.Б. Полынова; В.Н. Сукачева, В.Г. Глушкова – С.Д. Муравейского; Ю.М. Шокальского – Н.Н. Зубова и др. 28. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского. 29. Кризис французской школы «географии человека». 30. Кризис немецкой школы Геттнера. 31. Влияние немецкой геополитики на американскую географию. 32. Теоретический уровень современной географии. 33. Особая роль системно-структурного анализа. 34. Математические методы в современной географии. 35. Научное сотрудничество и борьба идей в современной мировой географической науке. 36. Географический прогноз. 37. Проблема географического прогнозирования и ее осуществление в реальной действительности. 38. Географическая наука в перспективе
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы индивидуальных заданий

1. Научные теории и концепции в социально-экономической географии.

2. Немецкая школа экономической географии.

3. Французская школа «географии человека».

4. Британо-американская школа экономической географии.

5. Российские научные школы в социально-экономической географии.

6. Современное состояние социально-экономической географии в России.

1. Традиционные методы исследований в географии.

2. Картографический метод исследования.

3. Математико-статистические методы в географии

4. Метод районирования в географии

5. Социологический метод в географии

6. Современные методы географических исследований

Темы рефератов

1. Влияние географических идей Аристотеля, Эратосфена. Страбона, Птолемея на развитие географии в Европе в средние века и в эпоху Возрождения.

2. Философские воззрения Ф. Бэкона и Р. Декарта.

3. Татищев и Ломоносов.

4. Первая пространственная модель Тюнена.

5. Русские предшественники Дарвина – Рулье и Северцов.

6. Значение трудов Маркса и Энгельса для формирования методологии географии в целом и экономической географии.

7. Работы П.П. Семенова-Тян-Шанского.

8. П.А. Кропоткин, Л.И. Мечников.

9. Роль А.И. Воейкова в развитии конструктивного направления в географии.

10. Научная школа Д.Н. Анучина и западные географические школы данного периода.

11. В.И. Вернадский, Г.И. Танфильев, Г.Н. Высоцкий, А.Н. Краснов, Г.Ф. Морозов.

12. Труды В.И. Ленина и их значение для географической науки.

13. Научные школы Л.С. Берга – А.А. Борзова; В.И. Вернадского – Б.Б. Полынова; В.Н. Сукачева, В.Г. Глушкова – С.Д. Муравейского; Ю.М. Шокальского – Н.Н. Зубова и др.

14. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского.

15. Кризис немецкой школы Геттнера.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ».
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 11
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Перцик Е.Н.
История, теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры
Москва: Юрайт, 2016
 
Л1.2
Шальнев В.А., Ляшенко Е.А., Мельничук В.В.
История, теория и методология географии: учебное пособие (курс лекций)
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019
http://www.iprbookshop.ru/92697.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Богучарсков В.Т.
История географии: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2017
http://www.iprbookshop.ru/59230.html
 
Л2.2
Гулак А.С.
Введение в экономическую географию и регионалистику: учебное пособие
Симферополь: Университет экономики и управления, 2017
http://www.iprbookshop.ru/73275.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Moodle
6.3.1.4
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
229 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, проектор, ноутбук, раздвижной экран для проектора, кафедра. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; ане-мометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
стр. 12
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим занятиям

Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.

Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с заданиями практического занятия, которые включают в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Приступить к выполнению практического задания, которое может выполняться в виде заполнения таблиц, построения графиков и диаграмм, выполнения контурных карт, письменно в виде сравнительных характеристик географических объектов.

Методические рекомендации для студентам по подготовке рефератов

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеется). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата, ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Образец оформления титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Кафедра __________________________________

Реферат

Тема:__________________________________________________

         Выполнил: студент _____гр.

         _________________________

                                ФИО

         Научный руководитель:

         к.г.н., доцент Мердешева Е.В.

Горно-Алтайск, 20__

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2010). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее - 2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

 
стр. 13
УП: 05.04.02_2022_242М.plx
 
Методические рекомендации по выполнению проектного задания

Проектное задание выполняется обучающимися самостоятельно во внеаудиторное время.

Задание должно включать:

– описание цели и задач работы;

– круг рассматриваемых проблем и методы их решения;

– результаты анализа используемого материала, их интерпретация и общие выводы.

Основные требования, предъявляемые к выполнению проектного задания:

– четкость и последовательность изложения материала;

– наличие обобщений и выводов, сделанных на основе изучения информационных источников;

– аргументированность основных положений и выводов;

– использование современных способов поиска, обработки и анализа информации;

– самостоятельность выполнения.